Меню
Поиск



рефераты скачать Информатизация и экономика

p> Распространение информационной технологии, стимулируя концентрацию и централизацию капитала, придает некоторые особенности этому процессу. В отличии от прошлого он далеко не всегда совпадает с концентрацией рабочей силы и производства. Компьютерная автоматизация, обеспечивая гибкость производства, снижает преимущества крупных его масштабов. Возникает возможность создания небольших по числу занятых, но высокопроизводительных предприятий. Вместе с тем возрастает необходимость больших расходов на научные исследования и разработки, математическое обеспечение электронно- вычислительной техники. А они под силу лишь крупным корпорациям, которые к тому же обладают кадрами высококвалифицированных специалистов и имеют более широкий доступ к источникам научно-технической, экономической и другой информации. Кроме того, электронно-вычислительная техника в сочетании с новейшими средствами связи (включая спутники) значительно снижает издержки по управлению крупными хозяйственными комплексами, которыми располагают международные корпорации-гиганты. Последние занимают ключевые позиции в производстве и использовании новейшей технологии, а также в промышленных исследованиях и разработках. Концентрация производства и использования информационной техники влечет за собой концентрацию информационных ресурсов, что еще больше укрепляет позиции крупнейших монополий.


Информация как товар

По своей природе информация является коллективным продуктом. Ее монополизация капиталом обостряет противоречием между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения. В связи с важной ролью, которую играет информация в современном мире, все более острой становится проблема доступа к ее источникам и общественных форм обслуживания.

Не обходят эту проблему и теоретики “информационного общества”. Д.Белл рассматривает ее в контексте альтернативы: единая общенациональная система или децентрализованная система информационного обслуживания крупными корпорациями. Решение этой дилеммы, с его точки зрения, - это выбор между
“равенством” и “эффективностью”.[12]

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления. Глубоко общественный характер информации ослабляет стимулы, присущие частному предпринимательству, в ее производстве и распространении. Именно поэтому огосударствление некоторых отраслей информационного сектора (образование, научные учреждения и др.) признается необходимым условием развития современного капитализма. Помимо того государство само является одним из крупнейших потребителей компьютерной техники, производителем, потребителем и накопителем информации. Приоритетное значение приобретает их использование в военных целях.


Труд в мире компьютерной автоматизации

Высокая производительность микроэлектронной техники, ее огромные возможности заменять и умножать не только физические, но и умственные способности человека, породили теории об уменьшающейся роли труда, предсказания о его крушении как социального института. Экономист В.Леонтьев говорит: “Поскольку не только физические, но и контролирующие “умственные” функции труда в производстве товаров и услуг могут выполнятся без участия человека, роль труда как неотъемлемого “фактора производства” будет все более снижаться”.[13] С его точки зрения, с рабочими произойдет то, что получилось с лошадьми и прочим тягловым скотом в сельском хозяйстве в результате внедрения тракторов и других машин.

Однако, эта точка зрения игнорирует вызванный научно-технической революцией глубокий качественный переворот в содержании и функциях труда.
Сокращение непосредственного участия человека в производстве - лишь одна сторона этого процесса. Другая - расширение творческих видов труда, связанных с выполнением контрольно-управляющих и логических функций все более высокого уровня, принятием ответственных решений, с обслуживанием и созданием усложняющейся техники.

Теория “устранения” труда послужила отправным пунктом для создания
Д.Беллом новой антитрудовой теории стоимости, противоположной марксистской.
“По мере сокращения рабочего времени, - писал Д.Белл, - и устранения производственного рабочего (который, по Марксу, является источником стоимости, так как большинство услуг относится к непроизводительному труду) становится ясно, что знания и их применение заменяют рабочего в качестве источника “прибавочной стоимости” в национальном продукте. В этом смысле информация и знания являются основными факторами постиндустриального общества, подобно тому, как капитал и труд были главными факторами индустриального общества”.[14]

Согласно марксистской теории, стоимость не только создается производственным рабочим, а представляет собой результат функционирования общественного труда. В его субстанции сведены различные виды конкретного труда. Что касается теории Д.Белла, то у него стоимость теряет всякую связь как с конкретными общественными отношениями, так и с процессом производства. По Д.Беллу, знания становятся источником стоимости, будучи вовлеченными в систематической форме в трансформацию ресурсов осуществляемую через рынок. В этом случае использование новых технологий позволяет ликвидировать промежуточные звенья (посреднические организации), обеспечивает создание добавочной стоимости информации за счет ее обработки, хранения, передачи и преобразования в более удачные и доступные для немедленного использования формы.

Эти процессы ведут к трансформации капитализма, к разложению способа производства, богатства которого основаны на стоимости и прибавочной стоимости, создаваемых непосредственным трудом.

В последние годы микропроцессорная технология становится материальной основой новой фазы рационализации, при которой структурная перестройка экономики и использование достижений науки и техники служат прежде всего повышению нормы прибыли. При этом компьютеры используются не только для управления производственными процессами, но и для контроля над каждым движением, минутой времени рабочего. Такое применение информационной техники порождает еще большее повышение интенсивности труда, которое распространяется на все новые категории рабочих и служащих.

