p> - монополизм государства (на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост непроизводственных, прежде всего военных и прочих расходов, связанных с функциями современного государства); - монополизм профсоюзов, задающих размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы, прежде всего через договоры с предпринимателями на 3- 5 лет или иной срок; - монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных
издержек. Все три отмеченные монополии взаимосвязаны и каждая по-своему может
влиять на динамику спроса и предложения, смещая точку их равновесия вверх
по оси цен. Рассмотрим более подробно инфляцию спроса. В результате инфляции
спроса возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут
цены. Характерно, что занятость в такой ситуации полная, ибо стимулируемая
высокой ценой промышленность максимально должна загружать производственные
мощности. В СНГ это не так, поскольку нет конкуренции и демонополизации:
дефицитный спрос нарастает, не загруженность мощностей увеличивается,
номинальная доходность операций растет. Предприятиям выгоднее меньше
произвести и дороже продать каждую единицу продукции. В такой ситуации
вероятнее прогноз на снижение занятости. ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СИСТЕМАХ Система планового ценообразования Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо рассмотреть
особенности системы планового ценообразования. Такая система, означающая
централизованное установление государственных фиксированных цен на
большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового
хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией плановой цены
является ее планово-учетная функция. По мере продвижения продукта от
производителя к потребителю в цене производился последовательный учет
добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты.
Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в
народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и
занимала в структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего
средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на
уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным.
Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в
течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и
предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику
потребительских предпочтений. Отсюда следует, что переход к рыночному
механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры
производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Переходная экономика Чтобы лучше понять специфики российской инфляции необходимо кратко
рассмотреть реформу цен в России, в период господства системы планового
ценообразования, направленную на осуществление перехода к рыночной
экономике. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991
года, однако, проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально
ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем
государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные
цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым
прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка
роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на
прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В
результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в
промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в
целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование
товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными
ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за
счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть
нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями.
Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от
концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных
потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и
особо важные материальные ресурсы. Однако, и оставаясь под контролем
государства, эти цены выросли в 3-5раз. Практически на все остальные
потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз)
были подняты цены на нефть. Снятие контроля над ценами сопровождалось
либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля.
Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за
первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже
за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после
их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских
странах, проводящих реформу (практически 2501%). Рост цен в промышленности
оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен
стала наиболее ощутимой, т. к. Она лишила отрасль традиционно
привилегированного доступа к материальным ресурсам. В то время как цены выросли в 5-7 раз, объем денежной массы у
населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем
самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы. Однако на пути успешного проведения реформы, на пути перехода
к системе ценовых рыночных индикаторов в переходной экономике встала
длительная и сильная инфляция. Процесс либерализации цен всегда протекает
очень болезненно и для предприятий, и для населения, особенно, если
либерализация проводится резко и быстро, как это было в России. Резко
дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных
отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения,
обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает
результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует
долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих
обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая
инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых
ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала,
приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты
иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Развитие российской экономики сопровождается высокой открытой
инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен четыре года подряд превышали 100%,
что в традиционном понимании существенно выше уровня даже так называемой
галопирующей инфляции. После либерализации цен в России (в 1995г. лишь небольшой
перечень цен на топливно-энергетические продукты, транспорт, связь и
коммунальные услуги регулируется по-прежнему государством) стало ясно, что
на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая
политика фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, на
создание которого направлены усилия современной экономической теории и
экономической политики. Широкое распространение получили идеи о
достаточности макроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для
прекращения инфляции и создания эффективного ценового механизма. С другой
стороны появились попытки понять и объяснить особенности переходной
экономики и специфику формирования рынков в пост социалистических странах.
Для характеристики особенностей инфляционных процессов стал широко
применяться термин «инфляции издержек», связанный со структурными
особенностями пост социалистической экономики. Против этой точки зрения
стали выступать сторонники «макроэкономического» направления, пытаясь
доказать, что феномена «инфляции издержек» вообще не существует. Вопрос о
причинах и природе инфляции в переходной экономике стал предметом острых
экономических и политических дискуссий. Инфляция как таковая - это, безусловно, денежный феномен,
означающий снижение покупательной способности денег. В условиях свободного
рыночного ценообразования инфляция выражается, прежде всего, в росте цен, в
связи с чем говорят об инфляционном росте цен. Инфляция может возникать в
результате повышения совокупного спроса, которое является следствием
увеличения государственных расходов, не покрываемых соответствующим
увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может
повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанном с
аналогичной динамикой производства (например, при инфляционных ожиданиях).
