p> Приведенная ниже таблица2 показывает соотношения между ввезенным и
вывезенным капиталом (в млрд.$) в период с 1987 по 1993 годы в страны с
различным уровнем развитости.| | |1987 |1990 |1993 |
|Всего |Ввоз |137.0 |238.5 |188 |
| |Ввоз |126.9 |206 |173 |
|Развитые страны |Вывоз |133.9 |228 |180 |
| |Ввоз |113.2 |174 |103 |
|Развивающиеся |Вывоз |3.1 |10 |8 |
|страны | | | | |
| |Ввоз |13.7 |1 |70 | Весьма хорошо с инвестициями составляла ситуация в Польше в
2000 году. В этот год польская экономика получила рекордное количество
иностранных инвестиций –10 млрд.$.Именно это дало Польше быстрыми темпами
развивать экономический рост. Это явилось следствием завершения там
приватизации. И при этом приоритетными отраслями являлись
автомобилестроение, электроника и информационные технологии. Китай, к примеру, очень активно готовится к принятию иностранных
инвестиций. С 1 января 2002 года начался отсчет до открытия ряда китайских
рынков. Планируется также снижение ввозных пошлин и ликвидация нетарифных
препятствий. Вступление Китая в ВТО[3] изменит направление потоков
капиталов. Это будет означать появление собственников-нерезидентов в сфере
банковских услуг, туризме, музыкальной индустрии.
Для того что бы полностью разобраться в зарубежных инвестиционных
тенденциях, следует вспомнить наиболее важные события в истории развития
мировых экономических связей.
В историческом развитии мирохозяйственных связей наблюдается три основных
этапа3: 1-ый этап, это 15-18 вв.- активное функционирование мировых товарных
потоков. 2-ой этап, конец 19-начало 20 века –начало активизации ввоза и вывоза
иностранного капитала в виде финансовой формы (займы, кредиты, субсидии) и
производственной (вложения в виде оборотныых фондов на чужой территории),
что явилось одной из первых форм зарубежных инвестиционных вложний. 3-ий этап- 20 век. Смена чисто рынчных сделок (рыночных операций),
оброзованием совместных производств(ТНК-транс национальных корпораций),
оброзование транс национального капитала-на основе в том числе иностранных
инвестиций. Атак же рост вмешательства государства в мирохозяйственные
связи и увеличение его роли как активного инвестора и получателя
инвестиций. В результате в мировой экономике происходит формирование трех
основных центров мирохозяйственных связей где естественно и бурно
развивается инвестиционная деятельность.
1. США и Канада
2. Западная Европа
3. «Восточные драконы»- Япония, Южная Корея и другие развитые восточные страны. Еще сущесвуют давольно важные этапы взаимодействия государства и транс
национальных корпораций : 1-ый этап послевоенный период 20 в., когда государство вырастает из
простого посредника при импорте товара и кредитора и гаранта при экспорте
в активного распорядителя и распределителя экспортируемых и импортируемых
товаров. Сразу после 2-ой Мировой войны начинается активизация экспансии
американского капитала в страны Западной Европы на восстановление
уничтоженного за годы войны производства этих стран.(В результате к США
перекачевывает около 60% мирового валютного запаса ). (Именно в этот период происходит оброзование ведущих экономических
организаций). 2-ой этап , это 60-70-ые годы ,когда происходит стремительный рост
западно вропейских стран. А в 1957 году образуется общий экономический
рынок 3-ий этап, 70-90 гг. экономический рост тихоакеанской интеграции (
Япония, Тайланд, Тайвань), которая имеет один существенный недостаток --
отсутствие хорошей законадательной базы для ведения эффективных отношений. И последнее что необходимо освятить в историком аспекте развития
мировой экономики для лучшего понимания инвестиционных процессов, это
оброзование экономической интеграции западной европы. Он состоял так же из
пяти этапов. 1) 1951-71 год. За 20 лет образован таможенный союз, единая сельско- хозяйственная политика, единые цены на импорт и единые цены на импорт и общая унификация параметров экономического роста. 2) 1972-78 гг.Выход из мирового нефтяного кризиса( когда 1 барэль нефти стоил 250$). 3) 1979-85 гг.Создание европейской валютной системы, Европейского фонда валютного сотрудничества (с условной расчетной экономической единицей -экю). 4) 1986-1992 г. Создание единого внутреннего европейского рынка, ограничение финансовых барьеров на всех направлениях на единой законодательной базе. 5) 1993-2002 г. Создание обще европейской системы центральных банков, единой валюты – евро и создание в рамках этого экономического союза-Евро союза, единой экономической законодательной базы. На основании общеизвестных фактов об экономическом росте мировых