Электронная техника все больше проникает в сферу услуг. Например компания “American Express” с помощью электроники следит за работой персонала, регистрирующего оплату счетов, и операторов, отвечающих на телефонные запросы владельцев кредитных карточек. Это позволило ей расширить объем операций без соответствующего увеличения персонала при значительном повышении интенсивности труда. В сфере услуг все более широкое применение находят принципы работы конвейерных линий, давно ставшие привычными в промышленности. Так, в банках сенсорные устройства, зажигая табло с номером освободившегося от очередной операции кассира, обеспечивают их постоянную загрузку. На предприятиях телефонной связи автоматизированная система переключения направляет оператору вызов, как только он освободится от предыдущего, и т. п.

Стремление приспособится к новым условиям заставляет менеджмент искать такие формы организации труда, которые бы соответствовали требованиям сегодняшнего дня: отказ от узкой специализации и в то же время удовлетворение индивидуальных потребностей потребителей, объединение операций, большее использование возможностей коллективного труда.


Проблемы безработицы и занятости

По мнению одного из теоретиков “информационного общества”, Ё.Масуды, информационная революция ставит человечество перед выбором: увеличение свободного времени или рост массовой безработицы. По его мнению, вопрос будет решаться в пользу свободного времени. Сокращение рабочей силы в промышленности будет компенсировано расширением сферы услуг, подобно тому, как в прошлом веке вытесненная из сельского хозяйства рабочая сила была поглощена промышленностью.[15]

Следующие факты опровергают часто необоснованное опасение, что новая техника - особенно компьютеры и роботы - ведет к сокращению рабочих мест и массовой безработице. На самом деле экономика США создала более 42 млн. рабочих мест с 1959 по 1985 год - как раз в период перехода от индустриальной экономики к хозяйству, где большинство работающих занято созданием, использованием, хранением и передачей информации. В 80-е годы за один трехлетний период в США появилось почти 9 млн. новых рабочих мест.[16]

Бесспорно, многие американские рабочие, особенно в производственном секторе, потеряли места из-за новой технологии и вынуждены были переучиваться для выполнения совершенно новых видов работ. Но в целом информационная технология, будь то в учреждениях или на предприятиях, стимулировала производительность, способствовала экономическому росту и создала поэтому новые рабочие места.

Также необходимо отметить что, технологическая (промышленная) модель развития общества, в рамках которой следует прежде всего рассматривать феномен информатизации, характеризуется тем, что ее последующие ступени не отвергают предыдущие, так же, как и энергетическая модель. Обуздание пара не исключило возможностей прямого использования огня, появление ЭВМ не исключило возможности и необходимости мозга человека.

Многие до сих пор технологически слабо оснащенные отрасли услуг и сфера конторского труда, связанные с переработкой больших массивов информации, представляют собой сегодня благоприятную почву для применения микроэлектроники. Банки, страховые компании, торговые предприятия все шире начинают использовать ЭВМ различного типа, терминалы, автоматы для учета чеков, автоматизированные системы расчетов, электронных счетов и т. п.
Конторы оснащаются настольными компьютерами, автоматическими устройствами для печатания и размножения текстов, множительными устройствами и т. п.
Открывается перспектива создания полностью автоматизированных электронных офисов.[17] Применение “телематики” - соединения компьютеров с системами телекоммуникаций - даст в сфере услуг толчок росту производительности.

Наблюдая развитие информационного производства в начальный период развития информационного общества, можно осторожно сформулировать предположение о принципиальной возможности решить в условиях информационного общества основную проблему любой формации - проблему максимальной занятости людей в общественном производстве без катастрофических затрат материальных ресурсов, т. е. без войн, строительства пирамид, БАМ и др.

Занятость людей в информационном производстве требует минимальных материальных и энергетических затрат, поэтому в информационном обществе имеется возможность реализации многих положений, закладываемых в понятие экологического общества.

* * *

Как считают авторы “информационного общества”, путь к решению насущных экономических и социально-политических проблем лежит через автоматическую трансформацию современного общества благодаря присущим микроэлектронной техники возможностям.

Глава 2

Информационное общество как модель человеческого развития не может появится на пустом месте. Необходима очень серьезная интеллектуально- технологическая база. Такой основой в западной экономике сегодня является информационный бизнес.

Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой. Информационный бизнес, с одной стороны, входит в инфраструктуру всей предпринимательской деятельности, наряду с банками, биржами, аудиторскими компаниями и т. д., а с другой стороны, является самостоятельной сферой бизнеса.

