Негативные последствия инфляции вынуждают правительства
разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно
выделить два подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную
политику, т.е. активное маневрирования государственными расходами и налогами в
целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его
путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия
могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению
безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может
использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных
капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги
снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.
Однако, стимулирование спроса бюджетными средствами может
усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют
маневрировать расходами и налогами.
2. Второй подход - это гибкое денежно-кредитное
регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству
Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку
ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для
кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно
проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку
стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной
платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля
над инфляцией.
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может
привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам,
для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше
своего естественного уровня, при этом реальный полевой Валовый Национальный
Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США,
например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.
Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводят
политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста
заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не
рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели.
Параллельной применение различных мер для решения противоречивых проблем может
сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.
Уменьшение темпов инфляции до относительно
"безопасного" уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения
производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении
эффективного производства и уровня качества управления. Эти цели могли быть
достигнуты поэтапно, в течении длительного времени.
Все понимали, что в первые пять лет (1996-2000г.г.) угроза
инфляции является критически острой. От степени ее снижения зависели сроки и
условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или
ослабление действия "номинальных якорей" (в частности фиксированного
валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке
предприятий неизбежно способствуют повышению инфляции. На это также
накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к
быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означает бы полный
провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики
должны быть в первую очередь быть:
·
предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить
ее ускорения дольше 2-5% в среднем за месяц;
·
создание институциональных и финансовых предпосылок
для сокращения инфляционного потенциала.
Одним из вариантов программы по преодолению высоких темпов
инфляции может бы быть следующий вариант развития и соответствующий комплекс
мероприятий.
Несомненно, что в 1998-2000 г.г. расширение конечного
спроса требует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы
удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой
целью антиинфляционной политики является снижение инфляции до уровня, не
препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для
решения этих задач может осуществляться следующий комплекс мер, направленных на
сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и
ожиданий.
1. Регулярная установка ориентиров
("коридор") инфляции денежной массы с разбивкой на кварталы.
Разработка системы действий, направленных против отраслей и предприятий,
нарушающих установленные ориентиры. Определение также критического уровня
инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий,
стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.
2. Введение прямых ограничительных мер,
направленных против роста цен в отраслях-монополистах.
3. Важно ограничить дефицит бюджета
уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить
параллельно с расширением доходной базы бюджета.
4. Поддержание процентных ставок на
уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом необходимо
стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы.
Следует отладить механизмы подводки централизованных субсидий и кредитов и
субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в
спекулятивные операции на денежных рынках.
5. Ужесточение мер против просроченной
дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующей инфляционные процессы)
помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и
развитии вексельного обращения.
6. Важно ограничение доли доходов посредников
в конечных ценах потребительских товаров.
7. С тем, чтобы в последующем перейти к
политике стабилизации реального валютного курса, в первое время сохранение
"валютного коридора".
8. Для борьбы с сезонными всплесками
инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами.
В заключительный период (2001-2005г.г) целью подобной
антиинфляционной политики целью предполагалось достичь сокращения инфляции до
социально-безопасного уровня :1-2% в месяц. Для решения этой задачи необходимо
проведение радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение
ценовых пропорций, структурных сдвигов и пользу отраслей инвестиционного и
потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций
делает тогда возможным усиление дефляционной монетарной политики,
ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.
Один был один из вариантов мер по развитию экономики и
снижению инфляции.
Однако реальное развитие дел привело к неутешительному
результату, которым явился осенний финансовый кризис 1998г. Огромный упор в
проводимой политике ставился на стабилизацию курса рубля. Достигать это
приходилось за счет значительных трат центральным банком на поддержание
валютного коридора. Недостаток золотовалютных средств компенсировался займами в
виде государственных краткосрочных бумаг и международных кредитов. С учетом
поступлений от них строились бюджеты. В итоге возник огромный государственный
долг. Государство стало неспособным выплатить по ГКО, внутренним долгам.
