Фактическое
отсутствие конкуренции на основных товарных рынках, монополизм производителей и
поставщиков продовольственной и промышленной продукции сохраняют существование
рынка продавца, а не рынка покупателя как в большинстве стран с развитой рыночной
экономикой.
Поднимая цены в
ключевых отраслях, например, на нефтепродукты и другие энергоносители,
административная инфляция стимулирует инфляцию издержек.
- Инфляция спирали цен и зарплат
Инфляция спирали
цен и зарплат близка по характеру к административной инфляции и инфляции
издержек, поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в
частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и
соответственно провоцирует рост цен на большинство продовольственных и
промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации
заработной платы, тем самым, замыкая порочный круг.
Такая ситуация
существовала в России в 1992-1996 гг., когда вслед за ростом цен увеличивалась
заработная плата работникам бюджетной сферы.
Такая же ситуация
возникла после августовского кризиса. Обесценение национальной валюты после
девальвации и роста курса доллара вынудило Правительство заложить в бюджет
России на 1999 и 2000 г. определенные средства на повышение заработной платы
государственным служащим.
Очевидно, что
все, описанные выше, виды инфляции тесно связаны между собой и влияют друг на
друга.
1.4 Борьба с инфляцией: от
примитива к развитию. Антиинфляционная политика [20][3]
Зафиксированный
официальной статистикой рост цен в России превысил в целых полтора раза
максимальный предел, утвержденный бюджетом на 2007г. Это подтвердило
неспособность власти строить верные макроэкономические прогнозы и провал
реализуемых ею антиинфляционных мер
На
протяжении последних пяти лет Банк России (ЦБ) вместе с Минфином проводили
политику сдерживания цен, основанную на примитивных принципах «стерилизации».
Она заключалась в рублевых заимствованиях денежных властей (чтобы сократить
«избыточную» ликвидность) и последовательном снижении курса главной валюты
международных расчетов — доллара США — на внутреннем рынке (чтобы ЦБ при
покупке валюты эмитировал меньше рублей).
Практика
доказала, что такие меры не обеспечили ценовой стабильности. Да они и не могли
этого сделать. И потому, что имеют естественные рубежи реализации, и потому,
что их использование не только бессмысленно в борьбе с инфляцией, но и крайне
опасно. На самом деле, какой прок в «стерилизационных» займах, если денежная
ликвидность уходит с рынка не навсегда, а лишь на время, возвращаясь вскоре с
добавкой в виде процентов? Неоднократное же рефинансирование долга и его рост в
связи со «стерилизацией» выплаченных ранее процентов чреваты резкой
дестабилизацией в самый неподходящий момент — когда инвесторы, испуганные
какой-либо негативной информацией, прекратят вновь давать в долг и вся
ликвидность чуть ли не разово обрушится на рынок. В этом смысле важно помнить,
что к настоящему времени совокупная задолженность правительства и ЦБ в рублях
достигла 1,5 трлн. руб. и на нее начисляются проценты в сумме до полумиллиарда
рублей ежедневно.
А
какой прок в снижении цены доллара на внутреннем рынке России, если она ведет к
наращиванию притока спекулятивного капитала из-за рубежа и поэтому провоцирует
повышенную скупку валюты Банком России и его эмиссионную активность? И до какой
поры планируется проводить такую политику — пока курс валюты не опустится до
20, 10 или 5 руб. за доллар? А когда ситуация развернется и валюта станет
уходить из страны, ЦБ пойдет на ускоренный рост курса доллара, провоцируя взлет
цен опять же в самый неподходящий момент?
Такая
политика властей привела к существенным потерям в росте российской экономики.
За пять лет, постоянно дешевеющий импорт товаров вырос в годовом исчислении с
$54 млрд. до $210-220 млрд., или в четыре раза, вытесняя отечественного
товаропроизводителя.
Стало
очень неразумным инвестировать в реальное производство. Импорт, имеющий из-за
непатриотичной курсовой политики ЦБ искусственно завышенную
конкурентоспособность, делал такие инвестиции неэффективными, несмотря даже на
возможность покупок импортного оборудования по относительно низким ценам.
