p> Использование трудовых ресурсов в развивающихся странах. В
развивающихся странах в начале 90-х насчитывалось 0,5 млрд безработных.
Основная масса населения сосредоточена в сельской местности, по этой
причине уровень открытой безработицы достаточно низок. Это объясняется в
первую очередь тем, что сельские жители не регистрируются в качестве
безработных. Более половины сельского населения работает на себя, для того,
чтобы просто выжить. При оценке городской занятости используется термин неформальный сектор,
который включает в себя самозанятых, или работающих на себя работников. По
последним оценкам в развивающихся странах в неформальном секторе занято 25
– 50% работников. Вместе с высокой скрытой безработицей среди взрослого
населения в этих странах присутствует эксплуатация детского труда. Около
120 млн детей работают для того, чтобы выжить, но вместе с тем их здоровью
наносится непоправимый вред. Безработица в странах с переходной экономикой. Как было отмечено выше
при коммунистическом режиме в странах бывшего соцлагеря официальной
безработицы не существовало. Однако существовала скрытая форма безработицы,
которая перешла в открытую при переходе на рыночное хозяйство. В результате
приватизации частной собственности и развала промышленности в странах
бывшего СССР (ныне это страны с переходной экономикой) установилась высокая
норма безработицы. Достаточно сказать, что количество безработных в
восточно-европейских странах увеличилось с 1,6 млн в 1990 г. до 6,3 млн в
1993 г. Подробнее проблема безработицы в странах с переходной экономикой на
примере России будет рассматриваться в разделе «Стабилизационная политика
государства в России». 3. Стабилизационная политика государства Представляющийся мне идеал основывается на том, чтобы человек мог сказать: «У меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу сам нести риск в жизни, хочу быть ответственным за свою судьбу. Ты, государство, заботься о том, чтобы я был в состоянии так поступать». Людвиг Эрхард Промышленный переворот конца XVIII – начала XIX века обусловил бурное
экономическое развитие, которое создало новую основу для проведения в жизнь
экономической политики. Задача последнего заключалась лишь в том, чтобы
обеспесить рыночный механизм соответсвтующей инфраструктурой (системой
правовых норм, национальной валютой и т. д.). В то время государство
находилось в роли постороннего наблюдателя. Однако после мирового
экономического кризиса 1929 – 1933 гг. стало ясно, что необходим иной
подход к проблеме государственного участия в рыночной экономике. В
результате появилось понятие «экономическая политика». Вот как
охарактеризовал появление этого явления в экономике В. М. Соколинский: «В
рамках новой стратегии государство резко расширило систему мер
инфраструктурного характера. Но главное, что потребовало от него новое
качественное состояние рыночного производственного механизма, - это
нахождение способов внешней его коррекции, что не в состоянии сделать
изнутри сам рыночный механизм». Первые попытки государственного регулирования экономики были
предприняты в Германии еще в конце XIX века. Автором нового социального
законодательства стал О. Бисмарк, на основе этого законодательство возникла
новая сфера – социальное страхование. Неслучайно, что и в настоящее время
Германия является одной из первых среди промышленно развитых стран по
уровню социализации экономики. Существуют различные определения экономической политики. Я же приведу
определение немецкого ученого Х. Гирша: экономическая политика государства
представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить
ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно
предопределить их протекание. Субъектами, или исполнителями экономической политки являются, во-
первых, государство, во-вторых, негосударственные субъекты экономической
политики. Это различные объединения, профсоюзы, картели и т. д. В развитых
странах государство возлагает часть бремени по регулированию экономики на
негосударственные субъекты. В России же эти институты не обладают
достаточным влиянием и силой, чтобы помогать государству в проведении
экономической политики. Цели экономической политики. На глобальном уровне основной целью
экономики является обеспечение благосостояния общества. Замечу, однако, что
понятие «благосостояние» является обширным и абстрактным. Поэтому кроме
основной задачи существуют задачи второго уровня, которые являются, по-
моему, более практическими. К главным целям общества относятся: 1. свободное развитие общества 2. правовой порядок 3. внешняя и внутренняя безопасность Вышеперечисленные цели имеют социальный характер. Экономические же цели
общества выглядят следующим образом: 1. экономический рост 2. полная занятость 3. стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты 4. внешнеэкономическое равновесие Преследуя эти цели, государство в числе прочих мер осуществляет
стабилизационную антициклическую политку и политику занятости, которые
будут подробно рассмотрены в последующих главах. 1. Экономические циклы и государственная политика Из предыдущего анализа экономических циклов ясно, что это нежелательное
явление в экономике, сопровождающееся колебаниями в ВВП, в уровне занятости
