p> Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход
к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки
вносить необходимые коррективы в свою деятельность. Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-
кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь
коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или
осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью
теряет свою эффективность.[5] Помимо установления официальных ставок рефинансирования и
редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по
ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в
качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в
залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не
вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных
бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги,
первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна
быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех
месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые
центральными банками".[6] 2.3. Операции на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования
(рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое
первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-
кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие
название операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет
операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение
ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних,
соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные
банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного
регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США,
Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка
ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее
применение и в Западной Европе. "По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными
бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет
собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже
ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее
установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их
воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так
доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых
стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то
можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию
под залог ценных бумаг. “Центральный банк предлагает коммерчески банкам
продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных
(конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8
недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в
период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать
коммерческим банкам”. Таким образом, операции на открытом рынке, как метод
денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух
предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого
регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая
при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с
направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая
указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим
финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.[7] 2.4. Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной
сферы. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк
регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой
области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных
ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное
ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше
методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом
воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к
тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки
стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам,
как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются
главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания
банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство
способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных
ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых
странах вообще отменён. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы
(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на
необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала
коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального
размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.
Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.
Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые
оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать
на должном уровне. “При нарушении коммерческими банками банковского законодательства,
правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в
работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов
центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного
воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны
центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить
систематического характера, а применяться в порядке исключительно
вынужденных мер”.[8] 3. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег). Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и
политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем
она заключается и каков механизм реализации той или иной. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен.
Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения
данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в
следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на
открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо
провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по
резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные
резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются
основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем
кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.
Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост
инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из
вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать
кредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы увеличить объем совокупных
расходов и занятость. В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что
порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться
понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег.
Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков.
Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать
государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы
коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что
автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья
мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса
коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у
центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих
денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы
слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме ,
то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому,
чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах,
банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых
ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное
предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной
ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая
инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то
есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы
понизить расходы и сдержать инфляционное давление.[9] Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов
денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику
страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие
доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой.
Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое
время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело
с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы,
регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о
покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и
процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых
странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того,
она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и
потому представляется более приемлемой в политическом отношении. Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если
ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы
коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем
кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых
денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть
возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать,
что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При
такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное
явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться
серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В
более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к
предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного
предложения. Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами,
заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться
в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или
ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть
когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к
возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения
предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости
обращения денег. Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается
,при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение
скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться
как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И,
следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость
обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются,
что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при
политике дорогих денег. 4. Эффективность денежно-кредитной политики. Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как
неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу
можно привести несколько конкретных доводов: Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой
кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого рынка
Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения
о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение
и процентную ставку. Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в
Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося
значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка,
хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того,
даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в
политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных
расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время
как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому
представляется более приемлемой в политическом отношении. Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что
изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой
фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика
относительно неэффективна. Однако следует признать, что кредитно-денежная политика страдает
определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с
рядом сложностей: 1. Циклическая асимметрия, то есть если проводить политику дорогих
денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки станут вынуждены
ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то
время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам
необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не
в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и
предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения
Центрального банка, покупая у населения облигации, могут использоваться
населением уже имеющихся ссуд. Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной
политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение
избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем
самым к увеличению денежного предложения. 2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного
обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение,
умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы
считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в
направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в
последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время
инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой НБУ, скорость
обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются
политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость
обращения вероятно упадет. 3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики
может осложниться и даже временно затормозиться в результате
неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции.
Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на
повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные
расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового
оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких
цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения
совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные
ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать
доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику
дешевых денег. Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая НБУ как орудие
государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные
стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной
политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений
стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных
рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при
точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики НБУ на
внутригосударственную деловую активность. 5. Финансовый кризис в Украине и его преодоление с помощью инструментов кредитно-денежной политики[10] Главные причины финансового кризиса в Украине лежат в проблемах
государства, проблематичности для правительства обслуживать свои долги. С
банковского оборота за первую половину октября ушло около 800 млн. грн.
(отток вкладов, затраты от обменных операций и прямые потери банков в
Украине). Обострилась проблема с обслуживанием Министерством финансов
внутреннего государственного займа. Если бы в этом вопросе не было проблем,
не было бы проблем с системной ликвидностью. Неадекватно отреагировал
валютный рынок, где наблюдается большой неэкономический спрос на валюту. Некоторая макроэкономическая стабилизация 1997г., базирующаяся на
основе накопления финансовых противоречий (как по вертикали, так и по
горизонтали), потерпела крах вследствие азиатского финансового кризиса и
многих внутренних факторов. Финансирование дефицита бюджета 1997г. за счёт
накопления внутреннего и внешнего долгов создали непростые условия для
поддержания в 1998г. бюджетного и финансового равновесия. Доходы госбюджета
за первое полугодие текущего года составили 74,7% запланированных, в т.ч.
