Интеллект и его развитие
смотреть на рефераты похожие на "Интеллект и его развитие" Интелект и его развитие
ПРИРОДА И ПРЕДЫСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Природа интеллекта
Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления -одно из
важнейших сущностных свойств человека. Человек, с позиций научного
материализма, не локальный и случайный эпизод эволюции, а необходимый
результат бесконечного развития материи, ее «высший цвет», возникающий «с
железной необходимостью», заложенной «в самой природе материи» .
Утверждение о случайном характере возникновения человека в мире,
высказанное некоторыми философами и естествоиспытателями, находится в явном
противоречии с глубинными тенденциями современной науки, которая в эпоху
современной научно-технической революции убедительно показала, что человек—
это результат единого закономерного мирового процесса, образованного
необходимой последовательностью физической, химической и биологической форм
материи .
Человек — это микрокосм, в сокращенном и обобщенном виде несущий в себе
бесконечное многообразие материального мира. Это обусловило уникальный,
хотя и естественно возникший способ существования человека — производство
своего собственного бытия и своей сущности посредством преобразования
природы. Человек—единственное образование в мире, бытие и сущность которого
— результат непрерывного творения самого себя. Заключая в себе, в сокращенном и обобщенном виде, бесконечное
богатство материального мира, человек способен к бесконечному познанию и
преобразованию мира, бесконечному творению своей материальной и духовной
сущности. Человеческий труд и интеллект по природе своей бесконечны. Сущность человека как микрокосма определяет смысл человеческого
существования, смысл его труда и интеллектуального творчества. Смысл
человеческого существования— не вне человека, а в самом человеческом бытии,
в производстве, творении своего бытия и своей сущности. Сущность и смысл
человеческого существования определяют направление развития человеческой
сущности и самого смысла существования: человек развивается в свою
собственную сущность; смысл его существования—углубление, погружение в свою
неисчерпаемую человеческую сущность, бесконечное углубление и обогащение
своей сущности. Развитие человеческой сущности происходит в процессе преобразования
природной среды, создания «второй природы» (К. Маркс). Оно имеет,
следовательно, и свои «внешние ориентиры»—освоение мира вширь (экспансия в
космос) и вглубь. Однако собственно человеческое в этом движении
заключается в развитии самой человеческой сущности, ее движении не во вне,
а вглубь самой себя. Человек в своем развитии не имеет других внутренних
ориентиров, кроме развития своей сущности, углубления в свою бесконечную
человеческую сущность. Рассуждая более конкретно, смысл человеческого существования следует
представить как бесконечное усложнение и обогащение творческого характера
труда и творческих способностей человеческого интеллекта. Одним из
важнейших сущностных свойств человека является общение, отношение человека
к человеку, включающее феномены собственности и свободы. Развитие этой
стороны человеческой сущности заключается в бесконечном обогащении
человеческих отношений, росте единства, человеческой общности и,
следовательно, свободы. Свободное развитие каждого как условие свободного
развития всех—важнейший принцип будущего способа подлинного развития
человеческой сущности. Этот способ предполагает полное устранение
эксплуатации человека человеком, ликвидацию тех общественных порядков, при
которых человек может выступать средством для других, а не единственной
целью социального прогресса. Величие и достоинство человека заключается в бесконечных возможностях
его труда и интеллекта. Весьма примечательно, что затрагивающее достоинство
человека и его интеллекта утверждение о случайности человека само
оказывается ничтожной мыслью, бессмыслицей, ибо «случайный человек»,
находящийся в случайном, поверхностном, бессодержательном отношении к миру,
не мог бы судить о своей случайности, так как для этого он должен быть в
необходимом отношении к миру. Концепция «случайного человека» есть не что
иное, как скрытая форма «парадокса лжеца». Интеллект мстит за свое
унижение, обращая в бессмыслицу утверждения о своей ничтожности. Современная наука, включая философию, уже многое знает о сущности
человеческого интеллекта. Наиболее общая природа интеллекта как способности
отображения мира в понятиях, законы мышления, связь интеллекта с языком и
т. д. раскрыты и объяснены весьма основательно. Однако остаются и более
глубокие уровни неисчерпаемой сущности человеческого интеллекта, к изучению
которых современная наука еще только приближается. К ним, по нашему мнению.
