Меню
Поиск



рефераты скачать Интеграционные объединения экономических субъектов

Интеграционные объединения экономических субъектов

Интеграционные объединения экономических субъектов

С.В. Додонова, ст. преподаватель кафедры "Гражданское, финансовое и банковское право"

При рассмотрении различных форм объединений не всегда обращалось внимание на то, что часть их только по названию можно считать объединениями, поскольку создавались они путем выделения, или разделения, или "назначения". В первую очередь это относится к объединениям в форме холдингов, создаваемых на основе государственных предприятий или при преобразовании последних с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных предприятий. Эта особенность будет важна при рассмотрении интеграционных объединений.

Что такое интеграционное объединение, все ли объединения создавались с целью интеграции? На данный вопрос попытаемся дать ответ, уяснив применительно к исследуемой проблеме, что такое интеграция.

Цель, содержание и определение интеграции

"Интеграция" как понятие гражданского права до настоящего времени не сложилось. Этот термин имеет очень широкое толкование. В экономической науке интеграцию рассматривают с различных позиций, вследствие чего выделяют различные аспекты этого понятия.

И.Ф. Суханова среди признаков интеграции выделяет более высокую степень сотрудничества, когда достигается органическая согласованность в осуществлении воспроизводственных процессов отдельных сторон(Суханова И.Ф. Закономерности развития интеграционных отношений России в условиях становления рыночной экономики. Дисс... докт. эконом. наук. М., 2001. С. 29.).

Е.Ф. Герштейн отмечает в интеграции два основных направления:

повышение интегрированности основного звена, сопровождаемое увеличением его размеров, концентрацией, часто диверсификацией и налаживанием новых более разнообразных, менее жестких связей в крупных производственно-хозяйственных комплексах, где связи из внешних становятся внутренними, во всяком случае более активно регулируемыми;  установление новых связей между производственно-хозяйственными единицами, между ними и мелкими, средними предприятиями, последних между собой(Герштейн Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: теория и практика развития. Дисс... докт. эконом. наук. Минск, 1993. С. 86-94.).

Экономический словарь определяет интеграцию как объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Она проявляется как в расширении и углублении производственно-технических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / 2-е изд. испр. М., 1999. С. 138.).

Целью интеграции является объединение ресурсов (финансовых, производственных, сырьевых, интеллектуальных) коммерческих организаций для повышения эффективности предпринимательской деятельности, конкурентоспособности участников объединения.

Такое определение, верно раскрывающее сущность интеграции, все же не позволяет выявить достаточное количество признаков, которые можно было бы использовать для того, чтобы выделить из всех видов предусмотренных законодательством объединений - интеграционные. Тем не менее из этого определения можно выявить следующие признаки:

(а) интеграция - это объединение;

(б) интеграция - это объединение двух и более субъектов.

Взаимодействие, совместная деятельность двух и более субъектов предусматривает определение вещных и обязательственных прав взаимодействующих сторон, что порождает необходимость установления гражданско-правовых отношений. Поэтому необходимо выделить следующие признаки:

(в) интеграция - это объединение на основе установления гражданско-правовых отношений;

(г) интеграция - это объединение экономических субъектов, то есть объединение не только субъектов как лиц, но и объединение хозяйственных, экономических свойств, определенных признаков этих субъектов (имущество, интеллект, идеи и т.д.), то есть того, что является составляющими предпринимательской деятельности.

В соответствии с законодательством субъектами экономической, то есть хозяйственной, предпринимательской деятельности в Российской Федерации могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица (ст. 2 ГК).

В гражданских правоотношениях граждане, иностранные граждане и лица без гражданства выступают как физические лица; коммерческие и некоммерческие организации - как юридические лица. Предпринимательской деятельностью могут заниматься лица, зарегистрированные в качестве предпринимателя.

Из этого вытекает следующий признак:

(д) участниками интеграционного объединения могут быть физические и юридические лица.

Экономический субъект - субъект, вступающий в отношения с другими субъектами по поводу имущества, то есть в имущественные отношения.

Если мы рассмотрим с позиции экономической самостоятельности субъекты, которых ГК РФ относит к юридическим лицам, то среди них можем выделить субъекты, которые имеют имущество в собственности, то есть находятся в отношении хозяйственного (экономического) господства, и субъекты, у которых оно находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, является унитарным предприятием. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 113 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие) (ст. 114 ГК).