налоговые поступления – 84% запланированных. Одной из причин этого является
нестабильность налогового законодательства и очень сильное налоговое
давление, налоговая система носит фискальный характер, что заставляет
многих субъектов экономической жизни сворачивать производства или уходить в
теневую экономику. По оценкам экспертов Гарвардского института, для
Украины оптимальной агрегированной ставкой налога является 10-15% ВНП, а в
первом полугодии она составила 39,1%. По расчётам Всемирного банка, в 1995г. оборот теневой экономики
составил 42% ВВП (по западным оценкам, критический уровень составляет 30-
35%), хотя, по мнению автора данного доклада, этот показатель намного выше
и вряд ли он склонен к уменьшению в ближайшее время. Такие масштабы теневой
экономики – не только реакция субъекта на запреты и налоговое давление в
экономической деятельности, но и наследие времён Советского Союза. Так, с
60-х гг. до конца 80-х оборот теневой экономики возрос в 18 раз (с 5 млрд.
руб. до 90). Также следует отметить постоянный отток капитала за границу. По
некоторым оценкам, за границей сейчас находится до $20 млрд. неофициально
экспортированных из Украины. По другим оценкам, за последние 5 лет вывезено
$15 млрд., тогда как сумма иностранных кредитов за этот период составила
$9 млрд. Также немаловажным фактором является приватизация за бесценок,
особенно объектов незавершённого строительства, что связано с повсеместной
коррупцией. Основой финансового кризиса является дефицит бюджета. Основными
причинами являются недопоступление в бюджет рентных платежей, транзитных
платежей за транзит газа; за использование природных ресурсов, сокращение
поступлений от приватизации, невыполнение целевых фондов и невыполнение
запланированных налоговых поступлений. Главная причина этих недопоступлений
- нефункционирующее производство. За первое полугодие текущего года поступление наличных денег в
госбюджет составило 60% запланированных. Этих денег хватает только на
выплату текущей зарплаты и обслуживание части государственного долга
(оплата процентов по ранее взятым кредитам). Остальную часть правительство
финансирует за счёт внешних и внутренних займов. Бюджетные поступления от
налогов практически полностью тратятся на оплату государственных долгов.
Доля в расходах на инвестиции ничтожно мала, т.е. не развивается
производство – основа всей экономики в целом, в т.ч. и финансовой системы. Одной из основных причин дефицита госбюджета и финансового кризиса
является превышение выплат на погашение ОВГЗ над поступлениями от их
размещения. За шесть месяцев отрицательное сальдо от размещения ОВГЗ
составило 632 млн.грн. – почти среднемесячные поступления наличности в
госбюджет за этот период. На конец августа долг по ОВГЗ составил 10,258
млрд. грн. по сравнению с 8,762 млрд. грн. в начале года. Эксперты
отмечают, что в случае неудачи кампании правительства по борьбе с
должниками бюджета и пенсионного фонда растёт угроза вынужденного
кредитования правительства Нацбанком для обеспечения социальных выплат. Выпуск ОВГЗ продолжается и сейчас. Причём за ОВГЗ Минфин покапает у
Нацбанка доллары из валютного резерва для погашения внешних долгов. В то же
время доля иностранных инвесторов на рынке ОВГЗ с начала года сократилась в
3 раза и составляет 20%. И то это инвесторы, на руках у которых остались
займы, срок погашения которых ещё не наступил. Иностранные инвесторы не
покупают новые займы в связи с тем, что сейчас в валютном выражении они
убыточны (убыточность до 50%) и теперь НБУ – единственный покупатель ОВГЗ. С начала года наблюдается рост внешнего долга. На 1 января он составлял $9,555 млрд., за семь месяцев вырос на $1,105 млрд., По темпам роста затраты на обслуживание внутреннего долга почти в 6
раз опережают затраты на обслуживание внешнего долга. Динамика долга государства перед банками имеет такой вид: в 1993г.
8,8% «широких» денег обеспечивали кредитование правительств, а в конце
1997г. этот показатель составил 64,7% объёма оборотных денег. Т.е.
банковская система 2/3 своих обязательств размещала в кредитах
правительству, что ограничивало кредитование реального сектора с целью
развития производства. На 1 сентября этого года внутренние долги
государства перед банковской системой составляли 13% ВНП. Следует также отметить огромные долги предприятий по кредитам,
выданным под гарантию правительства – 147 млн. грн., в основном это кредиты
аграрным предприятиям, кредитованным ещё в 1992-1993гг.(«Украгротехсервис»
- 140 млн. грн., Агропромбиржа и др.) За семь месяцев денежная масса выросла на 10,7%, что также можно
отнести к причинам кризиса, т.к. это вызвало инфляцию. Углубление финансового кризиса объясняется также нехваткой денег в
обороте, что приводит к кризису неплатежей, нехватке оборотных средств на
предприятиях. Т.е. сегодня реальные деньги стали дефицитными, недоступными
для тех экономических субъектов, уровень эффективности производства которых
не позволяет им конкурировать с рыночными процентными ставками.
