В условиях
сложившегося в экономике дефицита товаров народного потребления и сокращения
государственного контроля над ценами по основным видам товаров и услуг
значительная часть денежных доходов населения вынужденно складывалась в
сбережения, накапливался неудовлетворенный спрос. Вынужденно отложенный
платежеспособный спрос в 1991 г. увеличился по сравнению с 1985 г. в 8 раз.
Подобная ситуация
является весьма характерной для многих стран Европы, переживших послевоенный
период, связанный с формированием устоев рыночной экономики. Об этом
свидетельствует многоопытный теоретик-рыночник, английский ученый Ричард
Лэйард: «Экстремальный случай избыточного спроса достигается в той экономике, в
которой установлен контроль над ценами. В декабре 1991 г. равновесная цена в
России намного превысила установленную законодательно. Результатом явились
огромные очереди. Существовало только два способа выхода из создавшейся
ситуации: освободить цены или попытаться сократить спрос, что было бы
маловероятным».
Величина неудовлетворенного спроса
характеризует меру инфляционного навеса в экономике, образовавшегося в
результате государственного регулирования цен. В условиях свободного рыночного
ценообразования на величину неудовлетворенного спроса населения неизбежно
повысились бы цены в их движении к равновесию спроса и предложения.
Представление о динамике роста суммированного неудовлетворенного спроса дают
следующие данные. В 1981 г. он составил 31, в 1985 г.— 78,6 в 1988 г.— 142,2,
в 1989г.— 165,5 и 1990г.— 233,0 млрд руб. (в масштабе соответствующих лет).
Сокращение ресурсной базы рынка в условиях потери государством контроля за
ростом денежных доходов привело к полному развалу, как рынка средств производства,
так и рынка потребительских товаров и услуг. Резко возрос дефицит
государственного бюджета. В 1986 г. он составил 35, в 1989г.— 81, а в 1991г.—
приблизился к 300 млрд руб. В условиях снижения эффективности производства и
начавшегося во второй половине 1990 г. спада сокращение поступлений в бюджет
из производственной сферы компенсировалось нараставшим из года в год
увеличением доли прочих доходов государственного бюджета, государственного
банка, в том числе использования прироста сбережений населения и денежной
эмиссии. Снижение валютных поступлений от внешней торговли при неблагоприятной
конъюнктуре на мировом рынке топлива и сокращение объемов его добычи и
экспорта усилили масштабы использования сбережений населения и эмиссии для
ликвидации дефицита государственного бюджета. Инфляционные процессы, начавшие
набирать скорость в 1988 г. приобрели к началу 1991 г. новое качество. В
1988г. инфляция в народном хозяйстве составляла 3,5%, в 1989г.— 7,5, в 1990г.—
19,5%. В конце 1990г. темп роста розничных цен ускорился. Поэтому в декабре
1990г. инфляция выросла до 23%, а в I квартале 1991 г. она уже составляла 37%.
Существенную роль
в развитии инфляционного процесса на этом этапе сыграли высокие темпы роста
доходов населения. За 1991г. они возросли в 2 раза и составили 756 млрд. рубл.,
а с учетом компенсации, начисленных на вклады в сбербанки,— 827,9 млрд руб.
Ликвидация с 1
декабря 1991 г. ограничений на заработную плату и прирост средств, направляемых
на потребление, привела к быстрому повышению заработной платы, как в
государственном, так и в альтернативных секторах экономики, при этом прирост
средств на оплату труда был в значительной степени отнесен на себестоимость
продукции и выразился в росте цен. Это фактически привело к запуску в
российской экономике спирали «зарплата — затраты — цены». В последующий период
(1991—1993 гг.) характер инфляции существенно изменился. Если до 1991 г. решающим
фактором развитие инфляционного процесса было накопление вынужденно
отложенного спроса и значительно меньшую роль играло повышение цен, то в
дальнейшем обесценение денежной массы приобрело выражение через стремительное
повышение цен. Инфляция стала носить все более открытый характер. Так, если в
1988г. темпы ценовой и неценовой инфляции составляли соответственно 2 и 1,5%, в
1989 г.- 2 и 5,5, в 1990 г.- 6,5 и 13,5%, то в декабре 1990 г. темпы роста
ценовой скрытой инфляции сравнялись. В этом же году (1990) инфляция стала
сопровождаться спадом производства. В 1991 г. спад производства в
промышленности дошел до 15%, он охватил отрасли группы Б, сельское хозяйство.
