p> 2.1 Инвестиционный климат Беларуси Валовой внутренний продукт (ВВП), приходящийся на душу населения в
самой бедной стране Европейского Союза – Португалии, в 2000 году составлял
10700 долларов, в то время как в Беларуси – 7550 долларов. При сохранении
существующих ежегодных темпов роста ВВП в обеих странах (соответственно
3,7% и 4,1%) Беларуси потребуется около 100 лет для того, чтобы
сравняться с Португалией по уровню жизни. Решить задачу догоняющего
развития страна может только на основе ускорения экономического роста,
главным источником которого являются капитальные вложения. В этой связи
озабоченность Правительства республики поиском, мобилизацией и
привлечением инвестиций кажется, на первый взгляд, вполне обоснованной.
Однако является ли именно дефицит инвестиций тормозом экономического роста
страны? И если инвестиции действительно необходимы для развития Беларуси,
то при каких условиях и в каких объемах они могли бы поступить в страну?
Для ответа на эти вопросы обратимся к международному опыту. Последние исследования Всемирного банка показали, что между темпами
роста ВВП и капитальных вложений, хотя и существует положительная
взаимосвязь, но она не носит четко выраженного характера. На рисунке 2.1,
обобщающей опыт развития 160 стран в 1950-1990 гг., виден большой разброс
данных: страны с более низкой долей накопления в ВВП демонстрировали
быстрый темп роста и, напротив, страны с высокой инвестиционной активностью
развивались более медленными темпами. Очевидно, что феномен экономического
роста нельзя объяснить только объемами инвестиций, хотя последние и
являются фактором, наиболее тесно коррелирующим с ростом ВВП. Таков вывод
Всемирного банка, в который, кстати, хорошо вписывается опыт последнего
десятилетия существования СССР, когда доля фонда накопления в национальном
доходе страны достигала 29%, а темпы роста экономики приближались к нулю. Рисунок 2.1 Концепция Всемирного банка нашла подтверждение и в опыте переходных
стран, успешно решивших проблему ускоренного экономического роста. В
настоящее время Чехия, Словения, Венгрия, Польша, Эстония по уровню жизни
населения быстрыми темпами догоняют арьергард стран Европейского Союза. И
как показывает анализ, инвестиции в этом играют хотя и важную, но не
определяющую роль. Рисунок 2.2 характеризует сравнительную динамику
прироста инвестиций и ВВП (оба интегральных показателя в расчете на душу
населения) по четырем переходным странам и Беларуси. Как видно из Рисунка 2.2, до середины 90-х гг. в Чехии, Эстонии,
Венгрии и Беларуси прирост инвестиций на душу населения был примерно
одинаков, а в Польше – почти в 2 раза ниже. Тем не менее, в 1996-2000 гг.
все перечисленные страны сумели значительно обогнать Беларусь по темпам
экономического роста и обеспечить к концу десятилетия в 1,5-2 раза более
высокий, чем в нашей стране, уровень жизни населения. Следовательно, с
точки зрения конечных социально-экономических результатов более важным
оказался не объем инвестиций, а некие иные факторы роста. Какие же
условия, с одной стороны, общие для экономики Чехии, Эстонии, Венгрии и
Польши, а с другой, отсутствующие в Беларуси, позволили задействовать
дополнительные движущие силы экономического роста? Ответ может быть только
один - либеральная экономическая среда и уровень развития малого бизнеса. Действительно, в результате системных реформ, проведенных в начале 90-
х гг., в этих странах произошла либерализация цен, изменилась налоговая
система, упростилась процедура создания новых предприятий, усилились
законодательные гарантии имущественных и контрактных прав, возникли новые
институты финансового посредничества. Все это создало условия для
стремительного развития малого бизнеса. Если в Беларуси за 10 лет доля
малых предприятий в общей численности занятых не смогла подняться выше
12%, то в Польше она увеличилась с 17 до 55%. Такими же высокими темпами
шло формирование предпринимательского сектора в Чехии, Венгрии, других
странах Восточной Европы и Балтики. Параллельно с увеличением числа малых
предприятий изменялась их роль и тот вклад, который они вносили в
обеспечение экономического роста страны. На первом этапе реформ малые предприятия выступали в качестве
своеобразных "чистильщиков" государственного сектора. Арендуя у
государственных предприятий площади, приобретая у них изношенные, но еще
жизнеспособные оборудование и инвентарь, приспосабливая для своих нужд
неиспользуемые помещения и вовлекая в хозяйственный оборот все пригодные
материалы, в т.ч. и отходы, малый бизнес способствовал более
эффективному использованию ресурсов страны. При этом частные фирмы нередко
становились подрядчиками более крупных предприятий, обеспечивая их
комплектующими и деталями, выполняя для заказчиков опытно-конструкторские
работы и отдельные технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко
реагирующие на спрос малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью
и высокой производительностью, осваивали те экономические ниши, которые
были недоступны крупным производителям. Подобно трудолюбивым муравьям,
малый бизнес расчищал и облагораживал почву, делая государственный лунный
ландшафт более пригодным для жизни. На Рисунке 2.2 этому периоду
соответствуют 1991-1995 гг., когда инвестиции не приносили адекватной
отдачи, увязая в трясине еще не реструктуризированного государственного
сектора. Можно предположить, что эффективность инвестиций была бы еще ниже,
если бы не малый бизнес, который способствовал росту производства без
дополнительного финансирования и тем самым смягчал спад, вызванный
структурными реформами. Опыт транзитивных стран свидетельствует о том, что бурный рост числа
