Меню
Поиск



рефераты скачать Конспект лекций по микроэкономике

p> Вопрос2.
Типы бирж отличаются по степени вмешательств в работу бирж:
- частные
- публичные
- с ограниченным гос. вмешательством.
Частные (Амстердамская) – хозяева – учредители, государство не вмешивается.
Публичные (Парижская) – основывает государство, управляет такой биржей бюро, состав бюро устанавливает государство. На публичной бирже гарантируется доступ всем клиентам.
С ограниченным гос. вмешательством – преобладающий тип, здесь государство устанавливает правила игры, устанавливает унификацию и стандартизацию, а также выступает гарантом выполнения обязательств.
Виды бирж:
- товарные биржи
- фондовые биржи
- валютные биржи
- биржи труда
Формы бирж:
- открытые – контракты заключают как клиенты, так и брокеры.
- закрытые – заключают контракты, только брокера
- специализированные – специализируются на одной группе товаров
- универсальные – торгуют всем
- национальные
- международные
Цели биржевой торговли:
1) Продать или купить реальный товар
2) Осуществить спекулятивную операцию, т.е. получить прибыль от сделки покупки и продажи контрактов на поставку товаров, за счет разницы цен
3) Хеджирование (выполнение биржевых страховых операций).
Хеджирование связано с минимизацией потерь покупателя – продавца в следствии скачков цен.
Для выполнения операций спекулятивного характер, биржа должна иметь 3 категории брокеров:
1) Обычные
2) Брокеры быки
3) Брокеры медведи
Брокеры медведи – работают со средствами массовой информации, для снижения цены.
Брокеры быки – то же, но на повышении цены.

Вопрос 3.
На товарной бирже совершаются операции по оптовой купле продаже партий товаров.
Работа товарной биржи характеризуется:
- На бирже покупают (продают) не партии товаров, а контракты на их поставку.
- Все контракты строго стандартизируются по партиям
- Регулярность торгов в виде биржевого расписания.
- Свободная купля – продажа контрактов в условиях широкого выбора и конкуренции.
- Биржевые цены складываются под влиянием соотношений реального спроса и предложения.
- Биржевые торги проводятся по единым, стабильным и известным правилам.
- Биржа характеризуется наличием и непосредственным участием брокеров.
- Все контракты типизированы.
- Сделки на реальный товар (трех видов): а) типа КЭШ – сделки на реализованный товар, находящийся на складах биржи с немедленной поставкой. б) типа СПОТ – сделки на реализованный товар, поставляемый немедленно со склада товаропроизводителя. в) типа Форвард – сделки на поставку товара в известные обусловленные сроки, сами форвардные сроки указаны в контракте и являются типовыми.
- Фьючерсные сделки: купля-продажа прав на товар, которого еще существует.
-Фьючерсные сделки с хеджированием.
Кроме указанных операций на биржах выполняются следующие операции:
1) котировка биржевых цен – фиксация цен с подачей их комиссии биржи. Цены на крупных биржах котируются ежедневно
2) устанавливаются стандарты партии товаров
3) утверждаются типовые контракты
4) фиксируются биржевые обычаи: 1) торговля голосом (США, Англия), 2) торговля шепотом (Восток)
5) участниками являются представители фирм, но в основном брокеры.
Брокеры получают биржевой вознаграждение. Размер – от 0,25% до 3% от сделки. В Украине – сколько душеньке угодно.

Рынок ценных бумаг
1. Ценные бумаги.
2. Рынок ценных бумаг.
3. Механизм движения ценных бумаг.

Ценные бумаги являются обязательным и непременным атрибутом рыночной экономики. Рынок ценных бумаг выступает как часть финансового рынка – это рынок банковских ссудных кредитов. Для Украины где вся банковская система работает только в режиме краткосрочного кредитования, ценные бумаги являются формой долгосрочного кредитования.

Рынок ценных бумаг включает в себя такие категории как объекты рынка ценных бумаг, спрос, предложение и равновесная цена.

