Меню
Поиск



рефераты скачать Многообразие форм жизнедеятельности предприятий

p> В отличии от хозяйственного общества кооператив не может функционировать в качестве «компании одного лица». В п.3 ст.108 ГК РФ предусматривается обязательный минимум членов кооператива. Но не ограничивается их количество какой либо предельной величиной. Если в производственном кооперативе остается менее 5 участников, он подлежит ликвидации. Производственный кооператив представляет оптимальную правовую форму коллективного предпринимательства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не желающими допускать участия в их совместной деятельности посторонних лиц, например, на приватизированных предприятиях.

В п.1 ст.108 ГК РФ указано, что единственным учредительным документом кооператива является устав. Здесь не нужен учредительный договор, это отличает кооператив от большинства обществ и товариществ. Гражданский кодекс устанавливает некоторые обязательные требования к уставу производственного кооператива: условия о размере паевого и других взносов, о трудовом участии членов кооператива в его деятельности, ответственности.
В уставе должны быть указаны органы кооператива, порядок их формирования и компетенция.

Производственный кооператив может преобразоваться только в форму хозяйственного товарищества или общества, для этого требуется единогласное решение его членов, т.к. при этом существенно меняется их правовое положение.

3.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

«Предприятие» как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (п.1 ст.113 ГК
РФ), сохранена новым ГК только для государственной и муниципальной собственности. Ранее действовавший закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешал создавать «предприятия» - не собственники всем другим собственникам, а не только государству: общественным и религиозным организациям, фондам и даже отдельным гражданам.
В результате появились «индивидуальные (и семейные) частные предприятия»
(ИЧП), строившиеся по модели госпредприятий, то есть не имеющие права собственности на свое имущество и фактически полностью контролировавшиеся собственниками-учредителями, которые не несли никакой имущественной ответственности по долгам таких организаций. Сами эти ИЧП не имели даже минимального уставного фонда, так как требования к его размеру в законодательстве отсутствовали. ИЧП представляли собой фигуру, с помощью которой учредитель-собственник ограничивал или просто исключал свою ответственность по долгам перед третьими лицами – контрагентами созданного им ИЧП.

Государственные и муниципальные предприятия по гражданскому законодательству относятся к унитарным предприятиям. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Важным является положение, что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по видам (долям, паям), в том числе между его работниками.

Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Российской Федерации в соответствии с первой частью ГК РФ создаются и действуют два типа унитарных предприятий:
1) основанное на праве хозяйственного ведения имуществом, которое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;
2) основанное на праве оперативного управления имуществом, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие считается федеральным казенным предприятием.
Первые имеют более широкий круг имущественных прав, чем вторые:

- у них создается уставный фонд;

- они имеют возможность создавать дочерние предприятия;

- собственник имущества данных предприятий, как правило, не отвечает по обязательствам предприятий.

В своей деятельности государственные и муниципальные предприятия руководствуются ГК РФ и принятым впоследствии Законом о государственных и муниципальных предприятиях, а также другими нормативными актами, регулирующими деятельность данного типа предприятий.

Согласно п.4 ст.113 ГК РФ органом управления унитарным предприятием является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица со всеми вытекающими из ГК РФ правами и обязанностями. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а устав казенного предприятия утверждается Правительством
РФ.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, должны быть указаны место его нахождения, наименование предприятия и другие сведения. Особенностью фирменного наименования унитарного предприятия является указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества государственных и муниципальных предприятий не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных п.3 ст.56 ГК РФ.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом, а если имеется недостаточность имущества у казенного предприятия, то РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам на основании п.5 ст.115
ГК РФ. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, имеет право изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

Таким образом, главной отличительной особенностью государственных и муниципальных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных ГК РФ пределах.

Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества действует в соответствии с установленными целями (в уставе закрепленными), заданиями собственника и назначением имущества, поэтому казенное предприятие распоряжается закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

3.6. Некоммерческие организации

К некоммерческим организациям согласно ст.116-123 ГК РФ являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации
(объединения), фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Согласно ст.116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников.
Осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
К числу потребительских кооперативов относят жилищные и жилищно- строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества и другие.

