Существующая
система инвестирования затрудняет координацию инвестиционных потоков и оценку
эффективности капвложений. В качестве примеров нескоординированности
инвестиционных решений можно привести:
Ø строительство и реконструкция
акушерских корпусов и роддомов в рамках программы «Дети Чернобыля» (госзаказчик
МЧС, объем инвестиций на 2003 г. – 25 млн. руб.), а также в рамках непрограммной
части (госзаказчик – Минфин, объем инвестиций на 2003 г. – 54,4 млн. руб.)
при наличии целевой программы «Безопасное материнство» (госзаказчик – Минздрав
России);
Ø строительство перинатального
центра в Республике Ингушетия финансируется в рамках непрограммной части, в то
время как развитие сети данных учреждений является задачей программы
«Безопасное материнство»
Ø реконструкция центра
госсанэпиднадзора Красногвардейского района Ставропольского края осуществляется
по программе «Социально-экономическое развитие Ставропольского края»
(госзаказчик – Минэкономразвития России), в то время как данное учреждение
относится к системе Минздрава России;
Ø в Иркутской области
инвестирование в комплекс по профилактике и борьбе со СПИДом проходит вне рамок
программной части, в то время как Минздрав России реализует целевую программу
по борьбе со СПИДом.
С
целью анализа инвестиционной политики в региональном разрезе была проведена
группировка регионов в соответствии с комплексной оценкой их
социально-экономического развития в 2001 г., проведенной Минэкономразвития
России[3].
Распределение запланированных на 2003 год инвестиций в объекты региональной и
муниципальной систем здравоохранения по субъектам Федерации представлено в табл.
1. В тройку лидеров вошли Московская область (47 млн. руб.), Ленинградская
область (34,8 млн. руб.) и Оренбургская область (32,1 млн. руб.). Следует
отметить, что Оренбургская область относится к группе регионов с уровнем
экономического развития выше среднего. В то же время из десятки регионов,
которые получили в 2003 г. наименьший объем инвестиций, пять регионов
являются регионами с низким и крайне низким уровнем экономического развития.
Анализ
показывает отсутствие прямой связи между уровнем экономического развития
регионов и размерами инвестиций в соответствующие территориальные системы
здравоохранения, осуществляемых из федерального бюджета. Так, в 2003 г. регионы
с уровнем развития выше среднего получили в форме инвестиций в объекты
здравоохранения из федерального бюджета 81,7 млн. руб. (9 регионов),
регионы со средним уровнем развития – 113,9 млн. руб. (14 регионов),
регионы с уровнем развития ниже среднего – 207,2 млн. руб. (16
регионов), регионы с низким уровнем развития – 133,7 млн. руб. (16
регионов), регионы с крайне низким уровнем развития – 87,2 млн. руб. (12
регионов).
Таблица 1[4]
Государственные
инвестиции из федерального бюджета в объекты
регионального
и местного подчинения, запланированные на 2003 г.[5]
Субъект РФ
|
Объем инвестиций из федерального бюджета на объекты
регионального и местного подчинения (тыс. руб.)
|
Регионы с относительно высоким уровнем развития и
уровнем развития выше среднего
|
Оренбургская обл.
|
32100
|
г.Санкт-Петербург
|
16500
|
Хабаровский
край
|
11500
|
Ярославская
обл.
|
7000
|
Самарская
обл.
|
4000
|
г.
Москва
|
4000
|
Республика
Татарстан
|
3000
|
Липецкая
обл.
|
2600
|
Ямало-Ненецкий
АО
|
1000
|
Регионы со средним уровнем развития
|
Белгородская обл.
|
16900
|
Саратовская
обл.
|
13500
|
Курская
обл.
|
12000
|
Иркутская
обл.
|
11500
|
Нижегородская
обл.
|
9500
|
Тульская
обл.
|
9000
|
Краснодарский
край
|
8500
|
Красноярский
край
|
8000
|
Смоленская
обл.
|
7500
|
Ростовская
обл.
|
5000
|
Астраханская
обл.
|
4500
|
Тюменская
обл.
|
4000
|
Новгородская
обл.
|
2500
|
Калининградская
обл.
|
1000
|
Пермская
обл.
|
500
|
Регионы с уровнем развития ниже среднего
|
Московская обл.
|
47000
|
Ленинградская обл.
|
34800
|
Ставропольский край
|
25500
|
Свердловская обл.
|
20000
|
Воронежская обл.
|
17000
|
Приморский
край
|
11500
|
Орловская
обл.
|
8600
|
Кемеровская
обл.
|
7000
|
Волгоградская
обл.
|
7000
|
Ненецкий
АО
|
5900
|
Вологодская
обл.
|
5000
|
Калужская
обл.
|
5000
|
Архангельская
обл.
|
4500
|
Тамбовская
обл.
