p> Нехватка ликвидности и хронические неплатежи привели к такому явлению,
как широкая эмиссия денежных суррогатов, причем участие в этой эмиссии
приняли как государство в лице Минфина, так и местные власти и коммерческие
банки. Мы имеем в виду казначейские обязательства Минфина, векселя
областных администраций, банковские векселя, эмитируемые коммерческими
банками. Каждая из этих форм денежных суррогатов оказывает специфическое
влияние на товарооборот и в свою очередь воздействие на состояние платежей
в народном хозяйстве[2]. Казначейские обязательства Минфина, основным обеспечением которых служит
освобождение от налогов, как показала практика их обращения, способствуют
разрастанию бюджетного кризиса, сокращению реальных поступлений денег в
бюджет, со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая рост
задолженности бюджета перед получателями бюджетных средств, что, генерирует
дальнейшие витки неплатежей. Аналогичное воздействие на поступления в
местные бюджеты оказывает широкая эмиссия векселей областных администраций. В республике Татарстан к концу 1994 г. общая кредиторская задолженность
только по обследуемым предприятиям составила более 5 трлн. р. При этом Ѕ ее
является просроченной. Драматизм этого явления усиливается тем, что
предприятия являются основными донорами и государства, и работников. С
точки зрения экономистов, это практически «потерянные» средства, если даже
когда-нибудь они и будут выплачены. Здесь, что называется, усердно
«потрудилась» инфляция. В конце прошлого года наиболее высокими темпами росла кредиторская
задолженность в стекольной, фарфорово-фаянсовой промышленности, в
электроэнергетике, машиностроении, металлообработке республики. Обратной стороной неплатежеспособности является дебиторская
задолженность. И, хотя размеры ее в конце прошлого года были ниже размеров
кредиторской задолженности, общая сумма оставалась внушительной – около 4,8
млрд. р. по всем обследованным предприятиям РТ. При этом более Ѕ составляла
просроченная часть. Механизм неплатежей, как своеобразный беспроцентный кредит, действовал в
следующем направлении: топливно-энергетический комплекс республики
Татарстан вынужденно стал кредитором ряда отраслей и производств. К концу
1994 г. вся дебиторская задолженность топливно - энергетического комплекса
РТ от общей суммы во всей промышленности составляла более 42 %. В
определенной степени это дало возможность несколько улучшить финансовый
потенциал обрабатывающих отраслей. К сожалению, состояние кредиторской и
дебиторской задолженности в 1 квартале текущего года не свидетельствует о
серьезном улучшении. Стремясь оградить себя от потерь в условиях кризиса платежей, банки
ведут политику снижения собственного риска не только путем установления
высокой процентной ставки за кредит, но и путем сохранения за собой права в
любой момент увеличить ее в случае изменения рыночных условий
хозяйствования. Опираясь на результаты международного статистического анализа,
показывающие, что частные и акционерные предприятия более гибки и
эффективны, банки активно кредитуют их, без учета данных того же анализа,
свидетельствующих о том, что и разоряются они гораздо чаще. Отечественные
условия кредитования могут в еще большей степени повлиять на ускорение
этого процесса. Естественно, что в условиях отсутствия правовой базы
признание банкротств, с одной стороны, и наличия достаточно разветвленной
системы органов по борьбе с экономической преступностью, с другой стороны,
вопрос о возвратности кредита часто пытаются решить на базе Уголовного, а
не Гражданского кодекса. Как правило, подобная практика приводит не к
повышению возвратности кредитов, а к увеличению числа парализованных,
бездействующих предприятий. Часто банки в целях повышения обеспеченности
кредитов осуществляют плату страховых полисов за счет суммы самого кредита,
задерживают предоставление нужных предприятию сумм по срокам, что
изначально ставит под сомнение выполнение условий кредитного договора.
