Меню
Поиск



рефераты скачать Издержки как фактор конкурентоспособности фирмы

p>Способы преодоления кризиса неплатежей.


Первый - банкротить должников, и чем больше, тем лучше; в классической рыночной экономике неплатежеспособность предприятий преодолевается именно с помощью процедур банкротства.

Некоторые эксперты сомневаются, что целесообразно преодолевать кризис неплатежей с помощью банкротств. Неплатежеспособных предприятий в России слишком много, поэтому арбитражные суды не справятся с наплывом дел. Кроме того, банкротство должника всегда порождает убытки кредиторов, а банкротства крупных должников могут повлечь за собой цепочки банкротств кредиторов. Важно и то, что неплатежеспособными оказались многие крупнейшие предприятия, имевшие значительный вес на фондовом рынке (до его обвала), вовлеченные в международные проекты. Их банкротство чревато еще большим падением делового рейтинга нашей страны. Не стоит забывать, что массовые банкротства - это массовый передел собственности, причем за бесценок. Ведь предприятий на рынке окажется намного больше, чем денег. При этом причины, порождающие задолженность, не будут устранены.
Эти аргументы не означают, что процедуру банкротства следует вообще исключить. Банкротство безнадежных предприятий необходимо. Но оно должно проходить по строгим критериям, исключающим произвол со стороны властей, нередко желающих таким образом передать предприятия "своим" людям. Уместно использовать процедуру "ускоренного" банкротства, в процессе которого удается сохранить предприятие как имущественный комплекс,(оно продается целиком, как бизнес, без долгов), а выручка от его продажи распределяется среди кредиторов и прежних акционеров.

Второй - использовать денежную эмиссию в размерах, достаточных для погашения долгов бюджета. Противники такого подхода подчеркивают, что из-за величины долгов эмиссия будет столь значительной, что страна неизбежно сорвется в пропасть гиперинфляции.

Третий - снижать цены и издержки производства, для этого законодательно разрешить продажу товаров по ценам ниже себестоимости, установить регулируемые цены на продукцию монополистов (прежде всего на газ и электроэнергию) с учетом сложившегося уровня фактических расчетов.
Сторонники этого пути обращают внимание на то, что снижение цены на электроэнергию должно быть увязано с установлением предельных цен на энергетические угли. На основе радикального снижения цен на газ и электричество нужно соответственно снизить цены на тепловую энергию и железнодорожные перевозки. Это, конечно, сократит доходы бюджета, но позволит существенно уменьшить и его расходы (вопрос в том, что окажется весомее). Кроме того, появится возможность восстановить нормальные условия функционирования промышленности в нашей обширной стране с суровыми климатическими условиями.

Четвертый - провести дополнительную эмиссию акций предприятия-должника, продать их на рынке и вырученными средствами возместить его долги, в том числе бюджету (правда, при этом "размывается" капитал владельцев предприятий, более того - они могут лишиться контрольного или блокирующего пакета). Этот подход реализован в постановлении правительства "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" от 5 марта 1997 г. № 254, согласно которому должны продаваться ценные бумаги предприятия, уклоняющегося от уплаты налогов.
Некоторые эксперты справедливо видят в этом признание государством своей неспособности собирать налоги, а также того факта, что нынешние налоги можно выколотить из налогоплательщиков только насильственными способами.

Пятый - заставить предприятия под угрозой штрафов и других санкций торговать своими долгами на рынке. Такой подход активно продвигают
Минэкономики и Госналогслужба. Аналитики обращают внимание на то, что продажа предприятиями дебиторской задолженности создает лазейку для ухода от налогов. Поскольку задолженность исчислена на основе завышенных бартерных цен, при ее продаже можно "нарисовать" убытки, т.е. свести прибыль к нулю.

Шестой - списать почти все пени и штрафы без условий и предоставить длительную (более чем на 10 лет) беспроцентную рассрочку основной суммы долга. К списанию долгов надо, конечно, "добавить" реформирование налоговой системы и естественных монополий.

Многим такой подход не нравится, потому что прощение долгов совсем отучит недобросовестные предприятия платить налоги, а добросовестные плательщики в очередной раз пострадают. Сторонники подхода возражают: в России трудно отыскать крупное предприятие (а не молочный магазин или подставную фирму), которое не имеет задолженности. Если же такое находится, то это, как правило, местный монополист или завод, имеющий высокую рентабельность за счет уникальной технологии, но не предприятие с "сознательным" директором.
Ведь российские компании возникали не благодаря тому, что собрались несколько человек, сложились и построили прибыльный завод. Заводы строились за счет государства, но потом одним достались сверхприбыльные производства, а другим - обычные. Счастливчики в состоянии платить налоги.

Правительство предложило свой комплекс мер по преодолению кризиса неплатежей: законодательно ввести более жесткий срок оплаты товара, после которого долг попадает в разряд "плохих" (в отличие от обычного товарного кредита).
Скажем, до трех месяцев задержка с оплатой не противоречит обычаям делового оборота, а свыше этого лимита в неплатеж получают право вмешиваться государственные органы; организовать с помощью государства компьютерные сети для построения цепочек расшивки долгов (нетинг) предприятий и ввести регулярные торги долгами; побудить директоров предприятий расшивать кредиторскую и дебиторскую задолженность добровольно (как было в Чехии) или принудительно, введя уголовную ответственность директоров (по примеру Словакии). Хватит ли на это воли российскому правительству - покажет время.