Права, предоставленные законодательством государству и муниципальному образованию (органам в лице комитетов по управлению имуществом), позволяют создавать унитарные предприятия, а затем использовать для образования из них структур в виде различных форм объединений. Такие же объединения с основным и дочерними обществами могут создаваться и акционерными обществами в соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ "Об акционерных обществах". В соответствии с законодательными актами, регулирующими процесс приватизации( Федеральный закон от 21. 07.1997 № 123-ФЗ (ред. от 05.08.2000) "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"// СЗ РФ, 28. 07. 1997, № 30, ст. 3595. ), образуются акционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству или муниципальному образованию. Решением собственников из числа созданных таким образом предприятий также могут быть созданы объединения.

Следует ли считать названные виды объединений интеграционными, а процесс их создания - интеграционным? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Точнее, ответ зависит от того, какое содержание вкладывать в понятие "интеграция как объединение".

Для этого обратимся к понятию "объединение". Словарь русского языка трактует слово "объединить" как "образовать нечто целое из отдельных самостоятельных частей, единиц; соединить воедино". Из чего следует, что объединению подлежат единицы, до этого существовавшие самостоятельно, независимо друг от друга, которые могли обходиться друг без друга. Понятие "объединить" отличается от понятия "соединить", то есть собрать вместе ранее разделенное, которое не может или не должно существовать в отдельности.

Применительно к участникам объединения очевидно следует иметь в виду, что объединяться может то, что принадлежит различным собственникам. То, что принадлежит одному собственнику, может разъединяться или соединяться внутри этой собственности. Процесс разъединения или соединения не представляет интереса для других, не затрагивает имущественных прав и обязанностей другого субъекта.

Таким образом, предлагается считать интеграцией процесс, который затрагивает имущественные права двух и более собственников. То есть участниками интеграционного процесса могут быть субъекты, которые имеют имущество в собственности или, как было выше сказано, "находятся в отношении хозяйственного (экономического) господства".

Однако законодательством предусмотрены случаи создания объединений из унитарных предприятий. Следует ли считать объединения, созданные из таких коммерческих организаций, интеграционными?

Для того чтобы выяснить, насколько унитарные предприятия могут участвовать в создании интеграционного объединения, рассмотрим права собственника унитарного предприятия и самого унитарного предприятия.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе распоряжаться переданным ему имуществом без согласия собственника, в том числе и вносить его в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ.

Следовательно, унитарное предприятие не может самостоятельно принять решение об образовании объединения. За него такое решение может принять только собственник этого унитарного предприятия. Субъектом интеграционного объединения следует считать собственника унитарного предприятия. Объединение, созданное на основе соглашения, заключенного руководителями унитарного предприятия, можно назвать интеграционным, однако участников этого соглашения (руководителей унитарных предприятий) субъектами интеграционного договора назвать нельзя.

То есть и для этого случая остается справедливым вывод о том, что участниками интеграционного процесса могут быть субъекты, которые имеют имущество в собственности.

Из этого можно вывести следующий признак:

(е) участниками интеграционного процесса могут быть субъекты, которые имеют имущество в собственности, то есть находятся в отношении хозяйственного (экономического) господства. Таким образом, под интеграцией будем понимать создание объединения с целью углубления взаимодействия и развития связей, участниками которого являются не менее двух экономических субъектов (юридических или юридических и физических лиц), которые имеют имущество в собственности.

Из приведенного определения экономической интеграции следует, что интеграционное объединение не может быть создано из субъектов, имущество которых принадлежит одному собственнику.

В экономической литературе рассматривают в основном две формы объединения: слияние и поглощение. Под слиянием понимается, как правило, объединение имущества и деятельности двух или нескольких компаний с целью создания новой компании или поглощения одной из этих компаний остальных. В случае создания новой компании остальные прекращают существование и распускаются(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. С. ). Поглощение рассматривается как форма слияния, предполагающая, что поглощающая фирма остается юридическим лицом, а поглощаемая ликвидируется, передавая при этом первой все имущество, обязательства, долги. Чаще всего поглощение происходит принудительно**. Таким образом, основное различие этих понятий проходит по критерию добровольности или принудительности объединения.

Законодательством (ст. 57 ГК) предусмотрены пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, с четким определением изменения статуса юридического лица. Из них только две формы - слияние и присоединение - по отдельным признакам могут быть отнесены к интеграционным объединениям.

