Взаимодействие
между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и
покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут
существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
По степени
развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели
рынка:
Рис.1
2.1. Совершенная
(чистая) конкуренция.
К совершенной
(чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая конкуренция (между
производителями однородной продукции) и межотраслевая конкуренция (между
производителями разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу,
снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет
найти сферу более прибыльного вложения капитала.
По количеству
производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности
контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости
вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции,
олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной
конкуренции.
Совершенная
(чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо
действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию,
причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Основные
характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
1.
на рынке
большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую
долю рынка данных товаров;
2.
тождественная,
стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей
покупателей и, соответственно, продавцов;
3.
свободный
доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из
них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
4.
наличие
полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о
продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым
объемом информации о рынке.
Позитивные
явления конкуренции:
1.
снижение
издержек;
2.
быстрое
внедрение НТП;
3.
гибкое
приспособление к спросу;
4.
высокое
качество продукции;
5.
препятствует
завышению цен.
Негативные
явления конкуренции:
1.
разорение
многих субъектов рыночной экономики;
2.
анархия и
кризис производства;
3.
чрезмерная
эксплуатация ресурсов;
4.
неблагоприятное
влияние на экологию.
Недостатки рынка
совершенной конкуренции:
1. в долгосрочном
периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
2.способствует
унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного
покупателя;
3. не может распространяться
на производство общественных благ;
4. вытесняется
монополиями и олигополистическими структурами.
2.2.
Монополистическая конкуренция.
Монополистическая
конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают
схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая
конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной
конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную
власть) здесь незначительная.
Основные
характеристики монополистической конкуренции:
1.
относительно
большое число некрупных (мелких) фирм;
2.
эти фирмы
производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен,
потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на
них;
3.
сохраняются
возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.
Неценовая
конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в
ней приобретает реклама.
Проникновение на
рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить
товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.
Монополистическая
конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю
наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.
2.3.
Олигополия.
Олигополия – это
рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов
противостоят множеству покупателей.
Олигополия
характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое
количество производителей – продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из
оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.
Характерная
особенность олигополистического рынка – взаимосвязь фирм: любой из олигополистов
находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден
учитывать эту зависимость.
В условиях
олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы
соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная
взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены
адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и
прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового
лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести лишь кратковременный
эффект.
Поскольку
продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет
эффекта масштаба снижаются.
Изменение цены
одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику
в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает.
Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.
В условиях
олигополии неценовые методы конкуренции – от рекламы до экономического шпионажа
– оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.
Вступление в
олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения,
чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим
данный рынок.
При олигополистической
конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей
деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно
меньше производить и в большей степени завысить цену.
2.4.
Чистая монополия.
Чистая монополия
– это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже
полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
Монополия
предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой – либо
продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены
приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.
Понятие чистой
монополии обычно является абстрактным.
Понятие
«монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во–первых, крупное
предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во–вторых,
положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия
означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
Цель монополии –
получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на
монополизированном рынке.
Основные черты
чистой монополии:
1.
единственный
продавец – производитель;
2.
товарная
дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;
3.
продавец
осуществляет практически полный контроль над ценами;
4.
очень
трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход
оказывается заблокированным условиями.
Различают
несколько типов монополий:
1.
естественная
монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации,
имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства
(редкие металлы, особые земельные участки и т.д.)
2.
искусственные
монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради
получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде
различных монополистических отношений.
В результате
концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы
монополии: картель, синдикат, трест и т.д.
1. Картель - простейшая
форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых
форм, монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет
финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть:
ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов.
Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование
рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В
одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование
поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и
комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами
2. Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий сообща) -
организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в
него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют
юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате
сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно. Были
широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные
синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс»,
сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире
необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена
сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на
аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их
полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные
против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние
на развитие экономики.
3. Трест - форма монополистического объединения, при которой
вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую
самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра.
Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных
предприятий.
4. Концерн - (от англ. concern - участие, интерес) -
организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся
под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме
производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или
какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные
учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но
контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет
повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования,
продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам,
передачи ноу-хау между подразделениями и т. п.
5. Пул получил распространение в области использования
проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи
патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой,
определяемой при вступлении в пул.
6. Холдинг - (от англ. holding) - акционерная компания,
владеющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с
целью контроля и управления их деятельностью. Существуют два основных вида
холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые
функции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме
того, занимается предпринимательской деятельностью (промышленной, транспортной,
торговой, финансово-кредитной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в
других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет
себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами,
значительно превосходящими собственный.