стран, можно сделать вполне логичный вывод о том , что все экономические
процессы описанные автором выше, без сомнений оказали огромное
положительное воздействие на экономику этих стран. И как видно из
исторического опыта не последнюю роль в этом хорошем деле сыграли
иностранные инвестиции. 3. Инвестиции в Республике Беларусь. 3.1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Основу правового регулирования инвестиционной деятельности составляет
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый 22 июня 2001 г. Он
определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности
в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную
поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики
Беларусь. Под инвестиционной деятельностью, в соответствии с белорусским
законодательством, понимается действия юридического или физического лица
либо государства (административно-территориальной единицы государства) по
вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному
использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого
результата (статья 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). 1 Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности
рассматриваются как национальные, так и иностранные инвесторы. Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются: - иностранные государства и их административно-территориальные единицы в
лице уполномоченных органов; - международные организации; - иностранные юридические лица; - иностранные граждане; - физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства),
постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь. Согласно статье 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь,
инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в
следующих формах: 1) создание юридического лица; 2) приобретение имущества или имущественных прав, а именно: - доли в уставном фонде юридического лица; - недвижимости; - ценных бумаг; - прав на объекты интеллектуальной собственности; - концессий; - оборудования; - других основных средств. Привлекаемые в Республику Беларусь иностранные кредиты, как правило, носят
целевой характер и направляются на структурную перестройку экономики,
модернизацию действующих предприятий, расширение выпуска потребительских
товаров. Наиболее перспективными отраслями для притока иностранного
капитала являются: электроника, автомобилестроение, нефтехимия,
строительство, лесопереработка, производство товаров народного потребления
и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство
медицинского оборудования и т.д. В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при
реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получить
государственную поддержку, которая оказывается с целью стимулирования
привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь. Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде
предоставления: - льгот по налоговым и таможенным платежам; - гарантий Правительства Республики Беларусь; - централизованных инвестиционных ресурсов. Юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью
используются иностранные инвестиции, является коммерческой организацией с
иностранными инвестициями. Все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются
как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.
Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь
является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого
состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или)
юридических лиц Республики Беларусь. Коммерческой иностранной организацией
является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого
иностранные инвестиции составляют 100 процентов. Для организаций с иностранными инвестициями предоставляется ряд льгот.