малых предприятий продолжается до тех пор, пока не закончится процесс
перемещения факторов производства из государственного в частный сектор. К
этому моменту доля малого бизнеса достигла примерно 40% от общей
численности занятых. Именно эта пороговая величина, по мнению экспертов
Всемирного банка, указывает на то, что в стране осуществилась критическая
масса реформ, созданы благоприятные условия для развития бизнеса и
подготовлена почва для прихода крупных инвесторов. Таким образом, именно
уровень развития малого бизнеса можно рассматривать в качестве интегральной
характеристики инвестиционного климата страны. Аргументом в пользу такого
утверждения является и тот факт, что кредитные рейтинги, ежегодно
присваиваемые странам международным рейтинговым агентством Institutional
Investor, поразительным образом совпадают с уровнем развития
предпринимательского сектора в той или иной стране. Так, по итогам 1999
г., при максимальном значении 100, рейтинг Беларуси составлял 11,9,
Венгрии – 55,9, Польши – 56,7, Эстонии – 42,8, Чехии – 56,1. После того как численность малых предприятий достигла порогового
значения, наступает второй этап экономических реформ и время эффективного
экономического роста. На Рисунке 2.2 видно, что после 1995 года
инвестиции (с двухлетним лагом) начинают приносить все возрастающую
ежегодную отдачу в виде прироста ВВП, позволяя Чехии, Венгрии и Польше
быстро сокращать разрыв в уровне жизни со странами ЕС. В этот период
малый бизнес начинает играть принципиально новую роль в организации
производства. Малые предприятия, накопившие за предшествующие годы
необходимый капитал, приобретают современное оборудование и постепенно
превращаются в специализированные фирмы, выполняющие инновационные
разработки, производящие стандартизированные детали, узлы и комплектующие,
оказывающие всевозможные производственные и вспомогательные услуги крупным
предприятиям. Последние, замыкая на себе технологические цепочки и
кооперационные связи сотен мелких производителей, из набора разрозненных
деталей и узлов собирают массовую готовую продукцию, поступающие на мировые
рынки. В такой форме малый бизнес помогает логически завершить процесс
реструктуризации государственного сектора и выйти на уровень
специализации и кооперации, соответствующий современной системе
организации производства в мире. Таким образом, в переходной стране либерализация экономики и
формирование полноценного предпринимательского сектора являются
необходимыми условиями эффективного использования инвестиций. Без создания
указанных предпосылок даже крупные инвестиционные инъекции в отдельные
"жемчужины" промышленности не смогут обеспечить существенного роста ВВП.
Объясняется это тем, что продукция, полученная в результате реконструкции
таких "жемчужин", поступит на тысячи других не реформированных предприятий
с низкой эффективностью и попросту будет превращена в отходы (к концу
существования СССР на единицу конечной продукции производилось в 8 - 10 раз
больше отходов и соответственно во столько же раз расходовалось больше
ресурсов, чем в развитых странах. С тех пор в странах СНГ мало что
изменилось). Если же продукция реконструированных "жемчужин" будет
экспортирована, то вырученную валюту государство использует опять же на
поддержку неэффективных и убыточных производств, что не даст ощутимого
прироста ВВП. А теперь, сколько же надо привлечь инвестиций в Беларусь, чтобы в
стране начался устойчивый экономический рост? Основываясь на
закономерностях, общих для всех переходных стран, можно сделать некоторые
выводы и для Беларуси. Расчеты показывают, что эластичность роста ВВП по
инвестициям в упомянутых странах составляла 0,4-0,7. Это означает, что в
расчете на душу населения инвестиции в 1000 долларов в условиях Беларуси
приведут к росту ВВП на 400-700 долларов (по паритетному курсу). Если
учесть, что в настоящее время ВВП на душу населения, как отмечалось выше,
составляет 7550 долларов, то для его увеличения в 1,7 раза (именно такой
темп роста ВВП заложен в проекте Национальной программы привлечения
инвестиций в экономику Республики Беларусь), потребуется около 10 000
долларов в среднедушевом исчислении, или 100 млрд. долларов в целом по
республике. Это в 2,5 раза больше того объема инвестиций, который требуется Беларуси по прогнозам Министерства экономики. Таким образом, из анализа опыта переходных стран можно сделать
вывод, что инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи,
пока доля малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет
порогового значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в
результате либерализации экономики и создания благоприятных условий для
развития предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси
либерализация экономики на данном этапе является более настоятельной
необходимостью, чем поиск, мобилизация и привлечение инвестиций. 2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси По объему прямых иностранных инвестиций в экономику РБ российские
инвесторы намного опережают инвесторов из других стран. Основной вклад
осуществляет одна российская компания - РАО "Газпром". Иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой для
Беларуси. С одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных
ресурсов иностранный капитал на современном этапе сохраняет свою роль
потенциального источника капвложений, а с другой - невысокий инвестиционный
рейтинг страны, неустойчивость законодательства и шероховатости
экономической политики государства препятствуют формированию необходимых
условий для частного зарубежного инвестора. По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси
