Меню
Поиск



рефераты скачать Антимонопольное регулирование внешнеэкономической деятельности

p> Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями 5-8 закона "О конкуренции", причем расширительное применение термина "монополист" не допускается [15].

Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа: с развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки транспортного, строительного и машиностроительного комплексов; олигополистические с небольшим числом производителей - рынки отдельных товаров длительного пользования (автомобили, компьютеры, бытовая техника).
Они особенно трудно поддаются демонополизации, потому что при формальном отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются благоприятные возможности для монополистического сговора, который юридически доказать довольно сложно; монополизированные, в том числе рынки естественных монополий.

Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.

В России к естественным монополиям относят, прежде всего, РАО "ЕЭС
России", "Газпром" и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Меры, намеченные Указом Президента РФ "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" от 28 апреля 1997 г. № 426, воспринимаются неоднозначно.

Хотя структурная реформа в этой сфере направлена на повышение экономической эффективности естественных монополий, рациональное использование их производственного потенциала, формирование конкурентных
(рыночных) отношений, противники демонополизации считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект. Тем не менее, реформирование естественных монополий - одна из главных задач реструктуризации российской экономики.

2.3. Функции и задачи Министерства РФ по антимонопольной политике

Основными задачами Министерства являются:

1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

3) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской
Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах;

4) проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;

5) государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи).

В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции: обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской
Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании; дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке; дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках; разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг); осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства
Российской Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении
(выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций; согласовывает решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации), а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации; предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами; принимает участие в разработке государственной политики в области защиты прав потребителей, обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей; подготавливает в пределах своей компетенции предложения по усилению государственной поддержки и развитию предпринимательства, особенно малого и среднего; обеспечивает формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, оказание консультативной, информационной и финансовой поддержки создания и деятельности субъектов малого предпринимательства;

обеспечивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке участие Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам конкурентной, в том числе антимонопольной политики, политики в области защиты прав потребителей, рекламной деятельности, в области поддержки предпринимательства и регулирования естественных монополий, а также участвует в подготовке предложений о взаимодействии Российской Федерации с мировым сообществом по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства; разрабатывает мероприятия, направленные на защиту прав потребителей, предотвращение недобросовестной конкуренции, и организует реализацию этих мероприятий; изучает и анализирует зарубежный опыт в области государственного регулирования и развития конкуренции, ограничения и пресечения монополистической деятельности, защиты прав потребителей, регулирования рекламной деятельности, деятельности товарных бирж, поддержки предпринимательства, а также регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи; обеспечивает гласность в работе
Министерства, постоянно информирует население Российской Федерации через средства массовой информации, в том числе через специализированные периодические издания, о ходе реализации мер по демонополизации экономики, развитию конкуренции, предпринимательства и защите прав потребителей и по другим вопросам, относящимся к компетенции Министерства, ежегодно публикует доклады о регулировании деятельности субъектов естественных монополий в области связи; а также участвует в организации подготовки специалистов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;

осуществляет иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия [14].

Схема 1. Управленческая структура Министерства РФ по антимонопольной политике
| Схема 1. |
|[pic] |

Глава III. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

3.1. Деятельность МАП Приморского края

Основой функционирования современной рыночной экономики является независимое поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной конкурентной политики становится одним из важнейших факторов экономического роста.
Созданные десять лет назад как инструмент формирования и государственного регулирования цивилизованного рынка, российские антимонопольные органы стали одним из основных гарантов демонополизации экономики, существования единого экономического пространства, преодоления административных барьеров и свободы предпринимательства.

На территории края на протяжении 10 лет государственную политику, направленную на последовательную нормализацию и укрепление экономической ситуации в Приморье, развитие конкурентной среды, поддержку отечественных товаропроизводителей, контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, защиту прав потребителей товаров (работ, услуг) осуществляет Приморское территориальное управление Министерства Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

С 19 декабря 1991 года возглавляет Приморское территориальное управление МАП России Заслуженный экономист РФ, профессор, государственный советник РФ 3 класса Таланцев Владимир Иванович.

Приморское территориальное управление МАП России было создано наряду с другими территориальными управлениями в субъектах Российской Федерации на основании постановления Совета Министров РСФСР № 515 от 8.10.1991 г. и приказа ГКАП РСФСР № 62 от 17.10.1991 г. “Об организации и создании территориальных управлений Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур”.

Несмотря на трудности организационного, финансового, кадрового характера Приморское территориальное управление сохранило свою самостоятельность, наглядно продемонстрировало свою эффективность, оставаясь независимым от ведомственных и местнических интересов.

Прошедшее десятилетие характеризуется реальным осуществлением в крае рыночных реформ, в ходе которых созданы необходимые предпосылки для формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках. В достигнутых успехах реформирования экономики в крае значительный вклад принадлежит Приморскому антимонопольному управлению.