Так, только в I полугодии 1991 г. производство продуктов питания снизилось на
7,5%. По оценкам экспертов розничные цены на потребительские товары и услуги
выросли в 7,8 раза.
Меры,
принятые правительством, оказались недостаточными для преодоления инфляции, так
как не обеспечивали приостановления дальнейшего спада производства. Опыт
Польши показывает, что с помощью «шоковой терапии», жесткой финансовой
политики можно снизить темпы инфляции, но нельзя ее преодолеть и добиться
стабилизации производства.
Как показывает
практика, использование свободных цен в условиях почти полного господства государственной
собственности, не создающей, стимулов к труду и накоплению, приводит к
снижению объемов производства и инвестиций. Это не только порождает «ползучую»
инфляцию на уровне 10—15% в месяц, но и создает предпосылки для резких
всплесков цен в периоды наиболее существенного падения производства.
Формирование
смешанной системы цен, предполагавшей параллельное применение административно
устанавливаемых фиксированных и свободных договорных цен, явилось не только
одним из важнейших результатов проведения пересмотра оптовых и закупочных цен,
но и реформы розничных цен. Изменение уровней цен в сторону их повышения с
переходом по довольно большому объему реализации на режим свободных
(договорных) цен стало одним из детонаторов инфляции.
Переход к новому
уровню розничных цен не ликвидировал дефицит государственного бюджета. Фактор
дополнительной денежной эмиссии был сохранен, что создавало давление дополнительной
денежной массы на цены потребительного рынка. В 1991 г. эмиссия денег выросла
вдвое (в декабре розничные цены в России по сравнению с декабрем 1990 г.
повысились в 2,6 раза). В январе 1992г. индекс потребительских цен в целом по
России вырос по отношению к декабрю 1990г. в 9 раз, в феврале— в 12,9, а в
марте - в 14,9 раза. Покупательная способность 1 руб. в марте 1992 г. была
равна покупательной способности 17,5 коп. декабря 1991 г. или 6,7 коп. 1990г.
Цены, таким
образом, росли практически пропорционально объему денег, находящихся в
обращении.
В России в
период, предшествующий либерализации цен, избыточный спрос был необыкновенно
высок из-за слишком большого объема денег в обращении относительно
существовавшего тогда низкого фиксированного уровня цен. Предпринимались
попытки определить размер излишка денежной массы, однако методически сделать
это было трудно, особенно в декабре 1991 г. И только последовавший за
либерализацией рост цен (в течение одной недели цены выросли в 3,5 раза!) дает
основание утверждать, что в декабре 1991 г. количество денег в обращении превышало
равновесный уровень в 3,5 раза.
При проведении
либерализации цен намечалось, что населению будет компенсироваться 65—70%
потерь в связи с повышением розничных цен на товары и услуги. Повышение
розничных цен в январе 1992 г. привело к существенно большему снижению уровня
жизни населения. С учетом роста розничных цен в январе месяце, по данным
Госкомстата России, уровень реальных доходов населения составил 40% от дохода
в декабре 1991 г., т. е. снизился в 2,5 раза. Вмешательство государства в
ценовый механизм объяснялось тем, что при более высокой зарплате и
принудительно низких ценах все слои населения оказались одинаково беззащитными
перед дефицитом товаров и спекуляцией теневых структур. Государством двигало
одно желание — не отпускать цены, сделав их доступными для всех слоев населения.