зарегистрировано 77 предприятий с участием российского капитала (или 3,2%
от общего числа по республике), в том числе 67 совместных и 10 иностранных. Доля российского капитала в объявленном уставном фонде данных
предприятий составила около 2 млн. USD, или менее 1% от общего объема по
республике, из которых перечислено 1,7 млн. USD, то есть 85% от
объявленного. Их создание позволило организовать более 1,5 тысячи рабочих
мест (или 2,4% от занятых на всех СП и ИП). Однако с учетом всех
зарегистрированных в РБ предприятий с российским капиталом вклад российских
инвесторов на самом деле намного больше. Среди стран СНГ Россия занимает доминирующее положение по количеству
созданных совместных предприятий, зарегистрированных облисполкомами в
соответствии с национальным режимом регистрации. Оценить размер инвестиций
в эти предприятия затруднительно, так как их уставные фонды объявлялись в
белорусских рублях в различное время в течение периода, когда были
проведены две деноминации. Наиболее крупным инвестиционным проектом на территории РБ является
строительство газопровода Ямал - Западная Европа, осуществляемое РАО
"Газпром" совместно с белорусскими субподрядчиками. Согласно данным
платежного баланса, с 1995 года на финансирование данного проекта
перечислено 396,3 млн. USD, или 64,7% от общего объема поступивших в
республику прямых иностранных инвестиций в виде вложений в уставные фонды
предприятий и банков, а также реинвестированных доходов. Без учета вложений "Газпрома" в сравнении со странами ЕС российские
позиции не отражают в полной мере стратегического экономического интереса к
Беларуси. Так, на сегодня мы имеем 625 работающих предприятий с участием
инвесторов из стран Европейского Союза, зарегистрированных в МИДе, против
77 из России (отношение 8:1), а соотношение фактически сформированного
уставного фонда составляет соответственно 80:1. Данные факты объясняются как высокой потребностью самой России в
инвестиционных ресурсах, так и существующими различиями в экономических
системах, законодательстве и т. д. Тем не менее с учетом упомянутого выше
проекта РАО "Газпром" Россия является безусловным лидером по объемам прямых
иностранных инвестиций в РБ. Отраслевая направленность деятельности белорусских резидентов с долей
российских инвестиций соответствует общереспубликанской тенденции
превалирования промышленного сектора, сложившейся в последние три года.
Значительные прямые инвестиции Россия направляет также в развитие оптовой и
розничной торговли, транспорта и строительства. Это отражает и десяток
крупнейших предприятий (из числа зарегистрированных в МИДе), на долю
инвестиций которых приходится более 80% от общего объема. Во исполнение Договора о создании Союзного государства между Россией и
Беларусью от 8 декабря 1999 года в рамках создания единого экономического
пространства государства-участники принимают согласованные меры по
поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей
развития и проводят единую структурную политику, в том числе и в сфере
привлечения инвестиций. В настоящее время правительством Беларуси принято решение и проводится
работа по созданию Координационного совета по иностранным инвестициям при
Совете министров РБ по аналогии с действующим уже пять лет Консультативным
советом по иностранным инвестициям в России под руководством председателя
Правительства РФ. Важно, что такие органы работают во многих странах -
Латвии, Израиле, Египте, Иране, Сирии, Индии, Казахстане, Японии и т. д. С целью унификации законодательства РБ и РФ в рамках Межпарламентского
комитета РБ, Республики Казахстан, Киргизской Республики, РФ и Республики
Таджикистан в ходе заседаний соответствующей рабочей группы (в октябре 1999
года и в феврале текущего) подготовлен проект модельного Закона "Общие
принципы функционирования свободных экономических зон", который в ближайшее
время будет представлен на рассмотрение постоянной комиссии МПК по
экономике и финансам. Целью принятия модельного закона о принципах
функционирования СЭЗ является определение общих основ и направлений
развития СЭЗ в государствах - участниках Таможенного союза. 2.3 Регулирование иностранных инвестиции. Еще один путь активизации инвестиционной деятельности привлечение
иностранного капитала, который пока не превратился в фактор
макроэкономического значения. Так, удельный вес иностранных инвестиций в
общем объеме долгосрочных капиталовложений остается незначительным (по
разным оценкам, от 5 до 10%). Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с
участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства и
того меньше около 5%. На иностранные предприятия и предприятия смешанной
собственности с участием белорусского и иностранного капитала вообще
приходится порядка 1 % основного капитала. Однако важны не только масштабы,
но и эффективность использования иностранных инвестиций, их влияние на
перспективы развития белорусской экономики. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Беларуси
является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за
отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать
комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную
соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами
контроля. Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют
объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства
партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) в
предпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно
к Беларуси это привело к тому, что импортируемый иностранный капитал слабо
«работает» на социально-экономическую стабилизацию в стране.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|