Меню
Поиск



рефераты скачать Институциональные преобразования в РФ в 2007 г.

В Федеральном законе закреплены основные принципы по разграничению полномочий органов власти разных уровней по развитию малого и среднего предпринимательства, гармонизированы критерии сектора малых и средних компаний, обеспечен равный доступ субъектов малого предпринимательства к государственной поддержке, а также создан механизм учета мнения представителей предпринимателей при принятии нормативных актов.

 Принят Федеральный закон от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ, в соответствии с которым впервые для региональных органов власти полномочия по развитию малого и среднего предпринимательства выделены как самостоятельные, а местные органы смогут поддерживать предприятия среднего бизнеса. Одновременно с конкретизацией полномочий закреплена нормативная база, направленная на  формирование региональных и муниципальных перечней целевого имущества для нужд малого и среднего предпринимательства.

В рамках развития механизмов частного государственного партнерства, в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» (далее - закон) в Российской Федерации создан специализированный государственный финансовый институт развития - государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (далее - Внешэкономбанк).

Распоряжением Правительства от 27 июля 2007 г. № 1007-р утвержден Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». В 2007 году в уставный капитал Банка развития внесены 180 млрд. рублей.

 

1.3.          Налоговая политика.


Вопросы об освобождении от налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от стратегических инвестиций в дочерние общества,  урегулированы  Федеральным законом от 16 мая 2007 г. № 76-ФЗ  «О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Названный Федеральный закон направлен на стимулирование инвестиций в экономику Российской Федерации, создание и размещение холдинговых компаний в Российской Федерации путем освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых российскими организациями в результате стратегического участия в капитале других организаций. Эта мера также будет способствовать снижению мотивации использования трансфертного ценообразования с целью минимизации налогов.

В целях реализации поставленной в Послании Президента Федеральному Собранию на 2005 год задачи о создании условий для активного привлечения внебюджетных источников для поддержки науки, образования, культуры принят Федеральный закон от 23 марта 2007 г. № 38-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно Федеральному закону с 1 января 2008 г. от уплаты налога на доходы физических лиц освобождены суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации российскими организациями. Перечень таких организаций будет утвержден Правительством. Ранее предоставление безвозмездной помощи на указанные цели российскими организациями не предусматривалось, и от налога на доходы физических лиц освобождались суммы, полученные в виде грантов только от международных или иностранных организаций.

Принят Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Закон направлен на устранение недостатков в применении упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и налога на добавленную стоимость. В частности, в данном законе предусматривается, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения или с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, документом, подтверждающим право на освобождение от налога на добавленную стоимость, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Принят Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», вступающий в силу с 1 января 2008 года. Вносимые изменения расширяют налоговые льготы в области внедренческой деятельности научных и иных организаций. Так, освобождаются от обложения НДС операции по передаче исключительных прав на изобретения, программы для ЭВМ, базы данных, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Также не подлежит налогообложению выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимых продукции и технологий.

По налогу на прибыль организаций в качестве меры, направленной на уменьшение сроков окупаемости инновационных проектов, предоставлено право налогоплательщикам использовать специальный коэффициент к основной норме амортизации (но не более 3) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. С целью стимулирования отчислений в Российский фонд технологического развития и иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР увеличивается лимит расходов в форме отчислений на формирование указанных фондов с 0,5 до 1,5 процента.

Также дополнен перечень расходов, которые могут уменьшать доходы налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения. Так, разрешено включать в перечень расходов, признаваемых для целей налогообложения, расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, программы для ЭВМ, базы данных, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также расходы на патентование.

Принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». По налогу на доходы физических лиц установлены особенности налогообложения процентов, получаемых по вкладам в банках; скорректирован порядок взимания налога с материальной выгоды, получаемой по договорам страхования, в том числе пенсионного. Введен новый социальный налоговый вычет по негосударственному пенсионному обеспечению и добровольному пенсионному  страхованию в размере фактически произведенных расходов, с учетом установленного ограничения в виде предельной общей суммы социальных вычетов на обучение, медицинское лечение, по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного  страхования в размере 100 тыс. рублей.

Также законом предусматривается увеличение стоимости основного средства для признания его амортизируемым имуществом - с 1 января 2008 г. амортизируемым будет признаваться имущество с первоначальной стоимостью более 20 тыс. руб. (по действующему законодательству – более 10 тыс. руб.), что позволит налогоплательщику списывать основные средства стоимостью менее этой суммы единовременно.