Причины бедственного положения предприятий, по некоторым оценкам, в 90% случаев лежат в сфере управления бизнесом, неумении вписаться в условия рынка, снижать издержки производства, повышать качество продукции, осваивать новые технологии. И лишь в 10% случаев сказываются последствия утяжеленной структуры экономики. Неплатежи, на которые часто ссылаются в оправдание тяжелого положения предприятий, также во многом порождены нерыночным или просто неграмотным поведением хозяйствующих субъектов.
Но и при общем спаде производства, неблагоприятных экономических и правовых условиях немало предприятий работают успешно благодаря тому, что их менеджеры поступают в соответствии с требованиями рынка. Есть и такие менеджеры, которые освоили принципы и методы управления в условиях рынка, но не в состоянии преодолеть трудности, выпавшие на долю отечественной промышленности (отсутствие инвестиций, разорительная налоговая система, неразумная экспортно-импортная политика). Если устранить эти помехи, такие руководители смогут должным образом организовать работу своих предприятий.
В нашей стране слишком много директоров, которые не имеют должного образования. Чтобы увеличить число тех, кто способен управлять предприятиями на уровне современных требований, нужно создать эффективную систему обучения руководящих кадров теории и практике менеджмента.
Есть и такие директора, которые прекрасно освоили рыночные методы хозяйствования, но используют их не во благо работников, а для собственной наживы. Нередко такие директора имеют в собственности контрольный пакет акций. Естественно, они никогда добровольно не уступят свой пост, позволяющий контролировать финансовые потоки предприятия.

Чтобы сохранить российскую промышленность, необходимо совместить интересы общества и владельцев предприятий или разрешить этот конфликт, скажем, заменив нынешних собственников на эффективных, способных обеспечить надлежащее управление и развитие предприятий. Нужен механизм, позволяющий отстранять от работы руководителей, не умеющих эффективно управлять и разворовывающих капитал акционерных обществ.
Одной из таких мер выступает банкротство.
После того как 1 марта 1998 г. вступил в силу обновленный закон "О несостоятельности (банкротстве)", появилась надежда, что банкротство станет одним из основных рычагов промышленной политики, поможет восстанавливать платежеспособность предприятий, менять неэффективных собственников и плохих управленцев, а распродаваться в ходе банкротства будут лишь те материальные ресурсы предприятия, которые в принципе не могут эффективно использоваться
(приносить прибыль).
Однако те, кто участвует в процедурах банкротства конкретного предприятия, чаще оперируют словом "ликвидация", чем "финансовое оздоровление".
Общественное сознание упорно продолжает воспринимать банкротство как способ закрыть предприятие, когда оно уже неспособно выкарабкаться, или способ распродать его имущество, когда необходимо срочно выбить завязшие долги (в том числе бюджету), или как возможность заменить неугодного местным властям директора на "своего" человека. И такое отношение небезосновательно. Новый закон позволяет довольно легко обанкротить предприятие: достаточно показать, что оно в течение трех месяцев не рассчитывается с кредиторами, и можно начинать процедуру банкротства.

Банкротство (несостоятельность) - признанная арбитражным судом или объявленная самим должником, неспособность должника в течение трех месяцев удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей.

Арбитражный управляющий (он же временный, внешний или конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства. К процедурам банкротства относятся наблюдение, внешнее управление, конкурсное управление, мировое соглашение.

Для разработки программы выхода из кризиса управляющему необходимо:

проанализировать деятельность предприятия и выявить конкретные причины его кризисного состояния; провести маркетинговые исследования рынка, на котором действовало предприятие, и смежных рынков (нередко именно переориентация производства приводит к спасению); проанализировать состояние основных средств предприятия, возможность их технического перевооружения и переориентации на иной ассортимент; определить источники внешнего финансирования антикризисных мер; разобраться в ненормативных тонкостях хозяйственных и около хозяйственных связей предприятия, установить личные отношения с основными поставщиками.
Чтобы успеть все это сделать за отведенные законом месяцы и в условиях, когда чинятся препятствия, нужно быть гениальным менеджером, иметь сработавшуюся команду высококлассных специалистов, "группу поддержки" для обеспечения безопасности и быстрого разрешения конфликтов с
"заинтересованным окружением" предприятия, хорошие отношения с местным арбитражным судом, налоговыми органами и территориальным управлением ФСДН.
А также нужно иметь на примете потенциального инвестора или возможность быстро его найти. Это реально лишь в немногих случаях, а в остальных решение, представленное управляющим собранию кредиторов и арбитражному суду, оказывается далеким от оптимального.

Что же произошло? Почему жизнь разошлась с замыслом? Сказались пороки экономического смысла банкротства или законодатели допустили серьезные ошибки, которые мешают проявиться его созидательным свойствам?

