Меню
Поиск



рефераты скачать Адам Смит

Адам Смит

Московский Государственный Университет

им. М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра экономики









АДАМ СМИТ






















Реферат

 студентки 1 курса 105 группы

МарииГречаниновой

Преподаватель

Турабов Хафиз Измаилович


Москва

 1998




Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в экономическом отношении страной. Британия обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством, быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в ней большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: буржуазия, рабочие, землевладельцы.

   Однако расширение капиталистических отношений сковывалось феодальными порядками. Буржуазия видела главного врага в дворянстве и была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства, чтобы выявить перспективы общественного развития.

   Таким образом, в Великобритании во второй половине ХVIII века сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество А. Смита. 


 «Ни в чем я не красавец, кроме как в своих книгах», - так однажды сказал о себе Адам Смит. И действительно, красавцем он не был. К тому же у Смита была смешанная спотыкающаяся походка, он был необычайно рассеян и однажды  упал в яму, где дубились кожи.

Не считая этого случая, особых приключений в довольно замкнутой жизни ученого было немного. Главное, вероятно, произошло, когда ему было четыре года и его украли цыгане, проходившие через Керколди, его родной хутор в Шотландии, близ Эдинбурга. Впрочем, похитители продержали его всего несколько часов.

Адам Смит (1723 - 1790) был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, который скончался за несколько месяцев до рождения сына. Воспитанный матерью, которая посвятила ему всю свою жизнь, Адам в 14 лет поступил в университет Глазго, начав свою дорогу к постижению мира.

Он довольно рано начал подавать большие надежды и в 16 лет получил стипендию для поступления в Оксфорд. Но Оксфорд в те времена не был центром обучения, как является теперь. Систематического преподавания там почти не было, студентам предоставлялась возможность самообучения, только бы они не читали опасных книг. Смита однажды чуть не исключили за то, что у него было сочинение Дэвида Юма «Трактат о человеческой природе», которое теперь считается одним из шедевров 18-столетия.

Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие его болезни, этот молодой человек постепенно стал одним из образованнейших людей своего времени. Признанием этого стало назначение его профессором философии этики Университета в Глазго, после того, как он вернулся из Оксфорда в родную Шотландию. Остались записи его лекций, в которых он говорит об юриспруденции, военной организации, налогообложении и «полиции» - последнее слово означает управление внутренними делами, которое мы бы назвали «экономической политикой». Считается также, что именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Поработав руководителем на кафедре нравственной философии, Смит заслуженно занимает должность ректора Университета Глазго.

В 1759 году Адам Смит опубликовал «Теорию моральных чувств», очень интересное исследование в области морали и психологии. Книга обратила на себя внимание и принесла Смиту знакомство с лордом Таунсендом, ответственным за знаменитый «чайный налог», вызвавший американскую революцию. Таунсенд пригласил Смита в воспитатели к своему пасынку, и Смит, отказавшись от профессорского места, поехал в путешествие со своим воспитанником. Во Франции он встречался с Вольтером, Руссо и с Франсуа Кенэ, блистательным врачом, которому принадлежит идея физиократии - первая попытка объяснения того, как работает экономическая система.

В 1766 году Смит возвратился в Шотландию, где и прожил остаток своей жизни. Тогда-то и была тщательно и медленно,  написана его книга «Богатство народов». Смит послал экземпляр Юму, который стал его близким другом. Юм отвечал: «Здорово! Красота! Дорогой мистер Смит, Ваше произведение доставило мне большое удовольствие». Юм понял, как и все остальные, прочитавшие книгу, что Смит создал произведение, которое навсегда изменит представление общества о самом себе.

 «Богатство народов» объясняло, как именно общество должно работать. И именно эта книга принесла Смиту славу «отца экономической науки».

Рассмотрим для начала основные понятия. Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? На житейском, обыденном уровне принято считать, что производственная деятельность человека - это и есть экономика, экономическая жизнь людей. И как логический вывод - экономическая теория изучает производственную, хозяйственную деятельность людей в различных исторических условиях.

