p> Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс
воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней
социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная
политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При
этом для достижения поставленных целей используется определенный набор
средств (инструментов). Место госрегулирования в хозяйственном механизме В системе современного капитализма хозяйственная жизнь общества
регулируется не столько государством, сколько рынком. Для всех стран с
развитой рыночной экономикой характерен трехуровневый («трехслойный»)
хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования
хозяйственной жизни. Исторически эти три уровня сформировались не
одновременно. В современном мире бурно протекают процессы интернационализации
хозяйственной жизни и ее глобализации, в которые в наибольшей мере
вовлечены страны с развитой рыночной экономикой. Внутриэкономическая жизнь
и внешнеэкономические аспекты госрегулирования здесь должны рассматриваться
в неразрывном единстве и с учетом того, что в Европейском союзе (ЕС) уже
сложились формы наднационального госрегулирования. Таким образом, в ЕС
складывается четырехуровневый механизм регулирования. При сравнении трех «центров силы» современного капитализма (США,
Западная Европа, Япония) по организации хозяйственного механизма можно
констатировать, что на первом и втором уровнях «слоев» различия между ними
просматриваются в наименьшей мере. Это вполне закономерно, ибо именно на
этих уровнях наиболее полно находит выражение сущность капитализма как
социально-экономической системы, движимой мотивом частной прибыли и
рыночной конкуренцией. В то же время третий уровень наиболее активно
проявляется в Западной Европе по сравнению с США и Японией. Особенно это
относится к тем аспектам госрегулирования, где реализуется социальная
политика западноевропейских государств. В каждом из «центров силы» сложилась своя модель госрегулирования.
Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах
госсобственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли
государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50—80-х гг.)
значительного госсектоpa, прежде всего в финансовой сфере и отраслях
инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов
в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система
взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для
реализации стратегических целей в экономике. Цели госрегулирования Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые находятся
между собой в определенной субординации, изменяющейся в результате эволюции
конкретных условий в той или иной стране в данный исторический момент.
Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее
благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его
социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны
от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих
факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в
отношениях взаимозависимости. Во многих научных и учебных публикациях на Западе выделяются четыре
главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием
«магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных
хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность
цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или
умеренно-дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике»
говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так,
стимулирование занятости населения посредством дополнительных
государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в
конечном счете, и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы
двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно. Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго
порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных
институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания
конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися
ресурсами) экономического роста, непрерывную модернизацию производственного
аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции,
сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня
занятости самодеятельного населения, предотвращение и нивелирование
чрезмерных различий в доходах, поддержание высокой конкурентоспособности
национальных производителей на мировом рынке, поддержание
внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности
платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита),
удовлетворительное состояние окружающей среды. Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка и
т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них
появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие
обнаруживающейся их недостижимости. Некоторые из них отходят на задний
план, а затем вновь становятся актуальными. Средства государственного регулирования экономики В условиях развитой рыночной экономики государство для реализации
отмеченных выше и других целей использует целый набор средств как
экономического, так и неэкономического характера. К ним относятся следующие
инструменты (термины «средство» и «инструмент» в экономической теории и
практике равнозначны и далее используются как синонимы). Административно-правовые средства Эти средства нацелены на формирование основ экономического строя. Так,
все страны с развитой рыночной экономикой обладают весьма многогранным и
совершенным хозяйственным правом, которое последовательно претворяется в
жизнь. Попытки обойти его, например, в сфере имущественных отношений или
налогов, строго преследуются по закону. Правда, и в развитых странах
экономические преступления широко распространены, но с ними государство
ведет бескомпромиссную борьбу. Продукт теневой экономики в этих странах
составляет от 4 до 13% ВВП. Это, конечно, немало, но существенно меньше,
чем в других частях мира. Ведущую роль в хозяйственном праве стран с развитой рыночной
экономикой играют принимаемые парламентами законы, в деталях регулирующие
даже мелкие вопросы хозяйственной жизни. В целом в законодательстве
развитых стран особенно четко прописаны вопросы имущественных (владение,
пользование, распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и др.),
рыночных (права и обязанности продавцов и покупателей, условия конкуренции,
противодействие олигополиям и монополиям) и налоговых отношений. Административные средства чрезвычайно многочисленны и разнообразны.