По уплате земельного налога для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей изменены отчетные периоды – отчетный период установлен как квартал. Предусматривается распространение налоговой ставки до 0,3% на приобретенные земельные участки для ведения подсобного и дачного хозяйства; определен порядок исчисления налоговой базы земельного налога в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований.

Принят Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью законодательного закрепления создания портовых ОЭЗ на территории морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов; территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки; грузовых терминалов международных аэропортов.

Наличие портовых ОЭЗ на территории государства позволит увеличить экспорт товаров и услуг в среднем до 20 процентов. В частности для Российской Федерации рост экспорта портовых услуг может составить от 50 до 100 процентов, что делает вполне реальной задачу по удвоению объема грузоперевозок морским и воздушным транспортом уже в течение первых двух лет.

Совершенствование регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд. В рамках совершенствования законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд был принят  Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ.

Федеральным законом предусматривается применение критерия квалификации на все виды работ и услуг без ограничений. При этом на отдельные виды работ и услуг  в законе определена наиболее высокая значимость данного критерия.

Для аукциона на строительство установлены специальные условия допуска в виде оценки квалификации участников аукциона. Также в законе определены особенности проведения творческих конкурсов.

В целях соблюдения принципов прозрачности и транспарентности закупок для государственных и муниципальных нужд предусмотрено введение единого всероссийского сайта вместо действующих сегодня на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и местном уровне.

 

1.4.          О реформе электроэнергетической отрасли.


Структурная реформа предприятий Холдинга ОАО РАО «ЕЭС России» проводится по 72 региональным энергокомпаниям. Реорганизация осуществляется  на основании проектов реформирования, утвержденных Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики Российской Федерации.

Сформированы 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК), ОАО «ГидроОГК» и 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК). В настоящее время происходит размещение дополнительных эмиссий акций, указанных ОГК и ТГК, продажа государственной доли акций российским и зарубежным инвесторам.

К настоящему времени совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» одобрил размещение дополнительных акций 18 компаний, кроме ОАО «ГидроОГК» и ТГК-14. В ходе размещения дополнительных акций и продажи доли ОАО РАО «ЕЭС России» планирует привлечь около 800 млрд. рублей.

В распределительном сетевом комплексе были образованы 12 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), включая сетевой комплекс г. Москвы и Московской области, ОАО «Ленэнерго», ОАО «Тюменьэнерго» и распределительный сетевой комплекс Дальнего Востока в виде единых операционных компаний. Совет директоров ОАО «РАО ЕЭС России» утвердил оценку распределительных сетевых компаний, входящих в МРСК, производимую в целях перехода на единую акцию, в трех МРСК.

С 1 января 2008 г. компании электросетевого комплекса перешли на котловой метод тарифообразования, который предполагает установление единого тарифа для всех потребителей субъекта Российской Федерации с учетом категории потребителей, вне зависимости от количества сетевых организаций, обслуживающих потребителя.

Проводятся аукционы по продаже сбытовых компаний, сформированных в результате реорганизаций АО-энерго.

На внеочередном общем собрании акционеров ОАО РАО «ЕЭС России» от 26 октября 2007 г. принято решение о его реорганизации до 1 июля 2008 г. 

В течение 2007 года было обеспечено согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти директив для голосования представителей Российской Федерации в совете директоров ОАО РАО «ЕЭС России» по вопросам привлечения инвестиций в электроэнергетику Российской Федерации за счет совмещенной реализации пакетов дополнительных акций и акций, подлежащих передаче в ОАО «Государственный Холдинг» и ОАО «Государственный Холдинг ГидроОГК». Совокупный объем привлеченных средств от размещения указанных акций составил 368,69 млрд. рублей и будет направлен на финансирование строительства новых генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры.

В результате разработки и запуска механизма гарантирования инвестиций (МГИ) предполагается ввести до 5 ГВт генерирующих мощностей.

 

1.5. О текущем состоянии рынка в газовой отрасли.


Основными целями экономической политики государства в газовой отрасли являются:

обеспечение функционирования газовой отрасли в режиме устойчивого развития в целях долгосрочного, надежного и экономически эффективного газоснабжения потребителей Российской Федерации;

создание необходимых стимулов для повышения эффективности добычи и транспортировки газа;

доведение цен на газ до уровня межтопливной конкуренции, создание мотивации для ресурсосбережения у потребителей, снижения энергоёмкости российской экономики;

развитие внутреннего рынка газа, стимулирование развития «независимых» производителей газа и создание благоприятных условий для всех участников газового сектора.

