p> Он подлежит правовой защите с момента его официальной регистрации и гарантирует его владельцу монопольное право на маркировку всех своих товаров. Он применяется во внутренней и внешней торговле. В неизменном виде товарный знак присутствует на бланках, коммерческой документации, упаковке, рекламных проспектах, счетах, ярлыках. Несанкционированное использование чужого товарного знака на своих изделиях наказывается в судебном порядке. В рыночной экономике товарный знак выполняет ряд функций: отличительную (отличает товары разных производителей), информационную и информативную (содержит информацию об изготовителе и его товаре), подтверждение гарантии качества. Важнейшими международными соглашениями, регулирующими действие товарных знаков, являются: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года, Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков 1970 года; - логотип (специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы); - фирменный блок (объединенные в композицию знак и логотип, а также различного рода поясняющие надписи – страна, почтовый адрес, телефон, телекс); - фирменный цвет; - фирменный комплект шрифтов; - фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций); - фирменный (рекламный) слоган (заголовок рекламного послания). Слоган – важнейшая составляющая рекламного послания. Считается, что заголовки прочитываются в 4-6 раз больше, чем тексты. Люди, прежде всего, прочитывают заголовки, и лишь потом заинтересовавший текст. Когда-то эмоциональную насыщенность слоганов пытались обеспечить с помощью восклицательных знаков «Обратите внимание!», «Уважаемые господа!». Презентация. В последнее десятилетие еще одним важным слагаемым эффективности
рекламной политики является презентация. В общем смысле «презентация» –
протокольное мероприятие рекламного характера по представлению
предприятиями, фирмами товаров и услуг, ознакомление вероятных партнеров
с возможностями производства таких конкурентоспособных товаров и услуг и
поставки их на экспорт. Презентация – важный элемент имиджа предприятия
или фирмы. Система «PR». Следует отметить, что на формирование благоприятного общественного
мнения о товарах данной фирмы оказывает значительное влияние система
«public relations», которая предполагает связи с общественностью,
прессой, учреждениями и организациями, она тесно связана с рекламой, но
в отличие от рекламы она ведется преимущественно на некоммерческой
основе. Сформировать благоприятный климат, хорошее отношение к фирме –
производителю не только потенциальных клиентов, но и широких масс
публики на самых разных уровнях, вплоть до правительственного (чиновники
внешнеторговых ведомств, таможенных служб) можно с помощью целого ряда
мероприятий. Например, таких как: - пресс – конференции, - некоммерческие статьи и телефильмы, - разнообразная общественная и благотворительная деятельность в пользу лиц или учреждений той страны, где ведется торговля, - разного рода юбилейные мероприятия, - ежегодные отчеты о коммерческой деятельности, - не рекламные фирменные журналы. Используя те или иные способы, система «PR» ставит во главу угла
разъяснения направленности новых товаров, показ их роли в жизни
человека, тем самым, побуждая потенциального покупателя совершить
покупку данного товара. Завершающей точкой маркетинговой коммуникации является система
стимулирования сбыта, которая «овеществляет» коммуникационный эффект в
деньги. Система стимулирования сбыта. С помощью стимулирования сбыта клиента побуждают покупать либо
сразу большую партию изделий, либо приобретать их систематически, либо
просто в течение определенного времени. К средствам стимулирования сбыта
относят также деятельность продавцов (коммивояжеров, сбытовых агентов) в
результате личного контакта с потенциальным покупателем. В зависимости от вида товаров применяют различные методы СТИС для
покупателей:
1. Кредит, позволяющий продавать более дорогие товары, а также большие партии недорогих товаров.
2. Бесплатные образцы товара – обычно для того, чтобы, заинтересовавшись, покупатель приобрел уже большую партию или упаковку большего объема.
3. Купоны для покупки со скидкой прилагаются обычно к рекламным объявлениям. Кроме того, их рассылают по почте, вкладывают во все или только в некоторые упаковки товара, скидку на который обещает купон.
4. Скидка при покупке не одной, а 5-ти, 10-ти или большего количества штук товара.
5. Скидка или бесплатная выдача при предъявлении определенного количества упаковок.
6. Премии за покупку товаров на определенную сумму. При этом в качестве премии используются привлекательные товары магазина.
