Прежде чем мы попытаемся сравнить оба механизма инфляции спроса,
отметим, что в первом механизме (постсоциалистическом) цены растут одновременно
с нарастанием дефицита. В классическом же механизме рост цены сочетается с
ростом производства, увеличением изобилия материальных благ (график 1).
Рост
спроса перемещает точку равновесия как бы в северо-восточном направлении. Цены
растут, но растет и количество товаров.
Экономика дефицита, как видим, перевернула логику классического рынка с
ног на голову: спрос стал предложением, а предложение – спросом. К сожалению,
подобная зеркальная перевернутость рыночной системы может оказаться весьма
устойчивой. Пока это будет так, копирование западных микро- и
макроэкономических рецептов процветания и государственных путей к нему
(антиинфля-ционная политика, налогообложение и др.) будет приводить к обратному
отрицательному результату. Пример тому -дефицитный механизм инфляции спроса,
приведенный выше: цена растет при одновременном ускорении экономического спада,
ведь количество продукции, как видим, уменьшается (график 2).
Дополнительным пояснением сравнения двух графиков служит график 3. Точки
Е и Е1 означают точки равновесия спроса и предложения.
Реальная причина отмеченного «зеркального
отражения», его системной закрепленности в России - монополизм промышленных
предприятий преимущес-твенно государственной формы собственности. Дело в том,
что дефицитный механизм инфляции спроса их весьма устраивает.
За счет дефицита предприятия – монополисты получают
большую прибыль. Так же возрастание выручки идет и за счет инфляционного роста
цен. Итак, денег стало больше. Их увеличение - источник нарастания
финансово-спекулятивных операций. Одновременно с нарастанием денежного кома снизился
объем производства, дефицит усилился. Это поможет предприятиям - монополистам
получить еще большую номинальную выручку на следующий год и т. д. до
бесконечности, точнее до полного развала экономики, если не будут приняты
сильные антиинфляционные меры.
Со временем подобный механизм может стать устойчивым. Из
всей суммы предприятий будут постепенно разоряться те, которые менее
монополизированы. Спрос на их продукцию будет относительно снижаться, быстрее,
чем у других.
Перейдем к рассмотрению механизма инфляции предложения
(издержек), вызванной ростом любых издержек производства (заработная плата,
средства производства и проч.).
Инфляция издержек характеризуется
воздействием следующих неденежных факторов на процессы
ценообразования.
Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов.
Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в
1961 - 1973 гг. составлял 2,3%, то в 1974 - 1980 гг. - 0,2%, а в промышленности
соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были характерны и для других
промышленно развитых стран. Решающую роль в замедлении роста производительности
труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как
циклическими, так и структурными кризисами.
Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с
одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с
отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом
заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на
продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало ее заметное удорожание: в промышленно
развитых странах рост цен на услуги в 1,5 - 2 раза превышал рост цен на
остальные товары.
Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса,
активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост
заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же
время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям
были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута
спираль "заработная плата - цены".
Энергетический кризис. Он
вызвал в 70-х годах огромное удорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60-е годы
среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран
составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12%.
Классический механизм
инфляции предложения изображен на графике 4.
Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к
смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное
время баланс спроса и предложения устанавливается в точке большей цены.
Дефицитная экономическая система имеет свой особый механизм
инфляции предложения (по аналогии с инфляцией спроса). Напомним, что логика
спроса здесь как бы «перевернута»: дефицитный рост рыночной цены в сочетании с
пессимизмом рациональных ожиданий населения и бизнеса, неопределенностью
конъюнктуры провоцирует нарастание спроса в количествен-ном измерении. Короче
говоря, чем дороже товар, тем больше его берут. Логика предложения также
«перевернута» по сравнению с классической: чем дороже товар, тем меньше его
производят. Главная причина отмеченных нелогичностей - накапливающаяся
дефицитность экономики, подкрепленная технико-экономичес-ким монополизмом всех
уровней и окрасок.
В силу первопричинности дефицитного спроса, на
графике изображен опережающий темп роста спроса по сравнению с ростом
предложения (график 5).
Нагнетание дефицитного спроса делает невыгодным стратегию
постоянного нара-щивания объема производства. Предприятию выгоднее в ожидании
дальнейшего скачка цен заблаговременно готовиться к незначитель-ному и эпизодическому
увеличению выпуска. Так, за 1991 г. количество реализованной продукции даже
сократилось, а цена возросла. Налицо дефицитная инфляция.
Таким образом, в условиях дефицитной рыночной экономики инфляция
предложения как бы вторична по сравнению с инфляцией спроса. Рост издержек
предприятий смещает линию предложения вверх, и цена равновесия растет; но
главная составляющая роста цены даже в такой ситуации неизменна - это
дефицитный, накапливающийся спрос.
