p> Наиболее распространенным в бухгалтерской практике является линейный
способ начисления износа. Годовая сумма начисления амортизационных
отчислений определяется при линейном способе исходя из первоначальной
стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя
из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам
основных средств начисляются ежемесячно, независимо от применяемого способа
начисления, в размере 1/12 годовой суммы. В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений по
основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы
организации в отчетном году. При способе списания стоимости пропорционально объему продукции
(работ) начисление амортизационных отчислений производится, исходя из
натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и
соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и
предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного
использования объекта основных средств. Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с
первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к
бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого
объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с
прекращением права собственности или иного вещного права. Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с
первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости
этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета. Начисление амортизационных отчислений приостанавливается на период
восстановления объектов основных средств, продолжительность которого
превышает 12 месяцев. Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в
бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и
начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном
периоде. 2.1.4. Восстановление основных средств Восстановление объектов основных средств может осуществляться
посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в
бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом
затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их
окончания могут увеличивать первоначальную стоимость таких объектов и
относятся на добавочный капитал организации, если эти затраты улучшают
(повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок
полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов
основных средств. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный
срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении
учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного
объекта. 2.1.5. Документальное оформление и аналитический учет основных средств Для документального оформления операций поступления и выбытия основных
средств используются следующие унифицированные формы: Акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) Применяется для зачисления в состав основных средств отдельных
объектов, поступивших путем: o приобретения за плату у других организаций; o строительства хозяйственным и подрядным способом; o получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование; o внесения учредителями (участниками) в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал; o получения в хозяйственное ведение или оперативное управление; o взятия в аренду с последующим выкупом; o получения по акту дарения; o передачи в совместную деятельность и доверительное управление; передачи в обмен на другое имущество и другими способами не противоречащими действующему законодательству. Документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, за
исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен оформляться
в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств
из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления
передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для
исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой
организации. При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется
в одном экземпляре на каждый отдельный объект основных средств членами
приемочной комиссии, назначаемой распоряжением (приказом) руководителя
организации. Для однотипных объектов, имеющих одинаковую стоимость и
принятых к учету в одном календарном месяце, допускается составление общего
акта. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической
документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию
организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем
организации или лицом, на это уполномоченным. При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт
(накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного
подразделения организации-сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя
и сдатчика передается в бухгалтерию, второй — структурному подразделению
организации-сдатчика. Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним
организациям оформляется актом (накладной). на основании данных которого в
бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной
карточке учета основных средств (форма №ОС - 6). Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных
объектов (форма № ОС-3) Применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта,
реконструкции и модернизации. Акт, подписанный работником структурного подразделения организации,
уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации,
производившей ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию
организации. Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается
руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя
организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается
у организации, второй передают организации, проводившей ремонт,
реконструкцию, модернизацию. Акт на списание основных средств (форма № ОС-4) Применяется для оформления полного или частичного списания основных
средств (кроме автотранспортных средств). Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии,
утверждается руководителем организации или уполномоченным лицом. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у
лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием
для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей,
материалов, металлолома. Акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4 а) Применяется для оформления списания автотранспортных средств. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии,
утверждается руководителем или лицом, на это уполномоченным. Первый
экземпляр с документом, подтверждающим снятие с учета в ГАИ, передается в
бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность
автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и
реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате
списания. Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6) Применяется для учета всех видов основных средств, а также для
группового учета однотипных основных средств, поступивших в эксплуатацию в
одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-
хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или
группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем
позиционных записей отдельных объектов основных средств. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на
зачисление объекта, его перемещения, до-оборудования, реконструкции,
модернизации, по капитальному ремонту и списанию. Акт о приемке оборудования (форма № ОС-14) Применяется для оформления поступившего на склад оборудования к
установке. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной
комиссией. Первый экземпляр вместе с сопроводительными документами
перелается в бухгалтерию для отражения в учете, второй остается у
заведующего складом. Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15) Применяется для оформления передачи оборудования монтажной
организации. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается уполномоченными
представителями организации заказчика и монтажной организации. Первый
экземпляр передается монтажной организации, второй - в бухгалтерию для
отражения в учете. 2.1.6. Синтетический учет поступления и выбытия основных средств Для синтетического учета основных средств используются следующие
балансовые счета: o 01 «Основные средства» в разрезе субсчетов 01.1 «Собственные основные средства» и 01.2 «Арендованное имущество»; o 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчет 03.1 «Имущество для сдачи в аренду»; o 02 «Износ основных средств» в разрезе субсчетов 02.1 «Износ собственных основных средств» и 02.2 «Износ имущества, сданного в аренду». Кроме того, для учета используются следующие забалансовые счета: o 001 «Арендованные основные средства»; o 014 «Износ жилищного фонда»; o 015 «Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов»; o 021 «Основные средства, сданные в аренду». Отражение в учете поступления основных средств зависит от того, каким
образом они приобретены. Чаще всего основные средства приобретаются у поставщиков или вводятся
в эксплуатацию законченным строительством. В этом случае учет поступления
регулируется Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций.
