|
В связи с трудностью получения достоверной информации о себестоимости продукции и общих затратах фирм - конкурентов, предположим для определенности, что рентабельность каждой фирмы 35%, налоги и прочие отчисления в сумме составляют 40% от выручки. Таблица 2. | |||||||||||||||||||||||||||
|
Цена |
Количество проданной продукции |
Выручка |
Выручка - Отчисления |
Затраты |
|||||||||||||||||||||||
Фирма 1 |
410 |
677 |
277570 |
166542 |
123364,4 |
|||||||||||||||||||||||
Фирма 2 |
540 |
283 |
152820 |
91692 |
67920 |
|||||||||||||||||||||||
Фирма 3 |
700 |
362 |
253400 |
152040 |
112622,2 |
|||||||||||||||||||||||
Фирма 4 |
500 |
582 |
291000 |
174600 |
129333,3 |
|||||||||||||||||||||||
Фирма 5 |
400 |
669 |
267600 |
160560 |
118933,3 |
|||||||||||||||||||||||
Фирма 6 |
500 |
615 |
307500 |
184500 |
136666,7 |
|||||||||||||||||||||||
Фирма 7 |
350 |
828 |
289800 |
173880 |
128800 |
|||||||||||||||||||||||
Фирма 8 |
530 |
300 |
159000 |
95400 |
70666,67 |
Модель Курно
Для удобства анализа объединим все фирмы – конкуренты в одну большую фирму 2' . Таким образом, на рынке оперируют две фирмы.
Постоянные затраты фирмы 1 составляют F1 = 54107, 3 руб. Средние переменные затраты – с1 = 102,3 руб.. Постоянные и переменные издержки объединенной фирмы 2' найдем методом наименьших квадратов:
Таблица 3.
Объем производ-ства, шт.
(Q)
Q -
Затраты, руб.
(C)
C -
(Q - )*
( Q - )
(C - )*
( Q - )
Фирма 2
283
-236,9
67920
-41357,5
56121,61
9797591,75
Фирма 3
362
-157,9
112622,2
3344,7
24932,41
-528128,13
Фирма 4
582
62,1
129333,3
20055,8
3856,41
1245465,18
Фирма 5
669
149,1
118933,3
9655,8
22230,81
1439679,78
Фирма 6
615
95,1
136666,7
27389,2
9044,01
2604712,92
Фирма 7
828
308,1
128800
19522,5
94925,61
6014882,25
Фирма 8
300
-219,9
70666,67
-38610,8
48356,01
8490521,52
Всего:
3639
0
764942,2
0
259466,9
29064725,3
Средний объем производства (): 3639 / 7 =519,9 (шт.); средние затраты 764942,2 / 7 = 109277,5
средние переменные затраты фирмы 2' ;
с2 = 29064725,3 / 259466,9 = 112 (руб.);
переменные затраты фирмы 2': V =сQ; V = 112*3639 = 407568
постоянные затраты фирмы 2': F = ТС – V;
F2 = 764942,2 - 407568 = 357374,2
Используя данные таблицы 1, построим график спроса и аппроксимируем спрос линейной функцией:
Таблица 4.
Фирма
Цена
Количество проданной продукции
Величина спроса
Фирма 3
700
362
362
Фирма 2
540
283
645
Фирма 8
530
300
945
Фирма 6
500
615
1560
Фирма 4
500
582
2142
Фирма 1
410
677
2819
Фирма 5
400
669
3488
Фирма 7
350
828
4316
Уравнение линии аппроксимации: P = 600 – 0,06 Q
Совокупный объем производства двух фирм Q=Q1+Q2
Фирма 1 стремится к максимизации прибыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от того какой объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска конкурента принимается как заданная величина). Так как возможный объем выпуска второй фирмы будет больше нуля, то фирма1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию второй фирмы).
Подставим в уравнение рыночного спроса уравнение совокупного объема производства двух фирм и получим P=600-0,06(Q1+Q2).
Выразим прибыли фирм как разность между совокупными доходами и совокупными издержками каждой из них:
ТП1=TR1- отчисления - TC1= TR1- 0,4TR1 - TC1=0,6PQ1-c1Q1-F1
ТП2=TR2- отчисления - TC2= TR2- 0,4TR2 – TC2=0,6PQ2-c2Q2 – F2
где с1, с2 - средние краткосрочные издержки соответственно фирмы 1 и фирмы 2’.
Подставим в правые части полученных уравнений развернутое значение Р и получим
ТП1=0,6{600-0,06(Q1+Q2)}Q1-102.3Q1-54107,3=360Q1-0,036Q12-0,036Q2Q1-102.3*Q1-54107, 3
ТП2=0,6{600-0,6(Q1+Q2)}Q2-112Q2-357374,2=360Q2-0,036Q22-0,036Q2Q1-112*Q2-357374,2
Условие экономического равновесия предполагает невозможность прироста прибыли в точке оптимума или, другими словами, равенство предельной прибыли нулю:
ТП1`(Q1)=0
ТП2`(Q2)=0,
или
Перепишем эти уравнения следующим образом:
360-0.072*Q1- 0.036*Q2 – 102,3 = 0
360-0.072*Q2- 0.036*Q1 – 112 = 0
Выразив объем выпуска одной фирмы через объем выпуска другой фирмы, мы получим уравнения кривых реакции:
Q1=(360-102,3)/0,072 - 0,5*Q2
Q2=(360-112)/0,072 - 0,5*Q1.
