Меню
Поиск



рефераты скачать Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

В середине 90-х годов издержки производства промышленной продукции в России и у нас были выше, чем в Японии в 2,8 раза, США - в 2,7, Франции, Германии, Италии - в 2,3, Великобритании - в 2 раза. Даже если нашим рабочим зарплату вообще не платить, то ценовой конкуренции все равно не получается, так как прочие издержки существенно выше, чем в других странах. Так за счет чего сохраняется конкурентоспособность того, что пока еще продается? Только за счет дотаций государства, путем поддержания цен на сырье ниже мировых, и другими способами. Попросту говоря, производителю экспортных товаров не платят.

Высокие издержки в промышленности наших стран принято объяснять отставанием в технологии, изношенным оборудованием и соответственно большими затратами энергии, перерасходом сырья и материалов. Несомненно, все это имеет место. Но, кроме того, природные условия Беларуси и тем более России значительно более суровые, чем в Европе, в том числе северной. Отопительный сезон в Беларуси длится полгода. В большинстве европейских стран средняя температура января выше нуля. Влияние климата на экономику выражается в несоизмеримо более высоких затратах на отопление жилья и производственных помещений, на поддержание нормального течения технологических процессов. Это удорожание в несколько раз расходов на фундамент и стены при строительстве. Глубина промерзания почвы в Беларуси 90 -100 см. В Западной Европе достаточно залить площадку бетоном, чтобы возводить здание. То же можно сказать о строительстве и содержании дорог. Отсюда разница в ценах на транспортировку грузов. Если принять во внимание стоимость добычи нефти и газа в Западной Сибири, расходы на их транспортировку до Беларуси, право, не стоит обижаться на разницу цен на газ в Могилевской и Оренбургской областях. Все это входит в себестоимость материалов и готовой продукции, цену на которую устанавливает рынок. Учитывая сказанное, можно предугадать эффективность экспорта белорусских товаропроизводителей. Еще один миф требует опровержения - о дешевой рабочей силе. При доказательстве дешевизны рабочих рук в стране в расчет принимается уровень начисляемой заработной платы и этот уровень сравнивается с зарубежными странами. Чтобы прожить в наших климатических условиях требуются значительно большие затраты, чем в Западной Европе, США или в странах Средиземноморья. Это расходы на более дорогое жилье, теплую одежду, поддержание тепла в жилищах и производственных помещениях, на другую структуру питания. На одних овощах и фруктах нашу зиму не пережить, требуется белковая пища. Себестоимость отечественных продуктов питания также значительно выше. Так что расширенное воспроизводство рабочей силы в наших условиях обходится значительно дороже. Государство перераспределяет средства путем финансирования здравоохранения, образования, перекрестного субсидирования, дотаций сельскому хозяйству и т.д. Кстати, наши ближайшие соседи - Польша и Прибалтика - имеют близкие, хотя и несколько лучшие климатические условия. Следовательно, и производственные затраты сходны. Таким образом, издержки отечественного производства и при том же уровне технологического развития объективно выше, чем у западных соседей. Различия с "новоиндустриальными" странами еще больше. Капитал имеет свойство перетекать туда, где его отдача дает максимальную прибыль, а издержки минимальны. Быстрое перемещение капитала обеспечивается современными средствами информационных и транспортных коммуникаций. Это новый фактор, который 20-25 лет назад был еще не столь существен, а сейчас является одной из основ глобализации. Подтверждение тому - быстрый рост в Азии и Латинской Америке филиалов корпораций Европы, США, Японии, которые зачастую сокращают и прекращают производство в своих странах. Экспорт капитала из России имеет ту же природу. Если вывезти, например, завод невозможно, то принимаются меры защиты отечественного производителя ради поддержания уровня цен внутреннего рынка. К примеру, из-за этого Белорусский металлургический завод свернул экспорт в США строительной арматуры.

