Меню
Поиск



рефераты скачать Макроэкономика в системе экономических наук и экономической политики государства

Ведь очевидно, что несовпадение этих величин будет означать или безвозвратную потерю ресурсов (если совокупное предложение превысит совокупный спрос, то часть произведенного не будет куплена), или невозможность удовлетворения части платежеспособных потребностей из-за недостаточного производства (если совокупный спрос превысит совокупное предложение). И очень важно осознать роковую безысходность ситуации рассматриваемого несовпадения совокупного спроса и совокупного предложения: если. в микроэкономике спрос может увеличиться или уменьшиться (за счет притока покупателей на данный локальный рынок извне, или ухода на другие микрорынки), как и предложение (за счет прихода или ухода конкурентов), то в рамках макроэкономики это невозможно: любое расхождение величин совокупного спроса и совокупного предложения означает непоправимую в данный момент диспропорцию.

Итак, центральная проблема макроэкономики - обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос (АР) был бы равен совокупному предложению (AS).

Этот центральный пункт макроэкономической теории требует пояснений. Конечно, в реальности равенство объемов производства, совокупного предложения и совокупного спроса недостижимо. Поэтому на практике стремятся к оптимальному (фактически - минимальному) неравенству, а не к идеальному состоянию их абсолютного равенства (в этом смысле экономический прогресс есть бесконечное решение извечной задачи «квадратуры круга», т. е. постоянные усилия общества по сближению величин совокупного спроса и совокупного предложения).

Понимание сути главной проблемы макроэкономики по-новому ставит вопрос об экономических функциях и пределах возможностей рыночного механизма. Например, - микроэкономика действительно исчерпывается соответствующим микрорынком, т.е. «социальное пространство» микроэкономики сведено непосредственно к рынку, ко всему, что на нем происходит и на него влияет. Но аналогична ли ситуация для макроэкономики? Может ли и ее социальное пространство также быть сведено только к макрорынку? Иными словами, способен ли рынок, обнаруживающий самодостаточность и эффективность для микроэкономики, выполнить то же для макроэкономики, т. е. обеспечив микроравновесие (равенство спроса и предложения на микрорынке), обеспечить и макроравновесие (равенство совокупного спроса и совокупного предложения)? Или макроравновесию (так же, как микроравновесию в ситуациях «внешних эффектов», «монополий», «общественных товаров») нужна помощь, но уже постоянная и всюду?[12]

В зависимости от ответа на этот вопрос экономисты размежевались на три партии:

1.     тех, кто по-прежнему исповедует лозунг классиков «лессэ фэр!», отрицая необходимость прямого вмешательства в макроэкономические процессы с целью их регулирования («неоклассики», «либералы», «консерваторы»);

2.     тех, кто полагает, что только союз рынка и государства может дать макроэкономическую эффективность («кейнсианцы» - «неокейнси-анцы»);

3.     тех, кто призывает к умеренному, опосредованному вмешательству в макроэкономические процессы («неолибералы», «неоклассический синтез », « монетаристы » ).

В целом очевидно, что мера государственной «помощи» макрорынку в разные исторические периоды неодинакова: то возрастает, то уменьшается, отражая прежде всего объективные обстоятельства (социально-экономическую структуру рыночной собственности, в том числе удельный вес государственного сектора; соотношение малого, среднего и крупного бизнеса; степень монополизма; уровень «открытости» экономики; даже демографические показатели, когда, например, постарение населения требует усиления перераспределительных процессов и т. д.). А поскольку все эти параметры подвижны, то динамика и экономическая роль государства - и во времени, и в пространстве (для отдельных сфер, отраслей и стран) различны, так что вполне может возникнуть ситуация, когда возрастание роли государства в одной сфере экономики будет «компенсироваться» уменьшением его роли в другой сфере, и т. п.

Разумеется, купля всего, что произведено, - не самоцель: на самом же деле за этим скрывается общая для всех уровней экономики (и для микро-, и для макро) проблема: как ограниченными ресурсами удовлетворить неограниченные потребности? Ведь трагическое для человека и общества несоответствие этих двух параметров присуще не только микроэкономике, но и макроэкономике.

Для того, чтобы все произведенное раскупили, необходимо, чтобы совокупное предложение и совокупный спрос совпадали бы по объему, структуре и ценности. Однако в экономической реальности существует множество объективных и субъективных факторов, препятствующих такому совпадению (которое для экономистов стало просто идефикс).

