При этом цены на товары разового спроса (автомобили,
телевизоры, холодильники, мебель и т.п.) могут не оказывать сильного влияния на
инфляционные ощущения в силу редкости покупок, хотя потребительская группа в
целом при этом систематически расходует на их приобретение значительные
средства. Следует заметить, что при исчислении ИПЦ учитывается снижение цен (с
учетом роста качества) на товары в таких высокотехнологичных отраслях, как
производство компьютеров и оргтехники, видео- и аудиотехники, бытовой техники,
автомобилей и т.д. Но потребитель привык воспринимать это снижение как «дар
природы» и не учитывает в своих инфляционных ощущениях. Даже при сезонных
колебаниях цен потребитель острее воспринимает их рост, чем снижение. Кроме
того, в России потребителями учитываются пережитые в последние, годы
потрясения, от них трудно ожидать планирования жизни на десятки лет вперед, как
это делают граждане стран с «экономикой всеобщего благосостояния».
Российское государство по-прежнему добивается
снижения инфляции, проводя рестриктивную монетарную политику. В то же время
оно допускает опережающий рост прямо или косвенно регулируемых цен на товары и
услуги, являющиеся наиболее чувствительными для товаропроизводителей и
населения. Это раскручивает инфляцию и поддерживает инфляционные ожидания
экономических агентов.
Так, за 2004 г. потребительские цены возросли
на 11,7%, платные услуги населению - на 17,7%. В том числе тарифы на
жилищно-коммунальные услуги возросли на 23,5%. Следует также отметить, что из
потребительских товаров по итогам 2004 г. наиболее значительно подорожали
хлеб и хлебобулочные изделия (на 16,7%), мясо и птица (на 19,6%),бензин
(на31,3%). При этом цены производителей в промышленности возросли на 28,3%, в
том числе в топливной промышленности - на 64,7% и в электроэнергетике - на
11,5%. Цены производителей в газовой промышленности возросли на 88,5%, в
нефтеперерабатывающей - на 48,9%.[4]
Следует отметить, что цены на многие из этих товаров
регулируются государством косвенно. Например, цены на нефть и нефтепродукты
регулируются с помощью экспортных пошлин и других налогов. На импорт мяса и
птицы установлены квоты, а цены на хлеб зависят от госзакупок и товарных
интервенций на рынке зерна.
На сколько же выросли цены в 2005 году? Индекс
потребительских цен в 1-м квартале 2005 г. составил 105,3 %. Он существенно
превысил показатель аналогичного периода 2004 г.(103,5%) и был, сопоставим с
показателями 2002 и 2003 годов (соответственно 105,4 и 105,2%). Концу марта
платные услуги стали дороже на 12,6%, продовольственные и непродовольственные
товары - соответственно на 4,9 и 1,1% (рис. 7).
Рисунок 7. ИПЦ на продовольственные,
непродовольственные товары и услуги населению (на конец периода; в % к декабрю
2003 г.)
Наибольший рост потребительских цен в 1-м
квартале 2005 года зафиксирован на жилищно-коммунальные услуги (26,5%), плодовоовощную
продукцию (24,0%), услуги дошкольного воспитания (16,7%), топливо (7,4%),
мясопродукты (6,9%), услуги организации культуры (6,8%), медицинские услуги
(6,6%), рыбопродукты (6,3%), услуги пассажирского транспорта (5,8%), в том
числе на услуги городского электрического транспорта (13,5%)
(рис.8-приложение).
Вместе с тем влияние отдельных товаров на общий
уровень инфляции определяется не только ростом цен, но и той долей, которую они
занимают в общих потребительских расходах населения. Структура «вклада»
отдельных групп товаров и услуг в 2005 г. существенно отличалась от предыдущих
лет. Если в 2003 и 2004 гг. наибольший «вклад» в прирост цен вносило их
увеличение на продовольственные товары, то в 1-м квартале 2005 г. 49,1%
прироста (2,6 процентного пункта) приходилось на долю платных услуг (рис.9).
Рисунок 9. «Вклад» отдельных групп
товаров и услуг в общий прирост потребительских цен на товары и услуги в
2003-2005 гг. (удельный вес в приросте; в %)
По группам товаров и услуг, внёсшим наибольший «вклад»
в инфляцию 1-го квартала, можно выделить следующие основные факторы, повлиявшие
на их удорожание.
· По жилищно-коммунальным
услугам, услугам пассажирского транспорта. Ускоренный рост
административно регулируемых тарифов – основная тенденция 1-го квартала 2005г.
При этом наибольший «вклад» (40%) в инфляцию внесли жилищно-коммунальные
услуги.
Увеличение тарифов в 1-м квартале 2005 г.