Во всех подобных случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся
рыночное равновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро
распространяется на все отрасли экономики, начинаясь в потребительском
секторе, где спрос предъявляется прежде всего. Такой вид инфляции является
традиционным и характеризует состояние денежной системы и динамику цен в
переходной экономике. Это и объясняет постановку проблемы общей
макроэкономической стабилизации. Однако проблема инфляции в переходной экономике не
исчерпывается лишь названными процессами, получившими название «инфляцией
спроса». В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях
экономики становится возможным длительное завышение цен на их продукцию.
При использовании такой продукции для производства других товаров
повышаются издержки их производства, что делает невыгодным продолжение
производства при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по
всей технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким образом, перед государством встает задача расширить денежный
спрос и дать тем самым некоторый простор для повышения цен за счет
расширения денежной массы (повышения доходов потребителей). Это и есть
механизм инфляции издержек. Такая инфляция связана как с организацией
рынка, так и с существующей структурой национального производства,
определяющей структуру и уровни издержек. Она распространяется в экономике
более медленно, чем инфляция спроса, но и бороться с ней значительно
труднее. Проанализируем фактические данные о развитии инфляции в России
после либерализации цен. Этот анализ позволит ответить на вопрос о
существовании инфляции издержек в современной российской переходной
экономике. Изучение динамики российской инфляции за последние три года
после либерализации цен показывает наличие и постоянное воспроизведение
значительных «ножниц» в изменениях цен на потребительские товары и на
средства производства. Это видно из сопоставления общих индексов
соответствующих видов цен. Табл.2[3]
| | | | |
|Индекс |1992 |1993 |1994 |
| | | | |
|Потребительских |2680 |1008 |312 |
|цен | | | |
| | | | |
|Оптовых цен |6164 |1124 |335 |
|промышленности | | | | Как следует из табл.2, годовые индексы оптовых цен промышленности
постоянно опережают соответствующие индексы потребительских цен. Скорее
всего, из сферы производства исходят особые импульсы повышения цен.
Рассмотрим эту сферу более детально, воспользовавшись табл.3. Видно, что
цены на потребляемые в промышленности ресурсы растут быстрее, чем на
выпускаемые ею товары. За январь-февраль превышение первых над последними
составило 7 процентных пунктов. Следовательно, из глубин промышленности, с
наиболее низких стадий переработки исходит особый инфляционный импульс. Табл.3[4]
|Месяц |Индекс оптовых цен |Индекс цен ресурсов |
|Декабрь1994 |1.13 |1.15 |
|Январь1995 |1.22 |1.26 |
|Февраль1995 |1.17 |1.18 | В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-
энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в российской
экономике. Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономике
лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпитывается
современным типом экономического развития страны, ее экономической
политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а также
закрытость, относительную изолированность российской экономики от мирового
рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция дешевых
ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы
были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая
конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в
этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка.
Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен
начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на
экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые
ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая
децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс.
Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое
хозяйство и, прежде всего, за счет тех же топливно-энергетических и
сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю
экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет
разницы между внутренними и мировыми ценами экспортно-ориентированные
топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал
повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей
необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока
отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено
подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции.
Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она продолжается,
отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной
переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до
конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем
регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых
отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин).
Экономическая политика России имеет другую направленность - скорейшей
либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции
базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-
ориентированных отраслей останется основным генератором инфляции издержек в
современной переходной экономике. Наличие в российской экономике первой
половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, а также довольно сильных
инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано говорить о
радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе.
Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому
процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынка
базовых отраслей производства. Система рыночного ценообразования Для рыночных систем, как, в прочем, и для остальных, наиболее
характерно - перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий
господин А взял ссуду у господина Б на 5 месяцев, и за эти пять месяцев
инфляция обесценила рубль в 2 раза. Это означает, что через положенный срок
А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально - только
50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного негативного
эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции.
При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не только по
фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в
долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто
возьмет по той же причине -непредсказуемость инфляции. Например, в США бум
индивидуального жилищного строительства 70-х гг. (период сильной
непредсказуемой инфляции) финансировался за счет кредиторов. Понятно, что чем неожиданнее, быстрее, несбалансированнее по отношению
друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. К примеру,
в Великобритании профсоюзный коллективный договор заключается на 5 лет
вперед и, причем, без должного учета возможности резкого роста цен (а такое
случается), в этом случае рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко,
неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель,
если, в свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению
с ценами других, т. е. несбалансированно. Другой же предприниматель
выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т. д. Следующая инфляционная черта-отставание цен государственных
предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе
рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются
реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение
своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение
всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях
ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции
подобный механизм даже технически трудно - осуществим. В итоге нарастает
дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой
экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно
опасен.
Страницы: 1, 2, 3
|