Меню
Поиск



рефераты скачать Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

p> В этих условиях правительство Блюма не решалось поставить под государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как результат – смену кабинета министров.

Правительство социалиста – радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы
Народного фронта. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетных расходов состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично произвести девальвацию национальной валюты.

Непоследовательность антикризисных действий привели к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего трансформировалась и его программа.

В результате нового правительственного кризиса весной 1938г. формируется 2-й кабинет Блюма, который проводит дальнейшее свертывание политики Народного фронта.

За счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить военно-оборонительное строительство в стране. Одновременно в качестве источников средств для выполнения оборонной программы правительством были названы : увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные предприятия, на сверхприбыли оборонных предприятий, а так же установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и некоторые другие мероприятия. Политика пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных промышленных и финансовых кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.

Сформированное в апреле 1938г. правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий.

Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объясняется непоследовательностью антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны было вызвано накануне войны усилением государственных ассигнований на военное строительство.

Особенности экономического кризиса в Германии.

Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929-1933 гг. в стране.

Своей нижней точки он достиг в 1932г. поразив промышленный сектор ( 68 тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. чел).[1]

Прекращение помощи со стороны ведущих стран, которые также испытывали экономический кризис, усугубило положение Германии.

Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках , растущая ностальгия широких общественных кругов граждан по былому величию Германии в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран было главным фактароми установления фашистского режима в стране в
1933г.

Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатистский характер.

Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и стратегические – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.

Эта стратегия и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного хозяйства.

Нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов.

Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об оброне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.

Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра –
Главного хозяйственного совета , перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей.

Таким образом в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко – выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой
«ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных кампаниях.

Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказались весьма эффективными и позволили в течении 1934г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, т.к. не устраняли народохозяйственные диспропорции явившиеся его причиной, а напротив углубляли их.

Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций , расширения внутренних и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и т.д.
Впрочем, нацистское правительство и не стремилось к решению данных проблем.

Только развязывание внешней агрессии могло временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому с 1935 г. Германия все более втягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну.

Мировой экономический кризис и его особенности в Италии.

Экономический подъем был прерван охватившим в 1929 г. все экономически развитые страны мировым экономическим кризисом. В Италии кризис положил начало новому этапу становления фашистского режима. Под предлогом принятия антикризисных мер фашистское государство полностью поставило под свой контроль основные отрасли экономики. Усилился процесс концентрации финансового и промышленного капитала, монополизации экономики страны.
Правительство Муссолини отдавало приоритет монополистам, что существенно затрагивало интересы мелких и средних собственников. Сумма правительственных субсидий крупным монополистам достигла 10 млрд. лир, государство приобретало тысячи акций и облигаций промышленных предприятий.
В итоге оно стало одним из крупнейших акционеров, в его руках были сосредоточены мощные рычаги для оказания не только административного, но и экономического воздействия на политику крупных монополистических объединений.

Экономическая политика фашистского государства способствовала росту авторитета Муссолини в кругах крупных предпринимателей. Ведущие представители финансово-промышленного капитала - Донегани, Мотта, Пирелли,
Аньелли, Вольпи и др. - стали одновременно и руководителями корпораций соответствующих отраслей, заняли крупные посты в фашистской иерархии.
Фактически в стране сложилась система государственно-монополистического капитализма. Отдельные концерны полностью господствовали в итальянской экономике. Наиболее крупными из них являлись химический и горнорудный трест
“Монтекатини”, электроэнергетический “Эдисон”, резиновый “Пирелли”, металлургический и оружейный “Терни” и некоторые другие.

Вместе с тем, в годы кризиса существенно сократился сектор мелких частных предприятий. В 1929-1932 гг. потерпело финансовый крах, разорилось или было поглощено более сильными конкурентами 12661 предприятие.8 Большая часть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупные предприятия или государственную службу.

Централизация управления экономикой имела и другие негативные последствия. Она привела к бюрократизации экономической системы и бурному расцвету коррупции среди чиновников.