7. Законными формами чистой монополии являются также патенты,
авторские права, товарные знаки. Патент (от лат. litteral patent - грамота,
patens - открытия) - документ, выдаваемый уполномоченным государственным
органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право
патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение
установленного законом срока. Если в течение его действия физическое или
юридическое лицо использует изобретение, защищенное патентом с нарушением
законодательства, то оно обязано прекратить его использование по первому
требованию патентообладателя и возместить ему причиненные убытки. Авторские
права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать
свои произведения. Товарные знаки – это символы, используемые предприятиями,
зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.
Глава 3.
Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное
регулирование экономики.
Реально
сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и
конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и
действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования
рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления.
Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания
экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого
условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог -
застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного
уровня населения страны.
Конкуренция -
сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её
проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что
конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие
«нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление -
чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления больших диспропорций
в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к
минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая
конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный
рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение
определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и
ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.
В советской
экономической литературе наличие монополии и конкуренции связывалось
исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её
типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных
подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной
экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ
реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация
резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов
становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция
играют ведущую роль.
Рыночная
конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной
собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению
рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий
возникновения конкуренции - обособленности свободных производителей как
собственников средств производства и произведённого продукта.
Что же всё-таки
необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики?
В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной
среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её
содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как
исторически конкретная социально-экономическая структура общественного
производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и
объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного
производства.
Конкурентная
среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей
основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.
Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии
общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и
рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на
высшем уровне развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной
среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы
взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных
интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не
занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью,
возможностью диктовать потребителям свои условия.
В нашей стране
сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире.
Причинами его появления были:
1.
устранение
рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного
производства;
2.
свёртывание
товарно-денежных отношений;
3.
ликвидация
конкуренции;
4.
искусственная
концентрация и узкая специализация производства;
5.
преобладание
централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.
Антимонопольное
регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на
преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им
подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.
Методы
антимонопольного регулирования:
1.ограничение
монополизации рынка;
2. постоянный
государственный мониторинг;
3. запрещение
установления монополистических цен;
4. сохранение и
поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.
Антимонопольное
законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила
деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов
государственной власти и управления.
Основные цели
антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и
стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на
пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические
действия центральных органов власти и управления, диктат участников
хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования
ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной
добросовестной конкуренции.
Поскольку
деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной
конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших
функций государства.
Государство в
борьбе с монополиями использует меры экономического и административного
характера.
Экономические
меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
1.
поощрение
создания товаров – заменителей;
2.
поддержка
новых фирм, среднего и малого бизнеса;
3.
привлечение
иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной
торговли;
4.
финансирование
мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения
отдельных хозяйствующих субъектов.
В 2006г. в России
принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет
организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на
обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных
рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению
монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС),
ФАС проводит
государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по
ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной
конкуренции.
Антимонопольная
политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство,
система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности,
поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации
производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
По решению ФАС
доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на
соответствующем рынке.
Общественное
регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на
основе использования различных форм.
В странах со
смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного
регулирования:
Рис.2
Обычно
государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения
цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко
государство для таких субъектов определяет территорию деятельности,
контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того,
является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
В современных
условиях главными функциями государства становятся организация экономического,
правового и социально – политического пространства для рыночного хозяйства,
создание равных условий для всех форм предпринимательства.
Основное внимание
уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества
жизни, защите окружающей среды и др.
Отсюда можно
сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие
правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
Заключение
За последние
десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так
давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и
доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало
соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался
непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Когда мы
ассоциируем конкуренцию с развивающейся экономикой, мы часто забываем, как
много изменений произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой
экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и
усиление конкуренции с другой, связаны с известным экономическим рывком
Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные
сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение,
развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие
большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности,
розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями
конкуренции.
Даже в Соединенных
Штатах, где в течение XX века отмечен самый высокий рост конкуренции, огромные
сектора экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В
то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики
являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные
инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.
Можно назвать
очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять
влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут
позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны
постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Конкуренция
является необходимым и определяющим условием нормального функционирования
рыночной экономики.
Список
использованной литературы
1.
Базылев
Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Норма, 2006.
2.
Борисов
Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект,
2008.
3.
Кураков
Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005.
4.
Макконелл
К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2006.
5.
Робинсон
Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1986
6.
Салимжанов
И.К. Цены и ценообразование - М.: Проспект, 2006.
7.
Смит А.
Исследование о природе и причинах богатства народов – М.: Эксмо, 2007.
8.
Чемберлин
Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: ИЛ, 1959.
9.
Юданов
А.Ю Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2001.
10.
Янова
В.В. Экономика - М.: Экзамен, 2005.
Страницы: 1, 2
|