   Такие рассуждения не вполне корректны. Например, хозяйственная деятельность существовала и в первобытном, и в рабовладельческом обществе. Однако экономики в собственном смысле слова тогда не было. Производство материальных благ в таких общественных системах было основано на насилии, принуждении, на тех методах, которые принято называть внеэкономическими. Экономика же появляется там и тогда, когда производство материальных благ «управляется» механизмами, которые основаны на ценовых сигналах, т.е. колебаниях рыночных ценовой динамики прибылей и убытков и т.п. Все это - атрибуты рыночного хозяйства. Следовательно, экономика - это синоним не слова «производство»,а синоним категории «рыночное  хозяйство».Часто встречающиеся выражения «экономика первобытного строя», «феодальная экономика», «экономика военного коммунизма» основаны на отождествлении понятий «производство» (хозяйственная жизнь) и «экономика».Эти словосочетания стали привычными и не вызывающие сомнений в их теоретической правомерности. Однако еще раз подчеркнем: не может быть экономики, основанной на внеэкономических стимулах.

               Производство материальных благ - основа жизни человека и общества. Но если без этого не возможна сама жизнь человека, то не следует ли отдать изучение этого вопроса биологической науке? Но производство - не биологический процесс; он отражает взаимодействие человека и природы и взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности. Итак, что же представляет собой производство в самом общем виде, не зависимо от той или иной хозяйственной системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах)?


   Производство -это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательство.

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Таким образом, для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей, блага и факторов производства.

   Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия (осуществлять производственную деятельность).

   Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается прежде всего высших потребностей (потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.д.)

   Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока люди не обнаружили это свойство, растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

               До сих пор речь шла о материальных благах. Но процесс производства включает в себя и оказание материальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.

   Все то, о чем мы говорим, называется «общественное производство». Почему потребовался этот термин? Разве понятия производства как такового  не достаточно для того, чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе, в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая что он действует абсолютно независимо, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми.

   Общественное богатство выступает как результат процесса производства. Традиционное понимание общественного богатства, восходящее к основоположникам классической школы, характеризует его как воплощенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений.

   Ну а для того, чтобы определить факторы, повышающие эффективность  производства и создания общественного богатства, мы и  обратимся к работе А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Еще задолго до написания книги своей жизни Смит просто и четко сформулировал ее главную идею: «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужен лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».

Смит начинает свое повествование в «Богатстве народов» с поразительного вопроса. Все участники рынка, как мы знаем, подгоняемы стремлением «сделать деньги» для себя - «улучшить свое положение», как выражается Смит. Напрашивается вопрос: каким образом рыночное общество не развязывает руки заинтересованным только в себе, жадным только до наживы людям грабить своих сограждан? Как на такой опасной антисоциальной основе, как стремление улучшить лишь собственное положение, может выработаться нормальное социальное устройство?

Ответ вводит нас в самый центральный механизм рыночной системы - в механизм конкуренции. Каждому, помышляющему лишь об улучшении своего положения, а вовсе не о других людях, противостоит на рынке толпа людей с такой же мотивацией. В результате каждое действующее лицо на сцене рынка вынужденно принять цены, предложенные конкурентами.

При такой конкуренции, говорит Смит, производитель, который попытается запросить больше, чем другие аналогичные производители, не сможет найти покупателя. Не сумеет найти работы тот, кто запрашивает больше установленной на рынке труда платы. А хозяин, которому хотелось бы заплатить меньше, чем его конкуренты, не сможет найти работников. Таким образом, рыночный механизм дисциплинирует участников: покупатели сами набавляют цену, конкурируя с другими покупателями, и поэтому не могут объединиться против продавцов. Продавцы должны соперничать с другими продавцами и поэтому не могут навязать покупателям свою волю.

У рынка есть еще одна важная функция. Рынок выдает товары, которые хочет получить общество, и в том количестве, которое нужно обществу, без всяких приказаний. Допустим, потребитель хочет больше горшков и меньше сковородок, чем было предложено. Публика раскупит горшки, и в результате их цена поднимется. Напротив, сковородный бизнес будет выглядеть уныло: так как сковородники постараются отделаться от своей продукции, цены на сковородки упадут.