Наряду с этим банки активно обсуждают вопрос об увеличении своих резервных
фондов для покрытия возможных убытков вследствие низкой возвратности
кредитов. Пора коренным образом изменить кредитную политику, проводимую в
настоящее время. Процентные ставки за кредит должны быть соизмеримы с
применяемыми в мировой практике, это, во-первых. Во-вторых, необходимо
широкое применение в деятельности банков системы факторинга и клиринга. Нежелание банков оказывать подобные услуги серьезно усугубили кризис
платежеспособности. Однако сложившаяся конкретная ситуация требует
скорейшего внедрения в практику банковской деятельности экономических
методов. Чем быстрее банки превратятся из ростовщиков ссудным капиталом в
равноправных партнеров всех экономических субъектов, кровно
заинтересованных в конечном результате, тем скорее возрастающая
геометрическая прогрессия взаимных неплатежей превратится в убывающую.
Экономическая политика, проводимая Центральным банком Российской Федерации
и Национальным банком Республики Татарстан должна быть направлена на
создание эффективно действующей финансово-кредитной инфраструктуры
государства. Последствия кризиса неплатежей. Падение производства в России за годы реформ по своим масштабам и
длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного
времени, включая Великую депрессию 1929 – 1933 гг. В машиностроении,
промышленном строительстве, легкой и пищевой промышленности и во многих
других важнейших отраслях производство сократилось в 4-5 раз, госзаказы
оборонной промышленности – в 3 - 4, капиталовложения в экономику из всех
источников – в 4 - 5, расходы на научные исследования и конструкторские
разработки - в 10, а по отдельным направлениям – в 15 - 20 раз. [12] Требуемая для российской экономики структурная перестройка сегодня
выражается лишь в резком сокращении и выбытии производственных мощностей в
депрессивных отраслях и регионах. Здесь можно назвать угольную, оборонную
и химическую отрасли. Ивановскую область с ее текстильной промышленностью.
Но такая позитивная сторона структурной перестройки, как наращивание
производства в перспективных отраслях и регионах на основе новых
капиталовложений, пока полностью отсутствует. В масштабах всего
народного хозяйства структурная перестройка выражается, по существу, лишь в стихийном приспособлении населения к новым реальностям, например, в
возникновении 10-миллионной армии "челноков". Одним из самых сильных побудительных мотивов радикальных экономических
реформ была всеобщая демонетизация советской экономики к 1991 г., паралич
всей ее денежной системы и воз- 1 вращение страны в "каменный век" - век
всеобщего натурального 1 обмена. Печальный парадокс, но, совершив в 1992-
1993 гг. полный круг, российская экономика (правда, по другим уже причинам)
опять вернулась в то же самое состояние. Одно из очевидных последствий такого положения - подавленная, скрытая
инфляция, которая, как известно, в долгосрочном плане гораздо более вредна
и разрушительна для экономики, чем инфляция открытая. Но еще большую
тревогу вызывает искусственный развал экономики страны на два параллельно
существующих и лишь отчасти связанных между собой сектора (рынка), каждый
из которых живет по своим собственным законам: более слабый в реальности
денежный сектор, значительную часть которого к тому же обслуживают "черный
нал" и доллары, и мощный, но загнанный почти в подполье сектор натурального
обмена, представляющий собой отнюдь не современный, а уродливый, поистине
средневековый рынок. Недобор налогов и бюджетный кризис, судя по всему, могут приобрести в
России хронический характер. В 1996 г. уровень сбора налогов против
планируемого лишь ненамного превысил 70 %. В январе 1997 г. был собран
только 41 % предполагавшихся налоговых доходов, то есть результат хуже
"провального" прошлогоднего (правда, к марту положение удалось несколько
выправить). По оценкам ряда экспертов, и доходная, и расходная части
бюджета 1997 г. необоснованно завышены на 60-130 трлн. руб., или на
12 -25 % общих бюджетных расходов. Это означает в то же время реальную
угрозу роста неплатежей в бюджет на 50-60 трлн. руб. и может породить новую
волну общих просроченных задолженностей во всей экономике России на 300-400
трлн. руб. Серьезным признаком далеко зашедшего "нездоровья" российской экономики
стали также глубокие деформации во всей денежно- кредитной системе страны.