В то же время макроэкономика способна преподать урок настоящей диалектики: оказывается, экономический прогресс и рост исходным пунктом имеют как раз таки осуждавшееся экономистами-классиками несовпадение совокупного спроса и совокупного предложения. Мучительное преодоление этого несовпадения и образует механизм экономического роста, ибо несовпадение названных макровеличин обнаруживает изменение структуры потребностей общества и необходимость приведения в соответствие с ней структуры производства. Таким образом, то, что мы только сейчас готовы были принять за «идеал» (равенство совокупного спроса и совокупного предложения), теперь превращается в свою противоположность - в препятствие экономической динамике.

Проблема реализации (купли-продажи) всего результата годового производства страны порождена только рыночным устройством макроэкономики - дорыночная («традиционная») и внерыночная («административная») формы экономической организации такой проблемы не знают, ибо в них отсутствует свободный обмен между свободным производителем (продавцом) и свободным потребителем (покупателем) как частными собственниками; в этих обществах господствует «натуральный» или «рационированный» обмен. И только «рыночная» макроэкономика -монетарная система, приносящая свободу своим субъектам, - порождает проблему купли-продажи результата национального производства, проблему вечную, постоянно воспроизводимую, разрешаемую в теории, но не на практике, в вечности которой - жизнь, эффективность и динамика рыночной системы[13].


5. Рекомендации, разработанные по результатам выполнения исследовательского проекта “Использование макроэкономических моделей для анализа эффективности экономической политики в России”


Творческий коллектив сотрудников и аспирантов экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова проводил в 2001-2002 г.г. исследования в рамках аналитического проекта “Использование макроэкономических моделей для анализа эффективности экономической политики в России”.

Цель проекта - анализ последствий проводимой в России макроэкономической политики, направленной на решение актуальных для переходной экономики проблем инфляции, внешнеторговых связей, неформального сектора, государственного долга, а также выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Результатом проведенных исследований являются практические рекомендации, которые мы приводим в данной курсовой. Данные рекомендации представляю собой большой практический интерес, так как на сегодня мы уже можем сказать насколько они были верны и, соответственно, насколько эффективен макроэкономический анализ для России.

По проблемам инфляции и кредитно-денежной политики. Анализ динамики инфляционного процесса в России за последние десять лет позволяет сделать следующие выводы.

Период высокой инфляции характеризовался инфляцией издержек, вызванной ростом цен на энергоносители и падением курса рубля. В этом и последующих периодах наблюдался высокий уровень инфляционной инерции, связанный с инфляционными ожиданиями.

Снижение темпов инфляции произошло в результате введения валютного коридора (т.е. фактической фиксации курса рубля) и задержек в выплате заработной платы.

Положительной связи темпов инфляции с темпами роста денежной массы обнаружено не было, что свидетельствует в пользу немонетарных концепций природы российской инфляции.

Эконометрическая оценка характера инфляционных ожиданий показала, что скорость их пересмотра российскими экономическими агентами достаточно высока. Это не позволяет бороться с инфляцией с помощью традиционных методов; необходимы меры, направленные на снижение инфляционных ожиданий. Некоторая политическая и экономическая стабилизация, наметившаяся в последнее время в России, создает таким образом благоприятные условия для борьбы с инфляцией.

Усиление инфляционных процессов в ближайшем будущем может быть вызвано ценовой политикой естественных монополий, способной снова привести к инфляции издержек. Поэтому в качестве гетеродоксных мер, направленных на снижение инфляционных ожиданий, следует, в первую очередь, использовать контроль над уровнем цен на продукцию естественных монополий.

Проведенное исследование показало, что возможности извлечения реального сеньоража при существующих темпах инфляции, скорее всего, не исчерпаны. В условиях снижения инфляционных ожиданий развитие инфляционных процессов будет существенным образом зависеть от бюджетной политики правительства. В этой связи следует продолжать курс на достижение профицита государственного бюджета и укреплять независимость Центрального банка.

По проблемам открытой экономики. Анализ проблем краткосрочного равновесия на основе модели открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала показал, что при поддержании валютного курса кредитно-денежная политика неэффективна в смысле влияния на доход. Эффект проводимой бюджетно-налоговой политики при определенных условиях может существенно ослабляться противоположно направленным влиянием изменения предложения денег, использующегося для поддержания сложившегося валютного курса. Эконометрический анализ показал, что именно эти условия характерны для экономики России. В такой экономике наибольшее влияние на доход оказывает внешнеторговая политика. Поэтому либерализация внешней торговли России при сохранении политики поддержания валютного курса может привести к падению дохода.

