Материальная ответственность участников безналичных расчетов за несвоевременность платежей
Материальная
ответственность участников безналичных расчетов за несвоевременность платежей
Претензии плательщиков и получателей средств друг к другу,
связанные с осуществлением расчетных операций, рассматриваются ими без участия
банка. В то же время в договоре между хозяйствующими субъектами может быть
предусмотрена необходимость уплаты и соответственно размер пени за просрочку
платежа. Однако банк начисляет и взыскивает пеню в оговоренных случаях только
при условии, что ему предоставлено такое право договором на расчетно-кассовое
обслуживание.
Ответственность банков за несвоевременное перечисление средств
клиентов определяется действующим законодательством. При этом банки не несут
ответственности, если платеж был просрочен вследствие задержки или утери
расчетных документов предприятиями связи. Когда нарушение установленного
порядка расчетов происходит по вине банка, клиент должен предъявить свои
претензии непосредственно обслуживающему его банковскому учреждению. Если при
этом имеет место нарушение данным учреждением действующих нормативных актов,
клиент вправе обратиться с обжалованием неправомерных действий банковских
работников либо в вышестоящее учреждение банка, либо в суд.
Материальная ответственность банков за своевременность
расчетов реализуется путем уплаты штрафов. В настоящее время определено, что
если банк по своей вине допустил несвоевременное списание денежных средств со
счета плательщика либо задержку их зачисления на счет получателя, он обязан
уплатить в пользу клиента пеню за каждый день просрочки платежа в размере 0,15
% от суммы платежа (если законодательством или договором на расчетно-кассовое
обслуживание не предусмотрен иной размер пени). В случае же неправильного
списания средств со счета клиента по вине банка последний выплачивает в пользу
этого клиента штраф, размер которого предусматривается в договоре на
расчетно-кассовое обслуживание.
В современных условиях банки не вправе устанавливать и
проверять направления использования средств клиентов в процессе расчетов (кроме
случаев, предусмотренных законодательством), а также вмешиваться в договорные
отношения хозяйствующих субъектов. Однако банки осуществляют определенный контроль
за соблюдением клиентами условий и правил расчетов, который носит главным
образом предварительный характер. В частности, в процессе расчетов банки
контролируют правильность заполнения расчетных документов, своевременность
сдачи выписанных расчетных документов, имеющих срок действия, на инкассо и т.п.
Банки имеют право взыскивать штрафы при нарушении порядка
проведения расчетных операций другими участниками расчетов. В настоящее время
предусмотрено, что при ошибочном зачислении денежных средств на счет клиента
владелец счета обязан в течении десяти календарных дней после получения выписки
из счета уведомить об этом банк. В противном случае данный клиент должен
уплатить банку пеню в размере 0,15 % от ошибочно зачисленной ему суммы, если
договором на расчетно-кассовое обслуживание не предусмотрен иной размер пени.
Кроме того, банки могут взыскать штраф с Белорусского межбанковского расчетного
центра, если по его вине банки несвоевременно перечислили средства по счетам
своих клиентов (в случае, когда договором между банком и БМРЦ предусмотрена
такая форма ответственности).
Правомерность наложения штрафных санкций за нарушение порядка
проведения расчетных операций может быть оспорена участниками расчетов в
хозяйственном суде.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
|