следует отнести в первую очередь те глубинные уровни человеческого
интеллекта, которые закладываются в бесконечной предыстории интеллекта и
скрыто «работают» в деятельности интеллекта, обеспечивая его способность
адекватно познавать мир. Сущность человека, его интеллекта—аккумулят, синтез бесконечной
последовательности природных сущностей, образующих закономерный мировой
процесс. В природе интеллекта, следовательно, заложено нечто существенное
от физической, химической и биологической ступеней эволюции мира. Наиболее
общие теоретические подступы к решению этой проблемы созданы в
исследованиях единого закономерного мирового процесса, проводимых последние
три десятилетия сотрудниками кафедры философии Пермского университета. Эти
исследования показали, что природа человека и его интеллекта должна
включать в себя нечто важное от масс-энергетической природы физической
формы материи, над-массэнергетической природы химизма, приспособительной
сущности живой материи. В сущность интеллекта каким-то образом должен быть
включен масс-энергетический принцип физического, над-массэнергетический
принцип прямого субстратного синтеза химического мира, принцип
самосохранения через приспособление к среде живой материи. Логические законы и формы интеллекта возникли из «логики» физических,
химических и биологических процессов и взаимодействий. Ближайшим образом
эти законы обусловлены и подготовлены «аксиомой» естественного отбора,
включающей как слой непосредственного случайностного отбора по способу
«проб и ошибок», так и скрытую под ним глубинную тенденцию живого к
саморазвитию, ускользающую от современных интерпретаций синтетической
теории эволюции. 1.2. Предыстория интеллекта Непосредственным предшественником человеческого интеллекта выступает
так называемое «конкретное мышление», или мышление «конкретами»,
чувственными образами (И. М. Сеченов, И. П. Павлов). Природа, структура и
«логика» конкретного мышления еще весьма плохо изучены. Принято считать,
что психика высших животных базируется на двух основных видах
реакций—инстинктах и временных связях (ассоциациях). Инстинкты—врожденные,
передаваемые по наследству видовые формы поведения и отражения среды,
сложившиеся в результате многих тысячелетий биологической эволюции.
Ассоциации имеют прижизненный характер, формируются в результате
индивидуального приспособления к среде, составляют индивидуальный
прижизненный опыт животного. Ассоциации—отражение внешних связей между
различными воспринимаемыми животными явлениями среды—звуками, запахами и т.
д.
Инстинкты и ассоциации, в их сложной форме, входят также в состав психики
человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания,
интеллектуальной деятельности. К инстинктам человека можно отнести
основной, обобщающий инстинкт жизни (или самосохранения), двигательный,
половой, родственный, познавательный инстинкты. Согласно представлениям современной психофизиологии психическая
деятельность животных и человека имеет свою физиологическую основу или
фундамент, которая составлена прежде всего безусловными (врожденными,
видовыми) и условными (прижизненно образующимися) рефлексами. Теория
условных и безусловных рефлексов, созданная И. М. Сеченовым, И. П. Павловым
и их многочисленными последователями, раскрывая физиологический фундамент
психической деятельности, способствовала поискам путей экспериментального
исследования психики. Вместе с тем некоторыми последователями этой школы
была создана чрезмерно прямолинейная концепция психического, трактовавшая
психику либо как рефлекс, либо как определенную его (наряду с
физиологической) сторону (А. Г. Иванов-Смоленский, К. М. Быков, С. П.
Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Эта концепция коренным образом расходилась с
представлениями И. М. Сеченова и И.П. Павлова, которые понимали рефлекс как
чисто физиологическое явление, лежащее в основе психической деятельности .
Существовали различные варианты концепции «рефлекторной природы психики»—от
почти полного сведения психического, к рефлексам и физиологическому до
попыток отстоять относительную самостоятельность и специфичность
психического в рамках рефлекса, однако все они фактически признавали
рефлекс первой и исходной единицей психической деятельности и,
следовательно, интеллекта. Разрабатывая концепцию рефлекторных основ
психики животных и человека, И. П. Павлов категорически возражал против
объяснения психических явлений у человека условными рефлексами. Более того,
И. П. Павлов считал, что и психическая деятельность животных не является
совокупностью условных рефлексов. В опытах над шимпанзе (Рафаэлем и Розой)
последние должны были решать задачу—достать банан, подвешенный к потолку
клетки, с помощью нескольких ящиков разного размера. После некоторого
количества проб и ошибок Рафаэль научился составлять ящики в порядке
убывания их величины, т. е. строить устойчивую пирамиду. Характеризуя эти
опыты, П. П. Павлов говорил на одной из своих знаменитых «сред»: «...когда
обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это «условным рефлексом»
назвать нельзя. Это есть случай образования знания, уловления нормальной
связи вещей. Это—другой случай». У человекообразных обезьян и, шире, высших животных существует
способность образования своего рода знания. «уловления нормальной связи
вещей». Чем такого рода реакции или связи в психике (ассоциации) животных
отличаются от условных рефлексов? Классический условный рефлекс— это
нервная связь двух пунктов коры больших полушарий, фиксирующая
(отображающая) связь какого-либо внешнего явления (звук, запах и др.),
выступающего в качестве индифферентного для организма внешнего
раздражителя, с другим, непосредственно биологически значимым для организма
(пищей, врагом и т. д.). Само по себе безразличное для организма, не
имеющее непосредственной биологической значимости явление (например
звонок), связанное с появлением пищи, становится сигналом пищи,
безусловного раздражителя и приобретает поэтому биологическую значимость
для организма. Связь звонка с пищей имеет характер временного совпадения,
т. е. внешней связи. Однако сигнальная связь обладает объективным «смыслом»
для животного, ибо свидетельствует о появлении пищи, врага и т. п. Поэтому
условный рефлекс не является некой простой механической связью совершенно
разнородных событий и может служить генетической предпосылкой образования
более сложных, психологических связей, означающих образование знания,
«уловление нормальной связи вещей». В связях типа, названного И. П. Павловым образованием знания,
отображаются внешние, а не причинные, сущностные связи вещей Однако в этих
внешних связях выражаются, «просвечивают» необходимые, сущностные связи,
ибо биологическая значимость внешних явлений имеет не случайный,
существенный характер. Животное мыслит чувственными образами, а не
понятиями, которые единственно способны схватывать сущностные стороны
действительности. Однако имплицитно, в скрытой и неосознанной форме, это
знание отображает сущностные стороны действительности. Приспособительный
способ существования животного обусловливает непосредственное знание
явлений, в то время как сущностная сторона реальных явлений остается
скрытой. Сущность жизни заключается в неустранимой тенденции живого к
самосохранению, осуществляемой Путем адаптации, приспособления к среде. Для
приспособительного способа существования необходимо и достаточно
отображение внешних сторон действительности. Человек возникает в результате
закономерного развития внутреннего противоречия жизни: абсолютная по своей
природе тенденция живого к самосохранению «выносит» живое за пределы
относительно «слабого» и ограниченного способа деятельности—приспособления
к среде и порождает более эффективный и мощный способ деятельности —
преобразование среды, производство своего собственного существования,
свойственный человеку как высшей форме материи. Производящий способ существования необходимо порождает и принципиально
новую форму мышления—человеческий интеллект, способный отображать как
явления, так и сущность действительного мира. Для человеческого интеллекта
предметом отображения становится бесконечный мир и собственная
неисчерпаемая человеческая сущность. Интеллект по своей природе бесконечен.