В чем же была причина краха? Сейчас на этот вопрос
высказывается множество мнений. Но объективная и глобальная причина была в том,
что политика, направленная на преодоление инфляции лишь с помощью финансовых
рычагов, тратя основные средства на поддержание стабильного курса рубля, определяя
его показателем стабильного развития экономики, невозможна без мер по развитию
и поддержанию промышленности, производства, сельского хозяйства, что вели бы к
реальному увеличению доходной части бюджета.
Кризис проявился в крахе финансового рынка России, отказу
государства платить по государственным ценным бумагам, девальвации рубля почти
150% росту курса доллара, что подвело всю экономику России к грани полного
краха. Это выявило тот факт, что создавшаяся в последние время на рынке
стабилизация, снижение темпов инфляции, были больше внешними признаками
улучшения положения дел. В течение этого времени продолжался спад производства,
рос процент экспортного товара, причем даже многие вновь созданные производства
в России работали на зарубежном сырье. На рынок России было привлечено множество
иностранных инвесторов (нерезидентов), которым государство продавало им свои
государственные краткосрочные бумаги по высоким ставкам. Это же в значительной
мере поддерживало функционирование многих банковских учреждений. России охотно
давали кредиты, в то же время проценты по кредитам росли быстрыми темпами.
Крах всей системы ГКО и ОФЗ, невозможность ЦБ удержать
доллар в рамках валютного коридора, невозможность государства выплатить по своим
внешним и внутренним долгам (цифры различаются в разных источниках: примерно
задолженность по процентам кредитов составляла порядка 17-20 млрд.долл., а
бюджет же позволял рассчитывать лишь на 12, 3 млрд.долл)., показывает всю
критичность сложившейся в экономике ситуации. При этом иностранные держатели
ГКО и ОФЗ требуют возврата своих денег в полном объеме, не принимая условия
предложенной схемы погашения.
Мнения только большинства западных экономистов, а так же и
многих российских экспертов, говорят о том, что провал последних кредитов МВФ
для России положил конец уверениям, что в иностранной помощью можно купить
рыночные реформы, деньги фонда значительно облегчали решение возникающих проблем,
позволяя обходиться при этом без реформ экономической политики. При этом к
последствиям относится то, что для оплаты кредитов фонда требуется повышать
налоги на средний класс, который оплачивает эти кредиты. Генерировать
экономический рост таким способом не возможно, так как роста при непомерных
налогах и растущих процентных ставках не бывает.
Немаловажная причина была в общем мировом кризисе и мировом
падении цен на нефть. Жесткая привязка к курсу доллара на рынке страны, в связи
с его ростом, привела к резкому скачку цен. Рухнула вся банковская система,
т.к. большинство банков имели своими активами ГКО, осложнилось проведение платежей
и расчетов. Вслед за этим рынок стали покидать импортеры. Результатом
произошедшего коллапса стало разорение 80% средних и малых предприятий,
занимающихся импортом, с тенденцией дальнейшего его прекращения. В добавок к
массовому обесцениванию денег у населения, добавились потери по вкладам банков,
из-за их банкротства. Произошло резкое снижение платежеспособности населения.
Можно сказать, что Россия в своем экономическом развитии
была отброшена на годы назад. Опасность ситуации заключается в том, что в
последние пять лет Россия удовлетворяла свои потребительские потребности
практически за счет 60 % импортного товара. На данный момент встала реальная
опасность создания товарного дефицита, т.к. восстановление промышленности
требует долговременных усилий и значительных денежных вложений.
Результатом кризиса стал рост потребительских цен в России
с 1 по 5 октября 1998г. на 0, 4% (сводка Госкомстата РФ). С 29 сентября по 5
октября темпы прироста цен составили 0, 6%. Цены в первую неделю сентября
выросли больше, чем за два года. Темпы среднесуточного пророста цен уже в
октябре сократились до 0, 086% против 1, 09% в сентябре, когда месячная
инфляция составила 38,4%. Так же началась необеспеченная эмиссия: в сентябре
денежная масса уже выросла на 12,5 млрд. руб. (т.е. на 8%). при этом не произошло
ни адекватного увеличения ни валютных резервов ЦБ, ни заимствований. В то же
время даны деньги идут на поддержку банковской системы и "латание"
бюджетных дыр, поэтому это нельзя назвать тайной эмиссией, т.к. все социальные
выплаты идут в рамках бюджета 1998г.
