| Как свидетельствуют приведенные данные, большинство предприятий общественного питания формирует ассортимент в зависимости от спроса и предложения. Меньшая часть увеличивает ассортимент по всем группам блюд. Значительные изменения на рынке общественного питания подтверждает тот факт, что лишь 2% респондентов предпочитают оставить ассортимент на прежнем уровне. В практике формирования ассортиментного состава меню в ресторанах немалую роль играет мода на национальные кухни. При продвижении на рынок своей торговой марки зарубежные фирмы проводят рекламную кампанию среди населения, посетителей, например, путем создания диверсифицированных сетей питания. Реклама является основным средством приближения нового предприятия к потребителю. Дешевые блюда, включаемые в комплексные обеды, и безалкогольные напитки, как правило, рекламируются не только в меню, но и посредством уличной рекламы. Однако во многих ресторанах существует ряд эксклюзивных блюд, подаваемых постоянным клиентам или при специальном заказе. Большинство предприятий среднего уровня проводят различные рекламные мероприятия, например, дегустации новых блюд с приглашением специалистов. На вопрос анкеты, как часто предприятие общественного питания вводит в меню новые блюда, были получены следующие ответы (рис. 2). Рис. 2. Структура предприятий общественного питания по частоте изменения ассортимента По данным рис. 2 можно заключить, что чаще всего ассортимент меняется в ресторанах, реже всего – в столовых. То есть, налицо тенденция отсутствия инвестиционных ресурсов, связанная с собственными финансовыми возможностями предприятий общественного питания. Оптимистично выглядят данные об изменении структуры спроса в зависимости от рекламы новых блюд среди постоянных и случайных посетителей (рис. 3). По данным рис. 3 можно заключить, что наибольшее соответствие предпочтений наблюдается у постоянных посетителей. Наряду с этим среди случайных посетителей наблюдается меньшая зависимость от рекламы и введения в ассортимент новых блюд. Однако, этот анализ не был бы полным, если бы не проводился валовый анализ структуры выручки в зависимости от типа клиентов предприятия общественного питания. Рис. 3. Зависимость изменения предпочтений посетителей от рекламы По обороту, востребованности услуг, количеству предприятий и численности занятых работников сегодня ресторанный бизнес - в числе лидеров. Вместе с тем эта отрасль, как никакая другая, в ходе реформирования экономики претерпела революционные изменения. Ежегодный прирост предприятий ресторанного бизнеса в Петербурге составляет 4%, или около 200 предприятий. На начало июля 2005 года зарегистрировано 4873 заведения общественного питания: Рис. 4. Количество предприятий общественного питания С начала 90-х годов сеть общественного питания увеличилась в 6,5 раза. Летом она увеличивается примерно на 700 точек за счет открытия летних кафе. Растущая конкуренция привела к поиску наиболее эффективных методов обслуживания населения, возникла необходимость в недорогих, но с хорошим уровнем кухни и сервиса предприятиях общественного питания. Руководители респектабельных ресторанов стали стремиться зарабатывать не на космических ценах, а на количестве посетителей. Число предприятий быстрого обслуживания с 2003 года увеличилось на 87% и на начало июля нынешнего года составило 1647 предприятий, или 34% от общего количества предприятий отрасли. Петербургский рынок фаст-фуда характеризуется низкой долей заведений так называемого мелкорозничного фаст-фуда в общем количестве предприятий общественного питания и составляет около 10%. Данные точки, как правило, размещены вблизи станций метро, вокзалов. Основная масса предприятий быстрого питания - стационарные. Это одна из причин более высокого качества блюд, уровня обслуживания, лучшего соотношения цены и качества. У жителей и гостей Северной столицы с каждым годом все больше возможностей выбирать рестораны, кафе, бары не только по набору сервисных услуг, но и по кухне. В городе насчитывается 535 предприятий с различными национальными кухнями, представлены 