Кадровая политика на примере ОАО Газпром
смотреть на рефераты похожие на "Кадровая политика на примере ОАО Газпром" Введение. Персоналом (кадрами) предприятия называется основной (штатный) состав его
работников. Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая
производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства
производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их
профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит
эффективность производства. На предприятии различают промышленно-производственный персонал и
непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу относится работники, занятые в
производстве продукции. Это работники основных, вспомогательных и подсобных подразделений
предприятия, а также всех служб и хозяйств, обслуживающих эти подразделения
и оказывающих персоналу промышленного производства услуги, связанные с
производственной работой. Персонал непромышленной группы состоит из работников, непосредственно не
связанных с производством продукции. Это работники жилищно-коммунальных
хозяйств, общественного питания, детских, культурных, оздоровительных
учреждений. В зависимости от выполняемых функций в составе промышленно-
производственного персонала выделяют следующие категории: — рабочие; — специалисты (инженерно-технические работники); — служащие; — младший обслуживающий персонал (МОП); — ученики; — охрана, Каждая категория персонала состоит из работников разных профессий, в
рамках которых они разделяются по специальностям. Профессия характеризует определенный вид работы, требующий особого
комплекса знаний и практических навыков, необходимых для ее выполнения. Внутри профессии различают специальности, требующие дополнительных знаний
и навыков для выполнения работы на определенном участке данной отрасли
производства. Под квалификацией понимается совокупность знаний и умение выполнять
работы разной сложности на отдельных участках производства. Обязательным
элементом квалификации является общеобразовательная и общетехническая
подготовка работника наряду с получением производственных навыков по
определенной специальности. К. категории рабочих относится работники, непосредственно участвующие в создании продукции, и лица, обеспечивающие нормальное течение производстве иного процесса. Рабочие, создающие продукцию, — это основные рабочие. Рабочие, создающие условия для протекания основного производственного процесса, — это вспомогательные рабочие. К. инженерно-техническим работникам (специалистам) относятся работники, осуществляющие организацию и управление производством, — руководители предприятий, цехов, установок, работники функциональных отделов, групп, диспетчерской службы и др. К служащим относятся работники, выполняющие учетную, отчетную, канцелярскую и хозяйственные работы (бухгалтеры, финансовые работники, работники отдела кадров, статистики, чертежники, машинистки и т. и.)
Младший обслуживающий персонал — это работники, осуществляющие уборку
дворов и служебных помещений предприятия. Учениками считаются лица, обучающиеся на предприятии в ходе производственного процесса в порядке индивидуального и бригадного обучения. В состав охраны включаются работники военизированной, вахтерской, сторожевой и пожарной охраны.
В основу классификации кадров положен принцип участия отдельных групп,
занятых производственной деятельностью
и характер выполняемых ими работ. Для каждой отрасли народного хозяйства в
связи с ее особенностями характерен свой состав работников по категориям. В связи с разделением труда, появлением новых видов производства,
техническим прогрессом возникают новые профессии, а внутри них — новые
специальности. Ликвидируются профессии малоквалифицированного труда, не
требующие особой подготовки работников, и возникают новые профессии и
специальности, предъявляющие все большие требования к квалификации
работающих. Значительное влияние на профессиональный состав кадров
оказывает переход экономики на рыночные отношения. Вошли в практику профессии менеджера, брокера, дилера, работника
консалтинговой службы, аудита и т. п. Большие изменения происходят в использовании производственного персонала. Кадровая политика Особенности современного состояния газовой отрасли, наличие элементов
кризисных явлений становление рыночных отношений в экономике России
предъявляют особые требования к политике управления кадрами ОАО «Газпром».