является наибольшим, начиная с 2000 г. Рост тарифов обусловлен механизмом
ценообразования в условиях сохраняющейся убыточности жилищно-коммунального
хозяйства и городского пассажирского транспорта.
· По плодоовощной
продукции. В 2005 г. удорожание этой группы также было наибольшим за
последние годы- 24,%. Это было обусловлено двумя причинами: традиционным
сезонным удорожанием овощей и фруктов и снижением товарных ресурсов.
Сезонный рост на плодоовощную продукцию в зимний
период проявляется ежегодно (2003 г.-22,4%, 2004 г.- 10,1%).(рис. 10)
Рисунок 10. ИПЦ на все товары и услуги
и плодоовощную продукцию (на конец квартала; в % к концу предыдущего квартала).
· По мясным и молочным
продуктам. Причинами роста цен на эти продукты является сокращение их
ресурсов, а также увеличение затрат на их производство.
В январе - феврале 2005 г. (по сравнению с
2004 г.) производство скота и птицы на убой сократилось на 2.4%, молока – на
3,3%. Это является следствием продолжающегося сокращения поголовья крупного
рогатого скота (в 2004 г.- на 6,7%), а также мер по ограничению импорта мяса.
Увеличение затрат на производство мясных и
молочных продуктов связано в основном с увеличением цен производителей с/х и
промышленной продукции (рис.11- приложение).
Рост цен на корма, снижение поголовья крупного
рогатого скота, ограничение ввоза импортного мяса привели к увеличению цен у
с/х производителей крупного рогатого скота в 1-м квартале 2005 г. на 8,9%.
· По непродовольственным
товарам. Увеличение цен на непродовольственные товары в 2005 г. было
незначительным – 1,1%. Основной причиной низких темпов роста цен в этом
сегменте потребительского рынка является его высокое товарное насыщение, в том
числе импортной продукцией.
На рынке непродовольственных товаров, где
доминирует импортная продукция, в 1-м квартале 2005 г. отмечено
некоторое снижение цен (на 0,1-1,5%).
В группе непродовольственных товаров важно отметить
динамику цен на бензин. В декабре 2004 – феврале 2005 гг. он подешевел на 3,5%.
Однако в марте обозначилась обратная тенденция, и прирост цен на бензин за
месяц составил 0,3%, что связано с увеличением цен производителей на нефть в
марте на 15,9%.
В начале апреля рост цен на бензин продолжился.
За период с 29 марта по 4 апреля бензин в среднем подорожал на 0,7%.
Таким образом, основными факторами высокого
уровня инфляции в 1-м квартале 2005 г. явились:
- повышение административно-регулируемых тарифов;
-сезонное повышение цен;
-сокращение ресурсной базы отдельных
потребительских товаров;
-рост издержек производства.[5]
· Очевидно, что при анализе
причин инфляции необходимо учитывать и монетарный фактор, в частности
увеличение денежной массы на 35,8% в 2004 г. В то же время важно учесть, что
снижение почти на треть темпа роста денежной массы в 2004 г. по сравнению с
2003 г.(50,6%) и аналогичное замедление темпов роста денежных доходов населения
не отразились на инфляции в 2004 г.
Итак, по прогнозам инфляция в 2005 г. должна была
составить 8,5%, на самом деле правительство утверждает, что инфляция составила
10,9%, а эксперты говорят, что она составила в итоге 13,0%.(рис.
11-приложение).
Можно ли затормозить инфляцию? Полное прекращение
инфляции в России в обозримом будущем невозможно, да и нежелательно. Ведь
можно добиться дефляции, которая с высокой степенью вероятности приведет к
экономическому застою. Однако уже в ближайшие годы можно довести темпы
инфляции до 3% в год. Для решения этой стратегической задачи государство
должно предпринять ряд мер.
Во-первых, нужно затормозить рост прямо и косвенно
регулируемых государством цен на товары, в том числе - на
услуги естественных монополий и энергоносители. Для этого правительство должно
в полной мере использовать немонетарные методы регулирования цен, в том числе
- повышение экспортных пошлин на вывоз сырья, индексацию специфических ставок
налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на моторное топливо ежегодно
на 3%.
Государство должно активнее пресекать монополистические
сговоры с целью завышения цен на рынке. В частности, не должно быть ценовой
дискриминации внутренних потребителей по сравнению с иностранными. Например,
компании, устанавливающие внутренние цены выше экспортных (за вычетом
экспортных пошлин и дополнительных торгово-транспортных расходов на экспорт),
должны штрафоваться антимонопольными органами.
Нужно также демонополизировать механизм распределения
квот на импорт мяса и птицы, а также широко использовать госзакупки и товарные
интервенции на рынках зерна.