42 страны или региона мира. Если говорить о соотношении дорогих и средних ресторанов в Санкт-Петербурге, то заведения со средней стоимостью ужина от 10 до 20 евро составляют 54%, от 20 до 40 евро - 37%, свыше 40 евро - 9%, а чек на сумму более 60 евро лишь у 7% ресторанов. Новым направлением ресторанного рынка можно считать открытие по-настоящему загородных ресторанов в северной части Финского залива со средним чеком от 30 до 50 долларов. Особенностью ресторанного бизнеса Санкт-Петербурга можно считать развитие сетей кофеен. Рынок этот молодой - всего 6 лет, но уже есть предприятия, успевшие себя прекрасно зарекомендовать. Первоначальные инвестиции в каждую кофейню составляют от 70 до 150 тыс. долларов. Кофейни не конкурируют со “сладкими” кафе, поскольку эти предприятия занимают разные ниши. У кафе-кондитерских - свой посетитель: сладкое любят малыши, которые приходят туда с бабушками или родителями. Кофейни начинают серьезно конкурировать с кафе только в том случае, когда организуют собственное производство кондитерских изделий. Пока петербургские кофейни в основном покупают торты и пирожные на стороне. Для этих предприятий характерны малые площади, стремление освоить территории с большой проходимостью и доступностью. Поэтому в первую очередь они стали появляться в центральных районах города, где сконцентрирована деловая и торговая активность, культурно-развлекательный бизнес. Например, в Центральном районе работает 41 заведение, в Адмиралтейском - 25, в Петроградском - 21, в Василеостровском - 12 кофеен. Кофейный рынок в Санкт-Петербурге далек от насыщения. Спрос поддерживает высокие темпы развития сетей кофеен. Вновь открывающиеся предприятия не испытывают недостатка в клиентах. Сегодня на ресторанном рынке Санкт-Петербурга работают более 200 специализированных кофейных заведений, что составляет 4% от общего количества предприятий общественного питания. По европейским стандартам, на 1000 жителей приходится 1 кофейня, таким образом, Санкт-Петербургский рынок может иметь до 5000 кофеен. Хотя кофейни и являются конкурентами, каждая из них находит свою нишу, здесь много новых идей, в каждой из них есть свое рациональное зерно, которое может привести к успеху. Развитие сферы общественного питания создает иллюзорное представление у непрофессионалов о предприятиях общепита, как об источнике получения больших и быстрых денег. Предприниматели открывают кафе, бары, закусочные без исследования рынка и обоснования необходимости и экономической целесообразности открытия предприятия в конкретном месте, что нередко приводит к их скорому краху. Наиболее высокий процент закрытия предприятий относительно открытия - в промышленных районах (73%), далее - районы массовой застройки (59%). В центральных районах процент закрытия предприятий составляет 39%, т. е. его уровень в два раза ниже среднеотраслевого уровня по городу (59%). Центральные районы Петербурга представляют особый интерес для бизнеса в силу большой плотности культурно-бытовых, исторических и развлекательных объектов. Вместе с тем здесь сохраняется проблема получения помещений, поскольку свободных мест, где можно было бы открыть предприятие, не осталось. Специфика центральных районов определяет структуру предприятий общественного питания - удельный вес ресторанов, баров, кафе в общем количестве предприятий составляет 75,6%. В условиях жесткой конкуренции в центральных районах выживают предприятия с высоким уровнем обслуживания и, как правило, с самобытной хорошей кухней и оптимальным соотношением цены и качества услуг. Основные причины закрытия предприятий общественного питания центральных районов: слабый менеджмент, предприниматели заранее не планируют ценовую и маркетинговую политику, не учитывают степень концентрации предприятий-конкурентов, особенности контингента, высокую арендную плату. В районах, отдаленных от центра города ведется массовая застройка, как правило, в “спальных” районах, где мало места для отдыха и практически нет промышленных предприятий. Структура предприятий ресторанного бизнеса здесь резко отличается от