Объектами рынка ценных бумаг являются ценные бумаги. Спрос на ценные бумаги существует со стороны физических и юридических лиц, которые имеют свободные деньги. Предлагают ценные бумаги прежде всего государство, затем фирмы.

Равновесная цена на рынке ценных бумаг выступает как курсовая цена этих бумаг.

Ценные бумаги это денежные документы, которые удостоверяют право владения или отношения займа, определяют взаимоотношения между эмитентом и их владельцем, и как правило, предусматривают выплату дохода в виде дивидендов или процентов. В мировой практике используется обширный перечень ценных бумаг.

В экономике Украины функционируют следующие ценные бумаги:

- акции

- облигации

- инвестиционные сертификаты

- имущественные, приватизационные сертификаты

- компенсационный приватизационный сертификат

- закладные

- право

- казначейские обязательства государства

- сберегательные сертификаты, векселя.

Акция – это ценная бумага, удостоверяющая долевое участие в акционерном обществе, членство в нём, дающая право на участие в управлении, в получении дивидендов, в распределении и присвоении части имущества акционерного общества при его ликвидации. Акции есть именные и на предъявителя, простые и привилегированные. Именные акции учитываются на счетах акционерного общества. Простые отличаются от привилегированных тем, что по привилегированным акциям устанавливается некий гарантированный размер дивиденда, не зависящий от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества. Количество привилегированных акций не должно превышать 10%. Реквизиты акции:

- название акционерного общества

- его юридический адрес

- номер

- серия

- дата выпуска

- вид

- номинал

- номер эмиссии

- размер уставного фонда

- количество выпущенных акций данной эмиссии и общее количество

- сроки выплаты дивиденда

- подпись председателя акционерного общества и его печать .

К простой акции на предъявителя прилагается купонный лист. В нём дублируется номер акции, краткие данные об этой акции, номер купона, указание года.

Облигация – это ценная бумага, удостоверяющая внесение её подающим денежных средств и подтверждающая обязательство эмитента возместить держателю её номинальную стоимость в указанный срок с выплатой процента или без такового. Виды облигаций: именные и на предъявителя; процентные и беспроцентные; дисконтные облигации, свободного обращения и не обращаемые, международного займа, внутреннего государственного займа, местного займа, облигации предприятия, фирмы.

Облигации – не более 25% от уставного фонда после реализации всей эмиссии акций. Процентный доход меньше чем по акциями.

Инвестиционный сертификат – это ценная бумага, которая выпускается под инвестиционные проекты с гарантией некоего процентного дохода по завершении этого проекта.

Приватизационные и компенсационные имущественные сертификаты – ваучеры.

Закладные – это ценные бумаги, в которых обозначен предмет залога, стоимость залога, указаны условия залога.

Право – это обязательство эмитента продать владельцу права ценные бумаги следующей эмиссии по их номинальной, а не по курсовой цене.

Казначейские обязательства государства – это ценные бумаги на предъявителя, выпускаемые с целью привлечения средств в государственный бюджет на долгосрочной основе с выплатой процентного дохода.

Сберегательные сертификаты – это документы, свидетельствующие о размещении вкладов в банках и т.д.

Векселя – это ценные бумаги, удостоверяющие безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить в определённый срок определённую сумму денег владельцу векселя, т.е. векселедержателю. Есть простые, переводные.

Вопрос №2

Процедура спроса и предложения и факторы те же.

Рынок ценных бумаг – первичный (эмиссия ценных бумаг и распространение), вторичный (движение ценных бумаг без участия эмитента) 2-х видов:

- уличный (из рук в руки)

- фондовый (на фондовом рынке) курсовая цена ценной бумаги [pic]

На фондовой бирже – операции покупки ценных бумаг.

Тема №18 Институциональные аспекты рыночного хозяйства
1. Трансформация собственности в условиях перехода к рынку.
2. Внешние эффекты в рыночном хозяйстве.
3. Общественные блага в рыночном хозяйстве

1.

