• Ведение аналитической работы по оценке состояния и тенденций развития процесса привлечения западных инвестиций в экономику.
• Выявление и обобщение конкретных фактов негативного опыта деятельности западных инвесторов, анализ причин происшедшего.
Россия
занимает одно из первых мест в мире по своей территории, имеет 88 субъектов
Федерации, в том числе и национальные образования. Все это не может не
отразиться на социально-экономическом положении ее регионов, путей их развития
и особенностях расположенного в них производства. В силу территориальных и
климатических условий России, идеологии размещения производственных мощностей
Россия имеет определенную особенность для инвестирования, когда происходит не
миграция населения к производству, а миграция производства к населению. Эта
особенность значительно увеличивает влияние региональных факторов на развитие
экономики России, в отличие от других стран. Отсюда огромные проблемы, связанные с отсутствием возможности сплошного освоения территорий, что приводит к значительным транспортным издержкам, затратам на дорожное строительство, создание систем телекоммуникаций.[16]
Согласно
статистическим данным и прогнозам экспертов МВФ, среднемировое отношение
валового накопления к ВВП (норма валового накопления) в последние два
десятилетия ХХ в. находилось на уровне примерно 23-24% и в нынешнем десятилетии
остается примерно таким же. В развитых странах этот показатель был ниже на
1-2%, в 2005-2008 гг. он, по прогнозам, достигнет 20% (в США, где этот
показатель традиционно еще меньше, - 18,5%, в зоне евро – 21, в Японии и
остальных развитых странах Азии – 24%). В развивающихся странах норма валового
накопления была, остается и прогнозируется на достаточно высоком уровне – 29%
(прежде всего за счет восточной Азии, включая Китай и Вьетнам). В странах с
переходной экономикой (без Китая и Вьетнама) норма валового накопления в первые
годы ХХI в. составляла 22-23%,
специалисты прогнозируют ее повышение до 24%. [3;с.75] Сопоставление нынешних и
советских объемов инвестиций и ВВП показывает, что инвестиции в современной
России восстанавливаются после кризиса 1990-х годов намного медленнее, чем ВВП.
[12;с.52]
Россия –
страна догоняющего развития, поэтому с одной стороны она должна форсировать
экономический рост за счет резкого увеличения инвестиций в слаборазвитую
инфраструктуру, отсталое сельское хозяйство и недостаточно развитую
промышленность. С другой стороны, сворачивание военного производства,
недоиспользование накопленных с советского времени производственных мощностей,
наличие элементов «новой экономики» позволяют предположить, что для этого
потребуется меньшая, чем раньше, норма валового накопления.
Инвестиции
финансируются прежде всего из национальных сбережений. В целом в мире объем
сбережений по отношению к ВВП составлял в последнюю четверть ХХ в. такую же
величину, что и норма валового накопления, - 23-24%, причем ниже в развитых
странах и выше в развивающихся. Выше всего уровень сбережения в Японии (от 32%
в 1980-е годы до 27% в 2000-е годы), новых развитых странах Азии (около 29-30%
в 2000-е годы) и Китае (близок к 40%), ниже всего – в Африке (18-20% в 2000-е
годы) и Латинской Америке (17-19%). [3;с.77]
Таким
образом, если судить по норме сбережения, Россия не испытывает большой нужды в
притоке внешнего капитала: она расходует на сбережение треть своего ВВП. Но это
не говорит об отсутствии необходимости в иностранных инвестициях, они нужны
нашей стране как дополнительный источник таких экономических факторов, как
знания и предпринимательство.
В любой
стране разница между сбережениями и инвестициями покрывается чистой разницей
между вывозом и ввозом капитала. В странах с отставанием нормы сбережения от
нормы валового накопления это обычно ведет к нетто-ввозу капитала извне
(например, в США, Китае и большинстве развивающихся стран). В других странах
это обуславливает нетто-вывоз капитала (например, в развитых странах Азии и
Европы, а также в некоторых развивающихся странах).
В 2006 году
объем инвестиций в России превысил 3 млрд евро, что на 2 млрд евро больше по
сравнению с 2004 годом. Основной тенденцией международного рынка инвестиций
стал повышенный интерес инвесторов к развивающимся странам и в первую очередь к
России, считают эксперты. Они объясняют это устойчивым ростом инвестиционной
активности внутри страны. 1,9 млрд евро составил объем инвестиций на рынке
коммерческой недвижимости России в первые шесть месяцев 2006 года. Это
превышает показатель 2005 года на 0,7 млрд евро.
Иностранные
инвестиции - все более существенное дополнение к внутренним, которые, несмотря
на их ускорившийся рост, все еще явно находятся на уровне, недостаточном для
решения накопившихся за "переходный период" структурных проблем.