Надо признать, что Беларусь выпадает из числа стран, куда иностранные инвестиции потекут рекой. Открытость экономики сама по себе не означает привлекательность для инвесторов. В большей степени она характеризуется зависимостью от конъюнктуры внешних рынков. Открытость белорусской экономики - неизбежность, поскольку емкость внутреннего рынка слишком мала для имеющегося уровня развития промышленности. Это не означает, что инвестиции в белорусскую экономику исключены. Можно назвать ряд направлений, где привлекательность инвестиций достаточно велика. Это транзит грузов и связанная с ним инфраструктура, пищевая и фармацевтическая промышленность. Основой выживаемости других отраслей сегодня является низкая, по сравнению с остальными странами Европы, цена на энергоносители, что позволяет удерживаться на минимальном уровне конкурентоспособности большинству экспортеров в дальнее зарубежье. Иная ситуация с Россией. Связанные с климатом издержки у нас заметно меньше, чем у восточного соседа. С учетом исторически сложившихся связей напрашивается вывод, что прямые иностранные инвестиции в промышленность Беларуси в большей степени вероятны из России, чем из других стран. Только инвестиционный климат должен быть, по меньшей мере, не хуже, чем в соседних странах. Анализ конъюнктуры рынков указывает на более благоприятную ситуацию для отечественной промышленности в России. Белорусский экспорт многим обязан более низкому уровню цен на энергоносители. При переходе на мировой уровень цен при сдерживании их в России конкурентоспособность большинства видов продукции станет проблематичной на всех рынках, в том числе и внутреннем. Поэтому укрепление отношений с Россией в экономическом плане не имеет альтернативы. Формирование правовой базы, необходимой для решения поставленных задач, крайне актуально. Одного Инвестиционного кодекса для этого недостаточно. Этот документ во многом повторяет нормативные акты, существовавшие ранее. Вместе с тем не решен ряд вопросов упрощения регистрации юридических лиц. Приоритет отдается внешним инвесторам, ставя в неравное положение внутренних. Требует приведения в соответствие с сегодняшними реалиями и Гражданским кодексом Закон "О предприятиях". Необходима правовая база создания холдингов, в том числе международных.

Приоритет экспорта для страны часто понимается как необходимость работы на внешних рынках всех субъектов хозяйствования, безусловное выполнение ими прогнозных показателей. Результатом часто становится низкая эффективность, убыточность. Более перспективным путем развития экспорта представляется разумное ограничение внешнеэкономической деятельности с активным участием посредников - специализированных торговых и инжиниринговых компаний, в том числе международных. Предпочтительнее акционерная форма таких организаций с участием на первом этапе государства.

Относительная слабость банковской системы республики не позволяет кредитовать промышленность на условиях, аналогичных предлагаемым банками других стран. Возможным решением могло бы стать привлечение иностранных банков для работы в Беларуси и создание для этого соответствующих условий. Развитие производства новых видов продукции, удержание и завоевание новых рынков сбыта требуют привлечения значительных инвестиций. Для этого необходима консолидация ресурсов различных предприятий и банковских структур при создании холдингов или вхождении в уже существующие. Нуждаются в переменах формы и методы управления: стратегический инвестор вправе требовать участия в руководстве, а то и полной передачи предприятия в свои руки. Без изменения формы собственности здесь не обойтись. При этом политика новых владельцев по получению прибыли может не совпадать с социальной политикой государства. С этим надо считаться. [15]

В экономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Это выход на положительные реальные процентные ставки, переход к единому курсу рубля на всех сегментах валютного рынка. С 5 ноября 2001 г. белорусский рубль стал конвертируемым по текущим операциям.

Безусловно, необходимо добиваться дальнейшего улучшения инвестиционного режима, сделать более перспективными стратегию и механизмы стимулирования и привлечения иностранных инвестиций. И важнейшим приоритетом в связи с этим в предстоящие годы является улучшение инвестиционного климата в стране по всем его составляющим.

Инвестиционный климат — это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему. Не случайно оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Особо подчеркнём: в современных условиях иностранные инвесторы обращают внимание главным образом не столько на выгодность, сколько на стабильность предоставляемого им правового режима. А это, прежде всего, наличие государственной долгосрочной инвестиционной программы, отвечающей национальным интересам (которая, кстати, уже разработана), определение конкретных органов, ответственных за ее реализацию, и, наконец, завершение разработки во исполнение государственной инвестиционной программы полной и завершенной законодательной базы, отвечающей принципам стабильности и перспективности, системности и однозначности регулирования отношений по иностранным инвестициям. [1]

По словам Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, «мы никогда не дождемся иностранных инвестиций, если не приложим усилий для формирования инвестиционного климата». Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие неполучения значительных инвестиций и низкой эффективности работающих иностранных капиталовложений. Оценка рисков, связанных с законодательным обеспечением и правовым регулированием притока иностранного капитала, бесспорно, является одним из самых важных факторов в процессе принятия инвестиционных решений.



