Характеристики экономических институтов, которые играют важную роль в рыночном механизме, относятся:
1) Собственность, которая выступает стержнем рыночной экономики, ибо с собственностью связаны экономические интересы субъектов рынка, а интересы выступают как побудительные мотивы предпринимательства;
2) Внешние эффекты, которые исключительно важны в определении истиной, а не кажущейся стоимости и рыночной цены;
3) Общественной благо, которое является непременным атрибутом рыночной экономики, материальной основой социального мира и согласия, в то же время превалирование в рыночной структура внешних эффектов и общественных благ может быть причиной фиаско рынка.

Важнейшим институтом рынка является собственность.

Собственность в микроэкономике:
1) как экономическая категория;
2) как юридическая форма;
3) как экономический процесс.

Как экономическая категория, собственность – это совокупность отношений между людьми по поводу присвоения и использования, как ресурсных факторов производства, так и производственного продукта.

Как юридическая форма, собственность – это законодательное, зафиксированное право владения, пользования, распоряжения, присвоения и управления объектами отношения собственности.

Как экономический процесс, собственность – это присвоение благ конкретной, социально-определенной формы.

Собственность детерминирует форму соединения рыночных факторов производства, форму распределения, форму дохода.

Выделяют два направления понимания и реализации права собственности:
1) континентальное;
2) англосаксонское.

Континентальное направление абсолютизирует концентрацию прав собственности на объект присвоения у одного владельца.

Классическое выражение этого направления «кодекс Наполеона», по которому
«… собственность не только священная и неприкосновенная, но и единая и неделимая, т.е. абсолютизируемая и отождествляемая с одним лицом».

По континентальному направлению существуют другие подходы к пониманию собственности.

Континентальное направление теории собственности идеально соответствует мелкотоварному, капиталистическому товарному производству, где идеальной фигурой был один человек.

С развитие рыночного капитализма, капитализма свободной конкуренции, с перерастанием его в монополистический и олигополистический капитализм, т.е. появления АО, монополий, конгломератов, ТНК, неизбежно увядают и теряют свою актуальность.

На смену ему приходит англосаксонское направление, в котором расщепление собственности на правомочие нескольких или многих лиц, рассматривается не как эрозия частной собственности, а как нормальное состояние рыночной экономики, преследующая цель извлечение максимальной выгоды и прибыли, с использованием ресурсов и благ.

В рамках англосаксонской концепции доказывается неэффективность в современных условиях абсолютной частной собственности.

В современной практике собственность означает:
1) право владения;
2) право пользования;
3) право распоряжения;
4) право управления;
5) право на доход и его присвоение;
6) право определения судьбы объектов собственности, т.е. вещей;
7) право на отчуждение, потребление;
8) право уничтожения;
9) право на иммунитет экспроприации;
10) право на завещание и наследование;
11) право на бессрочность прав;
12) правовое запрещение вредного для других объектов собственности;
13) право объектов по взысканию;
14) право обязанности возврата переданных на срок полномочия по управлению собственности.

2.

Основополагающий в рыночном механизме является то, что рыночные цены отражают величину альтернативной стоимости данного товара, если цена будет ниже, то производитель не будет предлагать свой товар.

В условиях рынка возникает ситуация, когда действие товаропроизводителей оказывает взаимодействие на третьих лиц, т.е. людей ни производящих, ни покупающих.

Внешние эффекты – направлены на третьих лиц и ни как не отражаются в ценах.

Для возмещения нанесенного ущерба требуются затраты, которые несут третьи лица. С точки зрения общества, национальной экономики это внешние эффекты также являются частью альтернативной стоимости производства товара.

Существование внешних эффектов требует определенных экономических действий по их нейтрализации:
1. Экологический мониторинг – изучение внешних эффектов;
2. Государственное экономико-правовое регулирование природопользования;
3. Установление ПДК;
4. Установление стоимости санкций за превышение ПДК;
5. Осуществление проблем эколого-защитных мероприятий и технологий.