При слиянии и присоединении в образовании также участвуют не менее двух юридических лиц, имущество которых принадлежит разным собственникам. Но в результате слияния из двух юридических лиц образуется одно новое юридическое лицо, а при присоединении присоединившийся субъект теряет статус юридического лица. То есть в обоих случаях отдельные участники нового образования теряют статус юридического лица и количество участников сокращается, переходит в одно. Исходя из этого, такое образование перестает быть "объединением двух и более лиц", то есть это становится структурой одного лица (не объединением). Следовательно, к признакам интеграции следует добавить дополнительно признаки:

(ж) при интеграции количество участников не сокращается;

(з) участники не изменяют (не теряют) юридический статус своего лица.

На основе проведенного анализа сформулируем признаки, по которым из всех объединений можно выделить интеграционные, а из способов создания объединений - интеграционный.

К признакам интеграции следует отнести:

Целью создания интеграционного объединения должна быть интеграция (объединение).

Интеграция - это объединение юридических лиц или юридических и физических лиц (экономических субъектов).

Интеграция - это объединение двух и более субъектов.

Интеграция - это объединение путем установления гражданско-правовых отношений.

Участниками интеграционного процесса могут быть субъекты собственники (т.е. субъекты, находящиеся в отношении хозяйственного (экономического) господства) обособленного имущества.

При интеграции количество участников не сокращается.

Участники не изменяют юридический статус своего лица.

С учетом представленных признаков, сформулируем определение интеграции. Под интеграцией как объединением экономических субъектов следует понимать объединение путем установления гражданско-правовых отношений с целью углубления взаимодействия и развития связей, участниками которого являются не менее двух экономических субъектов (юридических или юридических и физических лиц), которые имеют имущество в собственности, причем в результате объединения количество участников не сокращается и их юридический статус не меняется. На основании предложенных определений понятий "объединение" и "интеграция" можно предложить определение понятия "интеграционное объединение". Интеграционное объединение - структура, образованная путем установления гражданско-правовых отношений в целях получения прибыли, координации деятельности по ее получению или в иных целях, состоящая из двух и более экономических субъектов (имевших и сохранивших статус юридических лиц), которые имеют имущество в собственности, с установлением организационных отношений между ними, определением управляющего органа (в качестве которого может выступать учрежденный ими орган или один из участников) и наделением его правом оказывать влияние на принятие решений в силу преобладающего участия, на основе договора или в силу других оснований.

Формы интеграционных объединений

Сформулированное понятие "интеграционное объединение" позволяет по выявленным признакам выделить среди всех предусмотренных законодательством форм объединений интеграционные объединения.

Как известно, российским законодательством предусмотрены следующие формы объединений юридических лиц:

ассоциации и союзы (ст. 121 ГК), в том числе кредитные организации (ст. 3 ФЗ "О банках и банковской деятельности");

простые товарищества (ст. 1041 ГК), в том числе негласные товарищества (ст. 1054 ГК);

акционерные общества с дочерними обществами (п. 1 ст. 6 ФЗ "Об акционерных обществах");

холдинговые компании и финансовые холдинговые компании (Указ Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий");

банковские группы (ст. 4. ФЗ "О банках и банковской деятельности");

банковские холдинги (ст. 4. ФЗ "О банках и банковской деятельности");

финансово-промышленные группы (ст. 1 ФЗ "О финансово-промышленных группах");

некоммерческие партнерства (ст. 8 ФЗ "О некоммерческих организациях");

холдинги (Проект ФЗ "О холдингах").

Основную группу перечисленных объединений составляют объединения, образованные юридически самостоятельными и имущественно обособленными субъектами, коммерческими юридическими лицами и полностью отвечающие названным признакам, по которым объединение можно отнести к интеграционным: ассоциации и союзы, в том числе и кредитные организации; некоммерческие партнерства; банковские группы; банковские холдинги; простые товарищества; часть акционерных обществ с дочерними обществами (акционерные общества, образованные путем превращения независимых акционерных обществ в дочерние в соответствии с п. 1 ст. 105 и п. 1 ст. 106 ГК или п. 2 ст. 6 ФЗ "Об акционерных обществах"); финансово-промышленные группы.

После принятия ФЗ "О холдингах" сюда войдет большая часть объединений в форме холдингов.

