От учредителей
зависит установить в уставе дополнительную (субсидиарную) или какую-нибудь иную
ответственность всех или некоторых из них по обязательствам предприятия.
Например, в случае, если кто-либо не передал предприятию имущество, которое он
обязался передать. Такая ответственность может быть установлена в уставе для
того, чтобы укрепить репутацию предприятия в глазах будущих клиентов и привлечь
их к сотрудничеству или по каким либо другим соображениям.
Имущество, которое
учредители передают предприятию, может быть передано ему в собственность, а
может быть закреплено за ним и на других юридических основаниях, на другом
праве со всеми вытекающими последствиями. В уставе можно установить, что принадлежащее
предприятию имущество является собственностью учредителя, а если учредителей
несколько, то их общей долевой собственностью; при этом следует указать , как
распределяются доли в праве, т.е. их соотношение. Признание собственником
самого предприятия или же его учредителя может (в дальнейшем ) существенное
значения при разрешении вопросов ответственности как самого предприятия так и
его учредителя.
Следует отметить,
что на основании ст.8 п. 2 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской
деятельности << индивидуальное предприятие может быть образованно путем
приобретения гражданином (семьей) государственного или муниципального
предприятия. Для регистрации предприятия представляются решение о его создании
и утвержденный учредителем устав, а также заявление учредителя и свидетельство
об уплате госпошлины >> (ст. 34 Закона о предприятии и
предпринимательской деятельности). Закон РСФСР предусматривает право
предпринимателя (учредителя) взыскать по суду убытки, причиненные незаконным
отказом регистрации.
1.5. Управление
предприятием.
Управление
предприятием осуществляется учредителем являющийся высшим органом предприятия.
Когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием является
общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии
одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в
денежном выражении по окончании операционного года ( возможны и другие варианты
решения ).
Для осуществления
текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор
предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от
имени предприятия его высшим органом.
С приглашенным
директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть
назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя
предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он
действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех
организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия,
совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает
доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное
расписание предприятия , издает приказы и обязательные для всех работников
указания.
Трудовой коллектив
предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в его
деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством
голосов вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании этого
договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя
(учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя
предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших
мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и
освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность
назначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим
органом предприятия).
1.6. Хозяйственная
и иная деятельность предприятия.
Предприятие самостоятельно
планирует свою деятельность определяет перспективы развития. Учредитель или с
его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с
законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников,
формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность
работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность.
Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет
социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование.
Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с
установленными правилами и нормами.
Предприятия могут
приобретать необходимые ему ресурсы реализовывать свою продукцию и услуги любым
не противоречащим законодательству способом по не противоречащим
законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в
любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных
операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и
иметь валютный счет в соответствующем банке.
Высший орган
предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.
Прибыль, остающаяся
у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет(чистая прибыль)
поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли
определяется учредителем. Часть чистой прибыли (часть чистой прибыли в размере,
ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом)
передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения
этой части чистой прибыли между работниками определяется положением,
утвержденным советом предприятия (совместным решением учредителя и трудового
коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит
выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад
работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие
ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового
коллектива, утвержденным органом предприятия. Положением, утвержденным
совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего
органа предприятии). В случае прекращения трудовых отношений вклад и
причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционного
года.
Глава 2. Проблемы и перспективы
развития малого бизнеса.
2.1. Проблемы
становления малого бизнеса в России.
Конечно же, наивно предполагать,
что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в
наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы
бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала
следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого
бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе
технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и
оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.
Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
В условиях инфляции,
налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие
предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро
перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие
коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные
закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из
государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не
вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли,
многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не
изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то
плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.
Потеря
административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха
привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в
производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие
затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и
негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации
государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении
кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые
предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста
и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую
деятельность.
Анализ развития
предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере
торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того,
существует большое количество предприятий, зарегистрированных как
производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления,
оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической
деятельностью как основной.
Высокие налоги,
всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие
фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной
деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение
производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина
сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным
накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях,
неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого
бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость
производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования,
слабость информационной базы.
Еще один очень
важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся
глубокий спад производства.
Все это приводит к
тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса
оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Также в
государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной,
налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения,
системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых
условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе
необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной
инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и
венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской
деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы
поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку
предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев
населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку
внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к
развитию предпринимательства.
Для реализации
данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного
бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и
иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных
ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и
предоставление гарантий под кредит.
2.2. Государственная
поддержка малого бизнеса
В условиях
переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей между
предприятиями, предпринимательство как важная часть преобразований
экономических институтов, играет роль экономического демпфера. В России пока
лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность
приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этого
необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и
исполнительной власти.
Для активизации
производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий
усилия Правительства Российской Федерации направлены на:
ü
создание необходимых условий для использования малыми предприятиями
бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при
осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;
ü
концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом
предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и
инновационного секторов;
ü
упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов
единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых
предприятий;
ü
формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих
в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
ü
создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку
инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также
привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.
Для выработки
основных направлений и определения приоритетов в развитии малых и средних
предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом основных характеристик
можно выделить три группы регионов.
Первая
группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий,
выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с
использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для
второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы
его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного
финансирования региональных программ. Третья группа характеризуется
сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития
малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства
не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и
финансовыми ресурсами.
В среднесрочной
перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной
поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного
федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить
налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской
Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы
финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей
создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных
гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.
Планируется
активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по
иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов
малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного
направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству
продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг.
Серьезное внимание
уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних
предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего
потенциала экономического роста.
Важное место в
реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.
Лизинговые операции
позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для
перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых,
перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики,
расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной
деятельности.
В рамках реализации
Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации, региональных программ поддержки малого
предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации
создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в
специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в
наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении
дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и
строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых
предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи.
необходимо в
соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах
инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и
поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией
инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия
для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том
числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.
Страницы: 1, 2, 3
|