Масштабы хронического бюджетного дефицита и переход к финансированию его за
счет выпуска ГКО и других государственных ценных бумаг привели к резкому
ускорению роста государственного внутреннего долга и стоимости его
обслуживания. Вместе с тем диктуемая этой политикой и практикой величина Учетной
ставки Центробанка РФ вплоть до сегодняшнего дня устойчиво поддерживает
массовый уход денег из реальной экономики в валютно-спекулятивную сферу.
При наличии легального сверхдоходного Рынка ценных государственных бумаг
естественное экономическое поведение предприятий заключается как раз в
предоставлении государству займов, а не в уплате ему налогов. То же самое
можно сказать и о банковском кредите: при такой учетной ставке
инвестиционный банковский кредит остается недоступным для подавляющей части
российской реальной экономики, что усугубляет проблему неплатежей. Резкое обострение в 1998-1999 гг., социальной напряженности в стране,
особенно в депрессивных отраслях и регионах, очевидно, Разрушительный
эффект неплатежей со стороны государства в особо неприемлемых формах и
больших масштабах находит свое проявление в задержках зарплаты работникам
бюджетных организаций, пенсий по старости и инвалидности. Такая линия
демонстрирует недопустимо пренебрежительное отношение властей к человеку и
обществу в целом, возможность произвольного отказа государства от
обязательств перед своими гражданами, равнодушие к их судьбе вплоть до
пренебрежения к тому, смогут ли люди, зависящие от государственных выплат,
выжить физически в условиях нынешних экономических трудностей. Терпение
российского населения, судя по всему, на пределе. Столь разрушительные неплатежи со стороны государства стали "дурным
примером" для экономических субъектов. Поскольку государство первым открыто
и в крупных масштабах нарушает свои обязательства, соблюдение которых оно
должно обеспечивать как уполномоченный на то обществом орган порядка, то
экономические субъекты воспринимают такое поведение допустимым и
оправданным. В итоге основополагающий принцип нормальной хозяйственной
жизни - соблюдение договорных обязательств, обеспечение выполнения которого
составляет одну из главных обязанностей государственной власти, -
становится объектом произвола. Важнейшая сторона нынешнего бюджетного кризиса - нарастающее ухудшение
финансовых отношений между центром и регионами. Не сложилась до сих пор
стабильная и конституционно закрепленная формула отношений между ними по
поводу доли в налоговых поступлениях и масштабов экономической
ответственности за соответствующие расходы. Решает проблемы “перетягивание
каната” той и другой сторонами. При этом вся тяжесть налогового бремени
ложится в основном на несколько регионов-доноров федерального бюджета. На
датируемые же регионы приходится не менее 2/3 всех неплатежей и
задолженности. Меры по преодолению кризиса неплатежей. Не существует какой-либо одной меры или даже комплекса мер, принятие
которых в реально сложившихся условиях могло бы ликвидировать кризис
неплатежей раз и навсегда. Без устранения глубинных причин
общеэкономического характера, серьезнейшей корректировки курса реформ с
целью, с одной стороны, усиления государственного вмешательства в
экономику, а с другой – создания максимально благоприятных условий для
развития истинного частного предпринимательства кризис неплатежей будет
неизбежно возобновляться в том или ином виде, как это уже не раз
происходило за годы реформ. Между тем эта дилемма - либо инфляция, либо неплатежи - представляется в
значительной мере искусственной. Существует третий, срединный, путь между
этими двумя крайностями: умеренный, "точечный" вброс денег в экономику, в
ее наиболее узкие места и вместе с тем проведение целенаправленной политики
подавления главных причин инфляции. Речь идет прежде всего о таких аспектах
этой политики, как выравнивание доходов и расходов бюджета, кредит,
антимонопольное регулирование, структурные преобразования вплоть до
закрытия нежизнеспособных производств, массированная поддержка мелкого и
среднего предпринимательства, стимулирование притока иностранных
инвестиций. Вопрос лишь в том, достаточно ли у нынешнего руководства страны
понимания проблемы, профессиональной подготовленности и решимости проводить
эту политику третьего пути в жизнь. При нынешней налоговой системе - с ее ничем не оправданным уровнем
налогообложения, искусственно суженой налогооблагаемой базой и
неэффективной техникой сбора налогов - нереально рассчитывать на то, что
проблемы бюджета можно решить путем нормального роста его доходной части.
