Корпорация как система управления
КОРПОРАЦИЯ
КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
В современных условиях наиболее распространенной
формой организации крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация
представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей,
осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект
права - юридическое лицо. Хотя корпорации как таковые возникли еще в средние
века, в современном значении это понятие, как правило, обозначает оптимальную
форму крупномасштабного производства товаров и услуг в условиях рыночной
экономики.
Корпорации объединяют основных производителей
однотипной продукции, что приводит к монополизации производства. Они также
содействуют концентрации инвестиционного капитала, обеспечивают
научно-техническое развитие и непосредственно влияют на развитие производства,
повышение технического уровня продукции и обеспечение конкурентоспособности,
получают ускоренное развитие в тех отраслях, где происходит освоение
производства при освоении новых поколений изделий.
Наиболее полное определение дано в Большом
коммерческом словаре: "корпорация (corporation - объединение, сообщество) -
широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма
предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность,
юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона
профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму".
Корпорация - одновременно имущественный комплекс,
юридическое лицо, товаропроизводитель. Она может выступать в форме как
отдельного крупного предприятия, так и объединения нескольких предприятий, а
также функционировать в форме как простого акционерного общества, так и
объединения акционерных обществ, например холдинговой компании. Корпорация
представляет собой одну из масштабных форм интеграции компаний путем
объединения акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности в
целях разработки согласованной политики многопрофильной деятельности.
Системный подход к организации и управлению
корпорацией является способом взаимосвязи отдельных составляющих в единую
композицию.
Системой называют совокупность взаимосвязанных
элементов, предназначенную для достижения определенной цели. Существование и
функционирование систем обусловлены рядом закономерностей: целостностью,
интегративностью, коммуникативностью, иерархичностью, осуществляемостью и др.
В практике используют два типа систем - закрытые и
открытые. Если для закрытой системы характерны более или менее жестко
фиксированные границы и независимость от внешней среды, то открытая система
тесным образом взаимодействует с внешней средой, откуда она получает энергию, информацию,
материалы. Кроме того, открытая система обладает способностью приспосабливаться
к изменениям во внешней среде для самосохранения и дальнейшего
функционирования. Корпорация представляет собой открытую систему, поскольку ее
выживание зависит от внешнего мира.
Системы разрабатываются и управляются на основе
следующих принципов:
функционально-системный, когда системообразующим
фактором является конечный результат (цель);
вероятностно-статистический, основанный на
концепциях фактора массовости наблюдений и состояний системы, перехода от
изучения частных явлений к обобщению, взаимосвязанным и общим явлениям;
имитационно-моделирующий, позволяющий выразить
структуру корпорации в виде модели и описать изменение ее состояний как системы
в зависимости от изменения критериев оценки и целей;
интерактивно-графический, основанный на
экономико-математическом моделировании и применении современных технологических
средств обработки информации;
инженерно-психологический, позволяющий учитывать
психологическое состояние человека при принятии решений;
инженерно-экономический, обеспечивающий точный
прогноз количественных и качественных результатов (прибыль, себестоимость,
эффективность и т.д.)
Корпорация представляет собой сложную
социально-экономическую и техническую систему, интегрирующую разнообразные
ресурсы и факторы, людей, предприятия, объединившихся для осуществления
совместной деятельности и достижения общих целей. В социально-экономической
системе главным и наиболее активным элементом выступает человек. В основе этой
системы лежит совокупность общественных, коллективных (групповых) и личных
интересов, которая оказывает влияние на ее состояние и развитие. Рациональные
системы являются жизнеустойчивыми, подвижными, имеют способность к
самоуправлению и самоорганизации.
Корпорации относятся к динамическим системам,
которые постоянно меняют свои параметры во времени и являются многоуровневыми,
состоящими из входящих в них организаций (подразделений). Каждую организацию
(подразделение) в свою очередь можно рассматривать как самостоятельную
экономическую систему.
Корпорации принадлежат к развивающимся системам, в
которых одновременно протекают процессы функционирования и развития. В процессе
функционирования они реализуют свою основную производственную функцию, в
процессе развития проходят качественные преобразования в производственной
деятельности.
Корпорации относятся к стохастическим системам,
поведение которых можно предсказывать только в вероятностных категориях.
Вероятностный характер корпораций обусловлен как общей политической и
экономической ситуацией в стране и другими переменными факторами внешней среды,
так и наличием неопределенности в поведении системы и ее элементов. Общей целью
системы корпоративного управления является обеспечение стабильной эффективной
работы корпорации.
