Меню
Поиск



рефераты скачать Инфляция в РФ

p> Существуют и другие виды классификации инфляции, например, на ожидаемую и неожидаемую.

Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени и она зачастую является прямым результатом действий правительства. В качестве примера можно привести либерализацию цен в России 92го года и соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ накануне - в декабре 91го года.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозированию тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый “эффект Пигу” - резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель становится вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия.

2.2. Экономические и социальные последствия инфляции.

Эти последствия сложны и разнообразны. Небольшие темпы инфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством росту цен и нормы прибыли. По мере увеличения темпов инфляции она превращается в реальное препятствие для производства и обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Галопирующая инфляция дезорганизует производство, наносит серьезный экономический ущерб, затрудняет проведение экономической политики. Также неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Галопирующая инфляция активизирует спрос до уровня, на котором он не может быть насыщен промышленностью, а товарный дефицит, в свою очередь, подрывает стимулы к денежному накоплению. Сбережения населения обесцениваются, потери несут банки и другие кредитующие учреждения. Инфляция является как бы сверхналогом на население, а как следствие - отставание доходов населения от беспрерывно растущих цен.

Глава 3. Центральный банк в условиях инфляции.

3.1. Роль центрального банка в условиях кризиса.

В усовиях системы металлического обращения происходило стихийно- рыночное саморегулирования количества денег в обращении. Сама природа металлических денег (золотых и серебряных попытки увеличить эмиссию чеканкой медных денег по цене серебряных, конечно, предпринимались) исключает возможность увеличения денежной массы для покрытия государственных расходов за счет бюджетного дефицита. Ликвидация свободного размена банкнот на золото по номиналу в условиях резкого развития банковско- кредитной системы привели к тому, что чисто рыночный механизм перестает регулировать объем денежной массы.

Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в создании нового механизма государственного контроля за количеством денег.

Значительное место в государственном регулировании денежного обращения принадлежит центральному банку в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в центральном банке) через предоставление своих ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности - непосредственный путь к достижению желаемых результатов. Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением центральный банк может осуществлять в нескольких формах.

Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения центральным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном,
Федеральном резервном, др. - от названия не меняется сущность) банке, устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и парламента. Но, естественно, мероприятия центробанка проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.

Во-вторых, центральный банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных обязательных резервов на счетах в центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.

Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом центральный банк выступает в роли "последнего кредитора в критической ситуации". Эта оперция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.

Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента прежде всего расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.

Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в соответсвии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.

Надо, однако, заметить, что реакция на подобные меры будет варьироваться в зависимости от соотношения предложения и спроса на кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма процентной ставки также во многом зависит от общего развития производства, коньюктурного колебания цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане.

В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает.

В целом можно сказать, что влияние центрального банка значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистичнеской структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов производства.

Тем не менее, повышение регулирующей роли центрального банка важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему необходимую самосоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.

В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров, на чем, кстати, надо остановиться подробнее.

3.2. "Таргетирование".

"Таргетирование" - установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Фридмен, один из апостолов современного монетаризма, например, принимал величину темпа роста денежной массы в 4% в год за оптимальную, так как при таком росте, по его мнению, одновременно сохраняется стабильность покупательной способности денег и обеспечивается экономический рост при высоком уровне занятости.

Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - центральный банк
Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран.

В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.

Использование "вилки" объясняется рядом объективных причин, в том числе краткосрочным изменением коньюктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая "вилка" в 3% (которую применял, например, тотже Бундесбанк в
1979-1983 и 1986-1988 годах)4) говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы.

Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, центральный банк сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.

Надо, кстати, сказать, что сторонники монетаризма в экономической теории утверждали, что центральный банк не должен ни в каком случае отступать от намеченных ориентиров, обращать внимание на краткосрочные колебания коньюктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. Но рецепты стабилизации экономики, предлагаемые теоретиками монетаризма, нигде не были восприняты буквально. Следуя в общем в русле этого экономического учения, центральные банки на практике проводили меры, от него отклоняющиеся или даже просто ему обратные, ибо главной целью своей деятельности видели не доказательство верности или ложности той или иной теории, а удовлетворение национальных интересов и благосостояние своей страны.

Поэтому, несмотря на рецепты монетаристов, центральные банки при установлении целевых ориентиров учитывали краткосрочные колебания коньюктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. В течение года банк объявлял, какой именно из границ "вилки" он будет придерживаться.

Отвечая на два основных аргумента противников таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной энертностью. Очевидно поэтому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать "неизбежного" темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.

И еще: неустойчивое общеэкономическое положение, внешнеэкономические факторы, тесное интегрирование национальной системы хозяйства в мировую экономику и многое другое - вот те причины, благодоря которым правительства развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда центральные банки отступать от намеченных целей. Так, в 1978 году центральный банк
Германии Бундесбанк - пошел на незапланированное понижение нормы процента, что вызвало значительное увеличение денежной массы в обороте. В данном случае банк руководствовался теми соображениями, что в условиях значительного экономического роста, повышения курса марки к другим твердым валютам и интенсивной германской экономической экспансии подобные меры были бы полностью оправданы.

