Кредитный бум и стратегии различных групп банков
Кредитный
бум и стратегии различных групп банков
Смена
ориентиров
Рост чистого
кредитования экономики при одновременном сокращении чистых иностранных активов—
ключевая тенденция развития банковской системы в IV квартале 2001 г. и I
квартале 2002 г. Она имела фронтальный характер и затронула большинство крупных
групп банков. Анализ проводился на основании данных выборки из 1249 банков, на
которую по состоянию на 1 апреля 2002 г. приходилось 92% активов действующих
кредитных организаций. Нами было выделено шесть групп банков, отличающихся друг
от друга как структурой операций, так и ключевыми институциональными признаками
(основные собственники, число филиалов, размер активов, др.): Сбербанк;
Внешторгбанк; банки, контролируемые крупными нефтегазовыми компаниями (далее—
«нефтегазовые»); банки, контролируемые нерезидентами (доля нерезидентов в
уставном капитале выше 95%, далее— иностранные); многофилиальные банки (число филиалов
более 5); мелкие и средние банки с неразвитой филиальной сетью (размер активов
менее 200 млн. долл.).
Наибольший рост
обеспечили банки, которые традиционно позиционировались в финансировании
«остального мира»: Внешторгбанк, «нефтегазовые» и иностранные банки (см. график
1). Это говорит о наметившимся пересмотре ими своих стратегий развития.
График 1.
Отношение чистого кредита нефинансовым предприятиям и чистых иностранных
активов к активам различных групп банков (1.10.2001–1.04.2002, в %)
В
«нефтегазовой» группе изменения затронули в основном региональные и небольшие
по меркам группы банки (активы менее 20 млрд. руб.), тесно связанные с
обслуживанием нефтегазовых предприятий на местах. Эти клиенты столкнулись с
временным ухудшением своего финансового положения, вызванным снижением мировых
цен на нефть. В результате уменьшились остатки на клиентских расчетных счетах
(главный ресурс этих банков), и возник дополнительный спрос на кредит для
пополнения оборотных средств предприятий. За полгода рост чистого кредитования
реального сектора в группе «нефтегазовых» банков составил 22 млрд. руб.
(16,8%), а его доля в их активах увеличилась на 6,6%
Похожие мотивы
двигали и иностранными банками. Большинство из них (особенно крупнейшие—
Ситибанк, Раффайзенбанк Австрия, ИНГ Банк Евразия, Креди Лионэ Русбанк) также
ощутимо нарастили чистое кредитование предприятий (на 32 млрд. руб., прирост
его доли в активах— 12,8%). Закономерно, что значительная часть кредитов этих
банков также пришлась на нефтегазовые компании (35–50% по крупнейшим банкам
группы).
Банки, которые
и раньше позиционировались в качестве активных чистых кредиторов реального
сектора (Сбербанк, многофилиальные банки, мелкие и средние банки),
продемонстрировали меньшие темпы роста. Суммарный объем кредитов по этим
группам увеличился за полгода на 23,6%, что заметно ниже показателей
Внешторгбанка и иностранных банков (83,6% и 27,4% соответственно). Но в силу
высокого удельного веса на кредитном рынке вклад этих групп в увеличение
совокупного объема банковских кредитов оказался весьма значительным. На них
пришлось 76% от общего прироста кредитов и 64% от прироста чистого кредита по
банковской системе в целом (соответственно, 135 и 195 млрд. руб.).
Похоже, однако,
что Сбербанк, многофилиальные банки и значительная часть мелких и средних
банков приблизились к качественному пределу наращивания доли кредитов в своих
активах: она составляет, соответственно, 45,1%, 50,7%, 45,1% против 36,9% в
среднем по другим группам. Дальнейшее значительное ее наращивание приведет к
неприемлемому, с точки зрения балансирования рисков, снижению диверсификации
активов.
График 2.
Распределение совокупных активов банковской системы по группам банков
График 3.
Распределение иностранных активов по группам банков
График 4.
Распределение кредитов нефинансовым предприятиям по группам банков
График 5.