Структура системы - это совокупность конкретных
взаимосвязанных элементов, которые с присущими только им свойствами составляют
определенную целостность.
Экономические производственные системы обладают
рядом особенностей, отличающих их от иных систем. К таким особенностям можно
отнести:
нестационарность (изменчивость) отдельных параметров
системы и стохастичность ее поведения;
уникальность и непредсказуемость системы в
конкретных условиях (благодаря наличию у нее активного элемента - человека) и
вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися
ресурсами;
способность изменять свою структуру и формировать
варианты поведения;
возможность противостоять энтропийным (разрушающим
систему) тенденциям;
способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
возможность и стремление к целеобразованию, т.е.
формированию целей внутри системы.
Состояние системы определяется множеством различных
факторов, описывающих как ее внешнюю, так и внутреннюю среду.
Корпорация представляет собой договорные
объединения, созданные на основе производственных, научных и коммерческих
интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного
регулирования деятельности любому из участников. Таким образом, объектами
корпоративного управления обязательно являются акционерные общества, а также та
часть обществ с ограниченной ответственностью, в которых управление отдельно от
собственности.
Корпоративное управление - это сложная система
экономических отношений, которая включает множество внутренних и внешних
элементов. Его субъектами выступают непосредственные собственники корпоративных
прав: граждане, юридические лица, государство, которые и осуществляют
регулирование их движения.
Управление корпорациями имеет свою специфику.
Существенным является формирование внешней среды регулярного действия на
корпорации и внутреннего механизма согласованных интересов субъектов
корпоративных отношений. Следовательно, можно выделить внешние и внутренние
структурные элементы корпоративного управления.
Значимость внешней среды стала учитываться как
экономистами-исследователями, так и предпринимателями лишь с конца 60-х годов
прошлого века. Немаловажная заслуга в этом принадлежит немецкому исследователю
Х. Ульреху, который предложил рассматривать предприятие как открытую систему,
обращенную в окружающую среду. Постепенно сформировался подход, согласно
которому предприятие может быть вовлечено не только в рыночные структуры, но и
в нерыночные сферы общественной жизни.
Внешняя среда корпорации - это силы, внешние по
отношению к корпорации, которые воздействуют на ее результативность (рис. 2).
┌───────────────────────┐
┌────────────────────────┐
│ Социальная
│<┐ ┌>│ Технологическая │
└───────────────────────┘
│ │ └────────────────────────┘
┌───────────────────────┐
│ │
│ Правовая
│<┤ ┌───────┐
│ ┌────────────────────────┐
└───────────────────────┘
├─┤Внешняя├─┼>│
Экономическая │
┌───────────────────────┐
│ │ среда │ │ └────────────────────────┘
│ Государственная
│<┤ └───────┘
│
└───────────────────────┘
│ │
┌───────────────────────┐
│ │ ┌────────────────────────┐
│ Политическая
│<┘ └>│ Ресурсная │
└───────────────────────┘
└────────────────────────┘
Рис. 2. Функциональные области
внешней среды корпорации
К функциональным областям внешней среды корпорации
относятся:
социальная среда - рост населения, развитие культуры
и образования определяют характер потенциального рынка, изменение потребностей
в количестве и качестве потребляемых благ (продуктов, жилья, комфорта), стиля
жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа
жизни, комфорта жилья и, как следствие, является мотивацией к изменению производства
благ и услуг;
правовая среда - корпорации работают в юридических
рамках, нормы права регулируют их поведение и способствуют разрешению
конфликтов между ними и обществом в целом, поэтому совершенствуются
законодательство, контрастное право, защита потребителя;
государственная среда - государство в экономической
сфере может играть три различные роли: невмешательство в процессы экономики
(свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социализм и
коммунизм); прагматическое вмешательство в экономику, т.е. согласование
политических воззрений, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации,
рыночных сил (регулируемый рынок);
политическая среда - внутренний рынок находится под
влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы
могут оказывать воздействие на операции в сфере международного бизнеса;
технологическая среда - динамика спроса и
предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных
процессов, силы конкуренции стимулируют развитие технологий;
экономическая среда - производство продукции и услуг
всегда находится в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости,
платежным балансом, темпами экономического роста;
ресурсная среда - необходимо научиться получать
неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и
равновесия параметров окружающей среды.
С точки зрения взаимосвязи с внешней средой и
системного подхода, корпорацию можно рассматривать как механизм преобразования
"входов" в "выходы", т.е. материалов, оборудования,
энергетических ресурсов, капитала и рабочей силы в соответствующую продукцию.