Они применяются на уровне не столько центральных (федеральных)
правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах),
провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных
(муниципальных) органов. Наряду с административно-правовыми в госрегулировании на Западе
используются экономические средства: финансовые и денежно-кредитные, а
также государственная собственность и внешнеэкономический инструментарий.
Последние в отличие от первых воздействуют не на рамочные условия
хозяйствования (экономический строй), а на протекание процесса
воспроизводства в народном хозяйстве, на темпы и пропорции (отраслевые,
региональные и др.) этого процесса. Денежно-кредитный инструментарий Вторым по значению средством госрегулирования является денежно-
кредитный инструментарий. Денежно-кредитная политика включает в себя
следующие основные элементы: а) маневрирование учетной ставкой центрального (государственного)
эмиссионного банка (ЦБ), т.е. изменение процента, взимаемого ЦБ при
приобретении коммерческих векселей у частных банков. Это влияет на общий
уровень ссудного процента, ибо частные банки взимают процент, как правило,
превышающий на 1-1,5 процентных пункта учетную ставку ЦБ; б) изменение нормы минимальных резервов, т.е. процентного отношения
денежных фондов, которые коммерческие банки должны отвлекать от проводимых
ими операций и хранить на своих беспроцентных счетах в ЦБ, к величине
текущих и долгосрочных вкладов в этих банках; в) операции на так называемом открытом рынке, т.е. акты купли-продажи
государственных ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.),
совершаемые между ЦБ и частными банками. При помощи денежно-кредитного инструментария государство в лице ЦБ
влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента и
тем самым - на темпы и пропорции воспроизводства капитала. Во всех западных странах центральные банки, хотя их уставные капиталы
целиком или большей частью принадлежат государству, не находятся в прямом
подчинении правительствам или парламентам и выступают как относительно
независимые агенты, отвечающие за твердость и стабильность национальных
валют. Степень независимости ЦБ определяется целым рядом факторов, прежде
всего следующими: . возможностью для руководства ЦБ действовать самостоятельно, не подчиняясь указаниям извне; . правилами назначения и снятия с должности руководящих сотрудников, сроком их полномочий; . правилами урегулирования конфликтов между ЦБ и другими государственными органами, особенно правительством; . возможностью для ЦБ по правовым или иным соображениям отказаться от покрытия дефицита госбюджета путем предоставления кредита правительству. По степени независимости ЦБ в западной литературе экспертами обычно
выстраивается следующая цепочка: Швейцария, Германия, Австрия, США.
Наименее независимыми считаются центральные банки Норвегии, Японии,
Бельгии, Испании и Италии. Государственная собственность Государственная собственность также используется для воздействия на
темпы и пропорции экономического развития. В настоящее время ни в одной из развитых стран нет интегрированного
государственного сектора. Предприятия с государственным участием
подчиняются общим правилам рыночной экономики. Внешнеэкономический инструментарий Данный инструментарий воздействует на различные стороны
внешнеэкономических отношений стран Запада - торговлю, миграцию капиталов и
рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К нему относятся таможенные
пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных
товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые
и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы
из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками
на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих
денежных единиц. Регулирование инвестиций Капиталовложения в экономику, социальную инфраструктуру и все прочие
сферы общественной жизни оказывают определяющее влияние на рост ВВП,
занятость населения, уровень и качество его жизни. Именно поэтому
воздействие на инвестиционный процесс следует рассматривать как главное
направление госрегулирования. Все прочие направления так или иначе связаны
с ним. Прежде всего, государство воздействует на общие, «рамочные» условия
инвестирования, формируя для капиталовложений благоприятный климат.
Посредством денежно-кредитной политики оно обеспечивает движение ссудного
процента в таких пределах, в которых у частного капитала, безусловно,
имеются стимулы для инвестирования. Параллельно с этим предоставляются
налоговые льготы общеэкономического характера, которыми могут
воспользоваться все производители. Так, реинвестируемая, т.е. вновь
вкладываемая в производство, часть прибыли либо вообще не облагается
налогами, либо облагается ими по льготной (пониженной) ставке. В отличие от
этого распределяемая, т.е. в конечном счете используемая для потребления,
часть прибыли облагается налогами по обычной шкале. Наряду с общеэкономическим осуществляется целенаправленное
регулирование инвестиций в рамках структурной политики. Госрегулирование сбыта После промышленных революций XIX в. в странах Запада сложилась
устойчивая тенденция к превышению предложения над спросом. Дело в том, что
машинное производство, имея колоссальные преимущества перед предшествующим
ему мануфактурным производством, многократно увеличило предложение товаров.