ГК РФ содержит наиболее общие правила об имущественно-правовом положении всякого потребительского кооператива. Он предусматривает, что особенности правового положения отдельных видов потребительских кооперативов должны определяться специальными законами о них.

Единственным учредительным документом является устав потребительского кооператива. Высшим органом кооператива является общее собрание. Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности. Кооператив как юридическое лицо является единым и единственным собственником своего имущества. Основу имущественной самостоятельности кооператива составляет его паевой (уставный) фонд. ГК не содержит требований к минимально необходимому размеру такого фонда, т.к. для различных видов кооперативов этот размер не будет одинаковым. Паевой фонд кооператива формируется за счет паевых взносов его участников (членов).

Общественные и религиозные организации как добровольные объединения граждан для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей признаются юридическими лицами. Как участники имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они приобретают правовое положение, определяемое нормами ГК. В категорию общественных и религиозных организаций входят разнообразные объединения граждан: политические партии и профсоюзы, добровольные общества и союзы творческих деятелей, религиозные организации и т.д. Статья 117 ГК РФ предусматривает лишь некоторые основные положения, касающиеся их участия в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Во всех случаях общественные и религиозные организации являются едиными и единственными собственниками своего имущества. Их участники – граждане не имеют не вещных, ни обязательственных прав на это имущество, не приобретая от своего участия в них ни каких имущественных выгод. Имущество не подлежит возврату участникам ни в случае их выхода из организации, ни в случае их ликвидации. Члены общественных и религиозных организаций не несут ни дополнительной, ни какой либо иной имущественной ответственности по долгам организаций.

Фонды – относительно новый вид юридических лиц. В ст.118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественные полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для контроля за деятельностью фонда введены обязательные требования создания его попечительского совета.

Участниками фонда могут быть как граждане так и юридические лица, а также публично-правовые образования. Имущественная база фонда составляется за счет взносов учредителей и пожертвований любых других лиц. Фонд не имеет фиксированного членства и постоянных источников доходов, ему разрешено участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно так и через создаваемые для этих целей общества: акционерные, с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Учреждения – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Как и унитарные предприятия – не собственники, они представляют собой остатки прежней экономической системы и несвойственны развитому товарному обороту. К числу учреждений относится большое количество разнообразных некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и т.д. Исходя из многообразия видов учреждений. ГК допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами так и подзаконными актами. Основным источником имущества учреждения является полученные им по смете от собственника средства. Будучи не собственником учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество. Смета и характеризует их имущественную обособленность.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. Участники ассоциации (союза) как юридические лица сохраняют полную самостоятельность, сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью. Ассоциации (союзы) действуют на основании двух учредительных документов – договора и устава. В учредительном договоре участники выражают свою волю на создание объединения, определяют условия участия в нем, цели деятельности объединения. В уставе определяются статус ассоциации (союза), включая порядок образования, компетенцию органов управления, условия и порядок реорганизации и ликвидации объединения.
Согласно п.3 ст.48, п.3 ст.213 ГК РФ ассоциация (союз) становится собственником имущества, преданного ей учредителями, включая их взносы, являющиеся основным источником образования такого имущества. Сама ассоциация не несет имущественной ответственности по обязательствам своих членов, но члены ассоциации (союза) несут дополнительную ответственность по ее долгам своим имуществом. Выход из ассоциации (союза) допускается лишь по окончании финансового года. Прием в ассоциацию новых членов допускается по единогласному решению всех ее участников, в этом случае на нового члена возлагается дополнительная ответственность по долгам объединения в том числе возникшем и до его вступления.

3.7. Предприятия с иностранными инвестициями

Одна из особенностей экономического развития России в последние годы является ее активное включение в мировую систему внешнеэкономических связей. Российская экономика приветствует приток новых технологий из-за рубежа, передового управленческого и производственного опыта, финансовых ресурсов. Функционирование иностранных инвесторов на территории России регулируется Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля
1991 года, Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 года и другими законодательными актами.

В Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями могут создаваться и действовать в виде:

- предприятий с долевым участием иностранных инвестиций (совместных предприятий), а также их дочерних предприятий и филиалов;

- предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам

(иностранных предприятий), а также их дочерних предприятий и филиалов;

- филиалов иностранных юридических лиц.

В роли иностранных инвесторов могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей (если они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительство), иностранные государства, международные организации.