В этих условиях необходимо существенно повысить целенаправленность
управления кадрами, укрепить производственную, технологическую и трудовую
дисциплину, обеспечить внедрение современных методов стимулирования
трудовой мотивации, контроля за результативностью и качеством труда,
достигнуть более тесного взаимодействия этого вида управления с управлением
предприятия в целом. Модернизация управления, соответсвующая миссии и
стратегии Газпрома, стоящим перед ним, его предприятиями и другими
структурами конкретным задачам, а также современному уровню развития теории
и практики корпоративного менеджмента, должна быть ориентирована на
консолидацию потенциала Общества, повышение производительности и
эффективности труда как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте. Современный подход к организации эффективного функционирования
предприятия опирается на понятии стратегии предприятия – совокупности
обсужденных и принятых согласно определенной процедуре взаимосогласованных
решений относительно важнейших направлений его функционирования, имеющих
долгосрочные последствия и труднообратимый характер. Стратегия предприятия
отражает его деловую миссию и, в свою очередь, служит основой для
разработки бизнес планов и принятия различных текущих решений. Система
управления предприятием включает товарно-рыночную стратегию, ресурсно-
рыночную, технологическую, фининсово-инвестиционную, интеграционную,
социальную и стратегию управления. В некоторых случаях отдельно формируется
блок стратегии безопасности предприятия, в который включаются намеченные
мероприятия по предотвращению нежелательного и непредсказанного течения
внешних и внутренних процессов или наступления событий. Обычно документ,
содержащий в себе в более или менее или менее подробной форме эти
составляющие стратегии, именуется комплексной стратегией предприятия. С
точки зрения управления и развития персонала предприятия особенно важным
представляются три фрагмента комплексной стратегии предприятия, такие как
стратегия качества продукции, инновационная стратегия и технологическая
стратегия в части, связанной с факторами изменения профильной технологии
производства. Если избрана стратегия максимального качества продукции, то
работники, находящиеся на ключевых постах с точки зрения реализации
качества, а также коллектив в целом должны обладать максимальным
профессиональным уровнем и компетентностью, позволяющими реализовать
уровень качества независимо от затрат на возможные сбои. Инновационный
фрагмент стратегии предполагающий внедрение более прогрессивных технологий,
требует от работников максимальной гибкости, широкой профессиональной
эрудиции, готовности к восприятию новых технологий и видов техники. В целом
комплексная стратегия предприятия служит базой для формирования требований
к деятельности предприятия в целом, его подразделений и рабочих мест. Многоуровневая аттестация кадров. Одним из основных средств реализации кадровой политики Газпрома
являются аттестационные процессы на предприятиях отрасли. Существующая в
настоящее время система аттестации кадров не отвечает возросшим требованиям
и должна быть существенно модернизирована. Общая цель реформирования аттестации заключается в том, чтобы
превратить ее из рутинной, обременительной и отвлекающей от
производительной работы процедуры, направленной главным образом на
вытеснение нежелательных или неэффективных работников, в эффективное
средство реализации социально-экономической стратегии предприятия и
компании в целом. При этом результаты аттестации должны использоваться, в свою очередь,
для оперативной корректировки стратегии, вывода ее на новый уровень,
соответствующий актуальным задачам и проблемам Газпрома. Концепция создания и функционирования новой системы аттестации
персонала базируется на следующих основных принципах. Целостность системы аттестации, т. е. Взаимоувязка различных
аттестационных процессов и процедур в единый комплекс, способный к
устойчивому функционированию в системе управления производством. Для
совершенствования аттестационных процессов и процедур, корректировки
системы аттестации должен быть предусмотрен аттестационный мониторинг,
обеспечивающий своевременное получение информации о необходимости внесения
изменений в организацию и функционирование системы аттестации. Многоуровневость системы аттестации, т. е. Охват аттестационными
процедурами и процессами объектов, представляющих все основные уровни
управления производством - от отдельных работников и коллективов до
предприятий в целом. Для этого в систему аттестации включены такие обычно
раздельно существующие процедуры, как элементы стратегического
планирования, анализ эффективности предприятия в целом и его отдельных
подразделений, социологическое исследование коллективов, оценка
деятельности руководителей и специалистов, совершенствование расстановки и
развития персонала. Стратегичность, т. е. ориентация оценки состояния и деятельности объектов
аттестации на требования, вытекающие из комплексной стратегии предприятия и
ОАО «Газпром» в целом. В соответствии с принципом многоуровневости системы
аттестации ее предметом должна быть оценка соответствия работника
требованиям к рабочему месту, сформулированным во внутренних нормативных
документах предприятия соответствия коллектива подразделения требованиям к
нему обусловленным внутренним разделением труда на предприятии;
соответствия состояния и результатов деятельности предприятия (объем,
номенклатура и качество продукции или услуг, активы предприятия и т. д.)
