Австрийская школа маржинализма
Австрийская школа маржинализма
И. В. Розмаинский
Основные
представители: Карл Менгер (1840-1921), Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914),
Фридрих фон Визер (1851-1926)
1. Общая характеристика
Австрийская
школа маржинализма в значительной мере отличается от других течений
маржинализма. Это отличие обусловлено следующими особенностями австрийской
школы.
а)
Больший акцент - по сравнению с другими школами маржинализма - на субъективизме
и психологизме.
б)
Больший акцент на сфере потребления и большее пренебрежение сферой производства
- по сравнению с другими школами маржинализма.
в)
Следование «принципу исходной категории», характерному для классической
политической экономии.
г)
Понимание экономической науки как науки, исследующей причинно-следственные, а
не функциональные связи.
д)
Качественный характер экономического анализа. При этом представители
австрийской школы маржинализма отрицательно относились к использованию
графических и алгебраических методов анализа.
е)
Трактовка экономических феноменов как результатов спонтанных процессов (это
характерно для К. Менгера).
ж)
Отказ от трактовки рыночного хозяйства как равновесной системы.
2. Основные элементы учения К. Менгера
Основная
работа: «Основания народнохозяйственного учения» [«Grundsatze der
Volkswirtschaftslehre»] (1871)
После
издания в 1871 году книги с указанным выше названием, Менгер, наряду с У.С.
Джевонсом и Л. Вальрасом, считается «творцом» маржиналистской революции. Также
можно утверждать, что именно К. Менгер заложил основы самой австрийской школы.
2.1. Концепция экономического блага
Исходным
пунктом экономического анализа К. Менгера является исследование соотношений
между человеческими потребностями и способностями вещей удовлетворять эти
потребности. К.Менгер выделяет ряд условий превращения вещи в благо:
а)
существование некоей человеческой потребности;
б)
наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту
потребность;
в)
знание человеком указанных потенциальных свойств вещи;
г)
обладание вещью, позволяющее использовать вышеперечисленные свойства.
При
этом если количество единиц данной вещи безгранично, то такая вещь является
свободным благом. В противном случае - когда вещь является редкой - она
представляет собой экономическое благо. При этом благо и товар - разные
категории. «Товар - это экономическое благо, предназначенное для продажи»[1]
[11].
Учение
К. Менгера об (экономическом) благе лежит в основе современной
микроэкономической теории.
2.2. Концепция субъективной ценности
Субъективная
ценность - это значение, которое имеет для индивида данное благо. Чрезвычайно
важно то, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность - это
суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной
ценностью для разных индивидов.
Необходимыми
условиями для обладания благом ценности являются следующие:
а)
его полезность для данного индивида;
б)
редкость.
Субъективная
ценность блага определяется полезностью последней единицы потребляемого блага.
К. Менгер иллюстрирует этот тезис на условном примере с десятью разными благами
(см. табл. 3.1).
Таблица
1.
Б л а г
а
Акты потребления
(потребляемые единицы)
|
|