Загрязнение снижается только тогда, когда затраты на борьбу с ним меньше, чем наносимый ущерб.

В цивилизованной рыночной экономике снижение влияния негативных внешних эффектов делает одинаково заинтересованных всех лиц.

Теорема Коуса (1969 г.)

Проблема внешних эффектов при отсутствии внепроизводственных затрат эффективно решается посредством заключения частного соглашения вне зависимости от изначальной принадлежности прав собственности участников соглашения.

3.

Все товары и услуги в условиях рынка имеют два свойства:
1) исключение – лицо, предлагающая свой товар, самостоятельно решает, что кому этот товар предлагать, а кому – нет;
2) соперничество – использование данного товара (услуги) конкретными лицами ограниченно (сообща) исключая возможность использования его другими.

Однако существую товары, не обладающие такими свойствами. Общественное благо – товары и услуги, не обладающие свойством исключения, и не могут быть предоставлены тек, чтобы не предоставить их всем другим.
Антимонопольное регулирование в условиях рынка.

В1. Антимонопольное законодательство и экономическая политика государства.
В2. Регулирование естественных монополий.
В3. Регулирование конкурентных отраслей.

Важнейшими элементами рыночной системы являются производство и конкуренция.

Однако, в практической деятельности может складываться ситуация поражения рынка: фиаско рынка - это ситуация, при которой невозможно дальнейшее координирование процессов экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить наибольшую эффективность использования ресурсов.

Существуют три основных причины фиаско рынка:
1. углубление внешних эффектов
2. углубление и развитие общественных благ
3. недостаток конкуренции - ситуация, когда в условиях монополии и олигополии цены на товары и услуги является непомерно высокой, значительно выше альтернативной стоимости товаров и услуг.

Недостаток конкуренции приведёт к существованию "ножниц цен", то есть устранению монопольно высоких цен и монопольно низких (монопсония) на ресурсные факторы.
В характеристике недостатков конкуренции базируются на монополии, исходя из:

1. монополии и рынок плохо совместимы, чаще несовместимы

2. образование монополий и олигополий - это неизбежный объективный процесс

3. рынок как стихийный процесс невозможен без государственного регулирования

4. Государственное регулирование является стержнем и важным средством экономической политики государства (ЭПГ).

5. составной частью государственного регулирования (а значит и ЭПГ) является антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование - процесс сложившийся, в его характеристике необходимо выделить 3 основные направления:

1. организация антимонопольного законодательства

2. регулирование естественных монополий

3. регулирование конкурентных отраслей

Антимонопольное законодательство - представляет собой систему законов, номративных актов, направленных на регулирование действий монополий и олигополий на рынке с целью пресечения тех их действий, которые являются эгоистичными по отношению к общественным экономическим интересам и нечестными по отношению к потребителю.
1890- закон Шермана, США, 1 антимонопольный закон, в соответствии с ним
(с 1 поправкой от 1974г):

- любое монополизирование, осуществляемое путём тайного сговора, считается тяжким преступлением;

- запрещается явное монополизирование, если оно пойдёт во вред потребителю;

- государство может привлекать к ответственности как монополии, так и конкретные физические лица;

- наказания: штрафы, судебный запрет на деятельность,тюремное заключение, принудительное дробление;

- лица, пострадавшие от монополии, могут подавать судебные иски и при признании правоты получают возмещение ущерба в 3-екратном размере.

1914г. - появляется закон Клейтона, расширяющий сферу действия:

- установление запрета ценовой дискриминации

- запрет на продажу товаров с принуждением

- запрет на слияние фирм путём покупки акций конкурента

- запрет на перектрёстный директорат

В 1914г. принят закон о Федеральной Торговой комиссии (ФТК):

- определяет кто монополист;

- устанавливает имели ли место факты монополизма;

- наблюдает за рекламой

- по её инициативе возбуждаются дела по разбирательству конкретных дел
ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ КЛЕЙТОНА:
1936г.- поправка Робинвона-Патшена об усилении борьбы с ценовой дискриминацией
1950г.- поправка Селлера об ужесточению действий, препятствующих слиянию фирм

