Инфляция в России имела место не
только в новейшей истории страны, в четко выраженных формах она проявляется, по
крайней мере, в третий раз. Сначала это было в период первой мировой войны,
последовавшей за ней гражданской, в годы послевоенного восстановления,
завершившегося на первом этапе НЭПа (1914-1924г.). Второй раз инфляция
проявилась уже в советское время – в годы индустриализации и формирования системы
централизованного планирования, фактически на протяжении всех довоенных пятилеток,
в годы Великой Отечественной войны и начале послевоенного восстановления
(1928-1947г.), по существу в течение двух десятилетий. Третий раз она
проявилась в период экономических реформ, направленных на воссоздание рыночной
экономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распада
СССР (1992-1996г.).
В менее отчетливых формах инфляция
наблюдалась в советской экономике практические постоянно с 1955 г., хотя и в
скрытой форме. Негативные черты централизованной экономики требовали огромных
расходов, которые нельзя было нести, не прибегая к инфляции. Одной из ошибок
планоцентрализованной экономики была ошибочная концепция о неприменимости к ней
самого понятия “инфляция” и о неуклонном повышении покупательной способности
рубля. Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и
структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны были связаны с
развитием и модернизацией добывающих отраслей - нефти и газа, что недопустимо,
поскольку в отношении сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не
может быть перспективной. В общем, экономическая политика
административно-командной системы способствовала формированию огромного
инфляционного потенциала.
1990 год оказался рубежным, последним
годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных
республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы
инфляции резко возросли.
В 1992 году Правительство России начало
проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен
и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации
обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания
платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным
кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были
исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1
доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.
В 1993 году сохранялся высокий
уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и
кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то
снижался почти до нуля.
Одной из самых доходных финансовых
операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность
доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность
экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров
импортными.
Весной 1994 года инфляция снизилась
до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная
ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие
банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя
два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.
Рост цен оказался ниже
запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном
среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет,
уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты.
Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила
невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции
помогла компенсировать убытки.
В 1995 году правительство сделало еще
несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных
резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения
рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что
стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.
Введение валютного коридора снизило
инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен.
Сохранился относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он
компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом
полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220
- 1994 и 130% - в 1995 году.
Конечной целью стабилизационной
политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за
месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в
динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая
тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный
индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс
оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.
Либерализация цен в январе 1992 года
создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная
инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита,
снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую.
Перевод инфляции из подавленной форму
в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги
в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к
декабрю 1991 года по данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов
населения за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993
года - уже более 50 %, то есть экономик страны вошла в состояние гиперинфляции.
В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились
более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном
выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России
снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%. Еще
большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. - на 12% и в
1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции
было перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором,
что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах.
Несмотря на замедление роста цен в
1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция вес равно находилась
на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей
всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной
экономике.
К 1998 году ситуация, как казалось,
стабилизировалась, но на самом деле иллюзия стабильности была обманчива.
Страна, по существу, объявила себя банкротом. В тот момент правительство
заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по
внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состоянии погасить свои
обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых
следствий краха, естественно, стал рост цен. Потребительские цены выросли
только за сентябрь 1998г. на 38%, за октябрь на 5%. В общей сложности за 1998
г. рост цен превысил 60%. Основные причины - это и несоответствие проводимой
антиинфляционной политики, и не желание реформаторов сопоставить реформы с
социально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием в
обществе. Следствием разбалансированности экономики и политической
нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.
В январе 1999 г. рост потребительских
цен составлял 8,5%, в феврале - 4,1%, в марте - 2,8%. Замедление темпа инфляции
обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных
располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по
сравнению с декабрем 1997 г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой
денежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за
первые восемь месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила
36,5%.
В 2000 году, с приходом к власти
новой команды правительства уровень инфляции удалось взять под контроль: в 2000
году инфляция составила 20,2%, в 2001 - 18,6%, в 2002 – 15,1%, а в 2003 году –
всего 12% Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной
тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса
регулирования цен в 2001-2003 гг. С 2002 года повышение цен и тарифов
объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий
и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей
их продукции.
В 2005 году темпы инфляции несколько
замедлились (10,9 процента) по сравнению с 2004 годом (11,7 процента), хотя
целевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим. Прогнозом
социально-экономического развития России на 2006 год установлено, что потребительская
инфляция должна составить не более 8,5 процентов, но с учетом высокого роста
потребительских цен в первом квартале года Минэкономразвития РФ скорректировал
прогноз и назвал новую цифру – не более 10%.
Воздействие
государства на экономику, особенно через систему финансовых регуляторов,
требует создания новых для постсоциалистических стран экономических механизмов
и глубокой реформы действующих механизмов. В противном случае постсоциалистическое
государство теряет способность выполнять те функции, которые присущи государству
в рыночной экономике. Это может провоцировать кризисы в переходной экономике,
которая и без того переживает трудные времена. Например, нереформированность бюджетной
системы в России послужила в конечном итоге причиной обвала экономики в августе
1998 г.
