p> Во Франции на протяжении почти 30 лет (19471986) государственное
регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма"
(государственного регулирования экономики). Начало французской системы
регулирования цен было положено законами от 39 июня 1945 года, которые
провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года.
Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое
снижение покупательной способности французского франка обусловили
необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами. В январе-
феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров. В конце 1947 года, с учетом некоторого повышения темпов
восстановления экономики, была заимствована политика "контролируемого
роста цен", в соответствии, с которой предприниматели получили право
повышать цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли
отменить эти изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были
переведены в режим полной или частичной свободы их установления. В
течение восьми последующих лет правительством Франции были приняты 6
законов о блокировке цен, которые привели к постоянному ужесточению
ценового контроля. В 1960-1962 годах была проведена почти полная
либерализация цен на промышленные товары. Однако уже с середины 1963
года правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на
уровне 31 августа1963 года в связи с новой экономической политикой
("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые
продукты питания и услуги. В период с 1965 по 1972 государственное регулирование цен
осуществлялось через "контракты стабильности" (1965г.), "программные
контракты" (1966г.) и "контракты против повышения цен"(1971г.). В соответствии с "контрактами стабильности" государство заключило с
предприятиями соглашения, по которым эти предприятия имели право повышать
цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие. Основная цель
заключалась в поддержании стабильности общего уровня цен. В соответствии с " программными контрактами" государство
способствовало такой эволюции цен, которая отвечала бы условиям
международной конкуренции. Этот механизм распространялся на все товары и
услуги, которые в соответствии с "контрактами стабильности" ранее
подвергались контролю. В соответствии с "программными контрактами"
предприятия предоставляли государству информацию о своих инвестиционных
программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на
внешние рынки, а также информацию, связанную с формированием цен, технико-
экономическую характеристику товаров, показатели производительности
труда, методы финансового управления и т.д. "Контракты против повышения цен" имели целью обеспечить высокую
конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы роста
инфляционного развития экономики. При принятии предприятиями этих
контрактов правительство принимало на себя обязанность не принимать меры,
ведущие к росту издержек производства. В 70х годах правительство Франции стало применять систему мер по
блокировке и регулированию цен. Со второй половины1975 года были временно
заблокированы цены на все товары и услуги государственного и частного
секторов, а с апреля по декабрь 1976г. цены в госсекторе могли повышаться
на определенное количество процентов. При этом между государством и
предприятиями были заключены контракты, по которым последние обязывались
ограничивать рост цен на свою продукцию. В первой половине 70х годов правительство проводило жесткую
политику ограничения доходов во всех секторах экономики. В соответствии с
этой политикой в государственном секторе не возобновлялись контракты,
предусматривающие увеличение зарплаты, а в частном секторе зарплата
служащих не должна превышать зарплату государственных служащих. С середины 70х годов экономическое положение Франции резко
ухудшилось в связи с 4кратным повышением мировых цен на нефть, в
результате чего темпы роста значительно сократились, а темпы роста цен
возросли. Резкое повышение внутренних цен привело к росту забастовочного движения. В свою очередь, предприниматели для сохранения прибыли и
обеспечения возможности самофинансирования неоднократно повышали цены,
раскручивая этим спираль "заработная плата цены". В этот период стало
ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием
принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает
рынок негибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на
определенном этапе ограничивает свободный перелив капитала, мобильность
рынка труда, товаров и услуг. Предприятия, которые в связи с блокировкой цен не могли их повысить
на контролируемых рынках, терпели убытки и не имели достаточно средств на
возобновление производства и увеличение инвестиций. Как считают
французские экономисты, основным недостатком блокировки цен является
затруднение инвестирования и рост бюрократизации. Следует также обратить
внимание на низкую эффективность контроля за ценами в борьбе против
инфляции, так как ее темпы в середине 70х (910% в год) были значительно
выше, чем в странах, где регулирование проводилось не административными, а
косвенными экономическими методами. Контроль за ценами в тот период привел к переливу капиталов в США,
Швейцарию и другие страны, где существовала возможность получения большей
прибыли на единицу вложенного капитала. Контроль за ценами привел также
к таким негативным последствиям, как рост импорта, так как стало
выгоднее покупать некоторые товары за границей, чем производить их во
Франции. Другой чертой стало ослабление позиций французских предприятий в
конкурентной борьбе с филиалами ТНК, которые часто продавали
свои товары дешевле для завоевания рынка.