Однако, государство, пытаясь защитить бедных низкими государственными ценами,
тем самым сделало проблему окончательно запутанной, потому что товары, едва
появившись в магазинах, тут же исчезали в пучине теневых структур, где
продавались по более высоким ценам, складывающимся под влиянием реального
спроса. Поскольку для российской экономики характерно было хроническое недопроизводство
товаров, а цены на них в спекулятивных структурах имели довольно высокие
надбавки, низкодоходные слои населения оказались в двойном проигрыше:
во-первых, не хватало товаров по низким ценам, а во-вторых, ощущалась нехватка
государственных средств для помощи неимущим гражданам из-за того, что теневые
структуры, игнорируя налогообложение, не пополняют бюджет.
Сложившаяся тяжелейшая
ситуация требовала признания, что значительная часть общества будет жить ниже
черты бедности и в условиях нищеты не месяцы, а годы.
Последовательное
приближение внутренних цен к мировым способствовало усилению финансовой
дестабилизации, росту инфляции, дальнейшему падению и без того заниженного
курса рубля. Негативное влияние на стабилизацию экономики оказывало стремление
правительства к конвертируемости рубля без создания для этого необходимых
условий. Постоянное снижение курса рубля, в основе которого были спекулятивные
цены на крайне ограниченный круг товаров (таких, как видеотехника, компьютеры,
средства связи), сложило одной из причин формирования общего уровня внутренних
цен в стране. Можно сказать, что наряду со спиралью инфляции «цены—заработная
плата—цены» в России действовала еще одна спираль: «цены—курс рубля — цены».
Либерализация
цен привела к обесценению излишней денежной массы, находившейся в экономике.
Однако полностью решить проблему ликвидации излишней массы денег у населения
не удалось. Эффективный переход к рыночной экономике выражается, прежде всего,
такими показателями, как:
¨
насыщение
рынков и ликвидация на этой основе товарного дефицита;
¨
снижение
инфляции до умеренного размера (не более 10% прироста цен в год);
¨
формирование
внутренней конвертируемости национальной денежной единицы (достижение единого
и стабильного рыночного курса обмена на твердую валюту, причем на уровне,
соответствующем национальным экономическим интересам).
Страны, успешно
осуществившие «шоковую терапию», достигали, как правило, три указанные цели в
кратчайшие сроки. Из восточно-европейских стран Чехия и Словакия наиболее успешно
осуществили «шоковую терапию». В этих странах либерализация цен началась с 1
января 1991 г., а жесткие финансовые и антиинфляционные меры, включая
ликвидацию дефицита госбюджета, были введены еще в 1990 г. При этом в Чехии и
Словакии полностью отменялось государственное регулирование цен на
продовольствие. Их уровень определялся спросом и предложением.
Проведенная
несколько ранее в Польше (с конца 1989г.) «шоковая терапия» тоже быстро
достигла успеха, хотя и с большими издержками (инфляционный всплеск цен после
их либерализации достиг 8-кратного размера). Однако последующий сценарий
развития в этих двух странах был различен, с явным преимуществом в пользу Чехии
и Словакии
«Шоковая терапия»
в 1992г. преследовала не столько цель преодоления экономического кризиса,
сколько политические задачи: утверждения нового режима и окончательного
демонтажа aдминиcтративно-командной системы народного хозяйства. С этой точки
зрения такая политика на данный момент в основном была оправданной. Но шоковый
монетаризм показал свою ограниченность и неспособность к решению долговременных
и глобальных задач, стоящих перед Россией.
В целом «шоковая
терапия» проявилась в виде социально- экономических эффектов:
¨
свертывания инвестиционных процессов,
приостановления воспроизводства основных фондов, разрушения строительного и
научно-технического комплексов;
¨
падения
объемов производства и, следовательно, предложения потребительских товаров,
что привело к нарушению рыночного равновесия: товаров производится все меньше,
цены растут;
¨
загадочной
диспропорции, возникшей между индексом потребительских цен (рост в 26 раз) и
индексом денежных доходов населения (рост всего в 7,5 раз);
¨
«российской
конкуренции», выразившейся в свертывании производителями производства и
поднятии цен.