Вместе с тем, очевидно, что порочный круг неплатежей, основную вину за
который несет государство, необходимо разорвать. Этот прорыв возможен и
реален при погашении государством своих обязательств по выполненным, но
неоплаченным госзаказам, по зарплате бюджетной сфере и пенсионной
задолженности, Как на федеральном, так и на региональном уровнях надо провести
очередной взаимозачет долговых требований и обязательств, что по крайней
мере на время ослабит (но, естественно, не решит) проблему неплатежей,
оставив лишь сальдо, для погашения которого потребуются дополнительные
кредитные вливания. Для крупных предприятий целесообразно реструктурировать их задолженность
с применение понижающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от
сроков погашения долговых обязательств, и под залог их акций или
принадлежащего им имущества. Цель - предоставить крупным предприятиям
возможность перенести погашение долгов на срок до 3-5-10 лет в зависимости
от их места в приоритетах структурной политики. Учитывая нынешние темпы
инфляции, вполне оправданно либо списать, либо резко сократить размер
недоимок по пени и штрафам. Следует также разработать и внедрить в практику продажу дебиторской
задолженности на федеральных или региональных аукционах, организовать
продажу коммерческими банками "плохих" долгов их клиентов на открытых
торгах, через прямые переговоры с возможными покупателями, посредством
обмена долгов на акции должников. Банкротство и ликвидацию должников
целесообразно применять лишь в случае крайней необходимости, когда другие
методы оказываются неэффективными. Действенной мерой могла бы стать по
опыту московского правительства и временная передача имущества предприятий-
должников перед бюджетом в управление государственных органов на период,
необходимый для извлечения с помощью этого имущества доходов, достаточных
для погашения задолженности. Необходимо расширить сферу денежного обращения за счет альтернативных
форм расчетов, сократить долю налично-денежного обращения на основе
совершенствования безналичных расчетов и в перспективе - преодоления стены
между наличным и безналичным оборотом, не прибегая к "хирургическим"
методам. При этом следует исходить из того, что далеко не все виды
заменителей денег являются нездоровым средством расчетов. 1. Предварительная оплата представляет собой форму расчетов, при которой
покупатель перечисляет платежи продавцу до отгрузки товаров или оказания
услуг. На практике применяют две разновидности предоплаты: - отпуск товаров или оказание услуг после документального подтверждения перечисления денежных средств (копия платежного поручения, заверенная печатью банка); - отпуск товаров или оказание услуг только после поступления на банковский счет поставщика или исполнителя денежных средств, перечисленных в порядке предоплаты. Однако в российских условиях документальное подтверждение перечисления
денег и их поступление на счет получателя не всегда совпадают. И дело здесь
не только в сроках прохождения документов, правильности их заполнения и
т.д., но и в том, что наличие хороших, неформальных связей тех или иных
структур (их персонала) с банковскими структурами (особенно с мелкими
банками) позволяет оформить копию платежного поручения, по которому
денежные средства фактически не перечислены. Причем последнее может быть
обусловлено как отсутствием средств на текущем счете недобросовестного
плательщика, так и просто фиктивным оформленном копии платежного поручения.
Несмотря на то, что представленную выше практику нельзя считать типичной,
тем не менее ее необходимо принимать во внимание. Предоплату можно признать состоявшейся, если деньги фактически поступили
на банковский счет поставщика.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|