За десятилетия господства
командно-административной системы в нашей стране созданы мощная промышленность,
сильная армия и большая социальная сфера, которые целиком и полностью
финансировались государством. После начала реформ потребность в их
финансировании со стороны государства сохранилась на очень высоком уровне. Социальная
сфера и особенно армия в принципе существуют только за счет бюджета, а промышленность
оказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех или
иных форм государственной поддержки. Иными словами, сохранились высокие обязательства
государства.
Но доходная часть
бюджета резко сократилась за счет спада производства, неудачной системы налогообложения,
огромного развития теневого сектора и утечки капитала за границу. Дефицит
госбюджета в годы реформ ежегодно составлял огромную цифру – 5-10% ВВП.
Бюджетный кризис
обусловил неуклонное углубление кризиса производства. Дело в том, что при хронической
нехватке средств в казне государство оказалось лишенным возможности оказывать
действенную поддержку промышленности. Основная часть средств бюджета
направляется на погашение обязательств перед работниками бюджетной сферы и
содержание армии, здравоохранения, образования и социального обеспечения. Этих
средств, однако, не хватает, что порождает хроническую задолженность
государства по выплате заработной плате.
Несмотря на неизбежность бюджетного
кризиса, обусловленную объективным несоответствием между доходами и расходами
бюджета в переходный период, кризис можно было бы значительно смягчить, проведя
своевременные реформы здравоохранения, армии, жилищно-коммунального хозяйства и
других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис
усугублялся тем, что скудные государственные средства расходовались крайне
нерационально.
Однако вместо реформ еще в 1995 г.
был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований на
внутреннем и внешнем рынке. Несколько лет механизм заимствований через выпуск
ГКО и других ценных бумаг государством справлялся с задачей покрытия бюджетного
дефицита. Решение о запуске этого механизма было оправданным для середины 90-х
годов, но должно было сопровождаться мерами по подъему производства с тем, чтобы
государство начало получать средства для погашения своих долгов. Вместо этого
долги государства по ценным бумагам погашались за счет выпуска новых ценных
бумаг, из-за чего систему ГКО начали называть «государственной финансовой пирамидой».
И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим
долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой
экономике и падения цен на нефть, оно было вынуждено объявить дефолт, за
которым последовало трехкратное падение рубля и новый приток экономического
кризиса.
Особенности инфляции в России связаны
прежде всего со спецификой исходного состояния реформируемой экономики и
выбранной моделью перехода к реальным рыночным отношениям.
К началу экономических преобразований
в России плановая экономика СССР характеризовалась господством государственной
собственности на средства производства, высоким уровнем монополизации экономики
и всеобщим дефицитом экономических благ.
В основу экономической политики Правительства России
была положена разработанная МВФ концепция, включающая в себя три основные
направления: либерализация, приватизация и стабилизация. Однако реализация мер
правительства не создала условий для автоматического действия рыночного
механизма, поскольку не была подготовлена соответствующая экономическая основа
в виде многообразия форм собственности и конкурентной среды. Цены не стали
свободными – вместо государственных органов их в значительной степени стали
диктовать предприятия-монополисты. Поэтому снижение темпов прироста цен на
потребительские товары и услуги и средства производства происходило медленнее,
чем предполагалось правительством. Роль государства в экономике значительно
сократилась и в значительной степени была направлена на регулирование денежной
массы в обращении.
Особенности инфляционного
процесса в РФ
Обобщая результаты исследования инфляционных процессов
в процессе рыночной трансформации российской экономики, можно выделить
следующие особенности инфляции.
1) С позиции характеристики типов
инфляции следует отметить, что инфляция спроса, которая преобладала на
начальном этапе рыночных преобразований в России, в результате либерализации
цен и проведения жесткой денежной политики преобразовалась в 1990-е годы в
инфляцию издержек, которая происходила в условиях спада производства и роста
безработицы. С конца 1990-х годов повысилось значение инфляции спроса, которая
сочеталась с инфляцией издержек. В отраслевом разрезе особенно выделяется в
этом отношении топливно-энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в
российской экономике.
Корни возникновения инфляции издержек
в переходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно
подпитывается современным типом экономического развития страны, ее
экономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а
также закрытость, относительную изолированность российской экономики от
мирового рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция
дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы
были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция
этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие
высокую степень несовершенства рынка. Естественно, что положение в этих
отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на
внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен
на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая
децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно
начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и,
прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей.
Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в
том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и
мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые
отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку
продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти
отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство
вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой
продукции. Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она
продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях
промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки
сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем
регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых
отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин).
Экономическая политика России имеет другую направленность - скорейшей
либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции
базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных
отраслей останется основным генератором инфляции издержек в современной
переходной экономике. Наличие в российской экономике первой половины 1995г.
устойчивой инфляции издержек, а также довольно сильных инфляционных ожиданий
приводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и
инфляции в долгосрочной перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация
будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно
подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|