Предприятия с иностранными инвестициями на территории РФ могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ: полных товариществ и товариществ на вере; обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью; открытых и закрытых акционерных обществ.

Предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными российским законодательством. Объекты, в которые могут вкладываться иностранные инвестиции, включают в себя:
- вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства;

- ценные бумаги;

- целевые денежные вклады; научно-техническую продукцию;

- права на интеллектуальные ценности;

- имущественные права.

Для осуществления определенных видов деятельности необходимо получение лицензии. Так, для ведения страховой и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должны получить лицензию Министерства финансов РФ, а для ведения банковской деятельности – лицензию Центрального банка РФ.

При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкций, предварительно проводится соответствующая экспертиза. В необходимых случаях создание предприятий с создание предприятий с иностранными инвестициями требуют получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведение экологической экспертизы. Все виды экспертиз и выдача разрешений осуществляется в общем порядке в соответствии с действующим на территории РФ законодательством.

Существует несколько способов создания предприятий с иностранными инвестициями:

1) учреждение, т.е. создание нового предприятия с иностранными инвестициями;

2) приобретение иностранным инвестором ранее учрежденного предприятия полностью или доли участка (пая, акций) в таком предприятии;

3) на территории РФ также разрешается деятельность филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
4.Предприятия Республики Башкортостан

На территории РБ создаются и действуют предприятия следующих организационно-правовых форм: государственные, муниципальные, индивидуальные (семейные) частные, акционерные общества (открытого и закрытого типа) и товарищества (полные, смешанные, с ограниченной ответственностью), предприятия общественных организаций, потребительской кооперации, межхозяйственные, арендные и другие. Государственные предприятия учреждается органами государственной власти и управления, является юридическим лицом. Имущество государственных предприятий или вклад в смешанные формы собственности образуется за счет бюджетных ассигнований или вкладов других государственных предприятий. Муниципальное предприятие учреждается органами местного самоуправления. Его имущество формируется за счет ассигнований из местного бюджета. Индивидуальное (семейное) частное предприятие принадлежит гражданину на праве собственности или члена его семьи на праве общей долевой собственности. Может быть образовано в результате приобретения гражданином (семьей) государственного предприятия.
Имущество этого предприятия формируется из имущества гражданина (семьи), полученных доходов и других законных источников. Предприятия общественных организаций и объединений учреждаются по решению их полномочных органов. В
РБ общее количество предприятий на начало 1995 достигло 46 тыс., из них по формам собственности: государственных- 4,6 тыс., муниципальных - 3,8 тыс., смешанных - 3,5 тыс., частных - 29,0 тыс., обществ. - 4,7 тыс., иностранных и смешанных с иностранным участием - 0,4 тыс. Из общего числа предприятий в форме АО (открытого и закрытого типа) функционируют около17 тыс.

По данным Единого Государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) на 1 июля 2001 года число учтенных хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) составило 60,2 тыс. единиц и по сравнению с 1 июля 2000 года увеличилось на 3,7 тыс. единиц (на
6,5%).Наибольшее число учтенных хозяйствующих субъектов зафиксировано в торговле и общественном питании-17,6 тыс. единиц (29,2% от общего количества), строительстве-7,3 тыс. единиц (12,1%), сельском хозяйстве-7 тыс. единиц (11,6%), промышленности-6,6 тыс. единиц (11%). Из общего количества хозяйствующих субъектов 68% составляют коммерческие, 26,1%- некоммерческие, 5,9%-филиалы и обособленные подразделения юридических лиц.
Частную форму собственности имеют 38,1 тыс. единиц или 63,4% от общего количества, государственную-3,4 тыс. единиц (5,7%), муниципальную-7,7 тыс. единиц (12,7%), общественную-3,3 тыс. единиц (5,4%) и на долю прочих форм собственности приходится 12,8%.

Распределение предприятий (организаций) Республики Башкортостан по формам собственности на 1 января 2000г.

Список литературы

1.Гражданский кодекс, часть 1,1998г.
2.Вояков Г.Н. Экономика предприятия,1999г.
3.www.bashstat.ru
4.www.uic.bashedu.ru
5.www.ufainfo.ru

-----------------------
[pic]


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.