Но
деньги, вытесненные из производства, нашли альтернативу — и был отмечен
существенный рост цен на недвижимость, закупок предметов роскоши и иных
непроизводительных расходов. Одновременно с тем неоднократно объявленная и
поэтому чуть ли не гарантированная ЦБ прибыльность горячего капитала здорово
исказила мотивы инвестиций в Россию. Очень выгодно стало конвертировать
иностранную валюту в рубли и, не рискуя, снимать курсовую пену — пока деньги в
России наращивают спекулятивный жирок, цена иностранной валюты падает, и теперь
ее можно купить «на выходе» много больше, чем «на входе». Именно поэтому
ускоренно развивался сектор финансового посредничества, в котором сегодня
максимальные зарплаты, не сопровождаемые, между прочим, товарным наполнением.
Одновременно драматическими темпами усиливалась и продолжает усиливаться
зависимость банков и других финансовых учреждений от внешних источников.
А
функция рубля во многом стала сводиться лишь к обслуживанию операций на
фондовых биржах и товарооборота между импортерами, магазинами и потребителями
зарубежного ширпотреба, вместо того чтобы обеспечивать всю цепочку расчетных
взаимоотношений российских заказчиков и подрядчиков. Рубль оказался слабо
востребованным реальной экономикой и поэтому избыточным, подверженным инфляции.
Спасение
в росте. Между тем эффективная, а не показушная борьба с инфляцией должна
вестись исключительно посредством мер, стимулирующих рост экономики. Растущая
экономика — это естественный и поэтому единственно надежный инструмент
стабилизации цен.
Роль
ЦБ. Если дополнительные деньги становятся действительно потребны национальной
экономике, то эффективный предприниматель всегда находит возможность взять их в
банках своей страны или за рубежом (пусть и по относительно высокой цене), а
экспортер — добровольно конвертирует полученную выручку в национальную валюту. И,
наоборот — при избытке денег в экономике они активно идут во вклады в банки
(понижая стоимость кредитов) или инвестируются за рубеж. Роль эмиссионного
центра должна заключаться лишь в удержании ставок процента в заданном коридоре,
чтобы не допускать большой амплитуды колебаний кредитного рынка.
Однако
для России такая ситуация будет возможна, лишь когда ЦБ прекратит тупо
«стерилизовать» ликвидность, а станет для коммерческих банков нетто-кредитором.
Тогда он сможет диктовать ценовые условия рынку, а не быть его заложником.
Заимствования самого ЦБ тоже будут нужны, но только для изъятия временно
избыточной ликвидности, т. е. когда есть уверенность, что, во-первых,
ликвидность избыточна и, во-вторых, это избыток временный. Нетто-кредитование
со стороны ЦБ будет гарантировать прибыльность его операций на открытом рынке
и, значит, иметь антиинфляционный эффект.
Также
до той поры, пока не будет преодолен сырьевой перекос, ЦБ должен задавать рынку
жесткую курсовую динамику, а не допускать свободного плавания рубля, пагубность
которого очевидна. Причем в целях неухудшения внешних условий функционирования
отечественного товарного производства курс заданной корзины иностранных валют к
рублю должен не падать, как в последние годы, а расти темпом не ниже, чем
разница в темпах роста товарных цен в рублях и в валютах корзины.
Отказ
от государственных займов. Заимствования правительства России выглядят все
более незаконной и нелепой затеей на фоне больших доходов бюджета, которые
аккумулируются в стабфонд и в последующем используются для низко доходного
кредитования правительств зарубежных государств. Кроме того, они формируют на
рынке чрезмерно высокое предложение иностранной валюты со стороны зарубежных
спекулянтов, привлеченных легким заработком на инвестициях в государственные
ценные бумаги.
Госзаймы
искусственно завышают ставки в экономике и дестимулируют финансирование
реального сектора. Они же требуют процентных выплат в пользу инвесторов. Таким
образом, эти заимствования создают двойной инфляционный эффект — препятствуют
росту товарного предложения и увеличивают платежеспособный спрос. Полное
прекращение госзаймов высвободит ресурсы для роста товарного производства.