В 1973г. правительство Франции либеролизовало цены на промышленную
продукции. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно
осторожно. На первом этапе были отобраны отрасли, где имелась сильная
международная конкуренция (часовая и шарикоподшипниковая промышленности);
отрасли, где в силу специфики не наблюдались резкие скачки цен (пищевая
промышленность); отрасли, которые из-за социального обеспечения имели
стабильный рынок (фармацевтическая промышленность). Безусловно, жесткий контроль за ценами в течение почти 30лет
способствовал стабилизации экономики. Однако любое административное
вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению
законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время
противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства. В этих условиях государство вынуждено на определенном этапе
"дирижисткого" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью
достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех
или иных товарных рынках. В течение первой половины 80х гг., особенно после поражения
социалистов, процесс либерализации цен продолжался и, к1986г. было
освобождено около 90% цен. Постановление Совета Министров Франции от 1 декабря1986г.,
отменившее постановление от 30 июня 1945 г., ввело практически полную
свободу цен на товары и услуги. Оно отменило право правительства в любой
момент вмешиваться в процесс ценообразования. Это означало свободное
формирование цен в процессе конкуренции. Исключение из свободного ценообразования составляют отрасли, где
регламентация необходима (здравоохранение, общественный транспорт).
Вмешательство администрации в процесс формирование цен допускается при
кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а
также при внезапных и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных
мер для исправления положения. Срок, в течение которого общественные
власти в лице Государственного совета Франции правомочны вмешиваться,
ограничен шестью месяцами. При этом временная регламентация цен вводится
лишь после консультации с Советом по конкуренции и Национальным советом
по потреблению. В стране законодательно определены общие принципы свободного
ценообразования и основные условия, при которых они могут реально
осуществляться. Первым и важнейшим условием является наличие свободы
выбора товара или услуги и продавца. Должно быть обеспечена и
достоверная информация о продаваемых товарах. Либерализация цен не означает полного невмешательства государства в
процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства на
микроуровне к системе глобального регулирования для экономики Франции
означает лишь изменение формы вмешательства (переход от жесткого
"дирижизма" к методам косвенного воздействия на рынок и цены). Поэтому не
случайно, что одновременно было принято постановление о ценовой
конкуренции в промышленности, в соответствии с которым запрещалось
создание любых союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных
торговцев. Запрещались также заключения любых соглашений о "минимальных
ценах", либо о "рекомендуемых ценах" на товары. Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры
государственных регулирующих органов. До 1986 г. в составе Министерства
планирования и финансов органы ценообразования были представлены
самостоятельным департаментом, а после 1986 г. он был преобразован в
Совет по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по
государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. На Совет
возложена обязанность оценивать правильность экономических поступков
предприятий, определять их соответствие нормам законодательства, следить за
соблюдением правил конкуренции и ценообразования. Совет по конкуренции может применять следующие санкции:
1) предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую
деятельность в течение определенного срока;
2) наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина
которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя;
3) потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в
определенных журналах. Все эти меры могут применяться в комплексе, они не являются
взаимоисключающими.
Меры, применяемые Советом по конкуренции, можно назвать общественными
мерами. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики,
потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в
суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс.
государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за
государственной дисциплиной цен. Существует разветвленная система общественного контроля за качеством
товаров и ценами. Под эгидой общества потребителей работают несколько
частных институтов по экспертизе различных товаров. Надо отметить, что если раньше блокировку цен осуществляло
правительство Франции, то с 1986 г. эти решения принимаются парламентом
республики. По оценкам французских экономистов, либерализация цен дала хорошие
результаты. Общий индекс потребительских цен за19851989 вырос на
11,9%, что равняется в среднем на 2,8% в год, т.е. за период
либерализации цен инфляция в экономике Франции находилась на
нормальном уровне. Это доказывает то, что на данном этапе французская
экономика в состоянии сама себя регулировать, то есть государственное
вмешательство не несет на себе основную нагрузку по поддержанию темпов
экономического роста. По сути, в этом находит свое отражение
неоклассическая модель, которая провозглашает невмешательство государства
в экономику. Я считаю, что государство должно для наилучшего экономического
развития время от времени чередовать применяемые модели. В принципе так
и происходит. Консерваторы сменяют социалистов, и наоборот. Это дает
стимул к развитию обоих моделей (имеется в виду вмешательство и
невмешательство государства). Экономическое развитие идет по спирали, и,