требованиям, обусловленным стратегическим разделением функций в системе
Общества. Гармоничность взаимодействия системы аттестации с другими подсистемами
управления производством в Обществе, то есть обеспечение тесного
взаимосогласования целей, объектов и процедур аттестации с процессами
формирования и реализации кадровой, технической, финансовой и маркетинговой
политики предприятия, Создаваться новая система аттестации также должна
синхронно с модернизацией других управленческих подсистем предприятия и
компании в целом. Кадровые решения, принимаемые по результатам аттестации
персонала и руководства, должны дополняться соответствующими организационно-
техническими решениями, направленными на совершенствование организационной
структуры и технического оснащения предприятия. Сочетание дискретности и непрерывности аттестационных процессов,
обеспечиваемое за счет ежегодного проведения в сроки, определяемые
руководителем предприятия по согласованию с вышестоящей организацией,
полномасштабной аттестационной сессии (а также по необходимости -
внеочередных локальных сессий) и непрерывной работы аттестационных служб на
предприятиях и в Управлении кадров и социального развития ОАО «Газпром», а
также за счет преемственности аттестации каждого конкретного объекта
аттестации. Сбор информации для аттестации осуществляется в рамках
систематического непрерывного ежемесячного наблюдения (опроса
руководителей, проводимого службой организационно-методической поддержки
аттестации). Результаты предшествующей используются при проведении
очередных аттестационных сессий. Для реализации этих принципов предлагается
концепция многоуровневой непрерывной аттестации в ОАО «Газпром». Объектами
аттестации в новой системе являются не только работники предприятий, но и
коллективы подразделений (сами подразделения) и ж руководители, а также
предприятия в целом и руководители предприятий, входящих в систему
Газпрома. При этом результаты аттестации одних элементов организационно-
управленческой структуры используются для аттестации другие: так,
результаты аттестации подразделения служат исходной информацией,
необходимой для аттестации руководителя подразделения, а совокупность
данных аттестации подразделений учитывается при аттестации руководителя
предприятия. В сочетании с надлежащей организацией аттестационных процедур
такой подход позволяет реализовать потенциал аттестации для повышения
комплексности и качества управления предприятиями газовой промышленности. Совершенствование аттестационных процессов в ОАО «Газпром» направлено на
усиление роли аттестации в реализации социальной стратегии компании в целом
и каждого предприятия в отдельности. В настоящее время на предприятиях
Общества действует сложившаяся система аттестации персонала, а значительной
степени сохранившая черты дореформенной модели экономики. Переход к новой
системе аттестации, основанной на более полном учете современных
особенностей экономики, трудового потенциала и достижениях прикладной
теории корпоративного управления, представляет собой самостоятельную
организационную задачу. Заметим, что от «качества» этого перевода в
значительной степени зависит, приживется ли новая система или будет
рассматриваться как очередное быстро проходящее «увлечение» начальства. Предлагается решать эту задачу в соответствии с современной концепцией
управленческого ре-инжиниринга, суть которой в данном случае заключается в
том, чтобы вместе с коллективом каждого предприятия заново переосмыслить
сущность аттестационной деятельности компании. Отказавшись от
пооперационного усовершенствования, надо радикально системно
перепроектировать аттестационные процессы для достижения существенных
улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях
результативности, как целевая и экономическая эффективность, качество
предоставляемых услуг, уровень, надежность и оперативность обслуживания. В практически любом бизнесе, в том числе и связанным с удовлетворением
базисных потребностей общества, различаются периоды создания, трансформации
и ликвидации. Этим циклическим закономерностям подвержена и система
аттестации. В соответствии с принятой концепцией, в новой системе
аттестации работающего персонала (САРП) предусмотрен механизм
самомониторинга, который призван своевременно генерировать сигналы о
необходимости модернизации или коренного пересмотра системы. Создание адекватной современным условиям перехода к рыночной экономике (с
учетом российской специфики} системы аттестации работников - многоэтапный и
разветвленный процесс, при котором в течение длительного времени
задействованы практически все подразделения и персонал компании. Для
получения в итоге устойчиво и эффективно функционирующей аттестационной
системы этот процесс должен быть структурирован, тщательно спланирован и
организован. В процессе создания САРП выделяют следующие стадии:
• разработка;