Холдинговые компании (финансовые холдинговые компании)(Финансовой холдинговой компанией признается холдинговая компания, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. В состав активов финансовой холдинговой компании могут входить только ценные бумаги и иные финансовые активы, а также имущество, необходимое непосредственно для обеспечения функционирования аппарата управления холдинговой компании) образуются в соответствии с "Временным положением". Пунктом 7 Указа Президента "О холдингах" было рекомендовано "органам местного самоуправления руководствоваться указанным "Временным положением" при создании холдинговых компаний на основе предприятий, находящихся в муниципальной собственности". Порядок образований предусматривался ст. 13 Закона РФ от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", а после его отмены - ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. (ред. от 05.08.2000) "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", которыми устанавливается порядок преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с установленными нормами холдинговые компании (финансовые холдинговые компании) создавались по решению Государственных комитетов РФ по управлению государственным имуществом из акционерных обществ, образованных на основе государственных и муниципальных предприятий, контрольный пакет акций которых принадлежал государственным и муниципальным органам. В качестве учредителей холдинговых компаний выступали комитеты по управлению имуществом, а дочерних предприятий - те же комитеты или холдинговые компании (п. 4. "Временного положения").

"Временным положением" установлено, что холдинговые компании могут быть созданы: -

при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;

при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;

при учреждении новых акционерных обществ (п. 4.1 "Временного положения").

Предложения о создании холдинговых компаний вносятся в Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом, комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (п. 4.2 "Временного положения").

Учредителями холдинговых компаний являются Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом, комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований (далее - комитеты).

Учредителями дочерних предприятий являются холдинговые компании и/или указанные комитеты (п. 4.3 "Временного положения").

Следовательно, особенностью создания таких холдинговых компаний было:

создание объединений из государственных или муниципальных предприятий на основе решения собственника их имущества;

создание объединений из государственных или муниципальных предприятий на основе решения собственника, владеющего контрольным пакетом акций этих предприятий.

Таким образом, холдинговые (финансовые холдинговые) компании, созданные в соответствии с Указом Президента "О мерах...", не могут быть отнесены к интеграционным объединениям, поскольку собственник воспользовался только формой холдинговых отношений, а не интеграционной формой создания этих объединений.

ФЗ "Об акционерных обществах" в п. 1 ст. 6 устанавливает, что общество может иметь дочерние и зависимые общества, созданные в соответствии с законодательством, а в п. 2 ст. 6 - что общество, при определенных условиях, может быть признано дочерним. То есть существуют два пути создания объединения:

создание основным обществом дочернего путем выделения имущества и образования юридического лица;

превращение существующего независимого акционерного общества в дочернее в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом.

Позицию о том, что существует два пути создания объединения, разделяет ряд авторов. Комментируя ст. 6 ФЗ "Об акционерных обществах", О. Крапивин и В. Власов отмечают, что "есть два пути приобретения акционерным обществом дочерних и зависимых обществ. Первый путь - это создание таких обществ. Второй путь - превращение уже существующих хозяйственных обществ в дочерние и зависимые от данного акционерного общества". При этом авторы замечают, что по второму пути идет большинство акционерных обществ, втягивающих до сих пор независимые хозяйственные общества в сферу своего влияния(Крапивин О., Власов В. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах". М., 2000. С. 27-30.).

При создании дочернего общества путем выделения имущества образуется новое коммерческое юридическое лицо путем реорганизации (выделения), предусмотренного ст. 57-58 ГК. То есть речь идет не об интеграции, а о реорганизации в целях расширения своей предпринимательской деятельности, сферы своего влияния, использования потенциала ранее независимых капиталов.

Следовательно, создание объединения через создание дочернего общества в соответствии с п. 1 ст. 6 не отвечает признакам интеграции по тем же пунктам, что и холдинговые компании и, дополнительно, по цели создания объединения.

В проекте ФЗ "О холдингах" нет упоминания о том, что могут быть созданы холдинги путем реорганизации в форме выделения с последующим образованием объединения, как это предусмотрено в п. 1 ст. 6 ФЗ "Об акционерных обществах". Однако п. 2 ст. 3 предусматривает создание холдинга путем внесения соответствующих изменений в уставы участников холдинга, являющихся унитарными предприятиями, на основании решения, принятого собственником имущества указанных предприятий. Поскольку в данном случае холдинг создается путем объединения основного общества и дочернего (унитарного предприятия, собственность которого принадлежит собственнику основного общества), то такой способ создания объединения в соответствии с названными признаками нельзя отнести к интеграционному.

Особое место занимают транснациональные финансово-промышленные группы - межгосударственные (международные) финансово-промышленные группы, - среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества независимых государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются соглашениями (ст. 4 ФЗ "О финансово-промышленных группах").

Эти и другие объединения также следует отнести к интеграционным объединениям, если они образованы собственниками с обособленным имуществом, принадлежавшим субъектам различных государств.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.fa.ru






Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.