Значительный вклад в повышение общего уровня реальных процентных ставок
внесла исключительно высокая доходность по государственным ценным
бумагам(на II квартал 1998г. – 36,2%), тогда как в развитых странах уровень
13-15% уже считается экстремальным. Высокие ставки обслуживания
государственного долга привлекают свободные денежные средства, делая их
цену слишком высокой, а сами деньги фактически недоступными для реального
сектора экономики. Одной из причин нехватки денежной массы является упорное
нежелание Нацбанка осуществить хотя бы небольшую эмиссию. По мнению многих
экономистов, эмиссия разумных размеров оживила бы экономическую
деятельность. Очень большая часть в денежной массе приходится на наличность (на 1
апреля 1998г. 49%), что делает очень лёгким осуществление неофициальных
операций и, следовательно, неуплату налогов. Также следует отметить
долларизацию экономики. Одним из источников дефицита бюджета является увеличение количества
безработных, что означает увеличение социальных программ. В условиях
падения доходов всё большее количество людей нуждается в социальной защите.
Так, в 1996г. часть трансфертных платежей составила 22% общих доходов
населения. В какой-то мере можно сформулировать зависимость, что чем больше
реальный продукт, тем меньше бюджетный дефицит. В Украине же реальный ВНП
падает (1993 – на 26,9%, 1994 – на 40%, 1995-7,3%, 1996-5,9%, 1997 – 0,6%).
Хотя падение ВНП в 1998 году прекратилось, это не сняло проблем и долгов,
накопленных за прошлые годы при финансировании дефицита бюджета. Также как одну из существенных причин кризиса следует отметить кризис
в России, доля которой в общем внешнеторговом обороте Украины составляет
более 40%. От банкротства российских банков пострадала не только украинская
банковская система, но и население Украины, т.к. на Украине находятся
филиалы российских банков, принимающих депозиты от украинского населения,
возвращение которых теперь затруднено. Таким образом, к основным причинам финансового кризиса относятся
внутренний и государственный долг, дефицит бюджета, недопоступление
налогов, рост масштабов теневой экономики, а также наступление срока
погашения ОВГЗ и других долгов. Но у Украины есть реальный шанс избежать
российского варианта кризиса. В Украине не существует непреодолимых
источников финансовой катастрофы. Во многом кризис сдерживает монетарная
политика Нацбанка. Однако и идеализировать её не следует, т.к. больше всего
от такой политики страдает население. Относительно нормальная ситуация в
Украине, в т.ч. и относительная стабильность гривны во многом базируется на
невыплате вовремя зарплат и трансфертов. Заключение Мы уже знаем, что современная рыночная экономика функционирует в
условиях активного воздействия на нее государства. Государственное
воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход
экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и
частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.
Государственное регулирование направлено на смягчение циклических
колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами,
с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают
кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса
государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время
подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики
государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита,
вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и
налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот,
государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов,
на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции. Литература: 1. Аукуционес С.П. Современные буржуазные теории и модели цикла: критический анализ. М: Наука., 1984. 1. Вводный курс по экономической теории. М.: ИНФРА-М, 1997. 2. Воробьёв Е., Тимченко Б. Теневая экономка в условиях системного кризиса.// Экономика Украины. 1998. № 8. 3. Гривні восени рахують// Урядовий кур’єр. 1.09.98. № 167. С.6. 4. Камо грядеши, Державний бюджет// Урядовий кур’єр, 5.09.98., № 170- 171, с.6. 5. Макроекономічні чинники фінансової кризи// Фінанси України. 1998. № 8. С. 153 - 156. 6. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М: Феникс ., 1996. 7. Родионова И. Макроэкономические факторы дефицита бюджета в Украине.// Экономика Украины. 1998. № 9. 8. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959. 9. Хаберлер Г. Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний. М., 1960. 10. Ющенко В. Катастрофа отменяется//Бизнес. 5.10.98. № 40(299). С. 19. 11. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии // Деньги и кредит. 1993. № 1. С. 3 — 23. 12. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 1993. № 9. С. 19 — 27. 13. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2. С. 21 — 22. 14. Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование // Деньги и кредит. 1992. № 4. С. 68 — 77. 15. Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование // Деньги и кредит. 1994. № 5-6. С. 68 — 71. ----------------------- [1] Вводный курс по экономической теории. М.: ИНФРА-М, 1997 [2] Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование //
Деньги и кредит. 1992. № 4. [3] Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995.
№ 2. [4] Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии
// Деньги и кредит. 1993. [5] Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование //
Деньги и кредит. 1994. № 5-6. [6] Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и
результаты // Деньги и кредит. 1993. № 9. [7] Там же. [8] Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. [9] Мамедов О.Ю. Современная экономика. М: Феникс ., 1996. [10] При подготовке данного раздела использовались комплексные
материалы, представленные в аналитическом обзоре Национального банка
Украины, а также периодическая литература: Ющенко В. Катастрофа
отменяется//Бизнес. 5.10.98. № 40(299). С. 19.; Воробьёв Е., Тимченко Б.
Теневая экономка в условиях системного кризиса.// Экономика Украины. 1998.
№ 8.; Камо грядеши, Державний бюджет// Урядовий кур’єр, 5.09.98., № 170-
171, с.6.; Макроекономічні чинники фінансової кризи// Фінанси України.
1998. № 8. С. 153 - 156.; Гривні восени рахують// Урядовий кур’єр. 1.09.98.
№ 167. С.6. Родионова И. Макроэкономические факторы дефицита бюджета в
Украине.// Экономика Украины. 1998. № 9.
Страницы: 1, 2
|