p> 11.Моральный и физический износ основных фондов, Этот фактор является очень важным для повышения рентабельности
торговли. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшее
оборудование не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в
перспективе. 12. Фондоотдача. С повышением фондоотдачи увеличивается розничный товарооборот в
расчете на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды. 13.Сумма оборотных средств. Чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем
большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота. 14.Применяемый порядок ценообразования. От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой
прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к
обратному результату. 15.Организация работы по взысканию дебиторской задолженности. Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует
ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно - увеличению
прибыли. Организация исковой работ, работы с тарой. Данный фактор непосредственно влияет на размер прибыли от
внереализационных операций. 17. Осуществление режима экономии. Позволяет относительно снижать текущие затраты торговых предприятий
и увеличивать сумму получаемой прибыли. Под режимом экономии понимается
не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов. 18.Деловая репутация предприятия Представляет собой сформировавшееся у потребителей мнение о
потенциальных возможностях предприятия. Высокая деловая репутация
позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать
рентабельность. Торговые предприятия не могут работать изолированно. Они
постоянно находятся во взаимоотношениях внешней средой ; покупателями,
основную долю среди которых занимает население; производителями и продавцами товаров; общественными организациями и
государственными учреждениями. Совокупность этих отношений
непосредственным образом влияет на эффективность торговых предприятий,
сумму их прибыли, рентабельность деятельности. К основным внешним факторам, формирующим прибыль торгового предприятия
можно отнести следующие факторы: 1. Емкость рынка. От емкости рынка зависит розничный товарооборот торгового предприятия.
Чем больше емкость рынка, тем и больше возможности предприятия по
получению прибыли. 2. Развитие конкуренции. Оно оказывает отрицательное влияние на сумму, и уровень прибыли, т.к. оно приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует
определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли. 3. Размер цен, устанавливаемых поставщиками товаров, В условиях
конкуренции повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному
повышению продажных цен- Торговые предприятия стремятся меньше, работать с
посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары
одного уровня качества по более низким ценам. 4. Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства,
ремонтных и других предприятий. Повышение цен и тарифов на услуги увеличивает текущие расходы
предприятий, уменьшает прибыль и снижает рентабельность торговой
деятельности. 5. Развитие профсоюзного движения, Предприятие стремится к ограничению расходов на заработную плату.
Интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение
размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли
предприятия. 6. Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров
и услуг, 7. Регулирование государством деятельности предприятий торговли Этот фактор относится к числу основных, определяющей размер прибыли и
рентабельности. В общем, виде, факторы, влияющие на прибыль торгового предприятия,
можно представить в виде схемы. (Приложение 3). 5. Распределение и использование прибыли в торговле. Распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов: - обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении
наивысших результатов при наименьших затратах; - накопление собственного капитала; - выполнение обязательств перед государственным бюджетом, Под распределением прибыли понимается порядок ее направления,
определяемый законодательством. В рыночной экономике значительная часть
прибыли изымается в форме налогов (38-45% валовой прибыли), которые
государство направляет на пополнение доходов бюджета. Одно из направлений распределения прибыли - погашение государственного
целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для
пополнения оборотных средств, в пределах сроков возврата. Погашение
просроченного целевого кредита и уплата процентов по нему осуществляется
за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Схема распределения и использования прибыли торгового предприятия
приведена на рисунке. (Приложение 4). Распределение прибыли предопределяет процесс ее использования . Цель анализа распределения прибыли - установить, насколько рационально
распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания капитала
и самофинансирования торгового предприятия. При этом обязательно
исследуются направления использования прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия. В России резервный капитал создается и пополняется за счет прибыли
только в акционерных обществах с ограниченной ответственностью. В
резервный фонд можно направить не более 50% суммы прибыли, подлежащей
налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение- для
покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов,
возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении
прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного фонда
определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка
суммы чистой прибыли. Для дивидендов, на которых полностью отражаются колебания прибыли,