Освобождение
от налогов. Сегодня развитие бизнеса в России затруднено чрезмерным вмешательством
государства в его деятельность, многочисленными проверками, поборами и
отчетностью. Пожалуй, наибольшие проблемы создает налогообложение.
Стоит
освободить для начала хотя бы малый и средний бизнес от всех видов налогов и
сборов, кроме тех, что мотивированы услугами со стороны государства (в первую
очередь передачей в частную эксплуатацию земли и недр). Такое освобождение не
приведет к значимым потерям бюджета, но частично отменит нерыночный принцип
взаимоотношений бизнеса и государства, когда государство требует денег от
бизнеса, ничего не предоставляя ему взамен. Между тем сам бизнес продолжит
выполнять значимую социальную роль — пополнять прилавки товаром и
обеспечивать работой и заработком граждан. Освобождение от налоговой повинности
даст бизнесу значительную экономию времени и денег, выведет его из тени. В свою
очередь это послужит мощным стимулом роста производства и, соответственно,
вклада в борьбу с инфляцией.
Надо
применить и иные меры экономического свойства, получение видимого
антиинфляционного эффекта от которых не потребует длительной подготовки. В
частности, ввести близкие к запретительным пошлины на экспорт энергоносителей.
Это позволит обеспечить долгосрочную сырьевую безопасность России, пополнить
внутренний рынок топливом и ужесточить конкуренцию за потребителя. Что, конечно
же, приведет к снижению цен.
2
ИНФЛЯЦИЯ В 2008 ГОДУ
2.1 Опрос россиян о причине инфляции[12[4]]
Две трети россиян
(67 процентов) назвали инфляцию основной проблемой, стоящей перед страной. Об
этом говорят результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного
мнения (ВЦИОМ), проведенного 22-23 марта текущего года. В 2006 году так считали
55 процентов респондентов.
Кроме того,
опрошенные ВЦИОМ россияне назвали в числе основных проблем страны алкоголизм и
наркоманию (63 процента респондентов), сложившуюся ситуацию в сфере ЖКХ (44
процента), состояние пенсионной системы (38 процентов) и здравоохранения (31
процент). Коррупцией обеспокоены треть опрошенных, экологией - 26 процентов.
Напомним, за
первые три месяца рост потребительских цен в России составил 4,8 процента. В
середине апреля Минэкономразвития повысило прогноз по инфляции в 2008 году до
9-10 процентов. Ранее предполагалось, что инфляция в стране составит по итогам
года 8-9,5 процента. В ходе исследования ВЦИОМ были опрошены 1600 человек в 153
населенных пунктах России.
2.2 Инфляция весной 2008 года [13]
Инфляция в России
в мае 2008 года превысит один процент, сообщает РИА Новости.
По прогнозу Министерства экономического развития России, рост потребительских
цен в мае 2008 года составит 1,1 процента, против 0,6 процента годом ранее.
Кроме того, Минэкономразвития повысило свой прогноз относительно инфляции на
2008 год до 9-10,5 процента. Прежний прогноз составлял 9-10 процента.
Инфляция в Росси
с 1 по 12 мая 2008 года оказалась на уровне 0,5 процента. При этом в течение
второй недели мая потребительские цены в России выросли на 0,3 процента. Таким
образом, с начала года по 12 мая уровень инфляции составил 6,8 процента против
4,7 процента за аналогичный период годом ранее.
Напомним, что в
апреле потребительские цены выросли на 1,4 процента, при этом больше всего
подорожали продовольственные товары. Эта группа товаров в апреле подорожала в
среднем на 2,2 процента. Непродовольственные товары стали дороже на 0,9
процента. Наибольшая инфляция - 3,6 процента - в апреле 2008 года была
зарегистрирована в Чеченской республике, где продукты питания подорожали на 4,2
процента.
Ранее
Минэкономразвития и Центробанк России пообещали сдержать инфляцию в России в
2008 году на уровне 10 процентов.
2.3 Решение Минэкономразвития по предотвращению инфляции
[14][5]
Министерство
экономического развития внесло в правительство сценарные условия развития
экономики до 2011 года. В них, в частности, содержится уточненный прогноз по
инфляции в 2008 году, согласно которому цены за 12 месяцев вырастут на 9-10,5
процента. Об этом сообщает "Интерфакс"
со ссылкой на свой источник в правительстве.
