Конъюнктура и ёмкость рынка
Содержание
Введение. 3
1.
Конъюнктура и ёмкость рынка. 5
§ 1.
Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее. 5
§ 2.
Объекты конъюнктурных исследований. 8
§ 3.
Прогнозирование рынка. 12
§ 4.
Емкость рынка. 16
2.
Факторы, влияющие на емкость рынка. 18
3.
Методология изучения емкости рынка. 20
4.
Модель развития рынка. 25
Заключение. 28
Список
используемой литературы.. 30
Маркетинг – это
система управления рыночной деятельностью. Это планирование, претворение в
жизнь и контроль мероприятий по наилучшей разработке, изготовлению, продаже
продукции фирмы в соответствии с требованиями рынка.
Настоящий
бизнесмен, как правило, всегда старается воздействовать на рынок в собственных
интересах. Управлять рынком он не может в силу действия объективных экономических
законов, но формировать потребности и спрос он в состоянии, и такую возможность
ему предоставляет маркетинг, в арсенале которого имеется совокупность методов,
средств и приемов по активному целенаправленному формированию спроса. Это и
реклама, и ценовая политика, и целая система стимулирования сбыта.
В настоящее время
ни один предприниматель не может обойтись без информации о конкурентах,
клиентах, потребителях, поставщиках. Развитие рыночных отношений порождает
спрос на информацию. Источником этой информации являются маркетинговые исследования,
которые проводят коммерческие и некоммерческие организации.
Управляющие,
прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть хорошо знакомы с их
спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В
противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или нужной информации,
но с непомерно высокими издержками или неправильно истолковать полученные
результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных исследователей,
ибо в их собственных интересах получать информацию, которая позволяет принимать
правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие достаточно хорошо знали
технологию проведения и могли легко участвовать в его планировании и
последующей интерпретации полученной информации.
Конкретным
результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются
при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности
предприятия. Одним из важнейших рыночных исследований является исследование емкости
рынка, под которой понимается совокупный платежеспособный спрос покупателей;
возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся
среднем уровне цен.
Настоящая работа
рассматривает основные направления и методы исследования емкости рынка и
показывает их необходимость.
Конъюнктура рынка
– это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность
на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на
товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
Изучение
конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию
количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие
рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями
конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на
рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических
характеристик производства.
Все
конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие
его, классифицируются на :
– постоянные
– временные;
– циклические;
– нециклические.
К постоянно
действующим факторам относится государственное регулирование экономики,
научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении
товаров.
Факторы
воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это,
например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
В развитии рынков
может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным
изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров
на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре,
колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.[1]
Факторы
нециклического характера определяют специфику производства и реализацию
конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и
обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и
вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства
и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.
Под видами
конъюнктуры я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос,
предложение способствуют установления равновесия на рынке.
Спрос– это
отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в
состоянии приобрести
Закон спроса – чем
ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии
приобрести.
Факторы спроса и
предложения
1)
Изменение объема спроса (предложения)
2)
Изменение функции спроса (предложения)
Определенные
условия, при которых приобретаются товары:
1.
Располагаемый доход
2. Цены
товаров, которые обслуживают сходную потребность так называемых
товарозаменителей.
3. Цены
товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду от потребления данного товара.
4. Условие
ожидания изменения цен в будущем
5.
Численность населения
6. Вкусы и
предпочтения потребителей
Согласуется с
предпосылкой о поведении индивидуума, что означает, что потребители стремятся
максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления товаров.
Зависимость
спроса от его факторов называется функцией спроса.
Неценовые
факторы, влияющие на изменение спроса:
1.
Изменение в полезности вещи
2.
Изменение доходов (больше купить за такую же цену)
3.
Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается)
Конфигурации
кривой спроса и закономерности потребительского поведения.
Эффект дохода – показывает,
как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен, данный доход
показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.
Эффект замещения –
демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и зависимостью
спроса потребителей.
Взаимодействие
эффекта дохода с эффектом замещения возникает в ситуации с нормальными товарами
, те товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов
потребителя.
