Меню
Поиск



рефераты скачать История экономических учений 22 вопроса

p>8. Экономическое учение Т.Р. Мальтуса
Томас Мальтус (1766-1834)– английский экономист, первым попытался создать теорию народонаселения имеющую экономический смысл. Основное сочинение –
«Опыт о законе народонаселения», главная цель которого – наметить путь к улучшению положения низших классов общества. В этой работе он исходил из 4 основных положений:
1. Общество находится в состоянии равновесия, когда количество продуктов потребления соответствует численности населения
2. При отклонении от равновесия в обществе возникают силы, возвращающие его к равновесию
3. Цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения
4. Существует закон народонаселения, согласно которому и население и производство при отсутствии препятствий неограниченно растут, а скорость роста народонаселения выше скорости роста предметов потребления.

Население растет в геометрической, а производство в арифметической прогрессии.
Мальтус принимал тезис Смита о неограниченном росте богатства, но считал, что экономический рост ограничен опасностью более быстрого роста народонаселения, опережающего рост предметов потребления – в этом заключается проблема. Он повторял, что не является противником роста населения, он противник нищеты. Для борьбы с нищетой между населением и продовольствием было установлено экономическое равновесие. Поскольку народонаселение растет быстрее производства предметов потребления, необходимо чтобы размножение задерживалось. В примитивных обществах это происходит через болезни, голод и войны. В современном обществе – через заработную плату. Чрезмерный рост населения уменьшает зарплату и тем самым ограничивает рост населения в следующем периоде. Напротив, рост зарплаты приводит к росту населения и тем самым к бедности в следующий период.
Экономически значение имеет не номинальная (денежная), а реальная зарплата, определяемая ценой потребляемой пищи. Поэтому бедность нельзя преодолеть раздачей денег, поэтому он был против государственных субсидий и частной благотворительности, они могут только ограничить главный ограничитель роста населения – необходимость самому заботиться о себе и полностью отвечать за свою непредусмотрительность. Мальтус выступал против уравнивания доходов, бедный человек не должен посягать на частную собственность богатого, т.к. она необходима для производства потребительских товаров и тем самым для улучшения его же положения. Рост нищеты в результате превышения роста народонаселения над ростом производства предметов потребления социально опасен, т.к. вызывает мятеж. Поскольку, по мнению Мальтуса, социальное равенство не возможно, а разделение общества на очень богатых и очень бедных – нежелательно, то основу здорового роста населения (т.е. роста населения без бедности) составляет рост производства и среднего класса.
Средний класс составляет основу общества, но в обществе должны существовать также (относительно немногочисленные) богатые и бедные. «Высшие и низшие слои неизбежны и полезны. Если отнять у человека надежду на возвышение и опасение понижения, то не было бы того усердия, которое побуждает каждого человека к улучшению своего положения и которое представляется главным двигателем общественного благосостояния». Мальтус написал и другие работы, но в своих общих экономических воззрениях он допустил ошибку пологая, что прибыль создается не прибавочным трудом (как утверждали Смит и Рикардо), а продажей товаров выше стоимости. Но из этого он сделал верное заключение о том, что недостаток спроса ставит пределы росту капитала. Этим он бросил вызов классической эк. науке, утверждавшей, что капитал увеличивается бережливостью. По его мнению, если бы все довольствовались только теми товарами, которые уже имеются, то не существовало бы других вещей, хотя потребности не должны расти да бесконечности. Отсюда следует, что должен быть средний уровень, учитывающий состояние производительных сил и желание потреблять.

9. Экономическое учение. Дж. С. Милля

Джон Стюарт Милль (1806-1873) – английский экономист. К этому периоду сформировалась классическая экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. Согласно трактовке
Смита, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив экономического развития. Лучший вариант для государства
— это придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получила название «экономического либерализма». Он развил ряд положений классической школы: о производительном и непроизводительном труде, ценности благ, спросе и предложении. Он считал, что на ценность может влиять не только количество труда, но и др. факторы. С его т.зр. цены могут определяться спросом или предложением, или взаимодействием этих факторов. В его экономической теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Милль написал «Основы политической экономии», ставшим учебником для нескольких поколений экономистов Европы. Богатство, по его мнению, состоит из благ, обладающих меновой стоимостью. Вещь, за которую нельзя ничего получить, какой бы полезной она не была, не может быть богатством.
Например, – воздух, его получают бесплатно. Но как только возникает ограничение, вещь приобретает меновую стоимость. Денежное выражение товара
– это его цена. Стоимость денег измеряется количеством товара, которые на них можно купить. При прочих равных условиях стоимость денег обратно пропорциональна их количеству – всякое увеличение количества денег понижает их стоимость. Непосредственные цены устанавливаются конкуренцией, которая возникает из-за того, что продавец хочет продать дороже, а покупатель купить дешевле. При свободной конкуренции цена соответствует равенству спроса и предложения. В длительном периоде времени цена не может быть ниже издержек производства (затрат). Джон Стюарт Милль (трудами которого было закончено формирование классическая экономической науки, начало которой было положено трудами Смита) установил, что в длительном периоде времени цена не может быть ниже издержек производства (затрат). В теории стоимости
Смит высказал о ее природе две версии:

- первая –стоимость определяется трудом, затраченным на изготовление, но стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах;

- вторая –стоимость определяется не только трудом, но и капиталом и землей. Т.е. стоимость товара определяется издержками его производства.
Затратная концепция заключается в том, что величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и затратами овеществленного труда, т.е. состоит из издержек труда и капитала. В конце концов, не только труд, но и капитал обладает своей собственной производительностью в том смысле, что превращает более простоий и менее производительный труд рабочего в более сложный и более производительный.

10. Экономическое учение К. Маркса.

Важный вклад в развитие экономической теории сделал К. Маркс, открыл закон прибавочной стоимости. Основоположник международного коммунизма исследовал реалии современного ему общества и пришел к выводам: 1.совокупность производственных отношений, в которые вступают люди в общественном производстве составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка. 2.капитализм отрицает демократию, трудятся ради получения прибыли и имеет место эксплуатация одного класса другим. 3.неизбежный крах капитализма, потому что не обеспечивается полная занятость. 4.идеалом считает коммунистическое общество, состоящее из двух фаз: низшей – социализма и высшей – коммунизма, в этом обществе средства производства не станут более объектом индивидуального присвоения, и каждый человек обретет подлинную свободу. 5.в центре своей теории он поставил борьбу классов; в первоначальном варианте
«Капитала» нет и намека на революцию, а речь идет о развитии науки и техники. 6.ключевой теорией является теория прибавочной стоимости: рабочая сила как товар продается по стоимости, источником прибавочной стоимости является. «Неоплаченный труд» рабочих, продающих свою рабочую силу, рабочий день делится на «необходимое время» и «прибавочное время» (создается прибавочная стоимость). 7.капитал – средство эксплуатации рабочего и установления власти над рабочей силой /постоянный (часть капитала, которая воплощена в средствах производства), переменный (часть, которая воплощена в рабочей силе)/. 8.трудовая теория стоимости (стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем). 9.законы рыночной экономики
(обмен в любом обществе должен осуществляться с соблюдением закона стоимости – связь между общественным трудом, стоимостью и ценами товаров).
10.заработная плата – вознаграждение рабочего за его труд как результат обмена с капиталистом за продаваемую рабочую силу, а не сам труд. 11.теория ренты – помимо дифференциальной ренты еще и абсолютную связанную со специфически низкой в сельском хозяйстве органической структурой капитала и с монополией частной собственности на землю. 12.теория воспроизводства
(экономический цикл начинается с подъема вызванного ростом совокупного спроса с целью накопления ради максимизации прибыли капиталистов и заканчивается спадом – снижение нормы прибыли и замедляется накопление причина кризисов – бедность и ограниченность потреблений масс, которая противодействует стремлению капиталистического производства развивать производительные силы. Логически завершая формирование трудовой теории стоимости Маркс сделал вывод что, в основе стоимости лежит только один производственный фактор —труд, а прибыль капиталистов и рента землевладельцев — часть стоимости, созданной трудом рабочих и безвозмездно присваиваемая владельцами средств производства и земли — это прибавочная стоимость. Маркс решил «парадокс Смита», согласно которому стоимость состояла из доходов — заработной платы, прибыли и ренты и не включала постоянный капитал. Вскрывая несостоятельность такого подхода, Маркс доказал, что стоимость в целом состоит из трех частей стоимости материальных затрат, расходов на зарплату и прибыль — с + v + m (где с - постоянный капитал включающий стоимость средств производства и предметов труда, v - переменный капитал включающий расходы на зарплату, m - прибыль).
Маркс обосновал принципиальное отличие постоянного капитала (с) от переменного (v) в образовании стоимости: первый лишь переносит свою стоимость на себестоимость нового продукта и потому назван постоянным; второй увеличивает себестоимость и потому назван переменным. Именно он и создает прибыль. Короче говоря v + m образуют вновь созданную или добавочную стоимость. Разграничение капитала на постоянный и переменный позволило Марксу создать научную теорию, исключавшую повторный счет стоимости прошлого овеществленного в средствах производства труда. Именно на повторном счете споткнулся Смит, в результате чего появился «порадокс
Смита». Но трудовая теория исходила из конкретной экономической реальности тех времен и не могло учитывать изменений произошедших в экономике позднее.
Сложный труд просто сводился к простому как единице измерения. В стоимости не учитывались затраты капитала и другие факторы, например, влияние соотношения спроса и предложения. Недостатком трудовой теории является то, что труд рассматривался в качестве единственного фактора, а условия сводились к совершенной конкуренции, когда стоимость пропорциональна затратам труда, и не учитывается влияние соотношения спроса и предложения