Ранее в Минэкономразвития
заявляли, что инфляция в России не превысит 10 процентов. Такого же мнения
придерживались и в Центробанке, где еще в конце апреля заявляли, что намерены
сдержать рост цен в рамках 10 процентов. Частично этой темы касался
премьер-министр Владимир Путин в своей речи, сказанной в
Госдуме 8 мая. Тогда он выразил надежду, что в ближайшие годы инфляция будет
ниже 10-процентного барьера.
Напомним, что
последний раз прогноз по темпам роста цен был увеличен в апреле, когда
правительство признало, что инфляция по итогам года может составить 10
процентов. В марте считалось, что темы роста цен не будут выше 9,5 процента, а
в начале года - 8,5 процента.
Пока с инфляцией
не удается справиться не только в России, но и во многих соседних странах, в
том числе на Украине, в Западной Европе, США, Китае, Индии и других
государствах. Высокими темпами на мировом рынке растут цены на сырье и
продовольствие, что сказывается и на стоимости других товаров.
Предыдущее
правительство России, правительство Виктора Зубкова,
называло борьбу с инфляцией одной из своих основных задач. Эту же мысль
повторил и новый премьер-министр Владимир Путин.
Минэкономразвития
перенесло борьбу с инфляцией на конец текущего года [15][6],
сообщает "Коммерсант".
Законопроекты МЭРТа, направленные на снижение роста потребительских цен,
попадут в Госдуму только к третьему кварталу 2008 года, уточнил министр
финансов и вице-премьер России Алексей Кудрин.
На этой неделе
проект антиинфляционной программы поступит на рассмотрение в правительство,
сообщает газета "Ведомости"
со ссылкой на заявление начальника департамента макроэкономического
прогнозирования МЭРТа Геннадия Куранова. Одним из предложений министерства
станет введение налоговых льгот для граждан, инвестирующих на долгий срок в
ценные бумаги и паевые инвестиционные фонды.
Кроме того, МЭРТ
намерен добиться стабилизации цен на продовольствие путем увеличения кредитной
поддержки фермерских хозяйств со стороны государства. Также министерство
считает возможным временное введение экспортных пошлин и ограничение цен на ряд
пищевых продуктов.
Напомним, в
первом квартале текущего года инфляция в России составила 4,8 процента. При
этом в середине апреля МЭРТ повысил прогноз по росту инфляции в текущем году до
9-10 процентов вместо предполагавшихся ранее 8-9,5 процента.
2.4 Сдерживание инфляции ЦБ РФ [16][7]
Инфляция в России
в текущем году не превысит 10 процентов, заявил на заседании Госдумы первый
заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев. Его слова передает
агентство Reuters. Улюкаев добавил, что ведомства сосредоточатся на борьбе с
ростом цен.
В то же время
Улюкаев отметил, что в апреле 2008 года инфляция в годовом исчислении достигла
14 процентов. "Это чрезвычайно много", - заявил первый зампред ЦБ.
По мнению
Улюкаева, такой высокий рост потребительских цен обусловлен мировой инфляцией,
связанной с сырьевыми товарами и продовольствием.
Напомним, с
начала года, по данным Росстата, инфляция в России составила шесть процентов.
Первоначальный прогноз по темпам роста цен составлял 9 процентов, однако в
середине апреля был повышен до 10 процентов. В 2008 году инфляция составила
11,9 процента при запланированном показателе в 8 процентов.
2.5
Проблемы страны глазами россиян [17]
Всероссийский
центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие
проблемы россияне считают наиболее важными для страны и для себя и как
изменилась ситуация в различных сферах жизни за последние 5 лет.
Среди наиболее
важных проблем, стоящих перед страной, россияне чаще всего называют инфляцию
(67% опрошенных), алкоголизм и наркоманию (63%); проблема алкоголизма и
наркомании два года назад считалась самой острой (её называли 66%), сейчас
наибольшую актуальность приобрел вопрос инфляции (в 2006 г. о ней говорили реже
- 55%).