«Шоковая
терапия» в России не сопровождалась какими-либо положительными результатами,
потому что проблема насыщения рынков в условиях быстрого и устойчивого спада
производства и массового вывоза товаров так и не была решена. Некоторое
смягчение дефицита по отдельным группам товаров связано было лишь с достижением
по ним такого уровня цен, который превращает эти товары в полностью недоступные
для основной массы населения (и тем вызывает резкое
сокращение их потребления и производств). Зато либерализация вызвала высокий
рост цен, достигший уровня гиперинфляции.
Гиперинфляция
принесла:
¨
резкое
снижение жизненного уровня преобладающей массы населения России;
¨
ускорение
спада производства, при разгуле спекулятивной деятельности;
¨
подталкивание
к финансовому краху многих жизненно важных предприятий;
¨
заметное
усложнение выполнения доходных и расходных статей госбюджета;
¨
возникновение
устойчивого дефицита рублевой наличности;
¨
резкое
усиление центробежных сил и в СНГ, и в рамках самой России.
Гиперинфляция
помешала введению внутренней конвертируемости рубля. Неолиберальные и монетарные
теории, используемые творцами российской «шоковой» реформы, в подобных
результатах не виновны. Эти теории признают положительную роль свободного
ценообразования только для такой экономической среды, в которой осуществлены,
по крайней мере, два решающих условия: наличие развитых конкурентных рынков и
господство здоровой финансово-денежной системы. Ничего этого в России, как
известно, не было.
Наш рынок носил
сверхмонополизированный и дефицитный характер, к тому же он был разрушен в
результате развала государственности. Все более туманными становились и достижения
в рамках «шоковой терапии», хотя бы относительной финансово-денежной
стабилизации.
Решающие
антиинфляционные меры российского правительства не только не достигали цели, а
скорее способствовали дальнейшему разжиганию инфляции. На фоне все
возрастающих социальных контрастов в экономике продолжала действовать спираль
«зарплата - цены», придающая гиперинфляции устойчивый долгосрочный характер.
Введение в
качестве нового бюджетного дохода гигантского (28%) косвенного налога на
добавленную стоимость резко подтолкнуло цены вверх при удушающем воздействии на
производителей. Политика «управляемой» гиперинфляции бесперспективна - она
будет лишь усугублять весь набор отрицательных последствий, самое страшное из
которых - нарастающая опасность экономического краха не только отдельных
предприятий, но и целых жизненно важных отраслей (как результат действия
порожденного гиперинфляцией в условиях монополистического рынка механизма).
Важным фактором
в концепции выхода России из инфляционного тупика является не столько выбор
экономической политики («жесткая» или «мягкая»), сколько структурные
преобразования, и, прежде всего в производственной сфере, т.е. масштабное
перераспределение государственных ресурсов. Реальная картина падения
производства в России в первый год реформ объясняемся рядом причин.
¨
Трансформация
любой переходной экономики сопровождается падением объемов производства, что
отчасти объясняется гипертрофированным развитием тяжелой промышленности в период
социалистического строительства. Государство, отказавшись от своих заказов, в
том числе и для оборонных целей, и свернув инвестиционные программы, тем самым
обусловило спад производства в этих отраслях.
¨
Гипертрофированная
статистика прошлых лет («дутые» цифры, имевшие место в прошлом по политическим
причинам для «выполнения» плановых показателей). Поэтому произошла переоценка
спада производства в реальном выражении.
¨
Уклонение
от налогов - с этой целью предприятия не представляют правдивой отчетности о
своей деятельности. Им скорее выгоднее сообщать сведения о резком сокращении
производства, чтобы обосновать необходимость выделения им субсидий, налоговых
льгот, дешевых кредитов.
¨
Крах
экономического механизма.
¨
Усиление
влияния международной конкуренции, из-за чего пришлось отказаться от
производства ряда товаров, имеющих низкое качество.
¨
Низкая
скорость прохождения платежей.