Отношение поступивших в страну иностранных инвестиций к вложениям в основной
капитал с 2002 по 2006 год выросло с 34 до 53 процентов, в том числе прямых
(ПИИ) - с 7 до 15 процентов. И хотя эти показатели не вполне корректно
сопоставлять напрямую (иностранные инвестиции включают в себя и приобретение
долей в собственности, и кредиты, которые не обязательно превращаются затем в
основные фонды), тем не менее очевидно, что роль притока средств из-за рубежа в
инвестиционном процессе в последние годы заметно растет.
В составе
секторов, притягивающих иностранные вложения, произошли заметные сдвиги на
первый взгляд именно в тех направлениях, которые принято считать желательными
для экономики России. Первое место в накопленных иностранных инвестициях прочно
заняли обрабатывающие производства, заметно потеснившие в последнее время
прежнего лидера - оптовую и розничную торговлю. Быстро увеличивался также
накопленный иностранный капитал в добыче полезных ископаемых, в финансовой
деятельности и во вложениях в недвижимость (приложение 2, рис.2). Еще одно
традиционно считающееся позитивным изменение - опережающий рост ПИИ в общем
объеме иностранных вложений. Их прирост за 9 месяцев составил 55,5 процента, и,
по прогнозам, в этом году ПИИ в Россию могут выйти на вполне достойный по
мировым меркам уровень в 15-17 миллиардов долларов, что среди стран с
развивающимися рынками заметно уступает пока только показателям Китая и
Гонконга( приложение 2, рис.3).
Однако
направление основной массы прямых иностранных вложений в 2006 году остается
вполне традиционным для России - по итогам 9 месяцев по-прежнему доминируют
инвестиции в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (41,7
процента). Это следствие крупных вложений, сделанных компаниями - операторами
сахалинских проектов, а также увеличения долей западных стратегических
партнеров в российских нефтяных компаниях.
Что же
касается структуры вложений в обрабатывающие производства, то здесь сохраняется
прежняя четверка лидеров - металлургия, нефтехимия и химия, а также пищевая
промышленность. На эти сектора, развитие которых, в общем-то, не выводит страну
за рамки ее традиционной внешнеторговой ориентации на сырье и полупродукты,
приходится более 70 процентов иностранных инвестиций, абсорбированных
обрабатывающей промышленностью с начала 2006 года. При этом доля прямых
вложений из-за рубежа во все указанные виды экономической деятельности, за
исключением разве что производства продуктов питания, крайне низка. Из-за
сохраняющихся формальных и неформальных ограничений крайне слаб приток
инвестиций и в те сферы, где все острее ощущается потребность в них:
электроэнергетику, газодобычу, ЖКХ.
В России нет
пока четкой государственной программы привлечения иностранных инвестиций,
предусматривающей приоритетность развития тех или иных отраслей экономики или
территорий. В то же время законодательство многих стран бывшего Союза уже
содержит перечень отраслей и видов производства, приоритетных для привлечения
иностранного капитала, где инвесторы получают дополнительные или первоочередные
льготы.
По условиям
обеспечения общей устойчивости правовой среды для деятельности иностранных
инвесторов Россия проигрывает Латвии, Украине, Таджикистану, где приняты
положения о том, что в случае появления более поздних законодательных актов,
ухудшающих условия инвестиций, к иностранным инвестициям в течение десяти лет
применяются те законодательные акты, которые были в силе в момент внесения
инвестиций.
Для многих
предпринимателей решающее значение имеет не столько строгость законодательных
актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано
с тем, что многие неудобные для инвестора положения в условиях их стабильности
поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированы посредством
страхования, повышения цены и другими способами, тогда как риск
неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудом
поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность
законодательных актов – необходимое условие для притока иностранных инвестиций.
Другим
моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановку неопределенности,
являются большое количество ведомственных актов, "уточняющих"
положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются
распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных
инвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали бы
реализацию реформ и выполнение законов. Барьером на пути достаточных капиталовложений
выступают недостатки российской деловой инфраструктуры, т.е. сети услуг которая
позволяет функционировать рыночной экономике.
По
показателю законодательной среды для инвестиций Россия не имеет значительных
преимуществ перед другими государствами бывшего Союза, а по некоторым позициям
даже проигрывает им.
Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику
необходимы восстановление доверия иностранных инвесторов к России, улучшение ее
положения на мировых рынках капитала, создание благоприятного инвестиционного
климата, развитие системы стимулирования иностранных инвесторов, осуществляющих
инвестирование в реальный сектор экономики, устранение барьеров на пути
иностранных инвестиций и принятие общепризнанных стандартов в сфере
международного инвестиционного сотрудничества.