За два года
значительно выросла обеспокоенность респондентов ситуацией в сфере ЖКХ (с 34%
до 44%), состоянием пенсионной системы (с 33% до 38%), положением дел в сфере
здравоохранения (с 19% до 31%) и образования (с 10% до 20%), коррупцией (с 17%
до 30%), экологией (с 20% до 26%). Сохраняется актуальность таких проблем, как
положение дел в сфере борьбы с преступностью (34-36%), демографическая ситуация
(27-28%), состояние морали и нравственности (21-22%), влияние олигархов на
экономику и политику страны (20-23%), низкий уровень жизни (по 20%). В 2008г.
по сравнению с 2006г. снизилась острота проблем терроризма (с 43% до 32%) и
безработицы (с 31% до 25%).
Среди проблем,
значимых для респондентов лично, также лидирует инфляция. Два года назад она
беспокоила 55% опрошенных, а сейчас - уже 68%. По сравнению с 2006г.
респондентов стали больше волновать проблемы ЖКХ и ЖКУ (с 32% до 45%),
здравоохранения (с 27% до 44%), образования (с 15% до 24%), коррупции (с 14% до
22%). Не теряют остроты вопросы пенсионного обеспечения (34-37%) алкоголизма и
наркомании (31-33%), преступности (27-28%), низкого уровня жизни населения
(24-26%). Респонденты стали считать менее важными для себя лично проблемы
безработицы (снижение показателя с 33% до 28%) и терроризма (с 22% до 13%).
Когда россияне
говорят не о проблемах страны вообще, а примеривают их на себя лично,
оказывается, что угроза алкоголизма и наркомании для них менее значима
(занимает в рейтинге личных проблем 5-е место - против 2-го в рейтинге
общестрановых проблем). Зато более значима безработица (7-е место в «личном
рейтинге» против 11-го в общем).
3
Прогноз инфляции на 2009 и 2010 гг.
Правительство
Российской Федерации снизило верхний уровень прогноза инфляции на 0,5% до 6%.
Об этом заявил на заседании правительства глава Минэкономразвития Герман Греф.
По
словам министра, новые параметры прогноза по инфляции были приняты на совещании
у вице-премьера Александра Жукова.
Ранее
МЭРТ прогнозировал инфляцию на 2009г. в размере 6,3-6,8%, на 2010г. - 5,8-6,5%.
На 2007г. инфляция прогнозируется в 7,5-8%, в 2008г. - 6,5-7%. Г. Греф также
сообщил, что к концу 2009г. уровень социальной пенсии поднимется до
прожиточного минимума. По его словам, основной упор в среднесрочной перспективе
будет сделан на развитии пенсионной системы и создании законодательной базы для
формирования профессиональных пенсионных систем.
Г. Греф
подчеркнул, что вопросы реформирования пенсионной системы должны быть решены в
самое ближайшее время, чтобы снять проблему дисбаланса, который накапливается в
настоящее время в данной системе. Такой дисбаланс в долгосрочной перспективе
может принести реальную угрозу сбалансированности всей пенсионной системы,
добавил глава МЭРТ.
Разрыв
между низкодоходными и высокодоходными категориями населения вырос в 2006 году
в России до 15,3 раза с 14,9 раза в 2005 году, заявил Герман Греф. Министр
назвал проблему роста диспропорции доходов разных категорий населения одной из
главных в числе нерешенных в минувшем году.
Г. Греф
отметил, что нерешенными в России по-прежнему остаются также проблемы
соотношения средних пенсии и зарплаты, медленного роста обрабатывающей
промышленности и низкой диверсификации экономики.
Он
также сообщил, что Минэкономразвития считает возможным сохранить темпы роста
тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на уровне выше инфляции в
2008-2010 гг.
Г.Греф
напомнил, что темпы роста тарифов на железнодорожные перевозки в 2008г.
определены на уровне 7%, в 2009г. - на уровне 6,8%, в 2010г. - 6,5%. "Мы
это делали по верхней границе инфляции, сейчас верхняя граница инфляции будет
несколько ниже. При этом мы готовы сохранить этот прирост тарифов", -
сказал Г. Греф.