Вместе с тем, по сравнению с экономикой нацистской Германии, уровень монополизации в Италии был все же значительно ниже. Итальянским фашистам не удалось полностью подчинить себе экономику, сохранялся сектор частных предприятий, в том числе и крупных. Действие рыночных механизмов сильно ограничивалось, но они не были полностью разрушены.

Утрата поддержки предпринимателей и крах итальянского фашизма

Монополизация экономики и рост промышленности позволили Муссолини задуматься о военной экспансии. Муссолини с 1935 г начинает менять свой экономический и внешнеполитический курс.

В области экономической с начала 1935 г. Муссолини объявляет курс на автаркию - полное самообеспечение Италии всеми видами продукции, в том числе и военной. Эта политика больно ударила по интересам представителей крупного итальянского капитала, тесно сотрудничавших со странами Запада.
Однако участие в реализации экспансионистских замыслов Муссолини сулило им существенные выгоды: милитаризация экономики, военные заказы, завоевание новых территорий открывало перед представителями итальянского капитала новые масштабные перспективы. В итоге финансовые круги пошли по пути компромисса: с одной стороны, они сохраняли внешнюю лояльность режиму, с другой - продолжали, зачастую нелегально, в обход распоряжений дуче и международных санкций, взаимовыгодный торговый обмен с западными партнерами
(такая позиция позволила им не только сохранить, но и во многом увеличить свои прибыли). Вместе с тем, изменение экономического курса Италии стало началом раскола между фашистским режимом и итальянскими промышленниками.
Часть финансовой элиты, понесшая наиболее сильные убытки в результате переориентации экономики, стала формироваться вокруг других существовавших в Италии центров влияния. Специфика Италии состояла в том, что, в отличие, например, от Германии, где Гитлер к этому времени стал единовластным хозяином страны, положение Муссолини во многом зависело от поддержки его традиционными институтами - в первую очередь королем и Католической церковью в лице Ватикана. Эти институты стали в дальнейшем теми центрами, вокруг которых формировались оппозиционные фашистскому режиму представители политической и финансовой элиты.

Понимая неизбежность противодействия своим агрессивным планам со стороны западных государств, Муссолини начинает искать новых союзников. В
1935 г. через свои дипломатические каналы он впервые информирует Гитлера о готовности к усилению связей с Германией. Одновременно начинается подготовка к развязыванию войны в Северной Африке. Объектом агрессии
Муссолини избрал Эфиопию, победа над которой, по мнению дуче, могла достаться легко и принести ему новые политические дивиденды.

В ответ на оккупацию Эфиопии Лига наций объявила экономическую блокаду
Италии как государству-агрессору. Это ускорило процесс сближения двух фашистских режимов: экономические санкции, хотя и малоэффективные, заставили Муссолини увидеть в Германии политического и экономического партнера. Экономика Италии все больше начинает ориентироваться на германские промышленные ресурсы: увеличивается ввоз германского угля, стали, военной продукции.

В июле 1936 г., немецкие и итальянские фашисты совместно поддержали мятеж генерала Франко в Испании, фактически экспортировав фашизм в эту страну. В марте 1938 г. Муссолини поддержал аншлюс Австрии, а в апреле 1939 г. начал, при поддержке Германии, боевые действия против Албании.

В мае 1939 г. двусторонние отношения между Италией и Германией были оформлены официально: министры иностранных дел этих государств Чиано и
Риббентроп подписали договор о военно-политическом союзе, получивший название “Стальной пакт”. Таким образом, накануне II мировой войны Италия была полностью втянута в орбиту устремлений германских нацистов.

Влияние мирового кризиса на экономику Японии.

