Меню
Поиск



рефераты скачать Инвестиции в РБ

p> 2.1 Инвестиционный климат Беларуси

Валовой внутренний продукт (ВВП), приходящийся на душу населения в самой бедной стране Европейского Союза – Португалии, в 2000 году составлял
10700 долларов, в то время как в Беларуси – 7550 долларов. При сохранении существующих ежегодных темпов роста ВВП в обеих странах (соответственно
3,7% и 4,1%) Беларуси потребуется около 100 лет для того, чтобы сравняться с Португалией по уровню жизни. Решить задачу догоняющего развития страна может только на основе ускорения экономического роста, главным источником которого являются капитальные вложения. В этой связи озабоченность Правительства республики поиском, мобилизацией и привлечением инвестиций кажется, на первый взгляд, вполне обоснованной.
Однако является ли именно дефицит инвестиций тормозом экономического роста страны? И если инвестиции действительно необходимы для развития Беларуси, то при каких условиях и в каких объемах они могли бы поступить в страну?
Для ответа на эти вопросы обратимся к международному опыту.

Последние исследования Всемирного банка показали, что между темпами роста ВВП и капитальных вложений, хотя и существует положительная взаимосвязь, но она не носит четко выраженного характера. На рисунке 2.1, обобщающей опыт развития 160 стран в 1950-1990 гг., виден большой разброс данных: страны с более низкой долей накопления в ВВП демонстрировали быстрый темп роста и, напротив, страны с высокой инвестиционной активностью развивались более медленными темпами. Очевидно, что феномен экономического роста нельзя объяснить только объемами инвестиций, хотя последние и являются фактором, наиболее тесно коррелирующим с ростом ВВП. Таков вывод
Всемирного банка, в который, кстати, хорошо вписывается опыт последнего десятилетия существования СССР, когда доля фонда накопления в национальном доходе страны достигала 29%, а темпы роста экономики приближались к нулю.

Рисунок 2.1

Концепция Всемирного банка нашла подтверждение и в опыте переходных стран, успешно решивших проблему ускоренного экономического роста. В настоящее время Чехия, Словения, Венгрия, Польша, Эстония по уровню жизни населения быстрыми темпами догоняют арьергард стран Европейского Союза. И как показывает анализ, инвестиции в этом играют хотя и важную, но не определяющую роль. Рисунок 2.2 характеризует сравнительную динамику прироста инвестиций и ВВП (оба интегральных показателя в расчете на душу населения) по четырем переходным странам и Беларуси.

Как видно из Рисунка 2.2, до середины 90-х гг. в Чехии, Эстонии,
Венгрии и Беларуси прирост инвестиций на душу населения был примерно одинаков, а в Польше – почти в 2 раза ниже. Тем не менее, в 1996-2000 гг. все перечисленные страны сумели значительно обогнать Беларусь по темпам экономического роста и обеспечить к концу десятилетия в 1,5-2 раза более высокий, чем в нашей стране, уровень жизни населения. Следовательно, с точки зрения конечных социально-экономических результатов более важным оказался не объем инвестиций, а некие иные факторы роста. Какие же условия, с одной стороны, общие для экономики Чехии, Эстонии, Венгрии и
Польши, а с другой, отсутствующие в Беларуси, позволили задействовать дополнительные движущие силы экономического роста? Ответ может быть только один - либеральная экономическая среда и уровень развития малого бизнеса.

Действительно, в результате системных реформ, проведенных в начале 90- х гг., в этих странах произошла либерализация цен, изменилась налоговая система, упростилась процедура создания новых предприятий, усилились законодательные гарантии имущественных и контрактных прав, возникли новые институты финансового посредничества. Все это создало условия для стремительного развития малого бизнеса. Если в Беларуси за 10 лет доля малых предприятий в общей численности занятых не смогла подняться выше
12%, то в Польше она увеличилась с 17 до 55%. Такими же высокими темпами шло формирование предпринимательского сектора в Чехии, Венгрии, других странах Восточной Европы и Балтики. Параллельно с увеличением числа малых предприятий изменялась их роль и тот вклад, который они вносили в обеспечение экономического роста страны.

На первом этапе реформ малые предприятия выступали в качестве своеобразных "чистильщиков" государственного сектора. Арендуя у государственных предприятий площади, приобретая у них изношенные, но еще жизнеспособные оборудование и инвентарь, приспосабливая для своих нужд неиспользуемые помещения и вовлекая в хозяйственный оборот все пригодные материалы, в т.ч. и отходы, малый бизнес способствовал более эффективному использованию ресурсов страны. При этом частные фирмы нередко становились подрядчиками более крупных предприятий, обеспечивая их комплектующими и деталями, выполняя для заказчиков опытно-конструкторские работы и отдельные технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко реагирующие на спрос малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью и высокой производительностью, осваивали те экономические ниши, которые были недоступны крупным производителям. Подобно трудолюбивым муравьям, малый бизнес расчищал и облагораживал почву, делая государственный лунный ландшафт более пригодным для жизни. На Рисунке 2.2 этому периоду соответствуют 1991-1995 гг., когда инвестиции не приносили адекватной отдачи, увязая в трясине еще не реструктуризированного государственного сектора. Можно предположить, что эффективность инвестиций была бы еще ниже, если бы не малый бизнес, который способствовал росту производства без дополнительного финансирования и тем самым смягчал спад, вызванный структурными реформами.