Антиинфляционная
кредитно-денежная политика правительства РФ, направленная на сдерживание
денежной эмиссии, первоначально привела к возникновению слабой формы
подавленной инфляции. К прежним причинам, вызывавшим сокращение производства в
связи с распадом хозяйственных связей и отставанием с заключением новых
договоров (1993), добавились «ножницы цен» между непомерно подорожавшими
поставками сырья и материалов и сузившимся при новых ценах платежеспособным
спросом на готовые конечные продукты.
В этих условиях
по классической рыночной модели производители конечной продукции были бы
вынуждены снизить цены и тем самым нажать на предшествующие отрасли вплоть до
добывающих отраслей, заставив их остановить раскрутку спирали «инфляция -—
цены». В России этого не произошло, хотя импульс для такой логики развития
процесса был дан. Он привел к непредсказуемым последствиям.
Начались
неплатежи финишных производств промежуточным. Предприятия оказались в
положении ищущих необходимые средства, как для выплаты заработной платы, так и
для оплаты закупок сырья. Попытка получения кредита, в связи с повышением
Центральным банком в 1993г. кредитных ставок до 50%, а потом до 80% для
большинства предприятий стала невозможной. Причиной обострения нехватки
денежных средств в банках в тот момент стало перенасыщение денежными средствами
частного и кооперативного секторов экономики. Сложилась параллельная сфера
денежного обращения, которая полностью вышла из-под контроля государственной
банковской системы. Это в свою очередь создало угрозу стабилизации цен в
будущем.
Рост
платежеспособного спроса в связи с увеличением денежных доходов населения
стимулировал инфляционное повышение цен. Особенно существенно оно было в
потребительском секторе экономики из-за сокращения объема производства товаров
народного потребления (наибольшее снижение производства имело место по
продовольственным товарам).
Сценарий
проведения «шоковой терапии», разработанный специалистами Министерства
экономики РФ, резко разошелся с реальным положением дел. В проекте бюджета на
1992г. прогнозировался спад в размере 8% с постепенным его замедлением во
второй половине года. В прогнозных расчетах предполагалось сокращение
производства в 1993 г. на 5%, в 1994 г.— всего на 1,9%, а, начиная с 1995г.
намечалось оживление производственной деятельности. Таким образом, в целом за
1992— 1994 гг. прогнозировался спад в промышленности не более чем на 20%.
Фактически с первых же месяцев 1992 г. кризис в промышленности опрокинул эти
расчеты, он охватил практически все отрасли и предприятия, причем упало
производство дефицитной продукции.
Правительственные
эксперты, определившие данную тенденцию как некую неизбежность перед началом
процесса стабилизации, заняли явно ошибочную позицию. Дальнейшие этапы реформы
показали, что начавшийся негативный процесс может привести к потере половины
промышленного производства (в истории России это соизмеримо с потерями,
имевшими место в результате первой мировой войны или Октябрьской революции,
или Гражданской войны), что равнозначно коллапсу всей экономики.
В инвестиционном
комплексе кризис приобрел разрушительные масштабы. Уже в 1991 г. начался
процесс сокращения инвестиционной активности, а за 1992 г. объем капитальных
вложений сократился более чем на 50%. В последующие годы отсутствие реальных
финансовых ресурсов у большинства предприятий, непомерно высокие ставки
банковского процента, направление под давлением трудовых коллективов возрастающей
части накоплений на оплату труда с целью компенсации роста цен — все это
подорвало инвестиционные возможности предприятий. Продолжающийся рост цен,
естественно, резко сократил реальную величину бюджетных ассигнований, выделяемых
на инвестиции. Банковский кредит из-за его дороговизны практически не
использовался предприятиями в качестве источника финансирования капитальных
вложений. Доля долгосрочных кредитов в общей сумме кредитных вложений снизилась
до 5%, в то время как в конце 80-х годов она составляла около 25%. Сфера, где
кризис продолжал углубляться и мог иметь катастрофические последствия для
народа, — сельское хозяйство, особенно животноводство. Недостаток кормов и
сброс поголовья не позволял надеяться на какую-либо стабилизацию. При этом
потери скота в коллективных хозяйствах лишь частично компенсировались его
ростом в личных подворьях и у фермеров (не более чем наполовину).