Это не сопровождалось такими изменениями в обществе, которые бы обеспечили
аналогичное увеличение спроса. Временное соответствие между спросом и предложением стало
устанавливаться в ходе и результате циклических кризисов. Что касается
превышения спроса над предложением, то оно, как правило, выступало как
кратковременное явление в каждом конкретном случае, ибо рыночная экономика
обладает богатейшими возможностями быстро адаптироваться к изменяющимся
требованиям потребителя. Фискальная часть госрегулирования сбыта реализуется посредством
взимания различных налогов: с оборота и добавленной стоимости, акцизов и
др. При этом с некоторых товаров первой необходимости, например
продовольственных, налоги на добавленную стоимость и с оборота, как
правило, взимаются по пониженным ставкам. Важным средством стимулирования сбыта являются государственные закуп к
и сельскохозяйственной продукции, которая в значительной мере используется
для гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий или
военных действий в зарубежных странах, а также общего экономического
содействия третьему миру. Закупки осуществляются полномочными
государственными органами по регулируемым ценам. Чаще всего государственные заказы достаются национальным
производителям, если они в состоянии их выполнить. После вступления в
действие в 1993 г. Маастрихтских соглашений об образовании экономического и
валютного союза в рамках ЕС здесь также предпринимаются попытки создать
единый, интегрированный рынок государственных заказов. Наконец, госрегулирование сбыта осуществляется путем воздействия на
ценообразование. Государство прямо устанавливает цены лишь там, где оно
является основным или единственным собственником экономических ресурсов
(железнодорожные и почтовые тарифы и т.д.). Как правило, оно оказывает
сильное влияние на прочие цены и тарифы экономическими средствами
косвенного действия - регулированием величины оптовых и розничных наценок,
косвенными налогами и акцизами. Госрегулирование рынка труда Оно нацелено главным образом на сокращение безработицы и обеспечение
высокого уровня занятости самодеятельного населения, а также на достижение
соответствия предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе
спросу на нее в количественном и качественном отношении. С этим тесно
связаны принимаемые в рамках социальной политики меры поддержки
безработных. При этом необходимо иметь в виду, что приближению к указанным
целям способствует государственное стимулирование капиталовложений и
экономического роста, ибо увеличение ВВП, как правило, в той или иной
степени влечет за собой сохранение уже имеющихся и создание дополнительных
рабочих мест. Во многих развитых странах законодательство о труде включает в себя
установление минимальной заработной платы. Однако на практике оно нередко
не выполняется. Содействие НИОКР На современном этапе научно-технической революции прочность позиций
той или иной страны в мировом хозяйстве решающим образом определяется ее
достижениями в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ (НИОКР). Это в полной мере осознано правящими кругами всех развитых
государств. Во всех странах Запада на НИОКР расходуется более 2% ВВП, а в
наиболее продвинутых в этой области странах (США, Германия, Франция,
Великобритания, Швейцария, Япония) - около 3% или даже несколько больше.
Затраты крупнейших концернов (ТНК) на НИОКР, особенно в электротехнической
и электронной, химической и автомобильной промышленности, как правило,
достигают 8-12% их оборота и 15-20% их совокупных затрат (издержек). Государства Запада финансируют подавляющую часть затрат на
фундаментальные исследования. Частный капитал лишь частично спонсирует
такие исследования через различного рода исследовательские фонды и
общества, которые организуются на частноправовой или публично-правовой
основе и имеют смешанные источники финансирования. Кроме того, государство поощряет особенно активный в инновационном
процессе венчурный (рисковый) бизнес, например, путем создания необходимых
для его функционирования технологических парков, т.е. специально
обустроенных для НИОКР и инноваций территорий. Таким образом, госрегулирование НИОКР производится на стыке науки,
техники, экономики, образования и ряда других сфер общественной жизни и
представляет собой весьма сложный и социально значимый феномен.
Страницы: 1, 2, 3
|