Правительство должно контролировать издержки
монополистов, рассматривая их предложения о повышении тарифов. После уже
утвержденного на 2005 г. повышения регулируемых цен и тарифов надо ограничить
их рост 1-5% в год (обеспечив при этом повышение относительных цен на газ),
заставив Газпром, РАО «ЕЭС», «Транснефть» и «РЖД» снизить «дутые» издержки и
предоставив им при этом условии государственные кредиты на инвестиции.
Для обеспечения потребностей предприятий отраслей
естественных монополий и энергетики в финансировании необходимо включить
выпускаемые ими облигации в ломбардный список ЦБ. Тогда они смогут финансировать
свои инвестиции в основной капитал не путем повышения цен, а привлекая
достаточно дешевое финансирование на финансовых рынках. Предприятия должны для
этого соблюдать требования стабильности цен, прозрачности финансовой
деятельности и сокращения издержек, в первую очередь непроизводительных.
Например, за 1992-2003 гг. значительно возросла численность работников нефтегазовой
промышленности и электроэнергетики. А это отрасли с повышенным уровнем оплаты
труда и непроизводительных расходов.
Во-вторых, чтобы избежать чрезмерного роста валютных
резервов и рублевой денежной массы, считающегося фактором усиления инфляции,
можно и нужно снизить ставку рефинансирования Банка России до 6-8% годовых,
определив лимиты кредитования ЦБ РФ для банков в обратной пропорции от величины
их задолженности перед нерезидентами. Это позволит сократить приток
иностранных кредитов и ослабить повышательное давление на рубль.
Благодаря мерам антиинфляционной политики государство
должно добиться роста регулируемых цен общим темпом не более 3% в год. Тогда у
граждан России и инвесторов появится уверенность в достижимости, поставленной
Президентом РФ цели - снижению инфляции в стране.
Заключение.
Подводя
заключительную черту под моей работой, мне хотелось бы сделать два вывода или
ответа на две основных проблемы, затронутых в этой работе:
1.Инфляция в
небольших проявлениях не так уж страшна, как её воспринимает основная часть
населения России. Даже галопирующую инфляцию не стоит бояться – её надо
остерегаться и в такие моменты мелким фирмам и предпринимателям принимать
правильные решения и предпринимать правильные действия. Об этом я достаточно
подробно изложила в моей работе.
2.Возникновение
инфляции в России – закономерный результат социалистического строя и
неграмотных действий Правительства России. Последствия этого мы видим каждый у
себя в городе, на своей улице, в своём доме. Большая часть населения ушла за
черту бедности, многие как мелкие, так и крупные предприятия не выжили и
разорились.
Антиинфляционная
политика в России – это, до недавнего времени, политика проб и ошибок.
Некоторые люди на западе говорят, что Россия умирает, что страну из разрухи не
поднять. Но на протяжении веков Россия была и остаётся великой страной, а
российский народ - великим народом. Мне кажется, мы выйдем и из этой ситуации
с высоко поднятой головой.
Есть,
конечно, и несомненные плюсы во всей этой ситуации. Мы на собственном опыте
научились выживать в моменты инфляции, на фоне разоряющихся предприятий
появились новые, молодые, перспективные фирмы. Их руководители – люди
современного поколения, которые не будут сидеть, и ждать благоприятных условий.
Они действуют, выживают и помогают выживать окружающим.
Таким образом, из
изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс,
наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее
время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с
ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.
Последние событие
на финансовом рынке России, результатом которых стал рост курса доллара,
замораживание долга по государственным краткосрочным обязательствам,
девальвация рубля, и как следствие рост цен и обесценивание сбережений, а это
значит новый виток инфляции, показывают, что долгие попытки российского
Правительства по сдерживанию инфляции на низком уровне, сдерживанию курса рубля
не увенчались должным успехом. Причины случившегося кризиса были заложены
намного раньше, и он предопределился процессом развития ориентации экономики
России, последние ставки в которой были сделаны на экспорт сырьевых ресурсов,
так же особенностями в развитии и действии банковской системы, и общим спадом
промышленности. Пытаясь защитить стоимость рубля, делая ставку на это, как на
показатель стабильности и управляемости экономики, не принимая при этом
действенных мер по поддержке и развитию промышленности страны, Российское
правительство тратило в итоге больше, чем оно могло себе позволить. И сейчас в
ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвращению
новых скачков инфляции, что непрямую связано с проведением неотложных мер по
преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом,
стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к
решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность
решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и
соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что
они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитием по рыночному
курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных
вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний
день умы, как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.
Оценит
предпринятые действия время, и одним из основных показателей по оценке
эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.
Приложения.
|