Не оправдались
расчеты и на то, что процессу стабилизации экономики будет весомо
способствовать внешний фактор. Экспорт продолжал нарастать, даже более
высокими темпами, чем внутреннее производство. Невозможность в таких же
масштабах уменьшения импорта из-за его вынужденного характера привела к
нарастанию спада внешнеторгового баланса. Неурегулированность проблем внешнего
долга существенно сковывало возможности маневра экономики и оказывало крайне
отрицательное влияние на ее состояние.
Катастрофическое
падение курса рубля в 1992—1993гг. отражало общее состояние экономики, причем
надежды на скорое «реальное» повышение курса рубля в тот момент, исходя из
сравнения динамики внутренних цен и курса, не имело под собой никакой
объективной основы.
Правительству не
удалось тогда решить и другую центральную задачу - свести инфляцию к
приемлемому уровню (1— 3% в месяц, как это декларировалось). Главной причиной
того, что правительственная экономическая политика на том этапе потерпела
сокрушительную неудачу, является фактическое устранение государства от
регулирования реальных экономических процессов. Проблемы стабилизации
производства и снижения инфляции предполагалось решать за счет достижения
бездефицитного бюджета, ужесточения кредитной политики, ограничения денежной
массы. Однако, несмотря на всю жестокость финансовой политики, добиться
бездефицитного бюджета не удалось.
В условиях
резкого падения объемов производства задача ликвидации дефицита бюджета вообще
не имеет решения. Более того, попытка решить ее жесткими волевыми мерами
привела к отрицательным результатам. Среди них главные: кризис неплатежей в
производственной сфере, который не удается преодолеть, и недопустимое
ограничение расходов на социальную сферу и науку, делающее невозможным их
нормальное функционирование и ведущее к разрушению накопленного ранее потенциала.
Провал политики финансовой стабилизации был усугублен ее организационной
неподготовленностью. Особенно отчетливо это проявилось в неумении обеспечить
своевременный и полный сбор налогов.
Наряду с
государственными финансами в полный упадок пришли финансы предприятий.
Несвоевременные и недостаточные меры по индексации оборотных средств и
амортизационных отчислений в условиях резкого роста цен, по существу, оставили
предприятия без нормальных источников даже для простого воспроизводства. За
1991—93 гг. произошла дифференциация номинальных доходов. Нельзя не учитывать
и неодинаковую динамику цен по различным товарным группам. Особенно значительно
цены возросли на продовольствие и непродовольственные товары,
являющиеся объектом массового спроса и составляющие основу расходов
малообеспеченных групп населения. Поэтому углубление расслоения населения по
уровню реальных доходов существенно выше, чем по номинальным.
За 1990- -1996
гг. сформировалась такая направленность экономического развития страны, когда
из-за отсутствия бюджетных ассигнований глубина промышленного спада стала еще
более «зияющей» по сравнению, например, с падением внутреннего валового
продукта (ВВП). Если объем ВВП составил 62% к уровню 1990 г., то объем
промышленного производства— 50%, в том числе на крупных и средних предприятиях—
более 53%. Сильнее всего кризис почувствовали обрабатывающие отрасли
промышленности, выпускающие виды продукции с высокой добавленной стоимостью, а
также наукоемкие и высокотехнологические. В этих отраслях технологические
изменения объективно не успевали за изменениями структуры цен. Сказывалось
отрицательно и наличие многих фирм-конкурентов, получивших широкие возможности
своего развития в результате быстрой либерализации экономики.
Принципиально
новая структура цен сформировала такое технологическое направление российской
экономики, которое лишилось сложных технических компонентов и значительно
снизило свою конкурентоспособность на мировом рынке.
1.Возникновению
инфляции в России послужили следующие причины:
¨
глубокие
деформации и диспропорции общественного производства;
¨
структурные
перекосы экономики;
¨
монополизм
производителей товарной продукции;
¨
милитаризированная
экономика;
¨
разбухший
государственный аппарат.
