2) Монетарные факторы инфляции, играющие значительную
роль в развитии инфляционных процессов в развитой рыночной экономике, в России
не оказывали значительного влияния на инфляцию.
3) Инфляционные процессы в трансформируемой экономике
России представляют собой несбалансированную инфляцию. Это нашло отражение как
в опережающих темпах роста цен на материальные ресурсы, так и цен на платные
услуги.
4) На протяжении всего периода рыночных преобразований
в российской экономике проявлялось действие внешнеэкономической инфляции,
связанной с динамикой валютного курса, чистого экспорта, мировых цен на
вывозимую продукцию, структурой экспорта и импорта. В наибольшей степени она
проявилась после августовского кризиса 1998 г. и в последующий период в связи с
ростом мировых цен на топливно-энергетические ресурсы.
5) В трансформируемой экономике России наблюдалась
скрытая инфляция, связанная с задолженностью государства по заработной плате
работникам бюджетных организаций и социальным трансфертам населению, и частных
фирм по оплате труда наемным работникам. Вследствие значительной суммы долгов
по зарплате в 1990-е годы официальные темпы инфляции были ниже потенциальных,
которые были бы при своевременном поступлении доходов населению.
6) Инфляция в России происходила в 1990-е годы при
значительном сокращении совокупного спроса субъектов экономики. Произошло
уменьшение всех элементов совокупного спроса, за исключением чистого экспорта:
потребительских расходов домашних хозяйств, валовых частных инвестиций,
государственных расходов, что также подтверждает решающую роль немонетарных
факторов инфляции в России. Снижение потребительских расходов было связано с
обесценением личных сбережений, накопленных в СССР в результате либерализации
цен, и уменьшением текущих реальных доходов населения. Существенное сокращение
инвестиционных расходов фирм в 1990-е годы было обусловлено значительным
удельным весом убыточных предприятий, высоким уровнем налогов и процентных
ставок, вывозом капитала, инфляционными ожиданиями. Существенное сокращение
государственных расходов было связано с сокращением налогооблагаемой базы предприятий,
уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов, присвоением в результате
приватизации значительной части природной ренты частными собственниками.
7) Значительное влияние на инфляционные процессы в
России оказывает теневая экономика. Ее воздействие обусловлено прежде всего
тем, что в связи с неуплатой налогов в этой сфере относительно увеличивается
совокупный спрос в экономике. Кроме того, сокращаются доходы государственного
бюджета и возможность при соответствующих экономических условиях возникновения
его дефицита.
8) Инфляционные процессы в России усилили процесс
существенной дифференциации доходов населения в результате реализации программы
приватизации государственного имущества. Коэффициент дифференциации доходов в
России (в 2004 г. – 15,0 раз) значительно превышает его значение в развитых
странах (3–8 раз) и бывших странах с плановой экономикой Восточной и Центральной
Европы (4,5–5,5 раз).
9) В первом квартале 1996 года объем
промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным
периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися
"внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и
распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми реформами и
стабилизационной политикой. Значительная часть спада, на наш взгляд,
обусловлена быстрым "открытием" экономики, в результате чего многие
предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д.
оказались потеснены на отечественном рынке.
Взаимосвязь спада производства и
инфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства
значительно растут издержки на единицу продукции, поскольку существенную их
долю составляют "фиксированные затраты". В частности, спад не
сопровождался адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение
объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках
стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих
расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное
уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.
Традиционное представление об оптимизирующем
воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на
предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более
эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность
в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его
рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала
бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных
вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность,
непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой
инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для
отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки
производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался
только одним способом: снижением предложения.
Неполная загрузка производственных мощностей во
многих отраслях российской экономики позволяет использовать факторы увеличения
спроса для замедления инфляции в результате более полного использования
незагруженных мощностей и снижения на этой основе средних и предельных
издержек, роста объемов национального производства и совокупного предложения
продукции.
10) В системе мер по борьбе с инфляцией в 1990–е годы
преобладали монетарные методы регулирования, которые по-прежнему являются
определяющими в государственной экономической политике. Жесткая денежная
политика в 1990-е годы нашла отражение в существенном снижении коэффициента
монетизации, развитии бартерных сделок и взаимозачетов. Вместе с тем она
привела к значительному спаду производства и резкому сокращению инвестиций в
основной капитал. В 2000–е годы возросло значение финансовой политики в сокращении
влияния факторов инфляции издержек, что выразилось в снижении ставок налогов и
формировании профицитного государственного бюджета.
11) Антимонопольная политика как средство
регулирования инфляционных процессов характеризуется недостаточной эффективностью
действия, что проявляется в опережающих темпах роста цен на продукцию
естественных монополий по сравнению с темпами инфляции.
Одним из сложнейших вопросов
экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею
неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для
проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется
сдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо
поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка
товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих
в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов.
Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в
зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной
обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально
развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп
инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается
удерживать в довольно узких пределах.
Целью антиинфляционной политики
является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным,
необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на
основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны
быть направлены на:
·
уменьшение
денежной эмиссии;
·
повышение
учетной ставки по сбережениям населения;
·
сокращение
государственных расходов;
·
повышение
налогов, чтобы уменьшить доходы.
Если инфляционная спираль
раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае
следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых
стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то
вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение
налоговых ставок.
Как показывает мировая практика,
обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая
включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и
денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом,
и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные
организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные
меры:
·
сокращение
правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
·
повышение
налогов;
·
снижение
объемов кредитования коммерческих банков;
·
увеличение
выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
·
повышение
социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
·
фиксация
обменного курса национальной валюты.
В осуществлении стабилизационных мер
наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как
известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого
правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у
населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на
социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь
направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить
социально значимые программы могут зарубежные займы.
Подготовить программу стабилизации и
начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее
работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к
старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с
сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое
законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному
банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. В частности,
принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции за
несколько месяцев.
За последние десять лет многие страны
добились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль в 1985 г., Мексика в
1987 г., Польша в 1990 г., Аргентина в 1991 г., Эстония в 1992 г.). Их опыт
показывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрый
экономический рост и падение безработицы.
Воздействие на инфляционный процесс в
условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения
последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине
70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных
фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного,
роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя
примерно три года — в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с
помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно.
Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших
в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и
последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от
постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить
характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие
раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает
применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине
«заболевания».
Инфляция может носить монетарный или
преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный
спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и
комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно
низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным
снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров
(топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит
госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует
не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы
с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно
уточняются, и корректируются.
Цель антиинфляционной политики не
подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными
и государственными методами) в интересах подъема национального производства и
экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая
инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует
экономический рост.
Переход к рыночному механизму
хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства,
объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной
из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не
совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение
производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы
в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли
на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что
позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не
облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и
компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые
цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в
целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование
товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными
ожиданиями.
Люди, имеющие в своем распоряжении
определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали
в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои
сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной
реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это
привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной
розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка
товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население
сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис
1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной
реформы.
2 января 1992г. было отпущено 80%
оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось
либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация
цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца
1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца
возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были
возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26
раз.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|