Он
отметил, что сейчас железнодорожники представляют обоснование такого роста
тарифов. Г. Греф попросил премьер-министра РФ поручить проработать этот вопрос
в течение недели.
Главной
проблемой при планировании развития российской экономики глава
Минэкономразвития считает отсутствие долгосрочного прогноза добычи газа.
По
словам Г. Грефа, согласно умеренно оптимистическому варианту развития экономики,
который предлагается взять за основу при составлении 3-летнего бюджета, добыча
газа в РФ в 2010г. составит 722 млрд. куб м.
Между
тем министр подчеркнул, что "мы до сих пор не имеем прогноза добычи
газа". По словам министра, на днях этот вопрос был отложен на заседании
совета директоров "Газпрома" как неподготовленный. "У нас есть
опасения, что даже в ближайшие месяцы мы не получим прогноз", - заявил Г. Греф.
Министр
сказал, что "Газпром" декларирует прирост добычи газа к 2011г.,
однако специалисты "Газпрома" официально прогнозируют дефицит
поставок газа на внутренний рынок после 2011г.
Поэтому,
по словам Г. Грефа, Минэкономразвития не может предложить соответствующий набор
мер. "Нет прогноза добычи газа, значит, нет прогноза развития
трубопроводной системы", - подчеркнул министр. А это в свою очередь
приводит к тому, что независимые потребители газа также не могут прогнозировать
свой объем добычи.
Министр
подчеркнул, что в настоящий момент нет увязки трехлетнего бюджета газовой
отрасли с инвестпрограммой "Газпрома". "На сегодняшний день это
самая большая проблема, которую мы имеем в нашем прогнозе", - заметил он.
Масштабы
газовой проблемы достигли такого размера, что ее надо решать уже сегодня, а не
откладывать на конец года, обратился Г. Греф к премьер-министру Михаилу
Фрадкову.
На
это премьер отметил, что "не нужно драматизировать. Это естественная
монополия со всеми проявлениями".
Премьер убежден,
что эту проблему удастся настойчиво шаг за шагом решить. В частности, он
напомнил, что есть поручение рассмотреть на заседании правительства вопрос
газификации Дальнего Востока.
Заключение
Инфляция – это
кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью
развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего, в общем, и неравномерном
росте цен на товары и услуги.
В настоящее время
Инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно
воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.
Инфляция
существовала со времен экономического развития человечества, но целиком
проявилась сравнительно недавно, поразив экономики как развитых, так и
развивающихся стран. В условиях развитой рыночной экономики инфляция может рассматриваться,
как неотъемлемый элемент хозяйственного механизма, там она может не
представлять серьезной угрозы. Тогда как в странах, осуществляющих
преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается,
как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип
инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.
Преодолеть
инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные
регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.
Данная работа
состоит из 3 глав:
В первой главе
рассказывается истории инфляции и инфляционные процессы, когда проблема
инфляции встала перед человечеством и как пытались ее предотвратить, а также
виды и причины возникновения.
Во второй
говорится о инфляции в 2008 году (опрос россиян, решение по предотвращению
инфляции, сдерживание инфляции ЦБ РФ).
И в
заключительной 3 главе рассказывается о том, что был снижен верхний уровень
прогноза инфляции на 2009г. на 0,3% до 6,5%, на 2010г.
Таким образом,
цель и задачи данной работы были выполнены.
Список
используемой литературы
1. Грузинов В.П.,
Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика,
1998
2. Гусаров В.М.
Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001
3. Зайцев Н.Л.
Экономика промышленного предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
ИНФРА – М, 1998
4. Сергеев И.В.
Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998
5. Мамедов О.Ю.
Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс,
1995
6. Экономика
предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А.
Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006
7. Экономика
предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2001
8. Экономика:
Учебник. // Под ред. Булатова А. С. — М. , 1999.
9. Экономика:
учеб. пособие для студентов высш. Учеб. Заведений/ Ф.А., О.В. Комарова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
10. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[22] [1]
#"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">
[20] #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[12] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] [14] #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] [15] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[16] http://www.lenta.ru/news/2008/04/25/inflation/
[17]
http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/10053.html
Страницы: 1, 2, 3
|