Одна из причин в том, что в законопроект накануне третьего чтения в Госдуме скрытно было вписано роковое слово "конкурсные" перед словом "кредиторы"
(бюджет и внебюджетные фонды к конкурсным кредиторам не относятся). Правка привела к негативным последствиям и для предприятий, и для государства, которое как кредитор лишилось права участвовать во всех этапах банкротства должника, кроме первого собрания.

Закон недостаточно эффективен еще и потому, что в ходе банкротства, используемого как инструмент в борьбе за влияние на предприятии, от управления производством отстраняются акционеры, чьи интересы действительно могли быть долгосрочными. Они заплатили за контрольный пакет акций реальные деньги и готовы навести порядок - прекратить воровство, улучшить управление, снабжение, сбыт.

Обсуждается также вопрос о формировании корпуса государственных управляющих
(скажем, внештатных сотрудников территориальных управлений ФСДН). Они стали бы спасать в первую очередь крупные и средние предприятия и под "крышей" этих управлений были бы менее зависимы от влиятельных сил в регионах.
Готовя до 50 государственных управляющих в месяц, постепенно можно было бы довести общее их число до 1000 человек. Более качественное и интенсивное обучение могло бы продолжаться 6-12 месяцев (первая часть - подготовка за границей, вторая - адаптация полученных знаний к местным условиям). Нужны и менее формальные критерии отбора претендентов, одного тестирования явно недостаточно.

Надежды возлагаются также на Контрольную комиссию, которую уместно создать при ФСДН или специализированном фонде из квалифицированных специалистов.
Она стала бы проверять обоснованность вынесенного на собрание кредиторов предложения о введении внешнего управления или начала конкурсного производства, а также анализировать и оценивать антикризисную программу, разработанную управляющим.

В России в условиях, когда рыночная среда еще не сформировалась и практически невозможно оценить экономическую эффективность проектов и связей, движущими силами для объединения предприятий и банков в финансово- промышленные группы (ФПГ) стало стремление к стабильности связей и повышению собственной значимости в экономике, обеспечивающей выживание как за счет взаимной поддержки членов объединения, так и вынужденной помощи государства. Поэтому многие ФПГ представляют собой искусственные образования, экономически слабо обоснованные.
Согласно закону "О финансово-промышленных группах" они образуются в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности производства, расширение рынков сбыта и создание рабочих мест.
ФПГ бывают в одной из двух форм: холдинг, когда юридические лица действуют как материнская (она же центральная) компания и дочерние общества; система участия, когда юридические лица полностью или частично объединяют свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ. Все участники группы учреждают центральную компанию, как правило, в форме инвестиционного института, хотя допустима и форма хозяйственного общества, ассоциации или союза.
В ФПГ могут входить государственные и муниципальные унитарные предприятия - в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества; дочерние хозяйственные общества и предприятия - только вместе с основным обществом
(унитарным предприятием-учредителем); инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ. В группе обязательно должны быть организации, производящие товары или услуги, а также банки или иные кредитные организации. А вот участие общественных и религиозных организаций недопустимо.
Наряду с официально зарегистрированными ФПГ существует немало неформальных объединений с относительно устойчивым сотрудничеством и взаимопроникновением промышленного и финансового капиталов. Их называют конгломератами. Причем члены конгломерата порой объединены даже более жесткими, чем участники ФПГ, личными, клиентскими, кредитными, акционерными, технологическими связями. были сформированы холдинги "Газпром", "ЕЭС России", "Связьинвест",
"Высокоскоростные магистрали", "Роснефть", "Транснефть",
"Транснефтепродукт", "ЛУКойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз".

Что побуждало участников группы получать официальный статус ФПГ? Тем самым сильные предприятия хотели, во-первых, обеспечить акционерный контроль над предприятиями и банками, с которыми уже налажены эффективные хозяйственные связи, целесообразные и в перспективе; во-вторых, повысить имидж объединения в глазах инвесторов и зарубежных партнеров; в-третьих, развить контакты с федеральными и региональными органами власти.


Мотивы и надежды группирующихся предприятий

Предприятия вынуждены были группироваться в ответ на острую нехватку оборотных средств, вследствие инфляции и неплатежей, на свертывание бюджетного финансирования, на прессинг со стороны мощных конкурентов на внутреннем и внешнем рынках, а также в поисках более эффективного управления капиталом.
С объединением в ФПГ они связывали надежды на кооперирование в снабженческо- сбытовой сфере ради экономии издержек; на повышение согласованности действий при производственной кооперации; на расширение круга инвесторов и укрепление отношений с банками; на консолидацию инвестиционных ресурсов; на оптимизацию материально финансовых потоков; на уменьшение потребности в оборотных средствах на основе укрепления платежной дисциплины партнеров по группе, использования ими товарных кредитов, векселей, трансфертных цен; на улучшение делового имиджа на внутреннем и внешнем рынках, в частности благодаря повышению ритмичности производства; на облегчение отстаивания групповых интересов в государственных инстанциях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.