ФИКСАЦИЯ ЦЕН: незаконно любой сговор по фиксации цен, квотам и разделении рынка.
СЛИЯНИЕ ФИРМ: запрещается любое горизонтальное слияние.
Критерии по слиянию: индект Герфиндаля (не более 1000)
Однако, закон разоешает и более высокие значения, но требуется заключение
ФТК. Можно, если товары субституты, если за слиянием идёт технологическое перевооружение, нельзя, если это тайный сговор, можно, если одной из фирм грозит банкротство.

ПО ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ: запрещается необоснованное адресное уменьшение торговых скидок.
Дифференцация торговых скидок - только в международных оперциях.


УКРАИНА

18 февраля1992г. - закон "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности"
РАЗДЕЛ2: классификация правонарушения:

- навязывание условий договоров

- ограничение производства

- искусственное создание дефицита

- дискриминация цен

- раздел рынка

- недопуск конкурентов на рынок

РАЗДЕЛ3: недобросовестная конкуренция:

- подделка товара

- воровство товарного знака

- копирование упаковки

- распространение клеветы и дезинформации конкурента

- добыча и разглашение коммерческой тайны конкурента
РАЗДЕЛ4: АМКУ в составе председателя, и 10 уполномоченных (7 лет и не более 2 сроков)
АМКУ определяет:

- монопольное положение

- факты злоупотребления

- решение о дроблении

- может штрафовать и подавать в суд
РАЗДЕЛ5: меры влияния

- штрафы

- изъятие монопольной прибыли


19.2. Главное в регулировании естественных монополий - установление государственных запретов на повышение цен и сокращение товаров. Государство устанавливает верхний предел цены.
19.3. В практической деятельности существует межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция.
Транспорт: авто, ж/д, морской, трубопроводный.
Более эффективный подход: государство бдительно следит за недопущением тайного сговора. Остальное регулирует рынок.
В Украине - государство устанавливает тарифы, этот путь малоперспективный.

ЛЕКЦИЯ №24. Международная торговля и торговая политика.

1. теория сравнительного преимущества.
2. Внешнеторговая политика.
3. Проблема внешнеторговой политики в Украине.

Вопрос 1.

Внешняя торговля, выход фирм на мировой рынок – объективный процесс, обусловленный МОРТ, специализацией производства, различиями в природно- климатических условиях регионов и стран, географическим положением стран, экономической политикой государства.

Целью внешней торговли является развитие национального производства; утверждение национального экономического суверенитета, повышение уровня жизни.

Это достигается:
- путем извлечения выгоды из разницы издержек производства в разных странах.
- Путем развития производства в такой мере, что ему становится тесно в национальных рамках.

Внешняя торговля в современных условиях развивается достаточно противоречиво, т.к. в условиях рыночной экономики, национальная экономика становится все более открытой и на нее оказывают все большее влияние мировые закономерности формирования, спрос и предложение, издержки и цена.
В тоже время, внешнеторговая деятельность обязательно регулируется государством, т.к. государство должно решать задачи занятости, бюджета, ростанациональной экономики. Все это связано с реализацией экономической политики государства.

Критериями формирования и развития внешней торговли являются следующие:
1. принцип сравнительного преимущества. Впервые о нем высказался Д.

Рикардо. В 1817 он издал свой труд «О экономии и налогообложении».

Важным разделом этой работы было исследование внешней торговли. На базе цифровых фактических данных он показал почему Англии выгодно экспортировать шерсть и импортировать вино. Эта выгода обусловлена:
- различным географическим положением Англии и Португалии
- различными природно-климатическими условиями
- особенностями развития национальных экономик
- различными по своей величине затратами труда на килограмм шерсти и вина в

Англии и Португалии.