центральных районов. Удельный вес кафе, столовых в общем количестве предприятий составляет 86,7%. Это, как правило, формат фаст-фуд - закусочные, бистро, расположенные вблизи торговых центров, рынков, станций метрополитена и мест отдыха. Главная цель в сфере ресторанного бизнеса на ближайшие годы - добиться того, чтобы обслуживание населения соответствовало стандартам проживания в Санкт-Петербурге. Так, основным нормативом является обеспечение шаговой доступности потребительских услуг для населения города, т. е. ресторан или кафе должны располагаться в 10 минутах ходьбы от их места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта. Не менее важно достичь баланса крупных и мелких предприятий ресторанного бизнеса, исходя из особенностей района, создать и развить сети общественного питания, увеличить количество ресторанов и кафе с разными национальными кухнями. Особое внимание будет уделено развитию сетей предприятий общественного питания, ориентированных на обслуживание малообеспеченных петербуржцев и гостей города, а также на совершенствование системы питания в общеобразовательных учебных заведениях. Кроме того, определяется приоритетное размещение стационарных точек быстрого питания различных классов и типов в местах с большой проходимостью: вдоль основных транспортных магистралей, вблизи крупных транспортных развязок, в зданиях железнодорожных и автовокзалов, в крупных торговых, торгово-деловых, развлекательных и культурных центрах, рынках, парках и зонах отдыха. Но главное, чтобы структура, объем и качество услуг соответствовали платежеспособному спросу населения. Именно этот принцип должен стать основным для развития ресторанного бизнеса. На сегодня самые востребованные предприятия среди жителей и гостей Санкт-Петербурга (кафе и рестораны): Оборот общественного питания за I полугодие 2005 года в Санкт-Петербурге составил более 6,0 млрд. рублей, что на 24,3% выше, чем за январь-июнь 2004 года в фактических ценах, число работающих в отрасли составляет 110 тыс. человек, обеспеченность посадочными местами составляет 115%, или 46 посадочных мест на 1000 жителей. Теперь проведем анализ работы ПОП г. Санкт – Петербурга. Количество ПОП, получивших прибыль в 2005 г., меньше на 2 единицы, чем убыточных. Причем сумма убытков превышает сумму прибыли на 2,4 млн. руб. Еще одним из показателей работы ПОП является численность и оплата труда работников ОП. Как видно, численность работников в 2002 г. резко сократилась на 1775 человек, и это связано с происходящим в то время кризисом. С 2002 по 2005 г. наблюдается увеличение среднегодовой численности работников, в 2004 г. - снижение этого показателя на 425 человек, в 2005 г. - увеличение на 167. Эти незакономерные изменения свидетельствуют о нестабильности развития отрасли. Среднемесячная заработная плата, несмотря на то, что постоянно растет (в среднем на 15-20% в год), остается невысокой, и это является одной из основных причин большой текучести кадров в общественном питании. Что касается структуры рынка предприятий общественного питания в СПб наблюдаются следующие тенденции. Это, во-первых, увеличение числа ПОП, занимающихся организацией досуга, и, во-вторых, сокращение численности столовых. Число закусочных уменьшилось в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 27,3%, несмотря на это, все оставшиеся закусочных фактически использовались по назначению. Количество столовых сократилось лишь на 20,2%, а число мест в них - на 26%. Процент использования объектов (как ПОП, так и мест в них) увеличивается в ПОП типа «столовая» и «закусочная». Важнейшим показателем работы ПОП является товарооборот общественного питания в сравнении с розничным товарооборотом и товарооборотом продовольственных товаров. Несмотря на то, что товарооборот общественного питания ежегодно увеличивается, его доля в обороте по продовольственным товарам уменьшалась до 2004 г., а с 2005 г. начинает наращиваться. Это свидетельствует о нестабильности развития отрасли общественного питания. Доля товарооборота общепита в розничном товарообороте также снижается в период