Наиболее примечательное свойство информации - способность вызывать изменения. Когда люди узнают что-то новое, они начинают жить по-другому, меняются и их потребности в информационных услугах. Непременным условием сохранения конкурентоспособности на рынке информационных услуг является адаптация к изменяющимся потребностям. В этом отношении информационные услуги полностью подвержены рыночным законам. Рынок сам по себе не дает гарантий; тех, кто решил посвятить себя информационным услугам, может ожидать и крах и успех. Теоретически информация должна быть интересна всем.
Практически ценность информации прямо пропорциональна той роли, которую она играет в принятии решений, и тому, что поставлено на карту этим решением.
Ценность информации определяется тем, как вы распорядитесь ею. Сама по себе она стоит немного.

Информация, призванная обеспечить принятие решений, вносит существенный вклад в решение. Она становится фактором производства и подобно труду, материалам и капиталу создает богатства. В этой своей функции информация является элементом конкурентоспособности, равным по значению умелости менеджмента.


Как информация влияет на продукцию

Для того, чтобы понять, как информация выполняет свою функцию создания богатства, необходимо разобраться в том, как она влияет на продукцию - товар или услугу.

Конкурентоспособность товаров всех видов - от автомобиля до компьютера
- зависит не только от доступа к информации, обеспечивающей эффективное использование, но также и от четкого представления о том, какая информация необходима для обеспечения оптимального дизайна и функциональных характеристик.

Успеха в конкурентной борьбе добивается тот, кто понимает важность информационного фактора для создания товаров, способных завоевать рынок.


Обеспечение информационной компетентности

В каждой отрасли сейчас действуют компании, определяющие ориентиры ее развития на основе имеющейся в их распоряжении информации.

В самом общем виде информационные услуги призваны удовлетворять одну из насущных человеческих потребностей - потребность в отборе нужных знаний.

В сфере информационного бизнеса создаются и обмениваются информационные “эквиваленты” событий, людей, действий. Информационные фирмы выискивают группы людей с общим “информационным ситом”, чаще всего используя простые и прямые методы маркетинга. Такие группы представляют рыночные ячейки для информационных услуг.

Фирмы, действующие в сфере информационных услуг, определяют сведения, необходимые при принятии решений какой-либо рыночной ячейке. Затем они разрабатывают или собирают соответствующие данные, придавая им такой вид, чтобы они представляли ценность для своих потребителей. Степень готовности разных рыночных ячеек к использованию информации не одинакова. Некоторые предпочитают электронные каналы, другие приемлют лишь печатную форму. Эти различия между потребителями (рыночными ячейками) вынуждают поставщиков информации прибегать к различным формам и каналам ее передачи.

Чтобы добиться успеха, поставщик должен начать с универсальной информации, пригодной к использованию в любой форме. Нельзя требовать от покупателей информационных услуг, чтобы они принимали информацию лишь в одном определенном виде. Такая политика может лишь открыть двери конкурентам, представляющим информацию в иных, удобных для потребителей формах, и дать им возможность отвоевать часть рыночной ячейки. В результате появляются информационные компании, которые заполняют рыночную ячейку услугами в настолько простой и приемлемой форме, что им нечего боятся конкурентов. Им не приходится даже прибегать к рекламе. Они не просто изучили свой рынок, многие из них создали его, обучив персонально каждого потребителя в соответствующей рыночной ячейке. Именно поэтому продвижение информационных услуг в соответствующую ячейку не требует особой рекламы.

Следует указать, что большинство потребителей обладает благоприобретенной неспособностью воспользоваться современными возможностями информационных услуг - их этому просто не научили. Даже те кто усвоил в школе или в вузе компьютерную грамоту, мало знают о самих информационных услугах, о том, как и когда ими пользоваться.

Информационная компетентность - понятие более широкое, чем компьютерная грамотность. Она включает не только способность найти информацию (то есть осведомленность о том, где и в каком виде она хранится); нужно иметь четкое представление о том, какая именно информация имеется, как она классифицирована и обработана, как ею можно пользоваться и какой вклад она может внести в созидание богатства в конкретной ситуации.
Это умственная работа требующая не только общего образования, но и специальной подготовки.

“Mid Data Central” (MDC) в середине 70-х годов построила стратегию завоевания рынка для нового вида своих услуг “LEXIS” (банк юридической информации, к которому можно подключится по обычным каналам связи) на предоставлении студентам юридических вузов бесплатного доступа к “LEXIS” во время обучения. Тем самым “MDC” “встроила” в новое поколение юристов информационную компетентность. Овладев навыками использования правовой информации в электронной форме, эти молодые люди после окончания университетов стали требовать от своих нанимателей - владельцев юридических фирм доступа к “LEXIS”. Сегодня “MDС” представляет правовые услуги большим и малым юридическим фирмам, создав для себя рынок путем подготовки профессионалов еще на школьной скамье. Далеко не всегда стратегия завоевания рынка информационных услуг характеризуется такой дальновидностью и продуманностью. Особенность информационной сферы состоит в том, что нет ни одного потребителя, которому понадобилось бы знать о всех наличных банках данных. Лица, принимающие решения, должны ориентироваться лишь в тех информационных услугах, которые имеют непосредственное отношение к их бизнесу. Естественно, при необходимости можно привлекать дополнительные
“внешние” источники данных.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.