Маркетинг и качество
Маркетинг и качество
Чтобы более полно представить значение маркетинга в управлении
производством, необходимо обратиться к международным стандартам. В системе
определения качества продукции, отвечающей требованиям международных стандартов
ИСО серий 9000 и 9004 и охватывающей
все стадии «жизненного цикла» продукции (в ИСО 9004 он называется «петля качества»),
маркетинг играет ведущую роль.
В соответствии с требованиями международных стандартов
«жизненный цикл» продукции состоит из 11 этапов:
– маркетинг,
поиски и изучение рынка;
– проектирование
и (или) разработка технических требований, разработка продукции;
– материально-техническое
снабжение;
– подготовка и
разработка производственных процессов;
– производство;
– контроль,
проведение испытаний и обследований;
– упаковка и
хранение;
– реализация и
распределение продукции;
– монтаж и
эксплуатация;
– техническая
помощь в обслуживании;
– утилизация
после использования.
Следовательно, в целях соответствия международным стандартам
система управления любого предприятия должна строиться с учетом перечисленных
этапов «жизненного цикла», и ведущее место в системе управления должно быть
отведено службам маркетинга.
В рекомендациях по применению ГОСТов 40.9001-88 (ИСО 9001),
40.9002-88 (ИСО 9002) и 40.9003-88 (ИСО 9003) предусмотрено следующее.
1. Требования в области маркетинга
Функция маркетинга, играющая ведущую роль в определении
требований к качеству продукции, должна:
– определять
потребности в продукции (услуге);
– давать точное
определение рыночного спроса и области реализации, поскольку это важно для
оценки сортности, требуемого количества, стоимости и сроков производства
продукции (услуги);
– давать четкое
определение требований потребителя на основе постоянного анализа хозяйственных
договоров, контрактов или потребностей рынка;
– постоянно
информировать в рамках предприятия о всех требованиях, предъявляемых
потребителем.
2. Кратное описание продукции
Функция маркетинга должна обеспечивать предприятие подробным
официальным отчетом или руководящими указаниями по требованиям, предъявляемым к
продукции, например, кратким описанием продукции, которое используется как
исходные требования к проекту.
Наряду с характеристиками самой продукции в числе элементов,
включаемых в кратное описание продукции, могут быть следующие:
– схема установки и
монтажа;
– приемлемые
стандарты и законодательные регламенты;
– упаковка;
– обеспечение
и (или) проверка качества.
3. Обратная связь с потребителями
Функция маркетинга должна устанавливать на постоянной основе
систему обратной связи и контроля получаемой информации.
Вся информация, относящаяся к качеству продукции (услуги),
должна анализироваться, сравниваться, интерпретироваться в соответствии с
установленными процедуpaми. Она помогает определять характер и объем проблем,
связанных с производством продукции (услуг), на основании опыта и пожеланий
потребителя. Кроме того, обратная связь с потребителем может стать средством
получения данных или принятия соответствующих решений и действий руководства.
4. Система качества должна предусматривать:
– обеспечение
функции маркетинга всеми необходимыми ресурсами и надлежащими условиями;
– проведение
мероприятий, предотвращающих ошибки в маркетинге;
– управление
всеми условиями и факторами в маркетинге;
– постоянное
улучшение работ по маркетингу.
Как видно из приведенного стандарта, маркетинг является одним
из видов управленческой деятельности, объективно необходим в процессе повышения
качества выпускаемой продукции, увеличения объема продаж, роста прибыли, влияет
на расширение производства и торговли путем выявления и удовлетворения запросов
потребителей: увязывает возможности производства и реализации товаров (услуг) в
целях покупки продукции потребителем.
Маркетинг не начинается там, где завершается производство.
Напротив, характер и масштабы производства диктуются маркетингом. Вообще не
стоит начинать проектирование и разработку продукции, не изучив требований к
ней потребителя. Эффективное использование производственных мощностей, нового
высокопроизводительного автоматического оборудования и прогрессивной технологии
также предопределяется маркетинговыми исследованиями.
В рамках маркетинга разрабатывается и применяется система мер
воздействия на рынок и потребительский спрос с учетом возможности получения
прибыли за счет максимального удовлетворения запросов потребителей.
Предприятие, деятельность которого базируется на принципах маркетинга,
разрабатывает программы по новым товарам, производство и сбыт которых она
намечает осуществить в результате маркетинговых исследований рынка. Цели
предприятия достигаются через оценку и удовлетворение требований потребителей.
Маркетинг не только создает условия для выхода (или, как иногда говорят,
прорыва) на рынок, но и способствует закреплению позиций предприятия на рынке,
расширению продаж, быстрому изменению характеристик продукции под влиянием
технологических достижений и требований потребителя.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
|