2.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЭЗ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы четыре свободные экономические зоны - "Брест", "Минск", "Гомель-Ратон" и "Витебск". Иностранные инвесторы, реализующие инвестиционные проекты на территории зон, имеют возможность пользоваться значительными преференциями ведения бизнеса по сравнению с общими условиями, действующими в стране. Одним из главных преимуществ белорусских свободных экономических зон являются существенные льготы, прежде всего в области налогов и таможенного регулирования. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ от реализации продукции собственного производства или услуг освобождается от налогообложения в течение 5 лет со дня объявления прибыли, включая первый прибыльный год. Прибыль, направляемая резидентами СЭЗ на инвестиции в Республику Беларусь, освобождается от обложения налогом на доходы. Таможенные пошлины и меры экономической политики не распространяются на товары, ввозимые на территорию зоны из-за рубежа. При вывозе продукции собственного производства резидентов СЭЗ за пределы Республики Беларусь не взимаются таможенные пошлины и платежи, также не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование.

К примеру, резиденты СЭЗ «Минск» в 2003 году увеличили объем привлеченных иностранных инвестиций в 2,6 раза и привлекли $79,8 млн. Общий объем заявленных в прошлом году инвестиций составил $24,4 млн. Доля зарубежного капитала составляет 51,6% в общем объеме заявленных инвестиций. В их структуре наибольший удельный вес занимает капитал из Англии (22%), США (15%) и России (14%). В создание производственных предприятий на территории СЭЗ «Минск» вложили средства представители 21 страны мира, в том числе Нидерландов, Сербии и Черногории, Швейцарии, Польши, Германии, Италии, Кипра, Турции.

Администрация СЭЗ сообщает, что в настоящее время деятельность предприятий-резидентов СЭЗ «Минск» направлена на увеличение доли экспорта и развитие приоритетных для Белоруссии отраслей. Речь идет о внедрении современных строительных технологий и материалов, выпуске энергосберегающей продукции, производстве и упаковке продуктов питания, изготовлении медицинского инструментария. Основными производствами в СЭЗ являются машиностроение и оборудование (23,2%), строительство и энергосбережение (22,5%), а также деловая инфраструктура (21,7%). Удельный вес реализации продукции на экспорт предприятиями-резидентами СЭЗ «Минск» составляет 68,5%. Удельный вес импортозамещающей продукции в общем объеме производства — 70%. Всего с начала деятельности СЭЗ предприятиями реализовано продукции на сумму более 459 миллиардов рублей. При этом в 2003 году объем реализации составил более 249 миллиардов, что практически вдвое больше аналогичного показателя 2002 года. Объем экспорта в прошлом году составил более 171 миллиардов рублей, превысив соответствующий показатель 2002 года более чем в 2,5 раза.

По состоянию на 1 января текущего года предприятиями-резидентами СЭЗ «Минск» уплачено налогов, сборов и других отчислений в бюджет и другие внебюджетные фонды на сумму 51,5 миллиардов рублей, в том числе за минувший год — 23,9 миллиардов. Краткая информация о деятельности СЭЗ ''Минск'' в 2004 году по состоянию на 01.07. 2004 г. приведена в приложении 1. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


         Выход из сложившейся системной кризисной ситуации в сфере инвестиций потребует реализации серии взаимосвязанных концептуальных изменений. При выходе из этого кризиса просто необходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптировать его к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом.

Отечественная система "модернизации" основывается на издании многочисленных законодательных актов низшего порядка, в большинстве своем ведомственных. Кстати, многие из этих поправок не имеют обязательных (для вступления в силу) реквизитов регистрации Министерства юстиции,  а, следовательно, и экспертной оценки. Часто поправки и добавления противоречат друг другу и, что хуже всего, "отменяют" положения Инвестиционного кодекса. На порочность и необходимость ликвидации такой практики указывается постоянно; тем не менее она продолжается. Наконец, на общем фоне "борьбы с недоимками", стремлением наполнить бюджет любой ценой, смысл выпущенных документов очевиден. Другой подоплекой вводимых ограничений видится набирающая обороты кампания по ограничению проникновения в страну зарубежного капитала — якобы источника угрозы отечественной экономике. Действительно, нередки ситуации, когда странами предпринимаются соответствующие защитные и ограничительные меры как в целом, так и в отношении отдельных секторов экономики. Думается, что, взвешенно оценивая нынешнее положение народного хозяйства и результаты более чем скромного, несмотря на почти пятилетний опыт, прямого иностранного инвестирования, обнаружить опасность для белорусской экономики, во всяком случае с этой стороны, 6удет сложно.

Изучая опыт стран, где различные формы коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

Что нужно для того, чтобы все эти возможности инвестиций в полной мере реализовались в нашей стране?

Прежде всего необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для инвестирования. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в нашем государстве цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического кризиса. При этом необходимо иметь в виду, что интересы общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, проведении антиимпортной политики. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Беларуси и сопредельных государств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют наши предприниматели, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Масштабные инвестиции - необходимое условие выхода экономики Беларуси из кризиса.

