Конкурентность российских товарных рынков
    Конкурентность росийских товарных рынков 
 
СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 
ВВЕДЕНИЕ. 3 
Глава I: Методика изучения рынка и оценки состояния конкурентной среды на нем. 4 
Основной понятийный аппарат  4 
Нормативные документы, регулирующие правоотношения по выбранной теме. 5 
Поэтапный анализ структуры товарных рынков. 6 
ГЛАВА II: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ    12 
Анализ процессов концентрации  20 
ГЛАВА III: Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды. 27 
Итоги мониторинга  32 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  35 
Список использованной литературы: 36 
ВВЕДЕНИЕ. 
В настоящее время одной из ключевых задач развития экономики России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов
становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик.
Известно, что в условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию экономических, социальных и политических
факторов, действующих подчас в прямо противоположных направлениях на федеральном и региональном уровнях.  
Моя работа, посвященная оценке степени развития конкурентной среды на товарных рынках России, кажется достаточно актуальной и может быть
полезной как для предприятий и организаций хозяйствующих субъектов, так и для антимонопольных органов. Грамотное и четкое проведение мониторинга товарных
рынков страны позволит: на административном уровне – более оперативно положительно воздействовать на состояние конкурентной среды, на уровне же
субъектов – обеспечить наименее болезненный путь для выхода на рынки межрегиональной и международной торговли. 
Степень развития конкуренции может быть оценена по довольно широкому спектру характеристик, среди которых следует рассматривать и набор
параметров товарных рынков, и концентрацию производства, и другие показатели. 
При оценке конкурентной среды на российских товарных рынках возникают достаточно серьезные проблемы. Отмечу наличие определенных затруднений
в регулярном проведении мониторинга товарных рынков[1],
отсутствие оперативной, достоверной и полной информации о субъектах рынка; частая несовместимость показателей различных ведомственных информационных
систем (Госкомстата, Госналогслужбы, Таможенного комитета, антимонопольных органов). 
Задачами, которые планировалось разрешить в ходе выполнения мною данной работы, были: создание методики оценки конкурентной среды на
российских товарных рынках, оценка конкурентности с использованием этой методики, определение выводов о состоянии конкурентной среды на товарных рынках
страны. 
Глава I: Методика изучения рынка и оценки
состояния конкурентной среды на нем. 
Основной понятийный аппарат 
ТОВАРНЫЙ РЫНОК - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации
или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности
за ее пределами. 
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным
и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе
потребления (в том числе производственного). 
ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА — определяются потребительскими свойствами товара или товаров-заменителей и формированием
товарной группы, рынки которой расцениваются как один товарный рынок. 
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ) ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый
товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. 
КОНКУРЕНЦИЯ — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают
возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. 
БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК — обстоятельства технологического, административного, экономического характера, препятствующие
возможностям новых хозяйствующих субъектов выйти на товарный рынок в достаточно короткий период времени. 
Нормативные документы, регулирующие
правоотношения по выбранной теме. 
Для совершенствования единой в масштабах государства антимонопольной политики возникла необходимость в разработке методологических принципов,
адекватно оценивающих состояние конкурентной среды в современной экономике России. Государственным антимонопольным комитетом РФ был разработан «Порядок
проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», зарегистрированный Минюстом России 10 января 1997 г. № 1229. Статус данного
документа обязывает не только антимонопольные органы, но и органы судебной власти применять его. 
Разработанный документ может быть использован в следующих ситуациях: 
при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства — статей 5,6,17,18 Закона «О конкуренции...»: злоупотребление доминирующим
положением на рынке; соглашения субъектов, ограничивающих конкуренцию; государственный контроль за созданием, реорганизацией коммерческих организаций и их
объединений; за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций в уставном капитале коммерческих организаций; 
при разработке мер но преодолению барьеров входа на товарные рынки; 
при решении вопросов о предоставлении субъектам рынка кредитных, финансовых, налоговых льгот; 
для анализа социально-экономических последствии принятия нормативных актов, воздействующих на состояние конкуренции на товарных рынках;
и др. 
Поэтапный анализ структуры товарных рынков. 
С точки зрения методологии важно оценивать состояние конкурентной среды, применяя комплексный системный подход. Эта процедура представляет
собой анализ и оценку информационно-статистических данных, полученных от государственных органов и хозяйствующих субъектов, с использованием сведений
социологических опросов, экспертных заключений и результатов обследований научных и общественных учреждений. 
В зависимости от поставленных целей анализ конкурентной среды можно осуществлять как последовательно, так и по отдельным этапам,
каждый из которых может функционально служить для решения конкретных задач антимонопольного регулирования. 
Методический подход к изучению конкурентной среды сводится к всесторонней характеристике предмета — товарного рынка — на I этапе, подробному анализу и оценке
структуры различных видов товарных рынков, характеризуемых на II этапе количественными параметрами процессов концентрации и качественными показателями
конкуренции — на III этапе оценки. Общая логика проводимой в несколько этапов аналитическо-расчетной работы представлена на схеме №1. 
Основным содержанием работ на I этапе является формирование «портрета» товарного рынка по нескольким направлениям, каждое из которых
характеризуется набором экономических, технико-технологических, социологических параметров (см. таблицу №1). 
Масштабы конкуренции на товарном рынке во многом предопределены его структурой, поэтому изучению структурных изменений на товарных рынках
посвящены последующие этапы. 
Таблица №1 
«Формирование портрета товарного рынка». 
 
  |