|
4400
|
Новосибирская
обл.
|
4000
|
Регионы с низким уровнем развития
|
Брянская обл.
|
20900
|
Республика
Мордовия
|
16700
|
Тверская
обл.
|
13500
|
Рязанская
обл.
|
13100
|
Чувашская
Республика
|
13000
|
Владимирская
обл.
|
11000
|
Республика
Северная Осетия-Алания
|
9500
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
8000
|
Республика
Калмыкия
|
6500
|
Республика
Бурятия
|
5000
|
Костромская
обл.
|
4000
|
Республика
Адыгея
|
4000
|
Кировская
обл.
|
4000
|
Псковская
обл.
|
3500
|
Ивановская
обл.
|
1000
|
Регионы с крайне низким уровнем развития
|
Республика Дагестан
|
23500
|
Читинская обл.
|
18000
|
Республика
Тыва
|
11000
|
Пензенская
обл.
|
8700
|
Республика
Марий-Эл
|
5500
|
Курганская
обл.
|
5500
|
Республика
Ингушетия
|
5000
|
Еврейская
АО
|
5000
|
Коми-Пермяцкий
АО
|
3000
|
Усть-Ордынский
Бурятский АО
|
1000
|
Агинский
Бурятский АО
|
500
|
Республика Алтай
|
500
|
ИТОГО
|
623700
|
Аналогичная картина имела место и в
2002 г. Данные за этот год позволяют также провести анализ взаимосвязи между
размерами средств федерального бюджета, инвестированных в объекты региональных
и муниципальных систем здравоохранения, с показателями заболеваемости и
развитости материальной базы территориальных систем здравоохранения. Более
четверти от объема средств, инвестированных в объекты региональной и
муниципальной систем здравоохранения (28,4%) в 2002 г., поступило в детские
медицинские учреждения. В табл. 2 приведены данные об объемах инвестиций и
уровне детской заболеваемости в регионах – получателях средств. Из 24
регионов только в десяти уровень детской заболеваемости превышал
среднероссийский.
Таблица 2
Распределение инвестиций из федерального бюджета в
детские
лечебные учреждения по субъектам Федерации в 2002 г.
Субъект РФ
|
Объем выделенных инвестиций из федерального бюджета на детские
медицинские учреждения (тыс. руб.)
|
Детская заболеваемость на 100 тыс. детского населения в 2000 г.
|
Отношение уровня заболеваемости в регионе к среднероссийскому
показателю
|
|
Российская Федерация
|
182985
|
1
|
Регионы с относительно высоким уровнем
развития и уровнем развития выше среднего
|
Липецкая
обл.
|
5700*
|
172504
|
0,94
|
|
Хабаровский
край
|
2500
|
187132
|
1,02
|
|
г.
Москва
|
1500
|
260996
|
1,43
|
|
Регионы со средним уровнем развития
|
Тульская
обл.
|
11000 *
|
170560
|
0,93
|
|
Курская
обл.
|
7000 *
|
166902
|
0,91
|
|
Белгородская
обл.
|
4000 *
|
186872
|
1,02
|
|
Саратовская
обл.
|
3500
|
184681
|
1,01
|
|
Смоленская
обл.
|
1200
|
196913
|
1,08
|
|
Томская
обл.
|
500
|
209452
|
1,14
|
|
Регионы с уровнем развития ниже среднего
|
Орловская
обл.
|
12600 *
|
188597
|
1,03
|
|
Тамбовская
обл.
|
6700 *
|
187658
|
1,03
|
|
Калужская
обл.
|
6500 *
|
210494
|
1,15
|
|
Московская
обл.
|
6240 *
|
188769
|
1,03
|
|
Воронежская
обл.
|
5400 *
|
137744
|
0,75
|
|
Ленинградская
обл.
|
3800 *
|
161154
|
0,88
|
|
Свердловская
обл.
|
1500
|
171833
|
0,94
|
|
Регионы с низким уровнем развития
|
Брянская
обл.
|
18970 *
|
175605
|
0,96
|
|
Рязанская
обл.
|
7400 *
|
174344
|
0,95
|
|
Республика
Северная Осетия-Алания
|
4000
|
107267
|
0,58
|
|
Республика Адыгея
|
2900
|
116448
|
0,63
|
|
Республика
Калмыкия
|
1000
|
143257
|
0,78
|
|
Регионы с крайне низким уровнем развития
|
Пензенская
обл.
|
10800 *
|
170066
|
0,93
|
|
Читинская
обл.
|
3000
|
126539
|
0,69
|
|
Республика
Ингушетия
|
1400
|
115006
|
0,63
|
|
|
ВСЕГО
|
129110
|
|
|
|
Примечание: * Все средства выделены по федеральной целевой программе «Дети
Чернобыля».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|