Действие
инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным (бюджетным)
финансированием и льготным кредитованием. Низкий уровень конкуренции в сфере
промышленного производства и сохранение монополистических структур не дали возможности
проявиться «кейнсианскому эффекту». Последовавшие затем рост цен на
оборудование, сырье, топливо и повышение зарплаты при сокращении производства
привели к тому, что инфляция спроса переросла в другую форму - инфляцию
издержек производства (инфляция предложения).
2. Механизм
инфляции предложения зиждется на таких факторах, как:
¨
рост цен
на промежуточные товары, диктат предприятий, производящих электроэнергию и
другие энергоресурсы;
¨
слабо
развитая инфраструктура рынка, в частности инструменты частного
инвестирования, перелива капиталов, аккумуляции сбережений населения, что
особенно характерно для экономики переходного типа;
¨
несовершенство
конкуренции на рынке, его монополизированное наличие барьеров для
конкуренции в виде высокого уровня дифференциации продукта, законодательных
ограничений на вхождение в отрасль «посторонних» структур (лицензирование);
¨
недоразвитость
рынка труда.
В условиях слаборазвитой рыночной
экономики, лишенной рыночных стимулов, товарно-денежные отношения начинают
частично функционировать по законам монополизированного рынка, как это имело
место в России. В таких условиях перестает действовать механизм цены
равновесия.
3.Важнейшим
признаком прединфляционного кризиса в России в конце 80-х годов стал высокий рост
денежных доходов населения. Из-за дефицита основных видов товаров и услуг значительная
часть денежных доходов населения вынужденно складывалась в сбережения, которые
в виде отложенного платежеспособного спроса в 1991 г. увеличились по сравнению
с 1985 г. в 8 раз.
Инфляционные
процессы начали набирать скорость в 1988 г. В 1991-1993гг. они приобрели форму
инфляционной спирали «затраты-затраты-цены». Цены росли пропорционально объему
денег, находящихся в обращении. Месячный темп инфляции стал близким к темпу
прироста денежной массы. Либерализация цен привела к обесценению излишней
денежной массы, находившейся в экономике.
4.
«Шоковая терапия», примененная к российской экономике, была более жестокой,
чем в других странах (Япония, Польша), Что объясняется гигантской
диспропорцией в экономике страны (удельный вес тяжелых отраслей преобладал в
промышленной инфраструктуре в ущерб выпуску товаров народного потребления).
1. Бункина М. К. Монетаризм.-
М.: АО ДЧС, 1994.
2. Бункнна М. К., Семенов В. А.
Макроэкономика. Учеб. пособие.- М.: «Эльф Ко-пресс», 1999.
3. Инфляция и антиинфляционная
политика // Курс экономической теории: Учеб. пособие.- М., 2000.
4. История мировой экономики.
Хозяйственные реформы 1920- 1990гг.: Учеб. пособие / А. К. Маркова, Н. С.
Кривцова, А. С. Квасов и др.; Под ред. проф. А. Н. Марковой.— М.: Закон и
право, ЮНИТИ, 1995.
5. Ковалев В.В. Введение в
финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика,2001
6. Лексис В. Кредит и банки.-
М.: Перспектива, 1999.
7. Носова С.С. Экономическая
теория. Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2000
8. Общая теория финансов:
Учебник / Л. А. Дробозина, Ю. Н. Константинова, Л. П. Окунева и др.; Под ред.
Л. А. Дробозиной.- М.:Банки и биржа, ЮНИТИ, 1999.
9. Современная инфляция: истоки,
причины, противоречия.- М.:Мысль, 1997.
10. Усов В.В. Деньги. Денежное
обращение. Инфляция. Уч. пособие. М.: ЮНИТИ,1999
11. Экономическая теория. Учеб. для вузов
/ Под ред. Н. Сумцовой, Л. Орловой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Страницы: 1, 2, 3
|