Результаты имитационных расчетов по модели либерализации внешней торговли показали, что уровень благосостояния в стране при переходе к открытой экономике падает в случае высокой разницы между показателями эластичности выпуска по факторам производства в экспортоориентированном и импортозамещающем секторах. Эмпирическое исследование эпизодов перехода к открытой экономике в различных странах подтвердило модельные представления о причинах ухудшения благосостояния при увеличении степени открытости экономики. Проведенные расчеты показали, что в условиях сложившейся в России структуры экономики и существующих параметрах производства возможность ухудшения благосостояния при либерализации внешней торговли достаточно велика.

Полученные результаты позволяют предположить, что резкая либерализация внешней торговли в России может привести к падению дохода, то есть вызвать спад и депрессию. Этот вывод представляется особенно важным в свете предполагаемого вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Принимая подобное решение необходимо оценить все возможные позитивные и негативные последствия, в том числе и возможность ухудшения благосостояния из-за большого разрыва в нормах прибыли в различных секторах экономики. В случае положительного решения высказанные соображения желательно иметь в виду при формировании условий окончательного соглашения.

По проблемам теневой экономики. На основе анализа литературы и результатов моделирования были сформулированы мероприятия, реализация которых способствует уменьшению размеров теневой экономики. Эти мероприятия были проранжированы экспертами в соответствии со следующими критериями:

·        влияние на доходы консолидированного бюджета;

·        затраты ресурсов на осуществление;

·        вероятность принятия необходимых законов для реализации данного мероприятия.

Обработка экспертных оценок позволила выявить согласованное мнение о наиболее приоритетных мерах, направленных на снижение размеров теневого сектора. Этими мерами являются:

·        снижение ставок социального налога и налога на прибыль;

·        переход к накопительной пенсионной системе;

·        подготовка новых кадров для налоговых органов;

·        улучшение материально-технической базы налоговых органов.

Первые две меры направлены на уменьшение стимулов к уклонению от социального налога и налога на прибыль; третья и четвертая - на увеличение вероятности наказания уклоняющихся от налогов.

По проблемам государственного долга. Анализ платежеспособности России по внешнему долгу показал, что в последнее десятилетие основная проблема состояла не столько в нехватке ресурсов для его выплаты, сколько в трудностях концентрации этих ресурсов в государственном секторе. Имея значительные по сравнению с другими странами с переходной экономикой доходы от экспорта, Россия вплоть до 1999 года испытывала хронический дефицит государственного бюджета, что приводило к наращиванию ее внешнего долга. Возможности стабилизации доли долга в ВВП также осложнялись отсутствием экономического роста.

В последние два года наблюдалось улучшение показателей платежеспособности России. Однако возникает вопрос, в какой мере оно было вызвано благоприятной экономической конъюнктурой и в какой являлось результатом целенаправленной экономической политики.

Исследование, проведенное в предположении, что бюджетно-налоговая политика ориентирована на поддержание ресурсов для выплат по внешнему долгу, позволило выявить степень зависимости платежеспособности от факторов экономической конъюнктуры.

Эконометрический анализ показал, что в последнее время на платежеспособность России по внешнему долгу значимо влиял такой фактор внешнеэкономической конъюнктуры как цены на нефть. Это происходило вследствие высокой эластичности торгового баланса к изменению этих цен.

Реальный валютный курс имел более сильное влияние на сальдо торгового баланса в период действия валютного коридора. После кризиса 1998 года торговый баланс неэластичен к данному фактору. Рост реального дохода оказывает все более серьезное воздействие на торговый баланс, вызывая увеличение импорта и падение чистого экспорта.

Сценарные расчеты показали, что в наибольшей степени платежеспособность страны может снизиться за счет падения цен на нефть. При сохранении благоприятной экономической конъюнктуры (росте цен на нефть к концу 2003 года до 24 долларов за баррель), торговый баланс остается мало чувствительным к изменению остальных факторов. Это свидетельствует о том, что сохранение текущих тенденций роста дохода, сопровождающегося укреплением рубля, не представляет в ближайшей перспективе серьезной угрозы для торгового баланса как источника выплат по долгу. Более того, укрепление национальной валюты приведет к снижению бремени внешнего долга, а экономический рост увеличит ресурсную базу для его выплаты.