Прогнозы экспертов и специалистов международного валютного
фонда говорят о том, что при нынешних политических условиях и уровне социальных
обязательств государства (почти 40 млрд. руб. только по зарплатам и пенсиям),
если в качестве единственного выхода будет принято решение об эмиссионном
покрытии бюджета, то к концу года возможна инфляция в 400-500%, и месячные
темпы роста составят 20%. А это уже почти гиперинфляция.
Каковы же возможные варианты выхода из кризиса? По этому
поводу ведущими политиками и экономистами высказываются ряд мнений.
Без эмиссии. Одна из ключевых задач как для ЦБ, так и для
Минфина - удержать курс доллара и инфляцию от чрезмерного роста. Меры,
предлагаемые правительством, заключаются в ограничении вывоза валюты из страны
и , напротив, увеличении притока долларов в Россию. Для этого уже были
существенно увеличены прокачки нефти за границу, а вывоз капитала в счет оплаты
внешнеторговых контрактов сократился сам собой - нынешняя ситуация в России не
способствует импорту.
Однако, по мнению правительства, в нынешних условиях для
прекращения роста валютного курса одного притока нефтедолларов мало: необходимо
сбить панику и спекулятивные настроения на внутреннем рынке. Банки, предприятия
и граждане должны прекратить скупку долларов. Для этого предлагается создать
банковский пул, который вместе с ЦБ будет поддерживать курс рубля. Чтобы
ограничить спрос на валюту со стороны откровенных спекулянтов, ЦБ ведет запрет
на покупку такими банками валюты сверх заказанной их клиентами, а увеличить
предложения валюты на внутреннем рынке планируется за счет того, что экспортеров
обяжут продавать 75% валютной выручки (50% - на бирже, 25%- непосредственно
ЦБ). ЦБ намерен также ограничить ликвидность межбанковского биржевого валютного
рынка и с этой целью возможно, введет сбор с оборота на валютной бирже. По
предварительным оценкам эти меры вместе взятые в принципе могут обеспечить
значительное увеличение ежедневного предложение валюты на рынке (до 100$ млн.),
а в совокупности в другими мерами поднять курс рубля почти в полтора раза. Это
самый оптимистичный сценарий, в реальности которого сомневаются сами его
составители на уровне руководителей ЦБ.
Правительством предложена новая схема погашения
государственных бумаг (ГКО-ОФЗ) с погашением их большей части рублями. Несмотря
на то, что данные меры безусловно оживят банковскую систему: размораживание
госдолга принесет хоть какие-то "живые" деньги в экономику,
полученные рубли могут вызвать резкое давление на рубль. Поэтому в данной схеме
предлагаются две оговорки. Во-первых, рубли, полученные иностранцами, будут
заморожены на срок от шести месяцев до года и могут быть использованы только на
покупку новых валютных обязательств Минфина. Во-вторых, российские банки
получат возможность расплатиться по форвардным контрактам, заключенными с
иностранцами, теми же ГКО-ОФЗ. В результате Минфин решет две проблемы
одновременно. Структура замороженного долга такова, что треть принадлежат
Сбербанку и ЦБ, треть - российским компаниям и банкам, и еще треть - западным
инвесторам. При этом общий объем форвардных контрактов между российскими и
иностранными банками примерно равен объему вложений в ГКО-ОФЗ и иностранцев и
российских банков. Таким образом, перевести ГКО-ОФЗ в валютные обязательства
Минфин может на сумму 23-24$млрд. Инфляционный эффект данной программы -
увеличение спроса на доллары и на товары в России - от этой схемы
реструктуризации будет минимальным.