• ввод в действие;
• опытная эксплуатация;
• стабильное функционирование, включая корректировку и модернизацию
отдельных элементов;
• радикальная корректировка;
• реинжиниринг. Система аттестации работников должна находиться в тесном взаимодействии с
другими подсистемами управления, в частности, с системой мер поощрения и
наказания. Арсенал этих мер должен быть достаточно полным и разнообразным,
чтобы, с одной стороны, обеспечивать реализацию социальной (кадровой)
политики и, с другой, - возможность выбора адекватной реакции на результаты
аттестации. В частности, это означает, что должны быть средства как
материального, так и морального поощрения и наказания, причем в достаточном
разбросе по «степени мягкости». Организация проведения аттестации на предприятиях как в период
аттестационных сессий, так и в межсессионный период осуществляется
постоянно действующей службой организационно-методической поддержки (СОМП),
На нее возлагаются задачи непрерывного сбора информации для аттестации,
подготовки необходимой организационно-распорядительной документации,
координации деятельности аттестационных комиссий, СОМП также обобщает
предложения по корректировке системы аттестации. а в случае необходимости
–по ее реинжинирингу. Для наиболее полной реализации целей создания САРП в ее методическом
арсенале предусматриваются средства технико-экономического и социально-
психологического анализа потенциала, состояния и результативности
функционирования всех объектов аттестации - от отдельного сотрудника до
предприятия в целом и его руководителя. Большинство предприятий системы Газпрома относятся к. числу
социотехнических систем, результативность деятельности которых зависит от
взаимодействия работников друг с другом и с достаточно сложной техникой в
условиях антропогенного и техногенного риска. Для таких систем решающее
значение приобретают эргономические характеристики организации деятельности
работников, коллективов и предприятия. Для правильной организации человеко-машинного взаимодействия необходимо
воспитание соответствующей эргономической культуры каждого работника и
коллектива. В свою очередь, понятие эргономической (более широко -
производственной) культуры опирается на понятие ментальности как
индивидуального психологического портрета индивидуума, рассматриваемого с
точки зрения общественного континуума. Иными словами, ментальность - это
общая для данной социальной группы совокупность черт психологического
поведения. Использование и оценка категории ментальности через
разграничение социального влияния (со стороны общества, организации,
первичного коллектива) и свободного проявления личности имеет весьма важное
практическое значение. В зависимости от сложившихся (в обществе, на
предприятии, в коллективе) традиций отношения к коллегам, руководству,
труду профилактика аварийных ситуаций на предприятиях может строиться
двояко: либо по пути разработки инструкций, предписывающих мельчайшие
нюансы в действиях персонала, либо через формирование адекватных
психических процессов (мышления, мотивации и др.). Можно заметить, что по
первому пути идет промышленность США. В России традиционна ориентация
прежде всего на мотивацию (чувство ответственности, энтузиазм и т, п.)
отдельного работника. Очевидно, что следует искать оптимальное сочетание
разных направлений. Большую роль здесь должны сыграть имитационные
тренажеры и соответствующий тренинг. В новой системе аттестации предполагаются адаптация и использование в ходе
проведения и анализа результатов аттестации таких методов, как оценка
производственной эффективности, индивидуальное и групповое психологическое
и эргономическое тестирование, заполнение и анализ масштабных социально-
психолого-эргономических опросников, структурированные тематические
дискуссии, математическое и имитационное компьютерное моделирование,
разработка тренажеров-имитаторов. Все методы требуют четкого соотнесения с
условиями и спецификой работы предприятий, организаций, исполнителей и, при
необходимости, адаптации к конкретным условиям и задачам аттестации. В рамках САРП предусматриваются различный уровень и разная глубина
тестирования объектов аттестации. Если на предприятии имеется развитая
социально-психологическая служба, т0 психологический анализ проводится по
полной программе. Если такая служба и возможности привлечения специалистов
со стороны или из других организаций Общества отсутствуют, то используется
сокращенный вариант, в котором большая нагрузка ложится на членов
аттестационных комиссий. Для реализации концепции новой системы аттестации коллективом авторов под
руководством В,А, Дятлова разработаны «Методические рекомендации по
созданию и организации функционирования многоуровневой системы аттестации
руководителей и специалистов предприятий и организаций ОАО «Газпром»,
проходящие в настоящее время апробацию на пилотных предприятиях Общества.
Страницы: 1, 2
|