Например, освобождается от уплаты налога в течение трех лет с момента
объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год, прибыль коммерческих
организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в
уставном фонде которых составляет более 30 процентов, полученная от
реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, кроме
торговой и торгово-закупочной деятельности. А в случае, если коммерческие
организации с иностранными инвестициями производят особо важную для
республики продукцию, включенную в перечень такой продукции, утверждаемый
Правительством Республики Беларусь, в отношении таких организаций действуют
еще на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50
процентов. Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права,
а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает
эти права. Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам
независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной
деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и
законных интересов инвесторов. Государство гарантирует стабильность прав инвестора, установленных
Инвестиционным Кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее
прекращению. Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с
законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из
владения, пользования и распоряжения объектами и результатами
инвестиционной деятельности (статья 9 Инвестиционного кодекса Республики
Беларусь). Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной
в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе
осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в
соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты
инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли
(дохода), уже полученной им в результате такой деятельности. Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других
обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики
Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли
(дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате
осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или
частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении
инвестиционной деятельности (статья 10 Инвестиционного кодекса Республики
Беларусь). При создании и регистрации предприятий с иностранными инвестициями помимо
Инвестиционного кодекса Республики Беларусь применяются также положения
законов, устанавливающие порядок создания и регистрации предприятий без
иностранных инвестиций. В целях упорядочения государственной регистрации и
ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих
организаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей был принят
Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 "Об
упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения
деятельности) субъектов хозяйствования", которым утверждено соответствующее
Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении
деятельности) субъектов хозяйствования (в редакции Декрета Президента
Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. № 22). Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять
любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики
Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации. Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается актами
законодательства Республики Беларусь, коммерческая организация с
иностранными инвестициями может заниматься только на основании специальных
разрешений (лицензий) - статья 80 Инвестиционного кодекса Республики
Беларусь, части 3, 4. Коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе иметь дочерние
и зависимые общества, а также создавать филиалы и представительства на
территории Республики Беларусь и за ее пределами с соблюдением условий,
предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь и
соответствующим законодательством иностранных государств. Дочерние общества коммерческих иностранных организаций пользуются теми же
правами и регистрируются тем же органом, что и коммерческие иностранные
организации. Зависимые общества коммерческих иностранных организаций
пользуются теми же правами и регистрируются тем же органом, что и
коммерческие иностранные организации, в случае, если размер иностранных
инвестиций в уставном фонде зависимых обществ составляет сумму не менее 20
000 долларов США в эквиваленте. Дочерние и зависимые общества коммерческих
совместных организаций регистрируются в порядке, предусмотренном для
юридических лиц без иностранных инвестиций, и не пользуются правами,
предоставленными коммерческим организациям с иностранными инвестициями. Филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными
инвестициями действуют на основании положений о них, утверждаемых
коммерческими организациями с иностранными инвестициями. На территории
Республики Беларусь филиалы и представительства коммерческих организаций с
иностранными инвестициями не являются юридическими лицами (статья 82
Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). Порядок открытия и деятельности представительств иностранных предприятий на
территории Республики Беларусь регулируется Положением о порядке открытия и
деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных
организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 22 июля 1997 № 929 (в редакции постановления Совета Министров
Республики Беларусь от 12 марта 2001 года № 325). Согласно этому Положению,
иностранные организации открывают свои представительства на территории
Республики Беларусь с разрешения Министерства иностранных дел. За выдачу
разрешения на открытие представительства в Республике Беларусь взимается
сбор в размере 2000 долларов США, на продление срока деятельности - 1000
долларов США. Для получения разрешения на открытие представительства организация
представляет в Министерство иностранных дел следующие документы: заявление, в котором должно быть указано: цель (цели) открытия
представительства; полное наименование организации; дата создания
организации; место нахождения главного офиса; описание деятельности
организации; сведения о лицах, уполномоченных вести дела от имени
организации в Республике Беларусь; копии учредительных документов организации, легализованные в установленном
порядке; копию документа, подтверждающего государственную регистрацию организации в
уполномоченном органе страны заявителя (выписку из торгового реестра,
сертификат о регистрации организации и т.д.), легализованную в
установленном порядке; доверенность на руководителя представительства, легализованную в
установленном порядке; рекомендательное письмо банка, услугами которого пользуется организация; копию особого разрешения государственных учреждений страны местонахождения
организации, если этого требует законодательство страны-заявителя; положение о представительстве, в котором указывается цель (цели) открытия
представительства на территории Республики Беларусь, адрес, организационная
структура, компетенция руководителя представительства, порядок закрытия
представительства; легализованную в установленном порядке доверенность на лицо, уполномоченное
осуществлять действия, связанные с открытием представительства. Представительства организаций открываются на срок до трех лет с
возможностью последующего продления деятельности на такой же срок при
условии обращения в Министерство иностранных дел не позднее одного месяца
до истечения срока действия разрешения на открытие представительства.
Страницы: 1, 2, 3
|