11. Экономическое учение К. Менгера
Карл Менгер (1840-1921) — один из основоположников австрийской школы.
Соединил экономический либерализм с понятиями математики. Разделял все потребности человечна на потребности 1 и 2 порядка, называя их благами.
Блага 1 порядка — это насущные потребительские блага, блага 2 и более высокого порядка — блага, используемые в производстве. Благодаря этому использованию потребительские блага наделяют ценностью используемые ресурсы. В этом состоит теория вменения австрийской школы. Его идеи были развиты последователями. К. Менгер — один из представителей австрийской школы, которые вывели математическое выражение теории спроса и предложения, разработали теорию предельной полезности. Она появилась во второй половине
XIX в., когда Э.Бём-Баверк и К.Менгер пришли к выводу, что стоимость — это чисто психологическое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Они считали, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы, т.е. предельной полезностью. Предельной полезностью называют наименьшую пользу от данного блага. Каждое благо обладает ценностью — это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств.
Полезность — это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения объема предложения и степенью удовлетворения этой потребности.
Поэтому каждая дополнительная единица блага имеет все меньшую ценность.
Обмен благами состоиться только тогда, когда они желанны, т.е. обмен не эквивалентен (как считали Аристотель и Маркс), а взаимовыгоден. Пропорции взаимного обмена двух вещей определяются соотношением их предельных полезностей. Последователи этой школы экономической теории рассматривали рыночную экономику как систему, потенциально способную достигать равновесия на основе спроса и предложения. Составляющими рыночной системы являлись, по мнению экономистов-математиков» рациональные субъекты, непрерывно стремившиеся к оптимуму своего существования, т.е. экономическому успеху.
Математическое выражение теории спроса и предложения привели его к выводу, что всякая хозяйственная деятельность сводится к задаче поиска максимума или минимума: максимума дохода и выпуска продукции; минимума издержек, при заданном ограниченном объеме ресурсов.

12. Экономическое учение О. Бей-Баверна, Д. Видера

Э. Бём-Баверк, (1851-1914), Ф. Визер (1851-1926)— представители австрийской школы, которые вывели математическое выражение теории спроса и предложения, разработали теорию предельной полезности. Она появилась во второй половине XIX в., когда Э. Бём-Баверк и К. Менгер пришли к выводу, что стоимость — это чисто психологическое явление, объясняемое
"предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя.
Они считали, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы, т.е. предельной полезностью. Предельной полезностью называют наименьшую пользу от данного блага. Каждое благо обладает ценностью — это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя, тем ниже их стоимость. Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие предельная полезность, т.е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. В соответствие с взглядами австрийской школы не ценность, а цена зависит от издержек производства. Более того, благодаря наличию ценности у потребительских благ образуются оценки производственных ресурсов (производственных факторов), формирующие издержки и тем самым и ценность и цены. Из утверждения что, только полезность товара может оценить затраты труда, можно предположить, что понятие предельной полезности является конкурентом понятия трудовой стоимости. Но при этом концепция предельной полезности имеет более общий характер, поскольку она применима как к совершенной, так и к несовершенной конкуренции, а также к любому числу производственных факторов. Например, если рассматривать труд в качестве единственного фактора производства, а конкуренцию считать совершенной, то из теории предельной полезности вытекает, наличие пропорциональности между стоимостью и затраченным трудом, т.е. теория трудовой стоимости. Основные выводы: ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи; основа ценности – наименьшая польза, которая позволяет в конкретных условиях потреблять эту вещь рациональным образом; цена товара как следствие субъективных оценок материальных благ участникам обмена; теория ожидания (рабочие в отличие от капиталистов недооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда); признает возникновение прибавочной стоимости в процессе переноса капиталом своей ценности на продукт, но за основу самовозрастания стоимости берется время, в течение которого оборачивается капитал; процент на капитал является общеэкономической категорией там, где имеет место обмен текущего и будущего потребления. Теории прибавочной стоимости Маркса Бем-Бавекр противопоставил концепцию процента, как прибыли на капитал. Прибыль на капитал является процентом в результате разницы между настоящим и будущем, т.к. настоящие блага ценятся выше будущих, в денежном выражении это порождает процент. Капитал — это ресурс использование которого требует времени. Фридрих фон Визер ввел сам термин предельной полезности и понятие альтернативных издержек. На основе альтернативных издержек сформулирован закон Визера: действительная ценность(стоимость) какой-либо вещи есть недополученные стоимости других вещей, которые могли быть изготовлены из этих ресурсов. В итоге: благодаря наличию ценностных (потребительских) благ и процессу вменения образуются цены факторов производства (производственных ресурсов), которые формируют издержки и тем самым цену произведенной вещи.
Визер разработал шкалу измерения полезности. Эти теории (предельного — продукта, производительности, издержек и т.д.) заложили основы неоклассической концепции, отличающейся от классической использование предельных понятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.