Создание благоприятного инвестиционного климата в значительной мере
решается путем развития нормативно-правовых основ государственного
регулирования иностранных инвестиций. Оно осуществляется по двум направлениям:
совершенствования российского законодательства в сфере международного
инвестиционного сотрудничества и заключения международных договоров о поощрении
и взаимной защите капиталовложений и об избежании двойного налогообложения.
В России осуществлен ряд мероприятий по развитию законодательства и
информационного обеспечения иностранных инвесторов, улучшению налогового,
таможенного и валютного регулирования, правовому обеспечению участия страны в
международном инвестиционном сотрудничестве.
В июне 1999г. введен в действие Федеральный закон «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации», направленный на создание благоприятного
инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных
инвестиций. Он, в частности, предусматривает предоставление иностранным
инвесторам гарантии стабильности условий осуществления инвестиционных проектов
вне зависимости от неблагоприятных изменений законодательства Российской
Федерации. [7;с.726]
Осуществляется переговорный процесс по заключению Россией международных
соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В настоящее время
Россия имеет 53 соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, в
которых предусмотрены: полная и безусловная защита прав и интересов
иностранного инвестора; право иностранного инвестора на возмещение убытков,
причиненных ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов и
должностных лиц; гарантии иностранному инвестору осуществлять капиталовложения
в любых формах, не запрещенных законодательством, и гарантии перехода прав
(суброгация); порядок выплаты компенсации за экспроприируемое, а также
национализируемое имущество и ряд других мер.
Завершено формирование законодательной базы, регулирующей привлечение
иностранных инвестиций в форме соглашения о разделе продукции.
Реализация соглашений о разделе продукции направлена на обеспечение
притока иностранных инвестиций в сферу добычи минеральных ресурсов и создание
правовой основы, регулирующей отношения между государством — собственником недр
и частным иностранным инвестором, в форме гражданского договора, а также она
позволит получить дополнительные накопления для освоения месторождений
минерального сырья, находящихся в сложных природно-климатических и
горно-геологических условиях,сохранить рабочие места и обеспечить заказами на
оборудование и материалы отечественные предприятия.
В соответствии с соглашением о разделе продукции Российская Федерация
предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и
на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу
минерального сырья на участке недр, определенном в соглашении, и на ведение
связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить указанные работы за
свой счет и на свой риск.
Характерные особенности соглашения о разделе продукции заключаются в
следующем:
• определении прав инвестора на принадлежащую ему продукцию на основе
права собственности на продукцию, которая может быть вывезена с таможенной
территории Российской Федерации без каких-либо ограничений экспорта, в том
числе квотирования и лицензирования, а также без обязательных требований к
инвестору относительно реализации этого сырья через определенные коммерческие и
некоммерческие организации;
·
особом порядке налогообложения, при котором уплата налогов и сборов
заменяется разделом продукции между государством, субъектом Российской
Федерации и инвестором, за исключением налога на прибыль и платежей за
пользование недрами;
·
предоставлении государственных гарантий стабильности условий
хозяйственной деятельности инвесторов на весь период действия соглашения о
разделе продукции независимо от изменения российского законодательства.
Участниками соглашения о разделе продукции являются: государство, от
имени которого выступает Правительство Российской Федерации; орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
расположен предоставляемый в пользование участок недр; инвесторы — граждане
Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица (российские и
иностранные), объединение юридических лиц.
В процессе хозяйственной деятельности инвестор уплачивает налог на
прибыль, платежи за пользование недрами и другие платежи. [7;с.727]
В настоящее время на условиях соглашений разрабатываются и подготавливаются
к разработке 22 месторождения и участка недр. Крупными проектами, определяющими
приток инвестиций на основе соглашений о разделе продукции, являются три крупномасштабных
проекта: «Сахалин-1», «Сахалин-2» и разработка Харьягинского месторождения
нефти. Одной из эффективных форм привлечения крупномасштабных иностранных
инвестиций является инвестиционное соглашение, которое заключается между
Министерством экономического развития и торговли России и иностранной
компанией, осуществившей вклад в уставной капитал российской коммерческой
организации.Работа иностранных инвесторов по реализации инвестиционных
соглашений регулируется положением о порядке заключения и реализации
инвестиционных соглашений и приложениями к нему.
Для заключения инвестиционного соглашения иностранный инвестор
представляет проект инвестиционного соглашения и основные экономические
показатели, выполненные на основе технико-экономического обоснования,
прошедшего независимую экспертизу. Кроме того, иностранный инвестор извещает о
начале реализации инвестиционного соглашения с представлением плана-графика
выполнения работ и финансового обеспечения на весь период осуществления
инвестиционного проекта. [7;с.728]
В инвестиционном соглашении устанавливаются: объемы, направления и сроки
осуществления инвестиций; номенклатура, объемы, сроки и порядок реализации на
территории России иностранных товаров; ответственность сторон за нарушение
инвестиционного соглашения и порядок его досрочного расторжения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|