7. Гарантия возврата денег, если товар по каким-либо причинам не подойдет или не понравится. Обычное условие при этом – это возврат товара в сохранности. При этом не требуется объяснений причин отказа, а деньги возвращаются быстро.
8. Прием устаревшего товара в качестве первого взноса за новый при продаже в рассрочку.
9. Лотереи купонов, прилагающихся к приобретаемому товару. В качестве приза выступают дорогие товары – автомобили, особо высококачественная бытовая техника. По отношению к посредникам СТИС практикует разнообразные скидки,
финансирование рекламной работы, обучение персонала (тренировка
правильным приемам продажи, демонстрация товара в действии). По
отношению к продавцам – премирование в денежной форме, предоставление
дополнительных дней отдыха за счет фирмы, премирование ценными подарками
и моральное поощрение. Деятельность маркетинговой службы предприятия В наиболее кратком виде маркетинговая деятельность предприятия
включает следующие этапы:
1. Выдвижение маркетинговых целей работы предприятия на рынке, желательно в цифровом виде и допускающих точный контроль конечных результатов (к такому-то сроку обеспечить продажу такого-то количества товаров и услуг и получит за этот счет такую-то прибыль).
2. Изучение рынка по всем возможным сегментам с позиций его конъюнктуры и прогнозных оценок, исследование потребительских свойств товаров, выпускаемых предприятием, а также конкурентоспособности этих товаров на соответствующих рынках.
3. Максимальное приспособление возможностей предприятия к выявленным на 2-ом этапе требованиям рынка.
4. Изучение деятельности конкурентов, прежде всего их товарной, ценовой, рекламной и сбытовой политики.
5. Формирование спроса и стимулирование сбыта товаров предприятия на конкретных рынках.
6. Планирование и осуществление комплекса сбытовых операций.
7. Контроль результатов маркетинговой деятельности и – по необходимости – корректировка поставленных на 1-ом этапе целей и задач. Реализация маркетинговых целей и всех этапов маркетинговой
деятельности предприятия возлагается на специально созданное
подразделение – службу маркетинга. Цели службы маркетинга состоят в следующем: - обеспечение роста объема продаж продукции предприятия на внутреннем и внешнем рынке; - удовлетворение требований потребителей на внутреннем и внешнем рынке; - снижение затрат на разработку, производство и реализацию продукции на основе более полного учета возможностей предприятия и изменений в требованиях рынка (динамики спроса и т.п.). Основные задачи службы маркетинга, призванные способствовать
выбранным целям деятельности этой службы, включают: - разработку долгосрочных и среднесрочных прогнозов деятельности предприятия, выбор стратегий его развития на период 5-15 лет; - составление годовых планов (программы) маркетинга по отдельным видам продукции и предприятию в целом; - руководство работой по созданию новых видов изделий (оказанию новых услуг) на основе изучения меняющихся потребностей потребителей на внутреннем и внешнем рынке; - сбор, анализ, предоставление синтезированной информации по важнейшим проблемам структуры и динамики спроса, вкусах и потребностях потребителей на внутреннем и внешнем рынке и т.п. руководителям и ведущим специалистам предприятия; - формирование спроса и стимулирование сбыта товаров (ФОССТИС). В основе организации службы маркетинга предприятия могут лежать
функции маркетинга, группировка по видам продукции, товарам, услугам,
группировка по рынкам или территориальный принцип. При варианте функциональной организации маркетингового
подразделения предприятия внутренний и внешний рынок, а также
производимые предприятием товары рассматриваются в виде однородностей,
для работы с которыми нужно иметь специализированные секторы
маркетинговых исследований, товарной политики и ценообразования, сбыта,
рекламы и ФОССТИС, управления маркетингом. Структура такого рода проста
и распределение сфер ответственности в большинстве случаев не
представляет труда. Затруднения возникают лишь тогда, когда у
предприятия большое количество выпускаемых товаров (оказываемых услуг),
или когда оно действует во многих географических районах. Маркетинг –директор. (Руководитель службы маркетинга предприятия) сектор сектор товарной сектор сектор сектор маркетинговых политики и сбыта
рекламы и управления исследований ценообразования
ФОССТИС маркетингом Организация службы маркетинга «по
функциям». Организация службы маркетинга «по товарам» целесообразна для
предприятий, выпускающих большое количество разнообразных товаров,
требующих специфических условий производства, сбыта и обслуживания. В
этом случае для каждого товара предприятия осуществляется функциональная
организация, что может привести к дублированию некоторых работ. Маркетинг - директор Сектор маркетинговых Сектор товарной политики исследований и ценообразования товара А товара Б товара … товара А товара Б товара … Сектор сбыта Сектор рекламы и ФОССТИС товара А товара Б товара … товара А товара Б товара … Сектор управления
маркетингом Организация службы маркетинга «по
товарам». Организация службы маркетинга «по рынкам» имеет смысл тогда, когда
виды продукции или услуг предприятия создаются в расчете на
удовлетворение потребителей специфических рынков или группы
потребителей. Эта структура рассчитана на то, чтобы точно определить
потребности рынка и предприятия и, на этой основе, строить свою работу.