характерна неустойчивость. Если акции акционеров общества котируются на
фондовой бирже, одним из важнейших ограничителей распределения прибыли
становится их курс. Существенные изменения в размерах выплаченных
дивидендов немедленно отражаются на курсе акций. Поэтому акционерные
общества стремятся к тому, чтобы дивиденды не слишком отклонялись от
уровня, считающего нормативным, ориентируясь на размер процентов,
выплачиваемых Сбербанком по денежным вкладам населения. Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину
полученной прибыли, можно говорить об устойчивости финансовой
направленности средств на развитие предприятия. Уравнивание соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном
состоянии. Когда сумма средств для потребления больше уставного капитала,
предприятие- потенциальный банкрот. Выявленные пропорции использования
чистой прибыли характеризуют распределительную политику руководства
предприятия. Соотношение фондов потребления и фондов накопления один к
четырем свидетельствует о значительном инвестировании. Чистая прибыль
является важным источником расширенного воспроизводства, за счет нее
осуществляются инвестирование капитального строительства, расширение и
реконструкция существующих основных фондов, покрытие потребности в
оборотных средствах, на ее основе формируются фонды социального назначения. Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности,
предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно,
ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль., направленная на
капиталовложения, способствует ускорению экономического роста, тем самым
расширяются возможности будущего потребления. В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия,
распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды
различаются по принадлежности к собственникам. Российское законодательство предоставляет предприятиям независимо от
организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в
бюджет. Разность между совокупной величиной прибыли по всем видам
деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период
представляет собой нераспределенную прибыль. Нераспределенная прибыль- принципиально новый показатель,
характеризующий экономический рост предприятия на основе собственных
средств. В составе нераспределенной прибыли одна часть характеризует
величину накопленной прибыли, вторая часть представляет собой свободную
прибыль, т.е. прибыль, которая не получила по сути никакого направления. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, не может быть
полностью отнесена к собственному капиталу. Все фонды потребления, даже
такие накопления, как вложение в социальную сферу, к собственному капиталу
не относится. В фондах специального назначения аккумулируется значительная часть
прибыли, резервированная или направленная на образование источников
финансирования, затрат на создание нового имущества предприятия
производственного назначения и социальной инфраструктуры. Фонды специального назначения четко разграничивают средства,
направленные предприятием на производственное развитие и на
потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы
фондов: фонды накопления и фонды потребления. Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия, которая направлена на строительство и
приобретение основных фондов, т.е. на создание нового имущества
предприятия. Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов
на социальные нужды и материальное стимулирование коллектива предприятия.
За счет средств фондов работникам выплачиваются премии, не связанные с
производственными результатами, различного вида поощрения, социальные и
компенсационные выплаты, материальная помощь, лечение и отдых,
приобретение медикаментов. К фондам специального назначения относится фонд социальной сферы в
качестве финансового обеспечения развития социальной сферы. изъятие в бюджет предусмотренных законодательством экономических
санкций производится за счет оставляемой в распоряжении предприятия прибыли
после начисления налога. По экономическому содержанию фонды - это чистая прибыль отчетного
года либо прошлых лет, распределенная по фондам для её целевого
использования; на приобретение новой техники: мероприятия социальной
направленности; материальное поощрение и прочие нужды. Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие
убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть
средств на увеличение уставного капитала и финансирование других
мероприятий. Финансовые результаты крупных и средних предприятий торговли
различных форм собственности представлены в таблице 3. Таблица 3. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КРУПНЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ ЛИПЕЦКОЙ
ОБЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ЭА 1997 ГОД ( МЛРД. РУБ.,) |Показатели |Всего |В том числе по предприятиям собственности |
| | |государственны|негосударствен| частные |
| | |е |ные | |
|1. Валовые |257,2 |60,8 |196,3 |165,7 |
|доходы | | | | |
|2. Издержки |259,7 |60,0 |199,6 |176,5 |
|обращения | | | | |
|3. Прибыль |-2,5 |0,8 |-3,3 |-10,8 |
|(убыток) от | | | | |
|реализации | | | | | Рассматривая данные таблицы, можно проанализировать финансовые
результаты крупных и средних предприятий торговли различных форм
собственности за 1997 год. Перед нами встает следующая картина;
негосударственные предприятия получили наибольшее количество валовых
доходов, который составил 195,3 млрд. руб., что на 30,6 млрд. руб.
больше, чем получили предприятия частной собственности и на 135,5 млрд.