В настоящее время реформирование ОАО «Газпром» ограничено внутренним реформированием компании. В рамках второго этапа внутренней реформы ОАО «Газпром» происходит дальнейшее структурное преобразование ОАО «Газпром». В целях совершенствования внутрикорпоративной структуры предложено и осуществляется разделение многопрофильных предприятий ОАО «Газпром» по видам деятельности (добыча, хранение и переработка газа), выведение из состава дочерних добывающих обществ и газотранспортных обществ подразделений по сервисному обслуживанию основного производства и др.

В целях стимулирования добычи газа независимыми производителями проводится работа по согласованию проекта постановления Правительства о недискриминационном доступе независимых производителей к газотранспортной сети ОАО «Газпром». Ведется разработка предложений по переходу от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на его транспортировку и переходу на единый транспортный тариф начина с 2011 года.

 

1.6            О  реформе в сфере железнодорожного транспорта.


Третий этап структурной реформы на железнодорожном транспорте призван стать инвестиционной стадией развития отрасли. Условия, созданные на первом и втором этапе реформы для работы независимых компаний-операторов, владеющих собственными грузовыми вагонами, привели к значительному росту частных инвестиций. В частности, в тарифе на перевозку была особо выделена плата за пользование подвижным составом (вагонная составляющая), и собственник вагонов стал получать скидку с тарифа на перевозку грузов на соответствующую величину. В результате дерегулирования вагонной составляющей в тарифе на грузовые перевозки, возникли объективные предпосылки для привлечения частного бизнеса в сегмент грузовых железнодорожных перевозок, доля которых составляет сегодня около 30% от всего объема перевозок грузов. Кроме того, промышленные предприятия, имеющие собственные вагоны, получили новую возможность для снижения издержек при транспортировке своей продукции.

На начало 2007 года частными компаниями-операторами в подвижной состав инвестировано более 100,0 млрд.рублей.

В мае 2007 года Правительственной комиссией по вопросам промышленности и технологий была принята Целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг, в соответствии с которой ожидается дальнейшая либерализация рынка грузовых перевозок, создание 2-х Грузовых компаний с передачей в них всего вагонного парка ОАО «РЖД».  Начиная с 2008 года будет осуществляться переход к государственному регулированию в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Важнейшим государственным решением явилось поэтапное сокращение с 2007 года перекрестного субсидирования пассажирских перевозок в дальнем следовании за счет грузовых, с привлечением на эти цели средств федерального бюджета.

В вопросе регулирования железнодорожного транспорта в последние годы активно проходили реформы, направленные на усиление роли рыночных механизмов и создание конкуренции.

Среди других направлений реформирования сектора, направленных на усиление в  нем рыночной составляющей, можно выделить следующие: 1) осуществление начального этапа реструктуризации Федеральной пассажирской дирекции, то есть - пассажирского комплекса дальнего следования; 2) создание дочерних обществ в сфере специализированных перевозок («Трансконтейнер», «Рефсервис»).  По итогам проведенного в четвертом квартале 2007 конкурса по продаже ограниченному кругу инвесторов 15% пакета акций ОАО «Трансконтейнер», цена указанной сделки составила 7,836 млрд. руб. что более чем на 45% превысила минимальный уровень цены отчуждения, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации; 3) создание пригородных пассажирских компаний совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) создание дочернего общества ОАО «РЖД» в сфере производства средств железнодорожной автоматики; 5) создание дочерних обществ в сфере производства и ремонта путевой техники; 6) утверждение концепции реформирования строительного комплекса заводов по ремонту грузовых вагонов ОАО «РЖД».

В настоящий момент в целом одобрена Правительством Российской Федерации «Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 г.».  Согласно оптимистическому варианту Стратегии железнодорожная отрасль должна получить в ближайшие годы инвестиций порядка 11 триллионов руб., часть из которых будет привлечена за счет использования государственных финансовых институтов.

С целью развития транспортной инфраструктуры и привлечения средств частных инвесторов, прежде всего в развитие дорожной сети, морских перегрузочных комплексов в 2007 году принят ряд законодательных актов.

В Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ урегулированы вопросы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, а также установлены особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог. Законом регламентируются порядок и условия принятия решений об использовании автомобильной дороги на платной основе, а также устанавливаются основания прекращения и приостановления такого использования.

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г.  № 261-ФЗ  «О морских портах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулированы правоотношения, возникающие при осуществлении различных видов деятельности в морских портах, эксплуатации объектов их инфраструктуры. Введено понятие перевалки грузов как транспортной услуги и установлено содержание договора перевалки груза. Определены основные требования к субъектам экономической деятельности в морском порту и созданы правовые основы для их взаимодействия с перевозчиками различных видов транспорта, другими юридическими и физическими лицами. Установлен закрытый перечень портовых сборов.