Опыт транзитивных стран свидетельствует о том, что бурный рост числа малых предприятий продолжается до тех пор, пока не закончится процесс перемещения факторов производства из государственного в частный сектор. К этому моменту доля малого бизнеса достигла примерно 40% от общей численности занятых. Именно эта пороговая величина, по мнению экспертов
Всемирного банка, указывает на то, что в стране осуществилась критическая масса реформ, созданы благоприятные условия для развития бизнеса и подготовлена почва для прихода крупных инвесторов. Таким образом, именно уровень развития малого бизнеса можно рассматривать в качестве интегральной характеристики инвестиционного климата страны. Аргументом в пользу такого утверждения является и тот факт, что кредитные рейтинги, ежегодно присваиваемые странам международным рейтинговым агентством Institutional
Investor, поразительным образом совпадают с уровнем развития предпринимательского сектора в той или иной стране. Так, по итогам 1999 г., при максимальном значении 100, рейтинг Беларуси составлял 11,9,
Венгрии – 55,9, Польши – 56,7, Эстонии – 42,8, Чехии – 56,1.

После того как численность малых предприятий достигла порогового значения, наступает второй этап экономических реформ и время эффективного экономического роста. На Рисунке 2.2 видно, что после 1995 года инвестиции (с двухлетним лагом) начинают приносить все возрастающую ежегодную отдачу в виде прироста ВВП, позволяя Чехии, Венгрии и Польше быстро сокращать разрыв в уровне жизни со странами ЕС. В этот период малый бизнес начинает играть принципиально новую роль в организации производства. Малые предприятия, накопившие за предшествующие годы необходимый капитал, приобретают современное оборудование и постепенно превращаются в специализированные фирмы, выполняющие инновационные разработки, производящие стандартизированные детали, узлы и комплектующие, оказывающие всевозможные производственные и вспомогательные услуги крупным предприятиям. Последние, замыкая на себе технологические цепочки и кооперационные связи сотен мелких производителей, из набора разрозненных деталей и узлов собирают массовую готовую продукцию, поступающие на мировые рынки. В такой форме малый бизнес помогает логически завершить процесс реструктуризации государственного сектора и выйти на уровень специализации и кооперации, соответствующий современной системе организации производства в мире.

Таким образом, в переходной стране либерализация экономики и формирование полноценного предпринимательского сектора являются необходимыми условиями эффективного использования инвестиций. Без создания указанных предпосылок даже крупные инвестиционные инъекции в отдельные
"жемчужины" промышленности не смогут обеспечить существенного роста ВВП.
Объясняется это тем, что продукция, полученная в результате реконструкции таких "жемчужин", поступит на тысячи других не реформированных предприятий с низкой эффективностью и попросту будет превращена в отходы (к концу существования СССР на единицу конечной продукции производилось в 8 - 10 раз больше отходов и соответственно во столько же раз расходовалось больше ресурсов, чем в развитых странах. С тех пор в странах СНГ мало что изменилось). Если же продукция реконструированных "жемчужин" будет экспортирована, то вырученную валюту государство использует опять же на поддержку неэффективных и убыточных производств, что не даст ощутимого прироста ВВП.

А теперь, сколько же надо привлечь инвестиций в Беларусь, чтобы в стране начался устойчивый экономический рост? Основываясь на закономерностях, общих для всех переходных стран, можно сделать некоторые выводы и для Беларуси. Расчеты показывают, что эластичность роста ВВП по инвестициям в упомянутых странах составляла 0,4-0,7. Это означает, что в расчете на душу населения инвестиции в 1000 долларов в условиях Беларуси приведут к росту ВВП на 400-700 долларов (по паритетному курсу). Если учесть, что в настоящее время ВВП на душу населения, как отмечалось выше, составляет 7550 долларов, то для его увеличения в 1,7 раза (именно такой темп роста ВВП заложен в проекте Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь), потребуется около 10 000 долларов в среднедушевом исчислении, или 100 млрд. долларов в целом по республике. Это в 2,5 раза больше того объема инвестиций, который требуется
Беларуси по прогнозам Министерства экономики.

Таким образом, из анализа опыта переходных стран можно сделать вывод, что инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи, пока доля малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет порогового значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в результате либерализации экономики и создания благоприятных условий для развития предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси либерализация экономики на данном этапе является более настоятельной необходимостью, чем поиск, мобилизация и привлечение инвестиций.

2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси

По объему прямых иностранных инвестиций в экономику РБ российские инвесторы намного опережают инвесторов из других стран. Основной вклад осуществляет одна российская компания - РАО "Газпром".

Иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой для
Беларуси. С одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных ресурсов иностранный капитал на современном этапе сохраняет свою роль потенциального источника капвложений, а с другой - невысокий инвестиционный рейтинг страны, неустойчивость законодательства и шероховатости экономической политики государства препятствуют формированию необходимых условий для частного зарубежного инвестора.

По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси зарегистрировано 77 предприятий с участием российского капитала (или 3,2% от общего числа по республике),

в том числе 67 совместных и 10 иностранных.

Доля российского капитала в объявленном уставном фонде данных предприятий составила около 2 млн. USD, или менее 1% от общего объема по республике, из которых перечислено 1,7 млн. USD, то есть 85% от объявленного. Их создание позволило организовать более 1,5 тысячи рабочих мест (или 2,4% от занятых на всех СП и ИП). Однако с учетом всех зарегистрированных в РБ предприятий с российским капиталом вклад российских инвесторов на самом деле намного больше.

Среди стран СНГ Россия занимает доминирующее положение по количеству созданных совместных предприятий, зарегистрированных облисполкомами в соответствии с национальным режимом регистрации. Оценить размер инвестиций в эти предприятия затруднительно, так как их уставные фонды объявлялись в белорусских рублях в различное время в течение периода, когда были проведены две деноминации.

Наиболее крупным инвестиционным проектом на территории РБ является строительство газопровода Ямал - Западная Европа, осуществляемое РАО
"Газпром" совместно с белорусскими субподрядчиками. Согласно данным платежного баланса, с 1995 года на финансирование данного проекта перечислено 396,3 млн. USD, или 64,7% от общего объема поступивших в республику прямых иностранных инвестиций в виде вложений в уставные фонды предприятий и банков, а также реинвестированных доходов.

Без учета вложений "Газпрома" в сравнении со странами ЕС российские позиции не отражают в полной мере стратегического экономического интереса к
Беларуси. Так, на сегодня мы имеем 625 работающих предприятий с участием инвесторов из стран Европейского Союза, зарегистрированных в МИДе, против
77 из России (отношение 8:1), а соотношение фактически сформированного уставного фонда составляет соответственно 80:1.

Данные факты объясняются как высокой потребностью самой России в инвестиционных ресурсах, так и существующими различиями в экономических системах, законодательстве и т. д. Тем не менее с учетом упомянутого выше проекта РАО "Газпром" Россия является безусловным лидером по объемам прямых иностранных инвестиций в РБ.

Отраслевая направленность деятельности белорусских резидентов с долей российских инвестиций соответствует общереспубликанской тенденции превалирования промышленного сектора, сложившейся в последние три года.
Значительные прямые инвестиции Россия направляет также в развитие оптовой и розничной торговли, транспорта и строительства. Это отражает и десяток крупнейших предприятий (из числа зарегистрированных в МИДе), на долю инвестиций которых приходится более 80% от общего объема.

Во исполнение Договора о создании Союзного государства между Россией и
Беларусью от 8 декабря 1999 года в рамках создания единого экономического пространства государства-участники принимают согласованные меры по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и проводят единую структурную политику, в том числе и в сфере привлечения инвестиций.

В настоящее время правительством Беларуси принято решение и проводится работа по созданию Координационного совета по иностранным инвестициям при
Совете министров РБ по аналогии с действующим уже пять лет Консультативным советом по иностранным инвестициям в России под руководством председателя
Правительства РФ. Важно, что такие органы работают во многих странах -
Латвии, Израиле, Египте, Иране, Сирии, Индии, Казахстане, Японии и т. д.

С целью унификации законодательства РБ и РФ в рамках Межпарламентского комитета РБ, Республики Казахстан, Киргизской Республики, РФ и Республики
Таджикистан в ходе заседаний соответствующей рабочей группы (в октябре 1999 года и в феврале текущего) подготовлен проект модельного Закона "Общие принципы функционирования свободных экономических зон", который в ближайшее время будет представлен на рассмотрение постоянной комиссии МПК по экономике и финансам. Целью принятия модельного закона о принципах функционирования СЭЗ является определение общих основ и направлений развития СЭЗ в государствах - участниках Таможенного союза.

2.3 Регулирование иностранных инвестиции.

Еще один путь активизации инвестиционной деятельности привлечение иностранного капитала, который пока не превратился в фактор макроэкономического значения. Так, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме долгосрочных капиталовложений остается незначительным (по разным оценкам, от 5 до 10%). Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства и того меньше около 5%. На иностранные предприятия и предприятия смешанной собственности с участием белорусского и иностранного капитала вообще приходится порядка 1 % основного капитала. Однако важны не только масштабы, но и эффективность использования иностранных инвестиций, их влияние на перспективы развития белорусской экономики.

Государственное регулирование иностранных инвестиций в Беларуси является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами контроля.

Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) в предпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно к Беларуси это привело к тому, что импортируемый иностранный капитал слабо
«работает» на социально-экономическую стабилизацию в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.