Эффект дохода и
эффект замещения действуют в противоположных направлениях, с одной стороны
изменение цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на
них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель
станет богаче, а богатый человек не будет приобретать низкокачественные
товары.[2]
Если
низкокачественные товары занимают незначительное место в общем объеме потребительского
дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает
большее количество низших товаров.
Но в
экономической теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар
приводит к понижению спроса на него и наоборот.
Такой эффект
называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена» заключается в том, что с ростом
цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов
увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое
потребление в основном к потреблению данного товара. «Эффект Веблена»
предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.
В нормальных
условиях существует зависимость между ценой и величиной спроса, которая
приводит к отрицательному наклону кривой спроса.
Предложение – это
количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой
возможной цене в единицу времени. Объем предложения – это максимальное
количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу
времени, при определенных условиях:
1. Цена
данного товара.
2. Цены на
исходные ресурсы .
3. Цены на
другие товары
4. Наличие
необходимых ресурсов.
5.
Характер применяемой технологии.
6.
Инфляционные ожидания.
7. Налоги
и дотации.
8.
Природно-климатические условия.
9.
Количество продавцов.
Задача
конъюнктурных исследований состоит в определении степени воздействия отдельных
факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить
такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений,
возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую
на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов
и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний
закономерностей развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном
процессе.
Выделяются три
уровня исследования конъюнктуры :
–
Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной
страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих
факторов, включает следующие аспекты :экономический потенциал хозяйства и его
элементы ( природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы.,
научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная
структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы концентрации ,
специализации производства и сбыта, организационные формы государственного
регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура,
характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на формирование
региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов
между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие
товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с
учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие
и финансовые условия реализации товаров.
– Отраслевой (
показывает положение в отрасли национального или
мирового
хозяйства )
– Отдельного
товара ( показывает положение отдельного товара в
масштабе
мирового, национального или регионального рынка )
Одним из главных
понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и
соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или
структуре цены. Так же необходим анализ изменений технологии производства,
условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле.
Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На
цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов.[3]
Оценка этого
воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём
анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен
различных товаров. После того как получено представление о направлении развития
экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей
экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В
результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется
оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается.
Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении
в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка
и будущий уровень цен.
Методы
исследования конъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли
разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении
направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих
исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый
отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных
запасов, оценка устойчивости развития рынка.
При изучении
конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать
количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике
исследуемой отрасли.[4]
Количественное
состояние конъюнктуры может быть оценено с помощью следующих групп показателей
:
– Измеряется
объём и динамика производства в целом, размер инвестиций, уровень занятости,
размеры заработной платы, данные о заказах. Это так называемые показатели сферы
производства.
–
Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров в кредит, данные о розничной
и оптовой торговле –Перечисленное относится к показателям внутрирегиональной
торговли.
– Объёмы,
динамика, географическое распределение межрегиональных связей, объёмы импорта и
экспорта, объемы грузоперевозок Данная группа показателей относится к группе
межрегиональных и внешнеэкономических связей.
–
Кредитно-денежное обращение. К этой группе оценки относятся курсы акций и
других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные
курсы.
Основной характеристикой
конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она
проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка
позволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры различают на
благоприятный или неблагоприятный.
При благоприятной
конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и предложения, цены
удерживаются на стабильном уровне.
При
неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту
товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются затруднение в
сбыте товаров.
Успех
конъюнктурных исследований зависит от скорости получения объективной и полной
информации о причинах, характере и размере колебаний соответствия спроса и
предложения на различных рынках.
Главные
требования к информации – оперативность и достоверность. Информация состоит из
трёх этапов:
– Определение
круга показателей;
– разработка
схемы передачи информации во времени и пространстве;
– Объём и форма
представления информации.
При изучении конъюнктуры
рынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями,
изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также
позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации
составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор.
Общая цель
рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается
наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и
создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии
с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения
спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка.[5]
Рассматриваются
три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и
товарный.
Комплексный
подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает:
– использование
различных, взаимодополняющих источников информации;
– сочетание
ретроспективного анализа с прогнозом покупателей, характеризующих конъюнктуру
рынка;
– применение
совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
Сбор информации –
важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника
информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых
процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные
из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.
Страницы: 1, 2
|