Подводя промежуточные итоги, я могу сказать, что значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений.

Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует снижению инфляции. Безусловно, этот фактор возымеет действие только при значительной степени доверия населения полинике центробанка и правительства. Установление заранее невыполнимых целей - путь к усугублению всех возникших проблем. Вообще, без веры жить трудно...

Глава 4. Антиинфляционные политика.

4.1. Антиинфляционные политика.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.
Значительное внимание всегда уделялось государсвом регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежнокредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предустатривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и дяже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.
Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искуственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

4.2. Антиинфляционные действия, предпринимаемые в России.

Опыт борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий основывается в основном на “книжных” примерах, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы - тот самый пресловутый монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах вменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляции заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те, обусловленные местом и временем явления.

Несмотря на “табу”, установленное Российским правительством на признание факта гиперинфляции она реально существует. Россия, несмотря на всю ее неординарность и уникальность существует во вполне конкретном мире, экономические процессы которого описаны сотни и тыячи раз. Учебники по economics называют цифру гиперинфляции на уровне 50-200% в год. В России темпы инфляции в первом полугодии составили 17-20% в месяц или около 800% в год. Это-гиперинфляция, все признаки совпадают. Попытки правительства аппелировать к “стабилному” курсу доллара могут обмануть лишь обывателя.

Как известно, четко выделить какой из видов инфляции имеет место невозможно так как они сильно переплетены между собою. В случае инфляции издержек цены растут по причине желания производителей продать свою продукцию по более высоким ценам, а при инфляции спроса покупатель продукции стремится потрать деньги как можно скорее. Очевидно, что оба эти случая имеют место в нашей действительности. Большинство экономистов считают, что используя лишь один рычаг - регулятор денежной массы от инфляции избавиться невозможно.

4.3. Методы борьбы с инфляцией

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают: регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управлние ими центробанком. обязательные денежные резервы коммерческих банков. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как: прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством. государственное регулирование цен. государственное регулирование пределов заработной платы. государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом. государственное регулирование валютного курса.

Практика прямого регулирования денежной массы широко распространена на западе. США неоднократно в 60х - 70х годах неоднократно замораживали цены на многие товары. Полтора десятилетия после второй мировой войны понадобилось странам западной европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в
1986 году. Ф. Рузевельт выводил США из глубочайшего кризиса 30х путем жесточайшего государственного регулирования экономики. В большинстве стран существовали специальные законы, ограничивающие доходы от торгового посредничества.

Нормализация валютного курса является абсолютно необходиммым для прекращения всевозможных неэквивалентных международных торговых операций.реально оценивая возможности регулирования валютного курса за счет интервенций центрального банка следует сказать, что надежд на успех такой политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет скачкообразно - в некоторый момент центробанк не имеет возможностей сдерживать курс и его как бы “прорывает”. Последнее время Центробанк научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для удоволетворения импорта и других текущих платежей политика “игры на понижение” обречена на поражение.

В целом, надо отметить, что реально в нашем сегодняшнем положении по настоящему эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией - регулирование кредитов, цен и заработной платы, регулирование валютного курса и внешней торговли. Однако подобные действия этого правительства не представляются возможными, они еще более пошатнули бы положение и так потерпевшую поражение на выборах “правительственную” партию. Действия правительства за последние полтора года заставляют его теперь метаться между сдерживанием денежной эмиссии и раздачей кредитов после очередного выступления промышленности.

Заключение

Инфляция используется государством для покрытия непроизводительных государственных расходов и финансирования затрат предпринимателей в целях стимулирования деловой активности. Она обостряет социально-классовые противоречия, а при высоком уровне ее развития приводит в расстройство весь процесс капитилистического производства, в результате чего становится необходимым проведение денежной реформы и стабилизация валюты. В России уже создана национальная валюта. Если правительство будет пользоваться богатым теоретическим и практическим багажом знаний по финансовой стабилизации, а есть основания предполагать, что оно будет, то таковая стабилизация будет достигнута, и все мы заживем счастливо.

Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны.
Становление рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики. Предложения по введению государственного заказа, обильному инвестированию промышленности (за счет бюджетного дефицита), установлению жесткого курса валюты и вообще твердых цен на все товары - вызывают сомнения в нормальности их авторов. Странно, почему подобные мероприятия практикуются сейчас на Украине. В любом случае, это наглядный пример всем странам СНГ.

Использованная литература

1. "Деньги и кредит" №5/1993г. Кучукова Н.С. "Поиск стратегии обеспечения финансовой "стабильности"
2. "Российский экономический журнал" №11/1992г. Крылов В. "Проблемы регулирования денежной массы (на примере Германии)"
3. "Вопросы экономики" 12/1991г. "Коммерческие банки и центральный банк в рыночной экономике"
4. "Курс экономической теории" Киров-1993г.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.