Меню
Поиск



рефераты скачать Качество продукции

Качество продукции

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Понятие и показатели качества продукции………………………….

2. Управление качеством продукции…………………………………...

3. Новая стратегия в управлении качеством……………………………

4. Правовое регулирование качества продукции………………………

Заключение……………………………………………………………….

1. Понятие и показатели качества продукции


Современная рыночная экономика предъявляет принципиаль­но иные требования к качеству выпускаемой продукции. В со­временном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое по­ложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конку­рентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность свя­зана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и оме­га для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производст­ва, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.

Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентиро­вано ГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее Пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному ис­пользованию ресурсов.

Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:

1. Экономические

1.1. Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходован­ных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум — плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элевато­ры), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники.

1.4. Дополнительные затраты времени у населения на ремонт бытовой техники.

1.5. Потери природных ресурсов в результате использования низ­кокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.

1.6. Недополученная валютная выручка из-за низкой доли экс­порта готовой продукции.

1.7. Дополнительная потеря валютных средств для импорта техники и товаров народного потребления.

1.8. Дополнительные затраты материальных и трудовых ресур­сов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

2. Социальные

2.1. Дефицитность отечественной продукции.

2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на нацио­нальных предприятиях.

2.3. Недостаточное удовлетворение потребностей производст­венно-технического и личного плана.

2.4. Снижение темпов роста благосостояния населения:

2.5. Нерациональная трата свободного времени населения на уст­ранение дефектов изготовления товаров народного потребления.

2.6. Ухудшение морального климата в коллективе.

2.7. Уменьшение прибыли предприятия. 3. Экологические

3.1. Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.

3.2. Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.

3.3. Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.

3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ре­монт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воз­душной среды.

С понятием качества тесно связано и понятие технического, уровня продукции — относительной характеристики качества про­дукции, основанной на сопоставлении значений показателей, оп­ределяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

Качество продукции не ограничивается только одним свойст­вом, это совокупность свойств. Свойства продукции количествен­но выражаются в показателях качества. Общепризнанна классифи­кация на десять групп свойств и соответственно показателей.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от ис­пользования продукции по назначению и обусловливают область при­менения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производитель­ность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремон­топригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от осо­бенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности мо­гут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безот­казность может быть основным, а иногда и единственным показа­телем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электро­приборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, ру­левое управление). Для воздушных судов безотказность — единствен­ный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость шрает важную роль для пищевой продукции. Ре­монтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется ве­личиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высо­кой производительности труда при изготовлении и ремонте про­дукции. Именно с помощью технологичности достигаются массо­вость выпуска продукции, рациональное распределение затрат ма­териалов, средств, труда и времени при технологической подго­товке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными со­ставными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифи­цированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают взаимодействие челове­ка с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляю­щихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необхо­димые для управления трактором, расположение ручки у холо­дильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположе­ние руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, за­пыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

Показатели транспортабельности выражают приспособлен­ность продукции для транспортирования.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При опреде­лении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защи­щенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта. Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных приме­сей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности про­дукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремон­те, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потреб­ности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показа­телей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономи­чески оптимального качества, или экономически рационального ка­чества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, ком­пенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затра­ты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

 Под экономически оптимальным качеством понимается соот­ношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:


К опт = Q/C∑ , 


гдеК опт — экономически оптимальное качество;

Q  — качество изделия;

С ∑— затраты ш приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке ка­чества продукции.

Итак, качество продукции в условиях современного производ­ства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора пред­приятия до конкретного исполнителя любой операции. Все про­цессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

2. Управление качеством продукции


Управление качеством — действия, осуществляемые при созда­нии, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Универсальная схема управления качеством продукции, пред­ложенная проф. А.В. Гличевым.

Схема состоит из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы), относятся:

•  станки, машины, другое производственное оборудование;

• профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизи­ческое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

• характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;

• климатическое состояние окружающей среды и произ­водственных помещений;

• интерьер и производственный дизайн;

• характер материальных и моральных стимулов;

•  морально-психологический климат в производственном коллективе;

• формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

• состояние социально-материальной среды работающих.

Сущность всякого управления заключается в выработке управ­ляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объ­екте управления. При управлении качеством продукции непосредст­венными объектами управления, как правило, являются процессы от которых зависит качество продукции. Они организуются и проте­кают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции

Управляющие решения вырабатываются на основании сопос­тавления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управ­ления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические за­дания на разработку продукции, стандарты, технические условия чертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

Основной задачей каждого предприятия (организации) являет­ся качество производимой продукции и предоставляемых услуг Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться про­изводством продукции или услуг, которые

•отвечают четко определенным потребностям, сфере приме­нения или назначения; 

•  удовлетворяют требованиям потребителя;

• соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

• отвечают действующему законодательству и другим требо­ваниям общества;

• предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам

• направлены на получение прибыли.

 Управление качеством продукции должно осуществляться темно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организацион­ную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

В последние годы широкое распространение получили стан­дарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества — непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 1).

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

• улучшение экономического положения предприятия;

•  расширение или завоевание новых рынков сбыта;

• достижение технического уровня продукции, превы­шающего уровень ведущих предприятий и фирм;

• ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

• освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

• улучшение важнейших показателей качества продукции;

• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

• увеличение сроков гарантии на продукцию;

• развитие сервиса.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл про­дукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов (рис. 2).

 С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изго­товителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечи­вающей решение задачи управления качеством продукции.

 Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества). Как показывает зару­бежный опыт, кружки качества — это форма демократизации ка­питала, она создает заинтересованность рабочих в качестве, изме­няет психологический климат на предприятии.

Принципы организации кружков качества:

• добровольность участия;

• стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в про­изводство принятых предложений; моральное и материальное удовлетворение достигнутыми ус­пехами, стимулирование результатов творческой деятельности; поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием; обеспечение гласности и пропаганды их деятельности все­ми формами и средствами массовой информации, обобще­ние и распространение опыта работы.

Кружки качества первоначально возникли в США, однако су­щественный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.

Кружки качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи предприятия.

Три-четыре человека, обслуживающие тот или иной технологический процесс или часть этого процесса, остаются после работы и

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.