Рикардо в этой работе доказал, что для достижения и удовлетворения национальных экономических интересов необходимо, чтобы Англия увеличивала производство шерсти, а Портулалия – вина. В теории преимуществ различают два типа преимуществ:
1. абсолютное – для получения определенной совокупности товаров в данной стране требуется меньше затрат труда, чем в других странах.
2. Сравнительное – в данной стране для получения конкретных товаров требуется меньше затрат труда чем в других.

Из указанных преимуществ на практике возникают три концепции внешнеторговой деятельности:
1. концепция эффективного экспорта – экспортировать нужно все то, национальные издержки производства чего ниже интернациональных издержек производства.
2. Концепция эффективного импорта – эффективным считается покупка за рубежом тех товаров и услуг, издержки производства которых ниже издержек национального производства на идентичный товар и услугу, т.е. импортировать нужно такие товары, издержки которых в национальном производстве выше, чем интернациональные издержки.
3. Концепция критического импорта – импортирование таких ресурсных факторов, без которых национальная экономика нормально развиваться не сможет.

Теория Рикардо в 20 веке получила свое дальнейшее распространение.
Появилась теория Фекшена-Олена: в сравнительном преимуществе участвует не один фактор – труд, а два – труд и капитал. Вывод: страны с обильной рабочей силой и недостатком капитала имеют сравнительное преимущество в трудоемкости товаров, а страны с болшим капиталом имеют сравнительное преимущество по высокосложным, капиталоемким товарам.

50-е годы Леонтьев вывел перечень факторов сравнительного преимущества довел до пяти.
1. финансовый капитал
2. человеческий капитал
3. неквалифицированный ьруд
4. земельные угодья
5. естественные ресурсы.

В современных условиях теория сравнительного преимущества дополняется такими важными слагаемыми:
- спрос
- конкурентоспособность
- финансовые операции
- внешенторговый баланс
- обменные валютные курсы

Вопрос 2.

Внешнеторговая политика представляет собой государственную политику в области МТ и поведения субъектов внешнеторговой деятельности.

Виды:
1. политика фритредерства – свободная внешнеторговая деятельность.
2. Политика протекционизма – политика государственных ограничений во внешнеторговой деятельности субъектов.

Эти виды имеют свои модификации и блоки ограничений.

Политика фритредерства – с 50-х годов 20 века. В 1954 был создан МВФ с целью стабилизации мировой финансовой системы. Между членами МВФ было заключено генеральное соглашение по торговле и тарификации, по которому все страны-члены МВФ обязались соблюдать единые налоги (10%). Запрещено введение квот на импорт. ГАТТ предусматривает установление статуса наиболее благоприятствующего для торговой политики; запрет имбарго, вмешательство и внешнеторговую дискриминацию.

Политика протекционизма – политика препятствования и ограничения по отношению к другим странам с целью защиты и ограничения национального товаропроизводителя.

Различают:
- классический протекционизм – введение высоких ограничивающих налогов на импорт и налоговые льготы и субсидирование национального экспорта.
- Неопротекционизм – система межгосударственного политического давления на заключаемые договора с установлением квот и ограничений. Составной частью политики неопротекционизма выступает антидемпинговая практика.

Целью является нарочитое установление и стандартизация.

На предмет качества, экологической чистоты импортных товаров, т.е. признаются все правила фритредерства, нго вводятся свои национальные критерии.

Вопрос 3.
1. проблема интеграции Украины в мировое хозяйство на равноправной основе
2. проблема приобретения статуса наибольшего благоприятствования в странах партнерах
3. проблема технологической конкурентоспособности
4. проблема изменения структуры внешней торговли
5. проблема поиска ниши сравнительно преимущественно в рамках МЭ интеграции на мировой рынок
6. проблема выбора эффективной для национальной экономики внешнеторговой политики.
-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]
???????????–??/???†?????????????–??/???????†?????????????–??/???†???????????
??–??/???†?????????????–??/???†??????????????????–??/???????†??

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

З

График1
З - число занятых по оси Х - рабсила по оси У - зарплата

График2 в реальности

К

График3 к - критическая точка замораживание зарплаты

[pic]

[pic]


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.