Здесь в наиболее очевидной форме проявляется прямая зависимость корпорации от
внешней среды. Как открытая система она должна в максимальном объеме
предоставлять другим субъектам собственную информацию, что позволит повысить
открытость и прозрачность внешней среды, а следовательно, снизить связанную с
ней неопределенность. Для достижения основной цели компании - получение прибыли
- необходимо учитывать факторы как внешней, так и внутренней среды.
Корпорации создаются людьми, поэтому внутренняя
среда является в основном результатом управленческих решений. Ее наряду с
сотрудниками составляют цели, структура, задачи, технология. Ключевой параметр
внутренней среды корпорации, как и любой организации, - организационная
структура. Рациональная организационная структура обеспечивает благоприятные
условия для принятия управленческих решений, устойчивость организации и
возможность оперативно и успешно реагировать на изменения внутренней и внешней
сред.
Внутренняя среда корпорации - это ее организационное
строение и внутренние ситуационные факторы.
К функциональным областям внутренней среды
корпорации относятся:
финансы и бухгалтерский учет - аспекты бизнеса,
которые включают управление средствами (расход, изменение денежных масс), сбор,
обработку и анализ финансовых данных;
обеспечение ресурсами - совершенствование системы
материально-технического снабжения корпорации материалами и полуфабрикатами,
машинами и энергетическими ресурсами;
кадровая функция - обеспечение производственной и
других сфер людскими ресурсами (наем, подготовка и переподготовка), выполнение
всех управленческих действий, связанных с социальной сферой (оплата,
благосостояние и условия найма);
производственная функция - обеспечение
функционирования производственного процесса в зависимости от цели
производственной функции, принятие решений в сфере технологий, календарного
планирования, запасов производства, а также контроля качества;
функция развития продукта и процесса производства
(R&D) - организация проведения исследований процессов, разработка высоких
технологий, компьютеризация, изучение долгосрочной динамики развития продукта
как основного фактора конкуренции на рынке, осуществление инновационной
политики компании;
функция развития материально-технического
обеспечения производства - совершенствование деятельности инструментального
хозяйства, ремонтных служб и служб технологической оснастки в целях обеспечения
рациональных сроков физического и морального износа технических систем;
маркетинг - особый вид деятельности по
прогнозированию, выявлению и удовлетворению требований потребителей. При
изучении поведения покупателя следует учитывать его социальные,
психологические, культурные, образовательные, возрастные и многие другие
факторы.
При обследовании функции маркетинга заслуживают
внимания семь общих областей для исследования и анализа:
доля рынка и конкурентоспособность;
качество и разнообразие ассортимента изделий;
рыночная демографическая статистика;
рыночные исследования и разработка новых товаров и
рынков;
предпродажное и послепродажное обслуживание
клиентов;
эффективный сбыт и продвижение товара;
прибыль.
В результате существования внутренней и внешней
сред, из которых поступает информация, необходимая для функционирования
компании и управления ею, предприниматели сталкиваются с таким феноменом, как
ассиметричность информации, обусловленная самим принципом противопоставления
внутренней и внешней сред. С одной стороны, владение достоверной и полной
информацией дает возможность организации контролировать параметры внутренней
среды, с другой - ее недостаток позволяет лишь учитывать параметры внешней
среды.
После приведения внутренних возможностей в
соответствие с внешними угрозами руководство корпорации готово к выбору
соответствующей стратегической альтернативы. Следует отметить основные
направления развития корпорации, которые должны быть ориентирами для
менеджеров:
обеспечение рационального производственного цикла;
изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование сбыта
продукции;
налаживание хозяйственных связей с потенциальными
поставщиками и клиентами;
поддержка качества портфеля инвестиций;
выбор оптимальной структуры управления корпорацией;
качественное стратегическое и оперативное
планирование;
повышение стоимости корпорации, а также увеличение
чистого дохода, при этом важно не повышать риски, которые сопровождают каждую
сделку.
Литература
Налоговая система зарубежных
стран / Под ред. В.Г. Князева. М.: ЮНИТИ, 2006.
Новые налоги. Единый налог
на вмененный доход, налог с продаж. М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2006
Стиглиц Дж.Ю. Экономика
государственного сектора. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2006.
Ходорович М.И. Налоги с
граждан. М.: Финстатинформ, 2006.
Шаталов С.Д. Развитие
налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. М.: МЦФЭР,
2005.
|