и в уровне цен. Что не соответствует тем целям, которые были поставлены в
предыдущей главе. Государственная политика направлена именно на то, чтобы
сглаживать колебания ВВП вокруг тренда, т. е. на ликвидацию или хотя бы
уменьшение амплитуды циклических колебаний. Надо сказать, что существуют
немало экономических школ и направлений, каждая из которых дает свой рецепт
к достижению данной цели. Вот некоторые из основных взглядов на
макроэкономическую политику: . кейнсианский . классический . теория рациональные ожиданий . неоклассический синтез . новая кейнсианская теория . теория реального экономического цикла Традиционным среди этих взглядов стал кейнсианский, который направлен
на управление совокупным спросом. Рассмотрим основные положения
кейнсианского взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением
данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка
заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость
заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов,
во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из
негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может
устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В
качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы
может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени
кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления
совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его
недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во
время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает
инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению
совокупного спроса. Каким же образом советуют кейнсианцы управлять
совокупным спросом. Основными направлениями макроэкономической политики
кейнсианцы считают фискальную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим
вкратце их сущность. Фискальная политика предполагает изменение ставки налога и социальных
расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность
совокупных расходов фискальная политика предполагает: 1. снижение ставки налога 2. увеличение расходов государства 3. применение обоих методов одновременно Если же в экономике существует избыточный уровень совокупных расходов,
тогда правительству нужно предпринять следующие меры: 1. увеличение ставки налога 2. сокращение расходов 3. применение обоих методов одновременно Данные меры приводят к тому, что в первом случае увеличивается
располагаемый доход и, соответственно, потребительские расходы, а также
увеличиваются расходы государства; увеличение же потребительских и
государственных расходов приводит к многократному увеличению совокупного
спроса (эффект мультипликатора). Во втором же случае, наоборот, происходит
сокращение государственных и потребительских расходов, что ведет к
многократному сокращению совокупного спроса. В первом случае мы имеем дело
со стимулирующей фискальной политикой, во втором случае – со сдерживающей. Однако фискальная политика имеет ряд недостатков: 1. Разрыв восприятия, т. е. требуется некоторое время, чтобы оснознать на какой стадии цикла находится экономика 2. Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике. 3. Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время, как на изменение ставки налогов много времени не уходит. 4. Популярность стимулирующих мер. Стимулирующие меры фискальной политики обычно более популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычно приветсвуется большей частью населения и может принести больше голосов избирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиков в пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики. Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным
спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Основными
инструментами кредитно-денежной политики являются: 1. операции на открытом рынке 2. изменение резервной нормы 3. изменение учетной ставки При помощи этих инструментов государство регулирует предложение денег,
процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на
товары длительного пользования (изменения экономических параметров
перечислены в причинно-следственном порядке). При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить
так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение
массы денег в обращении и подразумевает: 1. покупка ценных бумаг 2. снижение резервной нормы 3. снижение учетной ставки В результате проведения в жизнь вышеперечисленных мер происходит
удешевление кредита и облегчение доступа к нему, что в свою очередь
является необходимым условием увеличения массы денег в обращении. Если же в экономике уровень производства и занятости находятся на
уровне выше равновесного, то необходимо предпринять следующие шаги: 1. продажа ценных бумаг 2. повышение резевной нормы 3. повышение учетной ставки Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика
«дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить
кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос. Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные
сложности и недостатки: 1. Ослабление контроля за предложением денег 2. Циклическая ассиметрия 3. Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Что сводит на нет применени кредитно-денежной политики. 4. Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением в жизнь кредитно-денежной политики. Учитывая вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают
антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они
сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как
только правительство, путем анализа различных экономических параметров
определяет стадию цикла и определяет какую политику целесобразнее проводить
(т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой
политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально
меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта
(стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что
экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики
являются результатом неправильных решений государственных чиновников. Однако, несмотря на все сложности и недостатки антициклической политики
правительства почти всех стран проводят ее, разумеется, в каждой стране с
учетом ее социо-культурных, экономических и других особенностей. 2. Политика государства в отношении безработицы Как было отмечено в предыдущих главах безработица является одной из
главнейших экономических проблем, с которой столкнулись страны с рыночной
экономикой. Учитывая важность и высокую приоритетность решения проблемы
безработицы, многие страны выделяют значительные средства из госбюджета на
программы по снижению уровня безработицы и ликвидацию отрицательных
последствий безработицы. Главной целью государства в этом аспекте является
установление максимально возможного уровня соответствия между структурой
трудоспособного населения и структурой существующих рабочих мест. Для
достижения этой цели государство должно решать задачу достижения
минимального уровня циклической, фрикционной и структурной безработицы и
обеспечить эффективность размещения трудовых ресурсов, при этом соблюдая
насколько это возможно справедливость распределения доходов. Как мы увидим
в дальнейшем, в процессе воплощения в жизнь той или иной социальной
программы общество сталкивается с диллемой целей, т. е. различные цели,
которые призвана достигать политика занятости могут вступать в
противоречия. Это обстоятельство обуславливает в большей степени наличие
различных подходов к решению задач, вместе с тем, естественно, что любой
подход не испытывает недостатка в критике. При проведении политики занятости важно помнить, что рынок труда
отличается от остальных рынков ресурсов тем, что поставляемый на этом рынке
продукт, человеческий труд, является результатом функциональной
деятельности человека. Особенности применения рабочей силы как социального
фактора отражаются в современных принципах трудовой занятости: 1. запрещение принудительного труда и свобода гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию 2. занятость – это деятельность граждан и связана с удовлетворением личных и общественных потребностей 3. полная занятость, связанная с осуществлением права на труд и права на защиту от безработицы. Как мы уже отметили выше, для достижения главной цели политика
занятости направлена на уменьшение циклической, фрикционной и структурной
безработицы. Рассмотрим программы и действия, предпринимаемые
правительствами многих стран в рамках политики занятости. Многие государства предпринимают следующие действия: . сокращают продолжительность рабочего дня в период высокого уровня безработицы . рекомендуют предприятиям проводить разделение рабочих мест . досрочно увольняют госслужащих . создают новые рабочие места и организуют общественные работы . сокращают предложение рабочей силы в основном путем ограничения иммиграции. Также существуют специальные программы, направленные на сокращение
безработицы. Циклическая безработица, как мы знаем, связана с деловыми циклами и
поэтому достижение минимальной циклической безработицы является одним из
результатов антициклической политики, расмотренной в предыдущей главе. Фрикционная безработица. С целью уменьшения фрикционной безработицы
государство проводит программы, способствующие тому, что поиски подходящего
рабочего места станут эффективнее. Например, правительство создает биржи
труда – учреждения, которые посредничают между предпринимателями и
рабочими. Интернет также способствует быстрому распространению информации о
вакантных местах, тем самым ускоряя процесс трудоустройства. Государство
кроме всего прочего проводит различные программы по трудоустройству
молодежи, главным образом тех, кто в первый раз вышел на рынок труда.
Государство также выплачивает пособия по безработице с целью компенсации
материальных затрат работников, связанных с увольнением. Пособия по
безработице кроме положительного эффекта смягчения бремени безработицы
имеют также и отрицательные последствия в виде увеличения фрикционной
безработицы. Дело в том, что увеличение пособий дает возможность
безработным более спокойно искать работу и отвергать непривлекательные
предложения по трудоустройству. Последнее обстоятельство имеет также и свою
положительную сторону: каждый работник находит работу, наилучшим образом
соответствующую его способностям и квалификации, т. е. имеет место более
эффективное распределение трудовых ресурсов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|