Дальше вступают в действие восстановленные силы. Поднимаются цены на горшки - поднимаются и прибыли горшечного бизнеса; падают в цене сковородки, падают и прибыли. И снова начинает работать стремление к «улучшению». Предприниматель в процветающем горшечном бизнесе начнет расширять производство, наймет больше рабочих, больше помещений, больше капитального оборудования, словом - начнет приобретать факторы производства. Владельцы же злосчастного сковородного бизнеса будут сокращать факторы производства: увольнять рабочих, отдавать земельные участки, сокращать капиталовложения.

Таким образом, производство горшков увеличится, а сковородок сократится, чего и хотела публика. Давление рынка словно бы Невидимой Рукой (пользуясь великолепным выражением Смита) направляет эгоистические действия людей на общественно полезную тропу. Так система конкуренции переводит эгоистическое поведение к общественно полезному результату. Невидимая Рука - эти слова характеризуют весь процесс - удерживает общество на верном пути, обеспечивая его производством нужных обществу товаров и услуг.

Эта иллюстрация Смита интересна и сегодня. Многие экономисты заняты тщательным изучением того, как работает Невидимая Рука. Не то, чтобы она работала всегда: есть в экономике области, где Невидимая Рука вовсе не использует своего влияния. В каждой рыночной системе, например, продолжает играть свою роль традиция, использующая и нерыночные способы вознаграждения - например, чаевые. И в бизнесе продолжает существовать командная система, да и государственная власть себя проявляет, - например в налогообложении. Кроме того, рыночная система не в силах предоставить обществу того, что не может быть закуплено в частном порядке - национальную оборону, закон, порядок и т.п. Смит это знал и подтвердил, что эти услуги должны предоставляться государством. Кроме того, рынок не всегда отвечает этическим и эстетическим критериям общества, он может поставлять товары, выгодные для производства, но вредные для потребления.

Кроме того, рынок   саморегулируется,  он сам себе сторож. Если чьи-нибудь цены, заработные платы или прибыли выходят за установленные для всех пределы, сила конкуренции их оттеснит.

Существует забавный парадокс. Рынок, высшая точка экономической свободы, является и строжайшим экономическим надсмотрщиком. К королю всегда можно обратиться с апелляцией - к рынку же апеллировать невозможно.

Поскольку рынок саморегулируется, Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. Поэтому «лессэ фэр» стало фундаментом его философии, каким оно и сегодня является у консервативных экономистов. Однако преданность Невидимой руке не сделала Смита стандартным консерватором. Он осторожен, он не готов лечь костьми, чтобы не допустить государственного вмешательства. Более того, в «Богатстве народов» есть множество едких замечаний по поводу «низких и хищнических методов», которыми пользуется класс предпринимателей, и выражается искреннее сочувствие к судьбе рабочего человека - не слишком популярная позиция в ту эпоху! Консерватором Смита делает - и в этом он совпадает с современными мыслителями - убеждение, что система «естественной свободы», основанная на свободе экономической, в конце концов пойдет на пользу всему обществу.

А кроме последовательной рыночной системы, Смит сумел по-новому увидеть еще и то, что система «национальной свободы» - рыночная система, предоставленная самой себе, - будет расти и что богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.

Что породило этот рост? Как и прежде, мотивация оставалась обычной: улучшение своего положения, жажда прибыли, желание «сделать деньги». Это означало, что каждый предприниматель постоянно старался увеличить свой капитал, увеличить богатство предприятия; в свою очередь, это приводило к тому, что каждый предприниматель стремился увеличить продажу, чтобы получить больше прибыли.

Но как было увеличить продажу в эпоху, когда рекламы, как мы ее сейчас представляем, еще не существовало? Смит отвечал: улучшить производительность.

В смитовской концепции возрастающего богатства народов разделение труда играет центральную роль, как явствует из незабываемого описания булавочной фабрики:

«Один человек выдергивает проволоку, другой ее выпрямляет, третий режет, четвертый заостряет, пятый размалывает верхушку, чтобы можно было надеть на нее головку; приготовление головки требует двух или трех разных операций; отдельно - надевание; отдельно - побелка; и даже завернуть ее в бумагу - тоже особая специальность...

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.