Капиталы решили остаться в России
Капиталы
решили остаться в России
1. Одна из
лучших, хотя и не замеченных экономических новостей этой осени, - резкое
замедление бегства капитала.
Во II квартале
2001 года оно сократилось более чем в 2 раза - до 3,2 млрд. долл. по сравнению
с 6,7 млрд. долл. в I квартале, причем отток снижался по всем основным
направлениям: прирост просроченного долга инофирм уменьшился в 3 раза - с 2,7
до 0,9 млрд. долл., невозврат экспортной выручки и фиктивный импорт - вдвое, с
1.6 до 0,8 млрд. долл., а "чистые ошибки и пропуски", отражающие
движение капитала по "черным", скрытым от государства каналам, - в
1,6 раза, с 2,4 до 1,5 млрд. долл..
Однако
замедление носило выраженный сезонный характер. При этом, если в первом
квартале неофициальный отток капитала был на 10,7% ниже прошлогоднего уровня,
то во втором квартале - уже на 18,5% выше.
Неопределенность
развеял III квартал, когда бегство капитала, хотя и выросло, по оценке, до 3,9
млрд.долл. (за счет увеличения "чистых ошибок и пропусков" до 1.8, а
невозврата экспортной выручки и фиктивного импорта - до 1,2 млрд. долл.),
осталось на четверть ниже прошлогоднего (5,2 млрд. долл.). В результате отток
капитала за три квартала оказался на 8,4% ниже аналогичного периода 2000 года -
14,1 млрд. долл. против 15,4.
2. При
сохранении складывающихся тенденций бегство капитала в 2001 году сократится на
13,4% - до 19,1 млрд. долл. с 22,0 млрд. долл. в 2000.
Такое
замедление не триумфально, но выразительно. Его причины:
налоговая
реформа, оставившая в России значительную часть личных сверхдоходов;
надежды на
либерализацию валютного регулирования "по Грефу", позволяющую
капиталам уйти из страны легально, а не по "серым" и тем более
"черным" тропам;
борьба развитых
стран с "грязными" деньгами, сопровождающейся дискриминацией бизнеса
и граждан России.
Напрашивающееся
объяснение замедления бегства капитала улучшением делового климата справедливо
лишь отчасти, так как реальных успехов в решении ключевых в этой сфере проблем
- защиты собственности и обуздания произвола монополий - по-прежнему не заметно
(нельзя же всерьез воспринимать представителей Минэконоразвития, трактующих
рост энерготарифов в 2002 году на 30% как антимонопольный и антиинфляционный
шаг). Напротив: капиталы задерживаются в стране, по-видимому, в том числе и
из-за активизации передела собственности, более затратного и капиталоемкого,
чем любые "стройки коммунизма".
3. Но главная
причина замедления бегства капитала - сокращение притока валюты в страну. Рост
реального курса рубля вкупе с нерешенностью назревших структурных проблем
сдерживает экспорт и стимулирует импорт: в первых трех кварталах 2001 года
экспорт товаров и услуг превысил прошлогодний уровень на 2.4% (составив, по
оценке, 85.2 млрд. долл.), а импорт - на 19,8% (53,2 млрд. долл.).
Положительное
сальдо текущих операций падает от квартала к кварталу - с 12,9 млрд. долл. в
четвертом квартале 2000 года до 11,8 млрд. долл. в первом квартале этого (на
1,1% меньше, чем в аналогичный период 2000 года), 9.4 - во втором (на 13,8%
меньше) и 7,1 млрд. долл. - в третьем квартале (на треть меньше). При
сохранении сложившихся тенденций положительное сальдо текущих операций снизится
в 2001 году на 20,3% (с 46,3 в 2000 до 36,9 млрд. долл.). Благодаря этому даже
снижающееся бегство капитала ложится на Россию более тяжелым грузом: его доля в
положительном сальдо текущих операций вырастет с 47,6% в 2000 до 51,8% в 2001
году.
4. Последствия
сокращения бегства капитала с учетом его причин:
оживление
инвестиций будет краткосрочным и захватит лишь II и III кварталы 2001 года;
отток капитала
в IV квартале усилится не только из-за сезонности, но и из-за вероятной неудачи
валютной либерализации "по Грефу";
угроза
девальвации не исчезнет, но отодвинется на период после президентских выборов
2004 года из-за дедолларизации экономики, увеличивающей золотовалютные резервы
Центробанка (38,4 млрд.долл. на 5 октября), но не сокращения оттока капитала.
Вместе с тем
решение В.Путина о досрочной выплате МВФ 1 млрд. долл. свидетельствует, что
руководство России по-прежнему не допускает мысли о возможности
производительного использования государственных средств, а общий уровень его
компетентности сохраняет опасность неадекватных мер, грозящих приближением
срока девальвации.
Неадекватная
экономическая политика - серьезная и реальная угроза безопасности России.
Неофициальный
отток капитала из России, млрд. долл.
|
|