Статьей 15 Федерального закона от 18 октября 2007г. № 230 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» определены правовые основы передачи аэропортов и (или) аэродромов из федеральной собственности в собственность или управление субъектов Российской Федерации.

В целях устойчивого социально-экономического развития страны в 2007 году осуществлялось проведение институциональных  реформ в сфере образования, здравоохранения и культуры.

Продолжалась работа по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, обеспечивающих реализацию  положений Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Преобразование учреждений социальной сферы в автономные учреждения позволит решить вопрос внедрения новых экономических механизмов и одновременно обеспечить надежную основу для реализации социальных гарантий, сохранив объекты социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности; стать средством привлечения инвестиций и расширения источников финансирования текущей деятельности этих организаций; создать необходимые стимулы и условия для существенного повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов; создать конкурентные способы распределения бюджетных средств, конкуренцию между организациями, борьбу за получателя социальных услуг; повысить качество предоставляемых услуг населению.

 

1.7. В области образования.


Продолжалась работа по проведению структурных и институциональных изменений в образовании; введение новых механизмов финансирования; создание системы контроля качества образования; реструктуризация сети образовательных учреждений; расширение механизмов социальной поддержки обучающихся из низкодоходных семей.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г.  № 56-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» предусмотрено совмещение процедур государственной аккредитации и аттестации; предоставление субъекту Российской Федерации права государственной аккредитации образовательных учреждений; расширение нормативной правовой базы процедуры признания и установления эквивалентности иностранных документов об  образовании.

Принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования», касающийся установления обязательности всех трех ступеней общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Для разработки и апробации механизмов государственной поддержки образовательного кредитования принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию».

Федеральным законом от 13 июля 2007 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с 1 сентября 2007 года определены следующие размеры стипендий для студентов и учащихся федеральных государственных образовательных учреждений обучающихся по очной форме и получающих образование за счет средств федерального бюджета: для студентов вузов – 900 рублей; для студентов и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования - 315 рублей.

Принят  Федеральный закон от 1 декабря  2007 г.  № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".

В соответствии с принятым Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в реализации государственной политики в области профессионального образования» расширяются права работодателей и предусматривается отнесение к компетенции Правительства Российской Федерации установления порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов.

В целях повышения инновационной активности экономики в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» образована Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. № 498 утверждена федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 2010 годы». Программой предусмотрена реализация комплекса мероприятий по техническому перевооружению ведущих научных организаций и вузов, решение вопросов в сфере стандартизации и метрологии, переподготовки кадров для наноиндустрии.

С целью реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии», утвержденной Президентом Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. № Пр-688, Правительством Российской Федерации утвержден План первоочередных мероприятий по реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии» от 8 сентября 2007 г. №3750п-П7.

Данные меры в комплексе с финансовыми механизмами, предлагаемыми Банком развития, Российской венчурной компанией, фондами научно-технической и инновационной поддержки, позволят обеспечить необходимые инструменты финансовой поддержки для реализации среднесрочных высокотехнологичных проектов.

 

1.8. В области здравоохранения.


В целях обеспечения гарантий оказания медицинской помощи населению осуществлялось совершенствование нормативной правовой базы  по вопросам стандартизации медицинских технологий, модернизации системы обязательного медицинского страхования, реструктуризации системы оказания медицинской помощи.

В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения Правительством была обеспечена реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

В целях обеспечения государственного регулирования цен на лекарственные средства и совершенствования нормативного правового регулирования оборота лекарственных средств распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2007 г. № 376-р утвержден новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280 утверждена Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)». Принято распоряжение Правительства от 2 октября 2007 г. № 1328-р, которым утверждается Перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств.

1.9. В области культуры.


Осуществлялась структурная перестройка сети учреждений культуры, направленная на формирование и развитие системы негосударственных учреждений культуры и искусства. Путем проведения оптимизации сети бюджетных учреждений культуры, а также совершенствования методов контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, обеспечения прозрачности финансовых потоков в некоммерческой сфере культуры повышена эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на культуру.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 326-рп в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год принято решение о создании в г. Санкт-Петербурге Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.


Список литературы

 

1.                 Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 г. //Министерство экономического развития и торговли РФ.

2.                 Экономика: учебник для студ. вузов/ А. И. Архипов, М. А. Дерябина М., 2007

3.                 Ефимова Е.Г. Экономика для юристов М.: Юристъ, 2007.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.