Кроме того, правительство решило, что Пенсионный фонд
России может принимать платежи в государственных облигациях. А чтобы у него
появились "живые" деньги, ЦБ будет кредитовать его под залог этих
облигаций. Таким образом, правительство может уменьшить суммарный инфляционный
всплеск, который возможен в случае эмиссии рублей для расчетов по всем
внутренним долгам - пенсиям, заработной плате и социальным программам.
С эмиссией. Более реалистичный сценарий предполагает
управляемую эмиссию и стабилизацию курса к конце года. (18-20руб/$).
Реалистичный он потому, что без более или менее широкой эмиссии не обойтись.
Деньги требуются на восстановление банковской системы. ЦБ
предлагает кредитовать системообразующие банки и только в крайнем случае
национализировать их. Существует идея формирования банков - партнеров ЦБ.
Банковского пула для поддержания валютного рынка недостаточно, и власти
предлагают создать фактически новую систему уполномоченных банков, но уже на
правительства, ЦБ. Эти банки будут проводить платежи налогоплательщиков и
получать кредиты ЦБ.
Но при данном ходе событий возможно развитие крайне
нежелательного варианта, согласно которому ЦБ начинает масштабную эмиссию -
кредитует не только банки, выплаты пенсий, социальных пособий, но и прочие
текущие расходы бюджета. Это путь к провалу политики, которую пытаются
проводить финансовые власти, так как избыточное предложение рублей в экономике
вызовет не только рост цен, но и скачок курса доллара на черном рынке. Согласно
нему к концу 98г. инфляция составит 400-500%, и курс рубля будет окончательно
подорван.
Эмиссия так же отрежет возможность получения кредитов
мировых организаций.
Итогом этого сценария может стать падение совокупных
валютных резервов правительства, которое повлечет неисполнение обязательств по
исполнению обязательств по долларовому долгу. После объявления об отказе от
обязательств иностранные кредиторы могут разом предъявить России претензии, что
парализует экспортные отрасли и, соответственно, приток валюты в Россию. По
аналогичному сценарию развивались события в предыдущем десятилетии в
латиноамериканских странах. И эти страны не могла оправиться от кризиса еще
почти десять лет.
С кредитами. Правительство рассчитывает на то, что с
финансирование наиболее глобальных его задач - от реструктуризации банковской
системы до удержания курса рубля в приемлемых границах, поможет Международный
валютный фонд, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития. При этом
ЦБ видит, что причины кризиса банковской системы проистекают не столько из-за
замораживания рынка внутреннего госдолга, сколь из-за неправильной стратегии,
которую выбрали банки, и из-за разбалансировки их активов и пассивов. Нынешний
банковский кризис - это во основном кризис доверия частных инвесторов и
предприятий к российским банкам, российскому рублю и российскому правительству.
Здесь возможен вариант либерализации доступа иностранных банков на рынок
банковских услуг России. Для то, чтобы все же убедить иностранцев в том, что
России для них перспективный рынок и что их права на нем будет защищены,
правительству просто необходимо будет предложить нерезидентам приемлемую схему
реструктуризации долгов. Для российских же банков в новой схеме ничего не
меняется, и она обернется огромными убытками на фоне произошедшей девальвации
рубля. Иностранцы получат больше, т.к. они могут требовать с российских банков
долги по форвардным контрактам замороженными ГКО и ОФЗ, а во-вторых, они смогут
конвертировать рублевые облигации в валютные. Таким образом, новый план
реструктуризации ГОК-ОФЗ не принесет облегчения российским банкам, зато поможет
восстановить справедливость в отношении иностранцев - их потери потенциально
уменьшаться примерно вдвое.
В сложившейся патовой ситуации у правительства минимум
программ и вариантов. Либо правительство печатает деньги и получает возможность
в течение нескольких месяцев оплачивать все социальны расходы, но при этом
инфляция доходит до таких масштабов, что России не избежать долгового коллапса.
Либо все-таки идти навстречу иностранцам, допустить их на внутренний банковский
рынок, получить кредиты МВФ, но при этом еще больше погрязнуть в долгах и вновь
увеличить риск дефлота.
