Интернационализация и транснационализация – важные тенденции развития мировой экономики
Интернационализация и транснационализация – важные
тенденции развития мировой экономики
1.
Транс- и интернационализация
1.1 Процесс интернационализации:
сущность, мотивы, методы, препятствия
Сфера международного маркетинга расширяется очень быстро.
Наблюдается значительный рост торговли, иностранных инвестиций, усиливается
процесс обмена информацией. Поэтому для понимания развития современного
мирового хозяйства необходимо более глубокое изучение процесса
интернационализации фирмы на международных рынках.
Существуют различные определения термина
"интернационализация". Рассмотрим некоторые из них:
Интернационализация - это процесс все более глубокого
вовлечения в международные операции.
Интернационализация - это последовательный процесс, который в
свою очередь является результатом взаимного воздействия двух отличных, но тесно
связанных процессов: процесса развития знаний и процесса вовлечения в
иностранный рынок .
Интернационализация представляет собой процесс развития
устойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основе
международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки
национального хозяйства.
В данном исследовании интернационализация рассматривается как
процесс выхода фирмы на зарубежные рынки и укрепления ее позиций на этих
рынках. Степень интернационализации фирмы зависит от влияния различных внешних
и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: объекты продаж, элементы
внешней среды целевых рынков, метод ведения операций на зарубежном рынке. К
внутренним факторам относятся возможности данной фирмы: мотивы
интернационализации, организационная структура, финансы, персонал. Объекты
продаж представляют собой предложение со стороны фирмы товаров и услуг на
зарубежном рынке. Фирма может предлагать новый товар или услугу, существующий
товар или услугу без изменений, дополнительные услуги, "ноу-хау", технологии,
а также их комбинации.
Существуют различные препятствия интернационализации фирмы -
факторы внешней среды международного маркетинга: политические, экономические,
правовые, культурные особенности различных стран, также как и географическое
положение.
К основным методам интернационализации относятся: экспорт и
импорт товаров и услуг, прямые иностранные инвестиции, совместное
предпринимательство, лицензирование, франчайзинг, контракт "под
ключ", управленческий контракт. Каждый способ выхода на зарубежный рынок
имеет свои преимущества и недостатки. К мотивам интернационализации относятся:
расширение сбыта, приобретение ресурсов, диверсификация источников снабжения и
сбыта. Однако без благоприятной окружающей среды на зарубежном рынке фирма не
сможет добиться успеха. Т.е. стимулы могут исходить и из внешней среды фирмы.
К факторам, стимулирующим процесс интернационализации, можно
отнести: благоприятное отношение общественности к первым попыткам выхода на
зарубежный рынок из-за чувства национальной гордости, повышение компетентности
персонала фирмы, поощрение работников фирмы.
Между степенью сложности рынка, выбором стратегии и методом
выхода на зарубежный рынок существует взаимосвязь. Рост международных операций
всегда требует больших финансовых затрат для поддержания деятельности. Размер
инвестиций в развитие бизнеса на зарубежных рынках является индикатором степени
интернационализации фирмы.
1.2 Масштабы транснационализации
В последнее время наблюдается постоянный рост масштабов
транснационализации – повышение доли международного движения капитала, труда и
прочих ресурсов. Транснационализация превратилась в многоканальный процесс.
Объем продаж, осуществленных ТНК в 1993 г., составил 5,2 трлн.
долл., а в 1997 г. – около 7 трлн, что эквивалентно 114% мирового экспорта и
22% валового мирового продукта. Причем начиная с 80-х годов по темпам роста
объем их продаж примерно на 40% выше мирового производства и на 30 – мирового
экспорта5. Что касается 100 крупнейших корпораций, то доля их зарубежных продаж
в общем объеме реализации составляет более 40%. Размеры зарубежного
производства американских ТНК в 4 раза превышают экспорт страны, английских –
более чем в 2 раза.
Начиная с 80-х годов быстро прогрессировал процесс
интернационализации капитала ТНК через рынок ценных бумаг. Вместе с тем
фактический контроль над корпорацией обычно сохраняется за страной
происхождения. Заметным явлением стал рост числа совместных предприятий,
учредителями которых выступают либо материнская и аффилированная компании либо
сами аффилированные компании, что порождает любопытные и многообразные
внутренние связи. В частности, примерно 46% аффилированных компаний
американских ТНК владеют акциями других образований, входящих в систему.
Распространение такой практики объясняется главным образом функциональными
потребностями. Подобная структура собственности облегчает применение
трансфертных цен и иных способов манипулирования (скажем, с лицензиями,
прибылями).
Степень интернационализации компаний, как и стран, можно
рассчитать через соотношение внешней и внутренней хозяйственной деятельности
(инвестиции, занятость, производство, продажи, НИОКР). Так, анализ динамики
соотношения между ПИИ (внешние активы) и ВВП показывает, что в целом у всех
промышленно развитых держав оно выросло с 6% в 1980 г. до 11,5% – в 1995 г., у
стран ЕС – с 6,3% до 14,6% соответственно (наибольший показатель пришелся на
Великобританию – 27,4% в 1995 г.), у США – с 8,1% до 9,8%, а у Японии – с 1,8%
до 6%[1]
.
Еще больше размеры данного показателя по отдельным корпорациям. Так, почти 2/3
капиталовложений бельгийских, голландских и швейцарских ТНК направлялось за
границу. Для компаний Royal Dutch Shell и Philips иностранные инвестиции
составили 70% внутренних, американского концерна Exxon – 80%, IBM – 50%.
Это касается не только инвестиций, но и зарубежной
деятельности в области НИОКР. Исключение из данной тенденции составляет сфера
использования рабочей силы, где прирост был более медленным.
Главной формой интернационализации хозяйственной жизни
длительное время была международная торговля. На нынешнем этапе мирового
развития международных экономических отношений основой глобализации стала
интернационализация не обмена, а производства.
Под транснационализацией производства и капитала в данном
случае подразумеваются:
новые явления, качественные изменения, происходящие в мировой
экономике, а именно: рост числа и активности транснациональных корпораций (ТНК)
и транснациональных банков (ТНБ);
новый этап процесса интернационализации мирового хозяйства,
отличающийся от предыдущих: изменение самого характера вовлечения стран и
предприятий в международное разделение труда, что находит проявление в
интернационализации научно-технического прогресса и процесса производства,
когда мировой рынок фактически диктует стандарты качества и
технико-экономические показатели продукции, выпускаемой как материнской
компанией, так и ее филиалами и дочерними компаниями;
форма интернационализации хозяйственной жизни, результатом которой
является развитие международного производства в рамках ТНК, включающего на
предприятиях материнской компании, ее филиалов и дочерних компаний производство
тех видов продукции, которые участвуют в международном внутрифирменном
кооперировании;
новый более высокий уровень интернационализации производства и
капитала, когда происходит его переход в новое качество;
процесс транснационализации, неразрывно связанный с
расширением масштабов деятельности ТНК, с превращением ТНК в реальных субъектов
международных рыночных отношений;
новые формы организации хозяйственной жизни, которые
способствуют ее интернационализации.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
[1]
UNCTAD World Investment Report,
1997. Annex.
|