Таким образом, следование текущей экономической политике окажет положительное влияние на платежеспособность по внешнему долгу.

Политика снижения реального валютного курса не приведет к серьезному увеличению торгового баланса, но увеличит бремя внешнего долга.

Расчеты показали, что в условиях пиковой долговой нагрузки 2002 и 2003 гг. и сохранении благоприятной динамики цен на нефть примерно треть торгового баланса должна быть отдана кредиторам. Первичный профицит для этого должен составить порядка 5,5% ВВП. Этот показатель находится на уровне 2001 года и поэтому выглядит выполнимым.

Угроза торговому балансу и платежеспособности при сохранении прежних параметров внутренней политики может создаться только при снижении мировых цен на нефть до 12 долларов за баррель. В этом случае торговый баланс может быть увеличен за счет снижения реального валютного курса (минимум на 1% в месяц). Однако при этом возрастет долговая нагрузка на бюджет. Половина торгового баланса в 2002 и 2003 гг. должна будет использоваться для выплаты внешнего долга, а необходимая величина первичного профицита составит 6,7% ВВП. Маловероятно, что правительству удастся выполнить этот норматив и осуществить выплаты 2003 года без дополнительных внешних заимствований.

Таким образом, как показало исследование, независимо от сценария динамики цен на нефть, политика стимулирования торгового баланса за счет снижения реального валютного курса означает ухудшение показателей платежеспособности России из-за относительно более низкой эластичности торгового баланса к реальному валютному курсу, чем к ВВП.

Расчеты продемонстрировали, что стимулировать экономический рост и рост торгового баланса за счет уменьшения реального валютного курса нецелесообразно. Это может привести к снижению платежеспособности страны по внешнему долгу в момент пиковых долговых выплат.


Заключение


Идея макроэкономического моделирования и регулирования возникла тогда, когда стало понятно, что рыночный механизм сам не в состоянии преодолеть нарастающие диспропорции, восстанавливать утраченное экономическое равновесие.

Приверженцы классической макроэкономической модели считают, что рыночная экономика функционирует в интересах всего общества. Для обоснования целесообразности или не целесообразности использования этой модели в России используем такие показатели:

·        Естественная цена товара, услуги или ресурса - цена, которая обеспечивает покрытие затрат на производство и получение средней нормы прибыли и земельной ренты. Поскольку в России на данном этапе развития весьма трудно определить естественную цену или она очень высокая через низкий уровень автоматизации производства, несовершенные производственные технологии и т.п., то использовать данный показатель в полной мере не представляется возможным.

·        Покупателей в нашем обществе можно поделить на реальных и латентных. Реальные покупатели способные купить товар за природную цену. Они являются носителями реального спроса, такой покупатель оказывает содействие появлению товаров на рынке. Латентные выжидают не подешевеет ли тот товар что они хотят иметь, они не могут заплатить природную цену. Они являются носителями латентного спроса и не оказывают содействие появлению товара на рынке.

         В России реально 85% покупателей можно отнести к категории латентных. Соответственно мы можем сделать вывод: население России не может оказывать содействие появлению товаров на рынке, таким образом тормозя развитие экономики и производства в частности.

Обобщая все вышесказанное мы можем сделать вывод, что использование классической макроэкономической модели не возможно в наше время в наших условиях.

Также, в качестве заключения хотелось бы рассмотреть боле подробно некоторые недостатки одного из основных макроэкономических показателей - ВНП. В любой стране с рыночной экономикой самый популярный экономический показатель - это ВНП, потому что от состояния и динамики ВНП, его составляющих, его структуры зависит благосостояние каждого конкретного человека, жизненный статус десятков миллионов людей. Снижается ВНП - жди безработицы, падения уровня жизни и других неприятностей. Когда вырастает стоимость валового продукта, это означает, что будет получено больше доходов. Таким образом, существует очевидная связь между размером ВНП также является общей мерой количества товаров и услуг, которые мы сможем купить, индивидуально и коллективно. Поэтому, в общем, все довольны, когда ВНП поднимается, и недовольны, когда он падает.

Однако ВНП небезупречная и даже обманчивая мера нашего благосостояния. Прежде всего ВНП выражает все в денежной единице измерения, а не в физических единицах. Поэтому мы должны корректировать его с учетом инфляции.