Наметившийся подъем деловой активности был остановлен кризисом 1927 г.
На волне финансовых неурядиц к власти пришли милитаристы, рассчитывавшие преодолеть внутренние экономические трудности с помощью вооруженной внешней экспансии. В качестве объектов предстоящих захватов рассматривались Китай,
Юго-Восточная Азия, Индия, восточные районы Сибири и советского Дальнего
Востока. Однако охватившая страну экономическая депрессия была подстегнута в 1929 г. крахом Нью-Йоркской фондовой биржи. Предпринятые правительством меры по спасению экономики не дали ощутимого результата и поколебали доверие народа к политическим партиям, вышедшим на общественную сцену.
Япония встала на путь ускоренной милитаризации. За этот выбор особенно ратовали новые концерны, возникшие главным образом в годы первой мировой войны и составившие себе капитал на военной конъюнктуре. В унисон им звучали призывы офицерства, связывавшего свою карьеру с перспективами грабительских военных походов, к вооруженному переделу мира. Фашистские группировки укрепляли свои позиции не только в армии, но и в государственной власти. С марта 1931 г. было предпринято несколько попыток осуществления государственного переворота и установления военно-фашистской диктатуры.

Военные приступили к детальной проработке плана захвата Маньчжурии.
После серии вооруженных провокаций Квантунская армия в ночь на 19 сентября
1931 г. напала на китайские войска в Мукдене. Вскоре вся Маньчжурия была оккупирована японцами. В 1932 г. на ее территории было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го.

Лига Наций потребовала от Японии прекратить военные действия в Китае и вывести оттуда войска. В марте 1933 г. Япония заявила о своем выходе из
Лиги Наций и продолжила захватнические действия на континенте. Квантунская армия заняла весь Северный Китай.

Поворотным пунктом аграрной политики японского правительства послужила мировая депрессия 1929-1933 гг., в борьбе с которой оно, взяв за образец опыт соседа-противника (СССР), провело в жизнь "План возрождения деревни" и
"Пятилетку распространения производительных кооперативов". Коллективистское направление в решении продовольственного вопроса укрепилось во время упомянутой войны с Китаем. К началу японо-американской войны (1941 г.) сложилась продовольственно-контрольная система, которая покоилась на трех принципах: 1) Государственная монополия на торговлю рисом 2) Единый канал распределения риса, состоящий исключительно из государственных предприятий и общественных организаций. 3) Ценовая система с "обратными ножницами": правительственные заготовительные цены были выще продажных.

Итак, то, о чем когда-то мечтало Временное правительство в России, было осуществлено в Японии в 1930-1940-х гг.

Заключение.

Период Великого кризиса 1929 – 1933гг., повторно, за короткий промежуток времени, но уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерно для всех без исключения стран. Отличительная черта нового этапа развития системы регулирования в том, что феномен этатизации получает достаточно прочное обоснование в кейнсианской теории.

В несколько ином ключе трактуют неизбежность возникновения системы государственного регулирования экономических отношений весьма популярные в то время доктрины: итальянский корпоративизм, германский национал – социализм, многочисленные социалистические концепции и т.д., что свидетельствует о повсеместности данного процесса.

-----------------------
1 - Шульц Э. Реформа Эрхарда // Вопросы экономики. 1991. № 8.-71с.

2 Экономикс: Макконнелл К.Р., Брю С.Л., М., Республика, 1992 г.-389с.

3 . Экономическая история: Учебное пособие/ В.Г. Сарычев, А.А. Успенский,
В.Т. Чунтулов- М., Высшая школа, 1985 г.-237 –239с.

4 История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка,
А.Н.Марковой. – М.:ЮНИТИ, 2000. –517 –518с.

5 - Шульц Э. Реформа Эрхарда // Вопросы экономики. 1991. № 8.-75с.

6 Мировой опыт системных преобразований: уроки для России // Вопросы экономики.1992. № 11. –56с.


7 История народного хозяйства капиталистических стран (до второй мировой войны) / Под ред. А.Н.Марковой. М., 1991. –126с.

[1] История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка,
А.Н.Марковой. – М.:ЮНИТИ, 2000. –521с.
8 - История народного хозяйства капиталистических стран (до второй мировой войны) / Под ред. А.Н.Марковой. М., 1991. –135с.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.