Мнения разные. Присутствуют высказывания, что при втором
варианте остается надежда на стабильность темпов роста курса доллара и
инфляции, а следователь он может быть более эффективным. Вариантов немного: их
выбор - это выбор пути развития событий, каков он будет, а, следовательно,
каков будет связанный с ним пакет последующих антикризисных мер покажет время.
Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция -
это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике
страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени
охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения
требует больших сил и материальных затрат.
Последние событие на финансовом рынке России, результатом
которых стал рост курса доллара, замораживание долга по государственным
краткосрочным обязательствам, девальвация рубля, и как следствие рост цен и обесценивание
сбережений, а это значит новый виток инфляции, показывают, что долгие попытки
российского Правительства по сдерживанию инфляции на низком уровне, сдерживанию
курса рубля не увенчались должным успехом. Причины случившегося кризиса были
заложены намного раньше, и он предопределился процессом развития ориентации
экономики России, последние ставки в которой были сделаны на экспорт сырьевых
ресурсов, так же особенностями в развитии и действии банковской системы, и
общим спадом промышленности. Пытаясь защитить стоимость рубля, делая ставку на
это, как на показатель стабильности и управляемости экономики, не принимая при
этом действенных мер по поддержке и развитию промышленности страны, Российское
правительство тратило в итоге больше, чем оно могло себе позволить. Учитывая
мировой финансовый кризис, падение цен на нефть (экспорт которой приносил
достаточные суммы валюты, которые направлялись на поддержание рубля) привели к
тому, что у Центрального банка России иссякли ресурсы на поддержание валютного коридора,
коммерческие банки содрогнулись под тяжестью беспрецедентных убытков в торговле
валютными долгами России, а инвесторы устроили окончательную обструкцию
рублевым обязательствам России, и с российского рынка ушли все нерезиденты,
изъяв свои денежные вложения. В итоге правительству пришлось сдать свои
финансовые рубежи.
И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит
проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что непрямую связано с
проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий,
стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы,
росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными
экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы
дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по
преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с
политическим курсом страны: развитием по рыночному курсу или путь к
государственному регулированию экономики. Оценит предпринятые действия время, и
одним из основных показателей по оценке эффективности проводимых мер будет
понижение уровня инфляции.
1.
Правительство Российской Федерации. Постановление
от 18 января 1993 г. №23 “О дальнейших мерах по государственному регулированию
инфляционных процессов и частичном изменении постановления Правительства РФ от
31.01.92 №1041 “О государственном регулировании цен на отдельные виды продукции
и товаров” (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.95 №600).
2.
Президент Российской Федерации. Указ от 3 июня
1993г. “О некоторых мерах по сдерживанию инфляции”.
3.
Государственный комитет по статистике.
Постановление от 29 июня 1995 г. № 79 “Об утверждении “Положения о порядке
наблюдения за изменение цен и тарифов на товары и услуги, определение индекса
потребительских цен”.
4.
Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегия
преодоления //Экономист: 1996г,
5.
Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая
теория.//М: 1995.
6.
Жуков Г.Ф. Общая теория денег и кредита.//М: 1995.
7.
Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации.
//Деньги и кредит:2000, N 7, С.50.
8.
Лившиц А. Введение в рыночную экономику.//М: 1991
9.
Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную
экономику.//М: 2001.
10. Курс экономической теории под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой
А.В.//Киров:1993
11. Самуэльсон П.А. Экономика. //М: 1993.
12. Теория переходной экономики под ред. Герасименко В.В.// МГУ:2001
13. Чекурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории.// Киров, 1994.
14. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики на 1997 год." //Деньги и кредит: 1996, N 12, С.3.
15. Журнал "Деньги и кредит": 1995, N 8.
16. Журнал "Вопросы экономики": 1996, N 2.
17. Журнал "Экономист". 1996: N 9, С.8.
18. Журнал "Деньги", 1998: 14 сентября, С.16.
19. Журнал "Деньги", 1998: 30 сентября, С 31.
20. Газета "Коммерсант-daily", 1998: 1
октября, С 3.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|