Такой подход желателен в тех случаях, когда существуют четко очерченные
группировки потребителей, и особенно, когда предприятие обслуживает
небольшое число рынков или групп потребителей. При большом числе рынков
такая структура становится громоздкой. Кроме того, это негибкая система,
поскольку она не в состоянии в короткий срок перестроиться на
использование новых рынков и новых потребителей. К тому же следует
учитывать и то, что в наших условиях, при отсутствии специалистов по
маркетингу, в этом варианте структуры службы маркетинга необходимо иметь
большое число специалистов по маркетингу – появление которых сегодня на
наших предприятиях в короткие сроки нереально. Маркетинг - директор Сектор маркетинговых Сектор товарной политики исследований и ценообразования рынка А рынка Б рынка … рынка А рынка Б рынка … Сектор сбыта Сектор рекламы и ФОССТИС рынка А рынка Б рынка … рынка А рынка Б рынка … Сектор управления маркетингом Организация службы маркетинга «по рынкам». Территориальный вариант организации структуры подразделения
маркетинга считается целесообразным для предприятий, когда в каждом из
выделенных регионов номенклатура товаров невелика и различия между их
потребителями незначительны. В этом случае учитывается специфика
потребления товаров и услуг на каждой выделенной территории, жители
которой близки по демографическим и культурным характеристикам. Эта
структура является идеальной для предприятий, работающих с одним товаром
или рядом однородных товаров, требующих быстрой реализации в масштабах
страны или на внешних рынках. Но стоит заметить, что все недостатки
структуры «по рынкам» имеют место и в данном случае. Маркетинг - директор Сектор маркетинговых Сектор товарной политики исследований и ценообразования региона А региона Б региона …
региона А региона Б региона … Сектор сбыта Сектор рекламы и ФОССТИС региона А региона Б региона …
региона А региона Б региона … Сектор управления маркетингом Организация службы маркетинга «по территориям». Во всех случаях, при любой организации службы маркетинга на
предприятии ее руководитель или маркетинг-директор должен
непосредственно подчиняться руководителю предприятия, а также необходим
сектор управления маркетингом. Этот сектор обязан составлять планы
маркетинговой деятельности предприятия и работы службы маркетинга, как
годовые, так и перспективные, и контролировать ход их выполнения. Сектор маркетинговых исследований призван изучать: - общую и экономическую информацию в первую очередь для обеспечения дифференцированного обслуживания руководства предприятия; - существующие и потенциальные рынки и товары; анализ потенциальных возможностей рынков, сопоставление полученных данных с производственными возможностями предприятия в целях изыскания новых рынков либо разработки новых товаров; анализ деятельности конкурентов: их цели, организационные структуры, применяемая ценовая политика и т.д.; - сбыт и распределение продукции: статистический анализ продаж, прогнозирование сбыта, изучение каналов распределения продукции, анализ внепроизводственных издержек; подготовка предложений по совершенствованию рекламы, стимулированию и организации сбыта продукции; исследование средств и каналов информации, оценка их эффективности; - спрос и мотивы покупательского поведения: факторы и способы формирования спроса, мотивационная деятельность основных групп покупателей. В рамках данного сектора рекомендуется также организовать группу по
осуществлению обследований, которая занимается организацией и контролем
деятельности специалистов, занимающихся опросом потребителей и
являющихся внештатными сотрудниками предприятия; рассылкой различных
анкет, проведением опроса потребителей по телефону и другим каналам;
своевременным предоставлением внешней информации, полученной в