Как известно, антимонопольные органы действуют на одном из важнейших участков вертикали власти, имеют большие полномочия, закрепленные законодательно, позволяющие эффективно влиять на экономические процессы. За прошедшее десятилетие Приморским территориальным управлением с целью пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции было возбуждено 636 дел и выдано 430 предписаний о прекращении нарушений законодательства, в том числе по нарушениям антимонопольного законодательства соответственно 289 и 181, по нарушениям законодательства о защите прав потребителей 196 и 158, по нарушениям законодательства о рекламе 150 и 90.

Следует отметить, что условия работы управления постоянно усложняются
– растет правовая грамотность персонала хозяйствующих субъектов, работникам управления все чаще противостоят высококвалифицированные и соответствующим образом оплачиваемые юристы коммерческих организаций и профессиональные адвокаты. Количество обращений в арбитражный суд по обжалованию решений антимонопольного управления за последние 3 года выросло почти в 2 раза.
Однако, при этом доля решений, отмененных судом, остается стабильно низкой и не превышает единицы процентов.

В последнее пятилетие при сокращении численности аппарата управления происходит расширение его функций. В 1995 году на антимонопольное управление дополнительно были возложены функции по контролю за соблюдением законодательства о рекламе, в 1998 году – по государственной поддержке предпринимательства и контролю деятельности субъектов естественных монополий на транспорте и в области связи, в 2000 году – по антимонопольному регулированию на финансовых рынках.

Огромная работа проведена управлением по пресечению проявлений монополистической деятельности как монопольных структур, доставшихся краю в наследство с доперестроечных времен, так и новых, возникших в процессе приватизации и конкурентной борьбы.

За год территориальное управление в среднем рассматривает около 200 обращений граждан и юридических лиц, связанных со злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением, прежде всего на товарных рынках энергетики, транспортных перевозок, жилищно-коммунального хозяйства.

Значительный вклад антимонопольное управление внесло в искоренение регионального сепаратизма, ограничивающего конкуренцию, особенно в отношении выявления и пресечения запрета на ввоз продукции из-за пределов края, предоставления незаконных льгот и преимуществ для одних предприятий и ущемления интересов других.

Проблема антимонопольного контроля действий органов исполнительной власти, ограничивающих конкуренцию, содействие укреплению вертикали власти, федерализма, соблюдению Конституции Российской Федерации и федерального законодательства остается важнейшим направлением работы управления, воплощением реализации усилий по предупреждению и пресечению административных барьеров для предпринимательской инициативы в развитии экономики. Например, за 10 месяцев 2001 года по сравнению со всем 2000 годом только число дел, возбужденных по нарушению ст.7 "Закона о конкуренции..." на товарных рынках увеличилось в 1,7 раза, но ведь помимо этого многие нарушения устранялись и без возбуждения дел, но от этого они не требую меньшего объема работы со стороны антимонопольного управления.

В ходе государственного контроля экономической концентрации территориальным управлением принимаются меры по недопущению возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, что также входит в его функциональные обязанности. Только за последние 2 года антимонопольным управлением рассмотрено более 320 ходатайств и уведомлений хозяйствующих субъектов по сделкам, определяющим права собственности и управления. Причем в последнее время неуклонно увеличивается число обращений, связанных с предварительным согласованием приобретения акций и активов хозяйствующих субъектов, рассмотрение которых достаточно трудоемко, поскольку требует тщательного экономического анализа. Здесь достаточно назвать такие акционерные общества как Дальморепродукт, Приморсклеспром,
Владивостокский морской торговый порт, Тернейлес, Дальполиметалл и другие, являющиеся опорой экономики края и проявляющие в последние годы повышенную активность в процессах перераспределения собственности.

Значительно обострилась проблема оценки последствий концентрации, выявления реальных приобретателей, использующих подставные фирмы, выявления связей, определяющих образование групп лиц - достаточно новую и сложную задачу для ряда отраслей экономики Приморья. При этом антимонопольное управление никогда не создавало препятствий для иностранных инвестиций в создание и развитие приморских предприятий.

Большую работу проводит Приморское территориальное управление по реализации государственной политики, обеспечению контроля законодательства о защите прав потребителей.

Национальная политика в сфере защиты прав потребителей осуществляется во взаимодействии с общим курсом экономических, правовых реформ, институционными преобразованиями и развитием конкуренции.

За это время создана необходимая правовая база, а в Закон Российской
Федерации “О защите прав потребителей” неоднократно вносились изменения и дополнения, он является одним из самых востребованных и действенных в российском законодательстве. По инициативе и непосредственном участии антимонопольного управления сложилась и осуществляется целенаправленная работа по защите прав потребителей на территории Приморского края.

Антимонопольное управление ежегодно рассматривает около тысячи обращений потребителей, консультирует их, оказывает помощь в подготовке претензий в адрес изготовителей, исполнителей, продавцов или исковых заявлений в суд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.