может быть, через одно-два десятилетия во Франции опять будут
предоставлены государству большие права. IV. Экономическое положение Японии. Государство в восточной Азии, расположено на 4 крупных островах Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Косю и много численных прилегающих к ним мелких островах. Территория 372, 2 тыс. кв. км. Население 122, 2 млн. (1987);свыше. 99% японцы. Столица Токио (около 12 млн. чел. , 1987). Официальный язык японский. Основные религии синтоизм и буддизм. Незавершенная буржуазная революция 186768 гг. открыла новую капиталистическую эру в истории Японии. Проведение в течение нескольких лет ряда буржуазных реформ расчистило почву для развития капитализма. По конституции 1889 года Япония провозглашалась монархией во главе с императором, но законодательная власть в странен осуществлялась с этих пор императором совместно с парламентом. На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма, ускоренными темпами шел процесс превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация страны и сохранения в различных сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер. В 1940 году Япония заключила военный союз с гитлеровской Германией и фашисткой Италией, направленный против СССР, а также против США и Англии, в 1941 г. вступила во вторую мировую войну. После разгрома в 1945 г. милитаристской Японии, решающую роль в котором сыграла Советская Армия, в стране были проведены некоторые демократические преобразования. Принятая в 1947 г. конституция провозглашает демократические права и свободы, содержит отказ от войны "как суверенного права нации", запрещает Японии иметь вооруженные силы. В результате проведения аграрной реформы большая часть помещичьих земель была за выкуп передана крестьянам. Подверглись разделу крупнейшие монополии. Тем не менее, власть осталась в руках представителей буржуазии и чиновничьей верхушки, которые взяли курс на укрепление позиций монополистического капитала. В нарушение конституции в стране были созданы оснащенные современным оружием так называемая "силы самообороны", превратившиеся ныне в регулярную армию численностью 272 тыс. чел. (по официальным данным на 1987). 60 70е годы характеризовались быстрыми темпами экономического развития Японии, что позволило ей стать второй экономической державой капиталистического мира по объему валового национального продукта и промышленного производства. Япония конституционная монархия. По конституции император является "символом государства и единства народа". Законодательную власть осуществляет парламент (состоит из палаты представителей 512 депутатов и палаты советников 252 депутата, имеющих срок полномочий 4 и 6 лет соответственно). Исполнительная власть принадлежит кабинету министров, который формируется премьер-министром. Япония высокоразвитая страна. Располагая 2, 5% населения земли и 0, 3% площади, она к настоящему времени по своему экономическому потенциалу прочно закрепилась на 2м после США месте в капиталистическом мире. ВНП страны (ок. 2, 4 трлн. $ в 1987) превышает 11% мирового ВНП, по объему ВНП на душу населения Япония опередила США. На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства. Страна занимает первое место по производству судов, автомобилей, тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электронной техники, роботов. В 1987 г. произведено: стали 98, 5 млн. т, автомобилей 12, 4 млн. шт., электроэнергии 580, 2 млрд. кВт-ч, промышленных роботов 12, 6 тыс. шт., электронного и электронно-вычислительного оборудования на 124, 6 млрд $. Объем производства увеличился на 4% по сравнению с 1986 г. Практически завершилась адаптация японской экономики к "дорогой иене". В основном осуществлен переход к новой модели экономического развития страны, снимающей акцент на экспортную ориентацию и ставящей во главу угла задачу, прежде всего внутреннего потребления. В сельском хозяйстве преобладает мелкое крестьянское землепользование. Обрабатывается 14, 8% земельной площади. Основная сельскохозяйственная продукция рис (сбор в 1987 г. 14 млн. т). Другие отрасли птицеводство, производство овощей и фруктов. Развито рыболовство. Улов рыбы в 1987 г. 12, 7 млн. т (1е место в капиталистическом мире). Железные дороги 28 тыс. км, автодороги свыше 1, 1 млн. км, в том числе 42, 8% с твердым покрытием, из них 3500 км скоростные. Тоннаж морского торгового флота (1987 г.) 38 млн. бр. рег. т. Денежная единица иена. 100103 иены=1$. Основные товары экспорта: машины и оборудование, электроника, металлы и металлоизделия, химические продукты; импорта: промышленное сырье и полуфабрикаты, топливо и продовольствие. Доля США в товарообороте Японии в 1987 г. равнялась 30, 4%. Численность безработных, по данным на конец 1987 г. составила 1, 56 млн. чел. Отличительной чертой современного размещения производительных сил Японии является наличие в нем ярко выраженных территориальных диспропорций, значительно более острых, чем в других основных капиталистических странах. Так, в США в 1981 г. 51, 3% всей отгруженной продукции обрабатывающей промышленности было создано на 18, 9% их территории, в то время как в Японии 53, 0% всей отгруженной продукции обрабатывающей промышленности было создано на 9, 1% ее территории. Территориальная концентрация производительных сил Японии впечатляет даже по сравнению с основными странами Западной Европы, имеющие сопоставимые с ней размеры. Об этом свидетельствуют приводимые ниже данные о территориальной концентрации производства национального дохода в Японии и в основных странах Западной Европы в 1978 г.
|Территория |Япония |Великобрита|Франция |Германия |Италия |
| | |ния | | | |
| |9,1 |19, 5 |19, 9 |27, 4 |31, 2 |
| |52, 5 |53, 0 |50, 3 |50, 7 |53, 0 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|