утвержденных Минфином России от 30 декабря 1993 г. №160. Согласно Положению, под долгосрочными инвестициями понимаются затраты
на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов
длительного пользования, не предназначенные для продажи. В Плане счетов
для учета этих затрат предусмотрен балансовый счет 08 «Капитальные
вложения». По дебету счета собираются затраты, с кредита счета списывается
первоначальная стоимость объекта при передаче его в эксплуатацию, а также
сумма затрат, покрываемых за счет источников инвестиций. Для отражения затрат по конкретным видам капитальных вложений в
основные средства на счете открываются субсчета: o 08.1 «Приобретение земельных участков»; o 08.2 «Приобретение объектов природопользования»; o 08.3 «Строительство объектов основных средств»; o 08.4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»; o 08.5 «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств»; o 08.11 «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга». Затраты, собираемые по дебету счета 08 «Капитальные вложения»,
подразделяют на включаемые в первоначальную стоимость объектов основных
средств и не включаемые в первоначальную стоимость. Затраты, не включаемые в первоначальную стоимость основных средств, в
свою очередь, делятся на предусмотренные в сводных сметных расчетах
стоимости строительства и не предусмотренные в расчетах. К первым относятся: o затраты на подготовку эксплуатационных кадров для основной деятельности строящихся предприятий; o расходы перспективного характера, связанные со строительством объектов, в случае невозможности их включения в дальнейшем в стоимость строительства объектов; o средства, передаваемые на строительство объектов в порядке долевого участия, если построенные объекты будут приняты в эксплуатацию в собственность другими организациями; o расходы, связанные с возмещением стоимости строений и посадок, сносимых при отводе земельных участков под строительство. К затратам, не предусмотренным в сводных сметных расчетах стоимости
строительства, относятся: o расходы по оплате процентов по кредитам банков сверх учетных ставок, установленных Центральным Банком Российской Федерации; o расходы по сносу, демонтажу и охране объектов, прекращенных строительством; o расходы, связанные с уплатой процентов, штрафов, пени и неустоек за нарушения в финансово-хозяйственной деятельности и др. Для определения разряда затрат на счете 08 «Капитальные вложения»
ведется аналитический учет в разрезе объектов и видов работ. Оборудование, предназначенное для монтажа, первоначально учитывается
на счете 07 «Оборудование к установке». По мере передачи оборудования в монтаж оно списывается с кредита счета
07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Капитальные вложения». По
мере передачи объектов в эксплуатацию составляется акт (накладная) по форме
№ ОС-1, а первоначальная стоимость объекта отражается в бухгалтерском учете
записью в дебет счета 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в
материальные ценности» с кредита счета 08 «Капитальные вложения». В том случае, когда основные средства поступают не в результате
капитальных вложений, счет 08 «Капитальные вложения» не используется. Первоначальная стоимость основных средств, сформированная по правилам
Положения, в этом случае отражается записью по дебету счета 01 «Основные
средства» с кредита источников поступления, например, 75.1 «Расчеты по
вкладам в уставный (складочный) капитал», 87.3 «Безвозмездно полученные
ценности», 88.4 «Фонд социальной сферы» и т.д. Если иное не установлено нормативными актами, то сумма затрат
организации на приобретение и строительство основных средств возмещается
через амортизационные отчисления. В бухгалтерском учете амортизационные
отчисления отражаются на пассивном счете 02 «Износ основных средств»,
который имеет два субсчета: o «Износ собственных основных средств»; o «Износ имущества, сданного в аренду». Сумма начисленного износа основных средств ежемесячно оформляется
проводками по кредиту счета 02 «Износ основных средств» в корреспонденции с
дебетом счетов: o 20 «Основное производство»; o 25 «Общепроизводственные расходы»; o 26 «Общехозяйственные расходы»; o 44 «Издержки обращения»; o 80 «Прибыли и убытки»; o 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и т. д. Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не
используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг
либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с
бухгалтерского баланса в следующих случаях: o продажи; o безвозмездной передачи; o списания в случае морального и физического износа; o ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; o передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций. Если списание объекта основных средств производится в результате его
продажи, то выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету в
сумме, согласованной сторонами в договоре. Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов
основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к
которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов
основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению
соответственно в прибыль или убыток организации. Синтетический учет выбытия (снятия с баланса) основных средств
осуществляется с использованием счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные
вложения в материальные ценности», 02 «Износ основных средств» и 47
«Реализация и прочее выбытие основных средств». Во всех случаях выбытия собственных основных средств списание их с
учета производится записями по дебету счета 47 «Реализация и прочее выбытие
основных средств» с кредита субсчета 01.1 «Собственные основные средства»
на балансовую стоимость основного средства и по дебету счета 02.1 «Износ
собственных основных средств» с кредита счета 47 на сумму начисленной
амортизации. 2.1.7. Инвентаризация основных средств В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и
отчетности проводится инвентаризация основных средств. Она проводится один
раз в три года (для библиотечных фондов — один раз в пять лет), за
исключением случаев обязательного проведения инвентаризации (смена
материально ответственных лиц, стихийные бедствия, ликвидация организации и
т.д.). Инвентаризация основных средств проводится в соответствии с
Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. №49. Инвентаризация основных средств включает в первую очередь проверку
наличия документального оформления, то есть наличие и состояние инвентарных
карточек, наличие и состояние технических паспортов и документации, наличие
документов на основные средства, полученные или сданные в аренду и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|