Когда мы сравниваем ВНП одного года с ВНП другого, неизбежно возникает сомнение, прибавилось ли реальное богатство нации. Если цены во втором году выше, ВНП тоже покажется выше,. даже если уровень продукции остался тем же или даже понизился. Постоянно нужно убирать процент инфляции из нашего измерения. Но даже если мы рассчитаем реальный ВНП, всегда остается некий процент неуверенности при сравнении сегодняшнего со вчерашним.

Вторая слабость ВНП тоже касается его неточности, как показателя “реальной” тенденции времени. Это происходит в результате изменения качества товаров и услуг. В стране с передовой технологией товары обычно улучшаются с течением времени. В то же время в обществе с большой плотностью населения качество других товаров может ухудшится. Правительственные статистики стараются учесть в ВНП такие изменения качества, хотя и тут остается место для неуверенности.

Третья слабость ВНП - его слепота к конечному использованию продукции. Если в один год ВНП поднялся благодаря увеличению расходов на образование, а в другой год поднялся на столько же из-за увеличения продажи сигарет, цифры в обоих случаях показывают одинаковый рост. Даже такая продукция, которая устарела к моменту своего появления, или оказалась горазда ниже принятого стандарта - все это все равно входит в ВНП.

Проблема загрязнения среды тоже добавляет трудности. Некоторые виды роста ВНП прямо связаны с этим загрязнением - это например, производство бумаги, увеличение количества автомобилей. А обществу нужны другие виды роста ВНП, которые остановили бы загрязнение - это предприятия по очистке сточных вод или производство чистых двигателей внутреннего сгорания.

Например, счета, которые мы оплачиваем за то, что в химчистке ликвидируют пятна, входят в ВНП, хотя чистка одежды не улучшает нашего благосостояния, а только возвращает вещам их прежний вид. Это тоже минус.

ВНП не говорит ничего о распределении товаров и услуг среди населения. Общество очень отличаются в этом отношении друг от друга: можно сравнивать Мексику и Швецию, у которых примерно одинаковый ВНП, или ту же Швецию с США, с которыми у нее примерно равный уровень ВНП на душу населения. В богатой стране может быть большая бедность, к которой она равнодушна, или, с которой не в состоянии справиться. В бедной стране может быть несколько семейств миллионеров. Таким образом, знание ВНП или уровня ВНП на душу населения не помогает узнать что-либо о социальных результатах.


Список использованной литературы


1.     Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Санкт-Петербург: Лениздат,  1998, 574 с.

2.     Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов на Дону: "Феникс",  2000, 352 с.

3.     Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. Москва: "Дело и Сервис",  2003, 544 с.

4.     Войтов А.Г. Фундаментальная экономика. Москва: МИИТ,  1998, 500 с.

5.     Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики). Москва: Информационно-внедр. центр "Маркетинг",  1999, 492 с.

6.     Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. Москва: ИНФРА-М,  1998, 199 с.

7.     Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Москва: МГУ, ИНФРА-М,  1997, 784 с.

8.     Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Санкт-Петербург: Питер,  2003, 832 с.

9.     Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов на Дону: "Феникс",  2001, 544 с.

10.  Материалы исследовательского проекта “Использование макроэкономических моделей для анализа эффективности экономической политики в России”.

11. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. Санкт-Петербург: Питер Ком,  1999, 784 с.

12. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Москва: Дело,  1999, 848 с.

  1. Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Москва: МГУ, Издательство "ДИС",  1997, 736 с.

[1] Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов на Дону: "Феникс",  2000,  с.76


[2] Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов на Дону: "Феникс",  2000,  с.77


[3] Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Москва: Дело,  1999, с. 12


[4] Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. Санкт-Петербург: Питер Ком,  1999,  с.288

[5] Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Москва: МГУ, Издательство "ДИС",  1997,  с. 451


[6] Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Москва: МГУ, Издательство "ДИС",  1997,  с.357


[7] Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Москва: МГУ, Издательство "ДИС",  1997,  с. 357


[8] Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Москва: МГУ, ИНФРА-М,  1997, 784 с.

[9] Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Москва: МГУ, ИНФРА-М,  1997, 784 с.

[10] Войтов А.Г. Фундаментальная экономика. Москва: МИИТ,  1998,  с.201

[11] Войтов А.Г. Фундаментальная экономика. Москва: МИИТ,  1998,  с.202-205

[12] Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов на Дону: "Феникс",  2001, с.427

[13] Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов на Дону: "Феникс",  2001, 427-428 с.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.