результате обследований. Основные функции сектора товарной политики и ценообразования: - планирование ассортимента продукции предприятия: разработка годовой производственной программы, выдача рекомендаций о необходимых научных исследованиях, обеспечение связи между сектором маркетинговых исследований и отделом проектирования, консультации по традиционным или новым способам применения изделий; выдвижение предложений о совершенствовании выпускаемых товаров или оказываемых услуг, разработке новых или снятии старых с производства; контроль за спадами и подъемами спроса, осуществление анализа перемен в товарном предложении конкурентов; - разработка новой продукции: на базе проведения технических исследований определяются характеристики изделий и упаковки; - ценообразование: расчет цен новых изделий и услуг и формирование цен при их модификации, поддерживание связи с планово-экономическим, планово-производственным, конструкторским и технологическим отделами. Сектор сбыта выполняет следующие функции: - обработка заказов и анализ рыночных продаж изделий предприятия; - планирование сбыта; - транспортировка готовых изделий, комплектующих и полуфабрикатов; - распределение и складирование продукции, сырья, материалов; - учет и анализ статистики сбытовых операций. Основные функции сектора рекламы и ФОССТИС: - организация и проведение рекламных акций, включая подготовку и оформление рекламных объявлений, выбор средств и методов рекламы; - разработка и реализация фирменного стиля предприятия, дизайна изделий; - организация и проведение выставок и ярмарок на предприятии, а также участие последнего во внутрисоюзных, иностранных и международных выставках и ярмарках; - стимулирование сбыта товаров и услуг предприятия, выбор методов и средств стимулирования сбыта (СТИС), планирование и реализация мероприятий СТИС; - контроль сервиса: выбор форм сервисного обслуживания потребителей, организация контроля сервисных услуг на основе «обратной связи» с потребителями. Служба маркетинга имеет право: - представлять на рассмотрение и утверждение прогнозы научно- технической и производственной деятельности предприятия, предложения по изменению товарной политики и экспортной деятельности предприятия на различных рынках, алгоритмы и схемы маркетинговой деятельности предприятия с разделением ответственности между отдельными подразделениями и делегированием полномочий, предложения по материальному и моральному поощрению работников предприятия за вклад в реализацию маркетинговых стратегий и выполнение плана маркетинга, предложения по перестройке структур управления предприятия, предложения по эффективной организации системы товародвижения и сбыта, рекомендации по улучшению рекламы и системы ФОССТИС; - согласовывать проекты отчетных, финансовых документов и кадровые вопросы, связанные с организацией системы маркетинга на предприятии. Служба маркетинга несет ответственность за : - обеспечение руководства и специалистов предприятия необходимой информацией маркетингового характера; - эффективное внедрение достижений науки и техники при разработке новых товаров и модификации традиционных изделий; - координацию планов планово-экономического, производственного, конструкторского, технологического и других отделов и подразделений предприятия, взаимодействующих в рамках системы маркетинга; - обучение работников предприятия методам и приемам маркетинговой и рекламной деятельности; - своевременную замену устаревших изделий и традиционных услуг; - выполнение установленных показателей плана маркетинга. Особое внимание служба маркетинга призвана уделять проблеме выхода
предприятия на внешний рынок и реализации системы экспортного
маркетинга. Социальный маркетинг Маркетинговую систему, с которой мы сталкиваемся в жизни, обвиняют
в привнесении нескольких «зол» в наше общество в целом. Особым нападкам
подвергается реклама. Ее обвиняют в создании искусственных потребностей,
воспитании излишне меркантильных стремлений и чрезмерного меркантилизма
в нашем обществе. Кроме того критики обвиняют систему маркетинга в
загрязнении культурной среды. Наши чувства подвергаются постоянным
испытаниям рекламой. Реклама прерывает показ серьезных телепрограмм;
целые страницы в периодической печати заполнены рекламой; рекламные щиты
портят красивые пейзажи. Подобные вмешательства постоянно засоряют
человеческие умы грубым материализмом, сексом, культом силы или высокого
общественного положения. На все подобные обвинения предприниматели
отвечают следующими аргументами. Во-первых, они надеются, что их реклама
достигает в основном тех, кому она предназначена. Но из-за особенностей
современных средств массовой информации какая-то часть рекламы
раздражает людей, которые не заинтересованы в продукции, вследствие чего
они испытывают скуку и раздражение. Во-вторых, реклама позволяет
обеспечить свободу таким средствам массовой информации, как радио и