И последнее, по словам Президента Республики Беларусь А.Лукашенко «проблем с инвестициями у нас нет, особенно с иностранными». [17]

   

 

















































 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ


1.                  Абрамович А.М. Инвестиции для развития экономики Республики Беларусь: статья в сети Интернет.

2.                 Администрация СЭЗ «Минск». www.fezminsk.by .

3.                 Алексахина Т.С. Некоторые аспекты правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь // Право. 1999. № 4.

4.                 Восток + Запад. Вестник внешних экономических связей Республики Беларусь // Ежемесячное приложение к журналу «Дело» №3, 2000.

5.                 Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (Закон от 22 июня 2001 года № 37-З в редакции Закона от Республики Беларусь от 05.08.2004 № 313-З).

6.                 Интернет сайт www.economics.ru.

7.                 Интернет сайт журнала «Главный бухгалтер». www.gb.by.

8.                 Интернет сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь #"#">www.lib.ru.

12.            Моисейчик Г.И.  Инвестиционный кризис в Республика Беларусь // Белорусский экономический журнал. 2002. № 2.

13.            Николайчук В. Сергей Сидорский пригласил инвесторов // Рэспублiка. 2004.  22 сент. С. 1.

14.            Основы экономической теории: Учеб.; под общ. ред. Клюни В.Л. Мн.: Экоперспектива, 1997.

15.            Официальный сайт Национальной экономической газеты. Раздел инвестиции. #"1.files/image031.jpg">

На предприятиях-резидентах СЭЗ ''Минск'' создано 4761 новое рабочее место, в т.ч. за 1-ое полугодие 2004 года - 625 рабочих мест.

Деятельность предприятий-резидентов СЭЗ ''Минск'' направлена на увеличение доли экспорта и развитие приоритетных для нашей страны отраслей, в том числе на внедрение современных строительных технологий и материалов, производство энергосберегающей и импортозамещающей продукции, производство современной упаковки, выпуск медицинского инструментария.

Основные отрасли производства, осваиваемые резидентами СЭЗ «Минск»

- Медицина, косметика, бытовая химия, деловая инфраструктура, услуги, пищевая промышленность, легкая промышленность. При этом предприятиями – резидентами СЭЗ «Минск»: - заявлено внешних и внутренних инвестиций (с учетом Уставного Фонда) на сумму $129,6 млн., привлечено внешних и внутренних инвестиций (с учетом Уставного Фонда) – $172,1 млн., в том числе за  1 полугодие 2004 г. – $34,3 млн.,  из них иностранных инвестиций – $13,2 млн., уплачено налогов, сборов, платежей в бюджет и внебюджетные фонды на сумму 67,2 млрд. руб., в т.ч. за 1 полугодие 2004 г. – на сумму более 150 млрд. руб. (за первое полугодие 2003 года объем реализации составлял 76,3 млрд.руб.), всего реализовано продукции собственного производства на  сумму около 610 млрд. руб., в том числе за 1 полугодие 2004 г. -  на сумму  более 150 млрд. руб. (за 1 полугодие 2003 года объем реализации составлял 76,3 млрд. руб.); удельный вес реализации продукции на экспорт – 59,8%, удельный вес импортозамещающей продукции в объеме производства – 31,7%.

Динамика производственной деятельности предприятий-резидентов СЭЗ «Минск» (млн. руб.)

 

Привлечение иностранных инвестиций - одна из основных задач свободной экономической зоны ''Минск''. Зарубежный капитал составляет 60% всех заявленных инвестиций. Компании 21 страны инвестировали капитал в создание и развитие производственных предприятий-резидентов СЭЗ ''Минск''. Это такие страны как Англия, Россия, США, Латвия, Сербия и Черногория, Германия, Швейцария, Польша, Литва, Италия, Кипр, Турция, Украина и т.д.

Структура заявленных иностранных инвестиций СЭЗ ''Минск''

С целью привлечения иностранных и национальных инвестиций администрацией СЭЗ «Минск» проведено 60 конкурсных комиссий на право регистрации в качестве резидента СЭЗ «Минск», рассмотрено 131 инвестиционный проект. Наиболее крупные инвестиционные проекты, одобренные конкурсной комиссией в 2003-2004 годах для реализации на территории СЭЗ ''Минск'':

·        Проект ИП «Корпопэт» по организации упаковочного производства;

·        Создание банка - резидента СЭЗ «Минск» ОАО «Международный Банк Экономического Сотрудничества»;

·        Проект УП «Санта-Холод»  - оказание услуг по хранению и складированию охлажденных и замороженных продуктов;

·        Проект ИП «Белпанель» – производство сэндвич – панелей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.