Выступая одним из основных (наряду с трудом) атрибутов или «сущностных сил»
человека, возникшего в результате бесконечной эволюции мира, человеческий
интеллект становится в отношение к бесконечному в мире и человеческой
сущности. Если мышление животного «находится в отношении» лишь к конечной
части внешней среды, то человеческий интеллект с момента своего появления
самой бесконечной историей своего возникновения «открыт» в бесконечность,
вступает в диалог с бесконечным миром. В способности бесконечного
творчества, познания и изменения мира — достоинство и величие человеческого
интеллекта.
ТЕМА 2. ПЕРВОБЫТНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Исследование первобытного интеллекта представляет, по-видимому, еще
большие трудности, чем его биологической предыстории, поскольку применение
экспериментальных методов здесь вряд ли возможно. Одним из важнейших
показателей формирования и развития первобытного интеллекта выступают его
главные результаты, дошедшие до нашего времени—ископаемые орудия труда
первобытного человека. Шествие человеческого разума начинается с первого
«космического» достижения человека — создания первых орудий труда,
практически и духовно поставивших человека в отношение к бесконечному миру. Человеческий способ существования—преобразование окружающего .мира,
производство не существующих в природе условий своего
существования—обусловил первую и важнейшую парадигму человеческого
интеллекта — соответствие мысли реальности, объективность отображения
реальности. Коренным условием существования и развития человека становится
познание все более существенных свойств и связей природных объектов,
феноменологических проявлений законов природы, а с определенного,
достаточно высокого уровня развития общества—законов природы и общества. Первобытный человек должен был обладать весьма обширными наблюдениями
и знаниями системы природных явлений, их временной и сезонной
последовательности и т. д. Необходимо допустить, что интеллект этого
периода развития общества обладал простейшей логикой, в той или иной мере
воспроизводившей «логику вещей», логику природных связей и регулярностей,
от которых прямым образом зависело существование человека. В процессе складывания этой «логики вещей» в логике интеллекта должны
были, очевидно, постепенно складываться и четыре основных формально-
логических закона—тождества, противоречия, исключенного третьего,
достаточного основания. Однако сами по себе эти законы присущи уже только
достаточно развитому, зрелому интеллекту и время их окончательного
формирования в человеческом интеллекте установить трудно. Вероятно, это
следует отнести только к периоду античного интеллекта. Естественно предположить, что на определенном, сравнительно высоком
уровне развития первобытного труда и интеллекта перед человеком становится
задача объяснения системы природных явлений, с чем следует связать
возникновение нового уровня интеллекта — объясняющего. К возникновению
этого уровня толкала деятельная практическая природа человека, поскольку
производящая деятельность человека, или труд, есть причинная деятельность,
неизбежно порождающая причинный интеллект, т. е. объясняющий интеллект. Известный исследователь первобытного интеллекта Леви-Брюль (1857—1939)
различал индивидуальный и коллективный интеллект. Он считал, что
индивидуальный интеллект был основан на общих законах формальной логики,
поскольку иначе человек не мог бы выжить в борьбе за существование. Однако
коллективный интеллект имел дологический (пралогический) характер. Основой
его служил закон партиципации (сопричастия), в соответствии с которым
первобытный человек полагал, что воспринимаемый объект может находиться
одновременно в различных местах, изображение объекта тождественно самому
объекту (поэтому воздействие на изображение животного влечет будущую удачу
на охоте) и т.д. Дологическое мышление, по Леви-Брюлю, воплощалось в
коллективных обрядах и мифах. Концепция дологического мышления подверглась
серьезной критике в советской и зарубежной науке. Да и ее автор в конце
своей жизни не склонен был чрезмерно отстаивать дологический характер
первобытного мышления.
Страницы: 1, 2
|