телевидение, и поддерживает относительно низкие цены на газеты и
журналы. Многие полагают, что реклама – это не самая высокая цена,
которую приходится платить за эти преимущества. Поскольку бизнес многим людям видится причиной экономических и
социальных болезней, время от времени в обществе возникают движения,
направленные на то, чтобы «приструнить» его. Двумя важнейшими движениями
такого рода являются консьюмеризм (движение в защиту прав и интересов
потребителя) и инвайронментализм (движение в защиту окружающей среды). Консьюмеризм – организованное движение граждан и государственных
органов, направленно на повышение прав и влияния покупателей на
продавцов продукции. Не секрет, что при трансформации собственности, по
сути дела, произошел развал российского производства. Значительно
сократилось количество производимых товаров как производственного, так и
потребительского значения. В этих условиях фактором, поддерживающим
потребительский спрос, явился импорт. Но для получения прибыли
необходимы дешевые товары. Поэтому в Россию хлынул поток
недоброкачественных, но дешевых товаров. Это обстоятельство в
совокупности с фактором роста цен, инфляции оказало весьма негативное
влияние на жизненный уровень населения. Проблема качества жизни и
качества производимого продукта взаимосвязаны. Повышение качества жизни
непременно предполагает высокое качество продукта. Инвайронментализм – организованное движение заинтересованных
граждан и государственных органов, направленное на защиту и улучшение
состояния окружающей среды. 90-е годы часто называют Десятилетием Земли,
в котором защита природного окружения стала наиболее важным вопросом,
поставленным перед людьми во всем мире. Компании ответили «зеленым
маркетингом» - разработкой экологически безопасных продуктов, подлежащих
вторичной переработке, и само разлагающихся упаковочных материалов,
лучшим контролем загрязнения и более эффективным использованием энергии.
Важно понимать, что экологический маркетинг является частью общего
экологического менеджмента и не должен рассматриваться отдельно. Заключение. Очень многие считают, что маркетинг – это продажа и реклама.
Конечно, продажа товаров и их реклама выступают как неотъемлемые части
маркетинга, однако маркетинг сам по себе гораздо глубже и шире.
Маркетинг начинается задолго до того, как компания произвела какой либо
товар. Сначала компания проводит анализ и исследование рынка, после
этого принимается решение о том, какой продукт следует производить и
какие рынки сбыта станут наилучшими для его реализации. Затем
маркетинговая деятельность продолжается еще долго после продажи товаров.
Маркетологи должны знать, что чувствует покупатель после приобретения
товара и что следует делать, чтобы потребитель был полностью
удовлетворен как продукцией, так и компанией в целом. Сегодня маркетинг
используется во всех организациях, участвующих в конкурентной борьбе за
внимание, благосклонность и деньги покупателей, которые абсолютно
свободны в выборе необходимых им товаров и услуг – естественно они
выбирают лучших. Сегодня компании сталкиваются со многими сложными
проблемами и возросшей неопределенностью. Им приходится конкурировать не
только с отечественными, но и иностранными компаниями, которые зачастую
делают более привлекательные предложения. Каждая компания должна не
только оставаться на отечественном рынке, но и пытаться выходить на
зарубежные. В наше время это сделать намного проще благодаря
возможностям быстрой транспортировки и средствам глобальной
коммуникации. Сегодня каждая страна подталкивает свои компании к выходу
на международный рынок. Каждая страна хочет больше экспортировать и
меньше импортировать. Каждая компания должна использовать маркетинговые
технологии для определения и оценки своих возможностей, чтобы выбрать
те, которые позволят создать товары с наивысшей потребительской
ценностью. Использованная литература. 1. Ф.Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг «Основы маркетинга» второе европейское издание. Вильямс, Москва – Санкт-Петербург – Киев, 1999 год.
2. З.К. Океанова «Социально – этический маркетинг» Москва, 1997 год.
3. Б. А. Райзберг «Введение в экономику» Москва, 1992 год.
4. В.П. Орешин «Государственное регулирование национальной экономики» Москва, Юрист, 1999 год.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|