Распределение депозитов населения по группам банков
Для
многофилиальных банков действует еще один фактор замедления роста кредитов—
приостановка процесса расширения филиальных сетей. С середины 1999 г. по 2001
г. число филиалов, приходящихся на один банк, быстро росло, и это обеспечивало
экспансию банков на региональные кредитные рынки (см. график 6). В конце 2001
г. интенсивный рост филиальных сетей закончился— наступил этап освоения
«завоеванных» рынков, что подразумевает менее агрессивную динамику
кредитования.
График 6.
Развитие филиальных сетей банков (без Сбербанка) и динамика реального объема
кредитов нефинансовым предприятиям (1.01.1998=100%)
Источники роста кредитных ресурсов
До настоящего
времени действовали три основных источника, обеспечивавших расширение
банковского кредитования экономики: замещение иностранных активов; наращивание
собственных капиталов; привлечение средств населения. В ближайшем будущем
возможности роста кредитования за счет замещения других элементов активов будут
ограничены. Одновременно будет усиливаться значение мобилизации сбережений
населения как ключевого источника расширения активных операций. Соответственно,
следует ожидать усиления позиций банков, обладающих высокой
конкурентоспособностью на рынке вкладов физических лиц.
В настоящее
время три основных источника ресурсов расширения кредитования предприятий
замкнуты на разные группы банков.
Первый
источник— замещение иностранных активов— характерен, в основном, для
иностранных и «нефтегазовых» банков, а также Внешторгбанка. При этом
перераспределение ресурсов из иностранных активов в кредиты предприятиям в
значительной мере оказалось связано с конъюнктурным фактором— снижением мировых
цен на сырьевые товары в конце прошлого— начале текущего года. Это
обуславливает неустойчивость в ближайшей перспективе данного источника
расширения банковского кредитования.
Второй
источник— рост собственных капиталов банков— использовался в основном мелкими и
средними банками. Для этой группы характерна жесткая взаимосвязь между
повышением доли капиталов в пассивов и доли кредитов в активах. По всей
видимости, значительная часть кредитов этих банков, равно как и соответствующий
прирост капитала, являются фиктивными.
Третий
источник— привлечение депозитов населения— характерен для многофилиальных
банков и Сбербанка. И это не случайно: практически исчерпав резервы наращивания
кредитов за счет замещения других элементов активов, они закономерно делают
ставку на привлечение платных ресурсов— прежде всего от населения.
Конкуренция
на рынках розничных услуг
Условия
конкуренции на рынке услуг населению (наиболее перспективный источник
привлечения средств) существенно различаются в Москве и регионах. Для
столичного розничного рынка характерны:
сильная
конкуренция между банками, (в Москве расположены 56% российских банков);
устойчивый
спрос на достаточно широкий спектр банковских продуктов (помимо депозитов—
пластиковые карточки, потребительский кредит, доверительное управление
средствами, международные переводы и др.), что обусловлено более высокими
стандартами жизни в столице.
Как показывает
анализ динамики депозитов, на московском рынке ключевыми факторами
конкурентоспособности (в порядке убывания) являются:
оценка
вкладчиками надежности банка;
разнообразие
предоставляемых финансовых услуг;
способность
предложить более высокие процентные ставки по депозитам при том же уровне
надежности.
С точки зрения
оценки надежности наивысшим приоритетом обладают крупные государственные и
иностранные банки, за ними следуют остальные крупные банки.
В регионах
конкуренция, как правило, идет между Сбербанком и одним-двумя местными банками.
Население имеет низкий уровень сбережений и потому придерживается
консервативной стратегии их размещения. В этих условиях уровень процентных
ставок и разнообразие предлагаемых услуг не играют существенной роли, а успех
на рынке фактически зависит от одного фактора— оценки вкладчиками уровня
надежности банка. Как и в Москве, она тесно связана с участием государства, в
том числе региональных властей в его капитале, а также с размером банка.
Таблица 1. Регионы-лидеры
по привлечению депозитов населения (без учета Сбербанка, на 1.04.2002 )
|