Совокупность точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска.
Точка пересечения кривых реакции обоих фирм, совмещенных на единых координатных осях, показывает равновесные объемы выпуска в условиях некооперируемой олигополии и называется точкой равновесия Курно.
Решая систему уравнений, а так же используя тот факт, что мощность первой фирмы 764 шт., получим:
Фирма 1 будет производить продукцию в объеме 760 штук, и предлагать к продаже по цене 390, получая прибыль 46 тысяч рублей.
Модель ломаной кривой спроса.
Различная эластичность спроса на продукцию фирмы – олигополиста выше и ниже уровня преобладающей цены предопределяет ломаный характер кривой его спроса. В предыдущей модели мы проводили аппроксимацию спроса прямой, но для проведения более близкого приближения необходимо использовать две различных прямых.
и, как следствие, возникает разрыв кривой предельного дохода на участке ВС, как это представлено на рисунке.
Уравнение линии 1: Р = -0,03Q + 570
TR = P*Q = -0.03Q2+507Q; MR=TR’=(-0.03Q2+507Q)’=-0.06Q+507
Найдем координаты точки В: РВ= -0,06*2142+507=441,5
Аналогично уравнение линии 2: Р = -0,104Q + 322,8
TR = -0.104Q2+722,8Q; MR=TR’=(-0.104Q2+322,8Q)’=-0.208Q+322,8
Найдем координаты точки С: РС= -0,208*2142+322,8=77,3
Кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Если по каким-то причинам издержки снижаются или же возрастают, и кривая МС смещается соответственно вправо или влево в пределах отрезка ВС , то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.
Модель картеля.
Российское законодательство признает организацию Картеля как формального объединения продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и максимизации совокупной прибыли незаконной. Следовательно, данная модель рассматриваться не будет.
В то же время, необходимо признать, что на рынке наборов инструментов существуют некоторые условия для эффективной работы картеля. Как то:
§ Действующее в стране антимонопольное законодательство является не очень действенным;
§ Количество продавцов и производителей продукции относительно невелико;
§ Отраслевой спрос стабилен и относительно легко предсказуем;
§ Отношения между участниками картеля являются нейтральными.
Модель ценового лидерства.
В условиях ценового лидерства рынок состоит из фирмы-лидера и конкурентного окружения.
Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери, до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск первого шага обуславливает относительную жесткость цен в олигополистических отраслях и их незначительные колебания.
Как уже говорилось выше, различают две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:
§ лидерство доминирующей по цене фирмы;
§ лидерство барометрической фирмы.
Лидерство фирмы по цене
Рассматриваемая фирма контролирует около 16% производства и продаж и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений. Ее издержки производства ниже средних по отрасли, в основном за счет грамотного управления трудовыми и материальными ресурсами. В то же самое время, ее продукция не отличается в глазах потребителей от аналогичного товара другой фирмы. Фирма 1 недостаточно занимается рекламой, и ее торговая марка мало что говорит рядовому покупателю.
На основе предоставленной информации можно сделать вывод, что фирме 1 имеет смысл не брать на себя роль ценового лидера. Так как велика вероятность того, что фирмы – последователи не согласятся с изменением цены, и, как следствие высок риск потерь.
Лидерство барометрической фирмы.
Руководство фирмы 1 уделяет значительное внимание анализу рынка, грамотно отслеживая изменения в рыночной ситуации (предстоящий рост или падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товары дополняющие или заменяющие).
Таким образом, другие компании данной отрасли зачастую воспринимают действия данной фирмы в качестве индикатора, или барометра будущей конъектуры.
Фирма 1 практически не использует понижение цен для привлечения новых покупателей, делая акцент на неценовую конкуренцию. А именно:
§ усиление дифференциации продукции;
§ рост качества обслуживания покупателей;
§ качество и технические характеристики самого изделия;
§ долговременность использования и срок гарантии;
В качестве рекомендации стоит обратить внимание на
недостаточность рекламы продукции. Грамотно построенная рекламная компания
может стать дополнительным источником роста продаж.
1. «Монополия, олигополия, конкуренция». Учебное пособие./ Гольдман Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ 1998г.
2. «Организационная структура предприятий»/ Коноков Д.Г., Рожков К.Л.
Серия «Бизнес-Тезаурус», 1999
3. «Основные направления эволюции крупных промышленных фирм в рыночной экономике» Зелтынь А. // Проблемы прогнозирования, 1995, N1
4. «Особенности поведения фирмы на рынке олигополии» / Щетинин О.А. Москва. Серия «Новое экономическое мышление» 1996 г.
5. «Предприятия в новых условиях: не очерняя и не приукрашивая» Черемисина Т. //ЭКО , 1997, N4
6. «Ценовое лидерство. Поведение фирмы – лидера» Ю.И. Ребрин
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.