с 2001 по 2003 г., а в 2004, 2005 гг. достигла соответственно 4,8 и 5,4% (что, несомненно, очень низкий показатель). Ежегодные темпы роста розничного товарооборота (как и оборота по продовольственным товарам) за период до 2003 г. опережают темпы роста товарооборота общественного питания. С 2004 г. картина кардинально меняется - товарооборот общественного питания увеличивается сравнительно быстрее, что говорит о начале развития модифицированной, адаптированной к современным условиям хозяйствования отрасли общественного питания. ЗаключениеВ настоящее время на рынке общественного питания г. Санкт - Петербурга сложилась высокая конкуренция, которая обостряется за счет постоянного увеличения числа предприятий. В этой связи каждому из участников рынка необходимо обладать определенным набором инструментов маркетинга. Одним из инструментов является анализа рынка, включающий несколько видов: анализ рынка в целом и положения предприятия на нем, масштаб рынка, доля на рынке, анализ претензий потребителей и т. д. Изменения, выявленные при анализе, представляются и систематизируются следующим способами: 1. Аналитическими таблицами изменений, то есть, создается несколько таблиц изменений ситуаций на рынке с выбором сочетаний факторов и показателей. В сжатой форме описываются: Потребитель и его запросы, продаваемая продукция, конкуренты, тенденции реализации продукции на рынке в целом. 2. Составлением карты позиционирования, на которой в соответствии с целями выбираются соответствующие характеристики для откладывания их по вертикальной и горизонтальным осям, и определяется место предприятия на рынке по каждой группе продукции. 3. Анализом с помощью расчета фактических показателей сбыта и с использованием временных рядов (тенденций, сезонности и т. д.). Когда в условиях резких изменений маркетинговой обстановки фактические показатели сбыта не растут должным образом, необходимо взглянуть на них с новой точки зрения. С использованием данного метода появляется возможность осуществлять целенаправленное поэтапное управление маркетингом. То есть осуществлять планирование и организацию маркетинговых мероприятий. В рамках планирования, в первую очередь, вырабатываются сегменты рынка, выявляются преимущества региона, проводится анализ условий конкуренции, осуществляются мероприятия по сбору информации, а затем предприятие организует комплекс маркетинга. Выявляются потенциальные конкуренты, анализируется состав их продукции, определяются конкурентные преимущества и осуществляется работа по реализации этих преимуществ. В качестве преимуществ предприятия общественного питания, как правило, выступают ценовая политика, обширный ассортимент, условия обслуживания посетителей, внутренний интерьер зала, качество продукции и др. В этой связи формирование маркетинговой политики должно быть направлено не только на рынок, но и внутрь предприятия для удовлетворения требований рынка. Список использованной литературы1. Брагин Л.А. и др. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник. – М.: Инфра-М, 2000, 560 с. 2. Мухопад В.И. Лицензированная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. – М.: ИНИИЦ Роспатента, 1998. – 339 с. 3. Назаров О.А. Как "раскрутить ресторан". – М.: Энциклопедия ресторатора. – 2004. – 510 с. 4. Назаров О.А. Как загубить ресторан. Азбука типичных ошибок. - М.: Энциклопедия ресторатора. – 2004. – 420 с. 5. Нормативные документы по ресторанному бизнесу. - М. – Издательский дом «Ресторанные ведомости». – 2004. – 117с. 6. О'Рейли Д. Деловые отношения с покупателями: успешная торговля и маркетинг в бизнесе. – М.: Амалфея, 1997. – 272 с. 7. Патти Д. Шок, Джон Т. Боуэн, Джон М. Стефанелли. Маркетинг в ресторанном бизнесе. – М. – Издательский дом «Ресторанные ведомости». – 2003. – 370с. 8. Профессиональные стандарты по профессиям ресторанной индустрии. - М. – Издательский дом «Ресторанные ведомости». – 2003. – 100с 9. Халворсен Ф. Основы кейтеринга. - М. – Издательский дом «Ресторанные ведомости». – 2002. – 227с. Страницы: 1, 2 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.