руб. больше, чем у государственных предприятий. Но это еще не говорит о прибыльной работе этих предприятий, пока мы
не проанализируем издержки обращения. Мы видим, что негосударственные предприятия израсходовали больше
средств, чем частные- на 23,1 млрд.руб. и чем государственные - на 139,6
млрд.руб. Это говорит о том, что несмотря на большие валовые доходы
негосударственные предприятия использовали большое количество средств,
т.е. работа этих предприятий была нерациональна, за счет этого они
получили убыток от реализации -3,3 млрд. руб. Так же частные предприятия
за счет огромных издержек получили убыток от реализации -10,8 млрд.руб. А
государственные предприятия получили прибыли, которая составила 0,8
млрд.руб. Для повышения рентабельности необходимо предпринять следующие меры: 1. Увеличить объем товарооборота. 2. Уменьшить издержки обращения по каждой статье затрат. 3. Увеличить внереализационные доходы. 4. Сократить внереализационные расходы. 5. Эффективно использовать основные фонды. 6. Учет прибыли Сводными (интегрирующими) показателями, характеризующим финансовый
результат деятельности предприятия, является балансовая (валовая) прибыль
или убыток, Финансовые результаты деятельности предприятия учитываются на активно-
пассивном счете 80. По дебету счета записываются убытки и потери, по
кредиту - прибыль и доходы. Сальдо как разница между суммами оборотов
может быть дебетовой ( конечный финансовый результат - убыток) или
кредитовым ( прибыль). В балансе сальдо записывается в актив (убыток) или в пассив (
прибыль). Финансовые результаты от реализации определяются на счетах учета
процесса реализации продукции ( работ, услуг и других активов предприятий
- 46, 47, 48, с которых перечисляются на счет прибылей и убытков. Внереализационные доходы и потери учитываются непосредственно на
счете 80. По мере возникновения кредит этого счета в корреспонденции со
счетами 51, 76, 29 и другие. При -этом аналитический учет
внереализационных доходов и потерь организуется по статьям, установленным
отчетностью. Синтетический и аналитический учет по счету 80 осуществляется в журнале
- ордере 15. Основанием для заполнения этого журнала-ордера служат справки
бухгалтерии, выписки банка из расчетного и прочих счетов. Обороты по дебету и кредиту счета 80 в журнале-ордере записываются как
за отчетный месяц, так и с начала года нарастающим итогом в разрезе
статей аналитического учета. По окончании квартала и года показатели
журнала-ордера служат основанием для заполнения соответствующих форм
годового отчета, В течение отчетного года предприятие использует прибыль на различные
цели, в частности выполняет обязательства перед бюджетом, банкам и
другие, Учитываются эти суммы использованной прибыли по дебету счета 81
"Использование прибыли". Счет активный; сальдо дебетовое, означает сумму
использованной в течение отчетного года прибыли по обязательствам и на
собственные нужды. Синтетический и аналитический учет операций по использованию прибыли
организуется в журнале-ордере 15 в разрезе каждого вида платежа,
отчислений и обязательств на основании выписок банка из расчетного счета,
справок-расчетов бухгалтерии, листков-расшифровок и другие. По данным синтетического и аналитического учета операций, отраженных
на счетах 80,81, составляется установленная отчетность о финансовых
результатах и их использования - форма № 2 (годовая, квартальная). Эта
отчетная форма состоит из четырех разделов: I. Финансовые результаты. II. Использование прибыли. III. Платежи в бюджет. IV. Затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на
прибыль Список используемой литературы 1. Абдукаримов И. Т. «Анализ хозяйственной деятельности». Москва, Экономика, 1989 год. 2. 2.Горфинкель В.Я., Е.М. Купряков. «Экономика предприятия". ЮНИТИ. 1996 год. 3. Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Москва, Экономика, 1996 год. 4. Кравченко ЛМ. "Анализ хозяйственной деятельности в торговле, Минск, 1995 год. 5. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет», Москва, ИНФРА-М, 1997 год. 6. Петрук И. Т. «Экономика потребительской кооперации», Москва, Экономика, 1989 год. 7. Фридман А.М. «Экономика торговой деятельности потребительского общества», Воронеж, 1994 год. 8. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. Часть 1. Изд. Второе, доработанное и дополненное. – Н. Новгород, Издательство ВВАГС, 1996. 9. Камаев В.Д. и колл. Авт. Экономическая теория: Учебник – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 10. М. Шахматова, С. Комарова: Учет и анализ источников финансирования капитальных вложений на предприятиях//Российский экономический журнал. №3 1998. 11. Отечественная экономика: проблемы, пути возрождения (материалы 4 Российского экономического форума, проведённого национальным экономическим советом в Екатеринбурге)//Российский экономический журнал. №5-6 1999. 12. Политическая экономия/Под ред. В.В. Радаева. – М.: МГУ, 1992. 13. С. Глазьев: Состоится ли в 1999 году переход к политике роста?//Российский экономический журнал. №1 1999. 14. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. проф. О. И. Волкова. – М. ИНФРА-М, 1998. 15. Экономика промышленного производства. – М. Мысль, 1991. 16. Экономика промышленности. – М. Знание, 1992. 17. Экономика и организация промышленного производства. – М. Мысль 1987. 18. Экономический анализ работы предприятий с применением АСУ. – М. ВШ. 1990. 19. Ю. Петров: Российская экономика в XIII – XIV пятилетках и от трансформационного шока к воспроизводственному коллапсу//Российский экономический журнал. №7 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|