Миссия организации
Миссия
организации
Существуют
широкое и узкое понимания миссии.
Миссия (в
широком смысле) - констатация философии и предназначения, смысла существования
организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в
соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою
деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация
намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается
быть.Философия организации обычно редко меняется. Что касатся второй части
миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут
проходить в организации и в среде ее функционирования.
Миссия (в
узком понимании) - сформулированное утверждение относительно того, для чего или
по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как
утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором
проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно
сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не
менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде,
характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Целевое
начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов
различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и
вовлеченных в процесс ее функционирования.
Основными группами людей, чьи интересы должны
быть учтены при определении ее предназначения, являются:
• собственники
организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для
того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои
жизненные проблемы;
• сотрудники
организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность
организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне,
получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой
компенсации свои жизненные проблемы;
• покупатели
продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на
продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого
продукта свои потребности;
• деловые
партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых
отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и
получающие аналогичные услуги со стороны организации;
• местное
сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное
содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической
среды обитания организации;
• общество в
целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с
организацией в политической, правовой, экономической и других сферах
макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для
обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с
другими членами общества также пользуется и организация.
Миссия (по
П. Котлеру) должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
• история
фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее
профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
•
существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого
персонала;
• состояние
среды обитания организации;
• ресурсы, которые
она может привести в действие для достижения своих целей;
•
отличительные особенности, которыми обладает организация.
Хорошо
сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она
стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных.
Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие
характеристики организации:
• целевые
ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач нанаправлена
деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей
деятельности в долгосрочной перспективе;
• сфера
деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает
покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего
продукта;
• философия
организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты
в организации;
•
возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в
чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной
перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет
свою работу, какие для этого имеются know — how и передовая техника.
Миссия в
большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при
умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет
очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация.
Миссия
формулируется для:
1. Миссия
дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет
организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в
своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует
формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении
субъектов внешней среды.
2. Миссия
способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного
духа. Это проявляется в следующем:
• миссия
делает ясными для сотрудников общую цель предназначение существования
организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы
ориентируют свои действия в едином направлении;
• миссия
способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей
персоны с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с
организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при
осуществлении своей деятельности;
• миссия
способствует установлению определенного климата в организации, так как через
нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые
лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.
3. Миссия
создает возможность для более действенного управления организацией в силу того,
что она:
• является
базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость
набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая
направленность и допустимые границы ее функционирования;
•
обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу
для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;
• расширяет
для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет
применять более широкий набор приемов мотивирования.
Требования,
предъявляемые к формулировки миссии:
Прямая
формулировка прибыли как цели деятельности не должно быть;
Краткая формулировка;
Понятная
формулировка;
Формулировкой
занимается высшее руководство.
Список
литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html
|