Стратегия поведения фирмы в условиях дефицитной инфляции
по-своему уникальна. «Предприятие можно образно сравнить с автомобилем, разогревающим
свой мотор. Водитель не знает, куда ему ехать, и чаще всего ему невыгодно ехать
куда-либо, даже если он знает направление: расход бензина в силу
несбалансированности инфляции может не окупиться даже при кажущейся на первый
взгляд выгодности перевозки пассажира или товара. К сожалению, топливо расходуется
даже тогда, когда реального движения нет: двигатель должен быть разогрет,
готовность к движению должна быть максимальной. Затраты топлива на разогрев
двигателя - это как бы издержки предприятия по сохранению трудоспособ-ного
коллектива, поддержанию технических параметров производства и прочие
сопряженные издержки.»
Можно высказать следующие рекомендации по стратегии и тактике
выжива-ния бизнеса в условиях современной инфляции.
1. Постараться сохранить основной профиль бизнеса (продукт или вид
услуги).
2. Диверсификация, как в пределах основного профиля, так и шире.
3. Выделение из структуры предприятия или создание преимущественно
малых торгово - посреднических фирм.
4. Акцент на разнообразные и многочисленные короткие по времени и
высокодоходные операции с высокой степенью риска.
5. Создание общего страхового фонда для минимизации риска по всей
совокупности отмеченных выше операций.
Ориентация на товарные группы со стабильной доходностью
недостаточна, поскольку реально их трудно «отследить», вычленить и
зафиксировать по причине скачкообразной несбалансированности роста
соотносительных цен. Сейчас идет постоянный текущий пересчет отношения
затратности и доходности всех вариантов практически любого бизнеса.
Таким образом, реальный вариант выживания - многовариантность и
скачкообразность торгово-производственных операций. В этом суть тактики
инфляционного ожидания предприятия. Естественно, что в наименее выгодном
положении оказываются коллективы, технология производства которых не позволяет
работать рывками, прерывание производства невозможно. Пример -доменную печь
нельзя остановить с целью ожидания более благоприятного соотношения цен между
затратами и доходностью ее эксплуатирования. Добавим, что непрерывность можно
понимать и как необходимость поддержания квалификационного уровня специалистов.
6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ИНФЛЯЦИИ.
Экономические
и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы
содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором
временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в
серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную
напряженность в обществе.
Галопирующая
инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как
крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности
рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной
макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает
диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров
на внутреннем рынке.
Такая
инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в
лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к денежному
накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.
Кроме того, в условиях инфляции
обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения,
предоставляющие кредиты.
Интернационализация
производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя
международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к
высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и
технологическую отсталость.
Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению
национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что
обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной
платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.
Я не вижу необходимости в отдельном параграфе обсуждать
последствия инфляции в России. Хочется лишь отметить несколько отличительных
последствий:
-
за счет инфляционных
процессов в России произошло обогащение наболь-
шой кучки людей, которые владели более оперативной информацией и
знаниями
в области экономики.
-
широкие слои населения
научились выживать в ситуации инфляции,
На протяжении 70-ти лет социалистического строя население не испытывало
действие инфляции на своем кошельке. Поколение сменялось поколением, а
практических и теоретических знаний не получали ни из жизни, ни из
курса среднего обучения.
7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР
Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с
инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного
бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными мельницами».
Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством
стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер,
или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США,
Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают
комплекс адаптационных государственных мер (индекса-ция доходов, контроль роста
цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию
доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада
деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет
множество вариантов.
Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов
осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией
предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в
зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и
многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции.
В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен
еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо
сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда имеет целью
не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае
резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации
приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной)
адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от
фактического роста цен неизбежно.
Политика доходов - одно из направлений адаптационной антиинфля-ционной борьбы. История
знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других
странах внедрялась политика «стоп - вперед», оказавшаяся неэффективной в плане
снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности
и жизненного уровня населения.
Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские
страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается
(Финляндия 1967 - 1971 гг., США – 1951 - 1952 гг.), но долгосрочно и эта
политика не приживается.
Следующий вариант - государственные рекомендательные
ориентиры установления цен и заработной платы. Пример-правление
Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго.
Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация
государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная
антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к
«невидимой руке» А. Смита.
К сожалению, ни один из перечисленных видов политики
доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу
80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично
сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.
Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма
популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и
профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на
доброволь-ной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его
малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не
теряют.
В основе большинства вариантов стратегии активной
борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная
теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции
взаимооб-ратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать
количество безработных.
В связи с популярностью, «естественностью» стихийного
рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного
уровня безработицы.
Естественный уровень безработицы - тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения
заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и
цен, и заработной платы. Естественным такой уровень
можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка
механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица
увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в
долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после
достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически.
К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для
адаптации к, различного рода, экономическим потрясениям для достижения
естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости
населения к экономическим неурядицам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|